Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

13.07.2001
15:08

Валерий Сердюченко: Читая Достоевского и Чернышевского. Преодоление эстетики.

13.07.2001
13:27

Н.Харитонов: большинство россиян станут рабами

13.07.2001
10:13

Как это было: ДОГОВОР О ПРОДАЖЕ РОССИЕЙ ПОЛУОСТРОВА АЛЯСКА СОЕДИНЕННлМ ШТАТАМ АМЕРИКИ. 18 (30) марта 1867 г. (Со стороны России подписал Стекль*)

13.07.2001
09:08

К 65-летию поэта Валентина Сорокина

12.07.2001
17:58

Новый проект "Русского переплета":"Тайная история творений".

12.07.2001
11:23

Стихотворения Сергея Попова

11.07.2001
18:39

18 июля 2001 года концерт в Музее А.Н.Скрябина

11.07.2001
13:04

Новый рассказ Владислава Отрошенко

11.07.2001
10:42

Новости Московского Международного фестиваля ARTFOR-FOCOM ЛЕТО 2001.

11.07.2001
08:17

XXI век. Еще раз о русском воззрении.

08.07.2001
12:11

Клуб "Белый лотос"

08.07.2001
00:06

Очередная стрела Валерия Сердюченко

07.07.2001
13:19

Владимир Аннушкин: "Язык - речь - слово в духовной литературе и образовании"

06.07.2001
19:18

Повесть Александра Вяльцева и эссе Олега Павлова

06.07.2001
09:01

Поэт Валерий Абанькин в "Русском переплете"

05.07.2001
13:44

Владимир Варава, Русский "гендер"

05.07.2001
09:47

Сегодня испонился бы 71 год Вадиму Валериановичу Кожинову

04.07.2001
18:27

В словесности последнего времени побеждает ребенок.

04.07.2001
16:33

Наби Балаев: "Просто есть Милош, и Европа уже не сирота"

    Пермские литераторы и художники отмечали на днях 90-летие Чеслава Милоша, польского поэта, нобелевского лауреата по литературе. В отсутствие здравствующего юбиляра, находящегося где-то между Краковым и Беркли. В его адрес было произнесено много добрых слов и сочинены стихи, к примеру Ниной Горлановой:

    Юбилей Милоша хороший повод собраться,
    Теплый денек отличный повод собраться
    Хорошее вино тоже повод.
    Расцвела фиалка великий довод
    Выходит, вся жизнь это повод
    Собраться и поговорить.
    Почему же мы так редко это делаем

    Вечер был инициирован Наби Балаевым, преподавателем кафедры философии ПГТУ, привлекшим внимание к фигуре одного ╚из тех считанных мастеров, чьи произведения год за годом определяли состояние и уровень мировой литературы середины и второй половины╩ (Б.Дубин) XX века.

    Q.: Что может заинтересовать философа тем более в Перми - в Милоше-поэте?

    А.: Умение вносить в поэзию историческое дыхание, или чувство времени и места. Его стихи это не просто поэтические опыты, это шедевры маленьких завершенных фрагментов мира, независимо от того, пишет ли он о маленькой деревушке или о большой Европе. А его эссе насущные ответы на проявления вечных проблем жизни.
    Как мыслитель он ведет внутренний диалог и полемику не только с известными интеллектуалами Европы, отстаивая классические ценности и незыблемость мира (например, с Симоной Вайль, восторгаясь ее религиозными прозрениями, перекликаясь с Блейком, Сведенборгом и Достоевским, споря с идеей всемирного мессианства), но и с современными возможными безымянными читателями. Это диалог с каждым Молчаньем, могущим разразиться как гром на провинциальном небе каждой ищущей души и приоткрываться светом существованья, светом мужественного сознанья

    Q: Что отличает его, скажем, от Бродского?

    А.: Сравните бред Бродского* с нобелевской лекцией Милоша (а ведь это академический экзамен), и вы увидите, как Милош четко определяет призвание поэта и характер времени (указав на духовные беды Европы), жажда ╚видеть и описывать╩ явленья жизни, в отличие от тех растлителей сознания,которые экспериментируют с багажом языка и являют на свет Божий ╚темную╩ поэзию ╚мертвых душ╩
    Что касается Бродского, то я бы лучше предпочел Решетова, нашего домашнего Пушкина
    (непонятно, куда бегут наши молодые начинающие поэты, не видя эту родную глыбу гармонии )
    А Милош современный классический поэт. Это обязывает, прежде всего, к ясности, сочетающей унаследованность традиции и модерн. Скажем,
    ╚Песенка о конце света╩ - это опыт модернистского описания люди могут не знать, что ╚другого конца света не будет╩ а значит и начала света может не быть Будет ли свет, зависит только от личной способности гореть синим пламенем, и извлекать из этого свет существованья

    Q.: в каком смысле модерн? Скажем, если судить по характеру докладов на конференции
    ╚Периферийность в культуре XX века╩ (например, Ракова В.М.), модерн - время начала века и теперь время постмодерна

    A.: Модерн можно рассматривать двояко: в горизонтальной перспективе, как определенный этап в истории культуры, и в вертикальной. Если мы говорим о модерне как о вертикальном сечении в культуре вообще, и в частности, в поэзии, то модерн означает сознание собственного существования, или, как говорил Мандельштам, ╚сознание собственной правоты╩, поскольку, как известно, высшее честолюбие художника ╚существовать╩ и вносить плоды этого существования в покои культуры. Иными словами, спрашивается, если высшая цель существование, исполненность в бытии, то что же может означать постмодерн? Постмодерн, или постмодернизм, напоминает мне крик дерзких варваров, ворвавшихся в Рим, не удостоившихся ни римского правосознания, ни - уже и - родного страха перед скромностью жизни. И потому могущих и лаять, и самих себя распинать (не заслуживших, чтобы их другие распяли), только бы не оказаться вне вниманья публики, жаждущей хлеба и ╚крови╩

    Иначе говоря:
    Чеслав Милош, могущий свет от тьмы отличить,
    И петь безразличным эхом дня,
    И в туманах безразличья их лечить,
    Как врач-колдун ядом огня, -
    Скажи, какие снились грезы намедни,
    Какие слезы проливались во время обедни,
    И сокрушались обо всех...
    И, как фонарь известной печали,
    Светили всем впотьмах...
    Дабы первородный грех обнажить
    И слыть стариком, подвязывающим помидоры,
    Которому нечего нажить
    Кроме своей духовной агоры...

    Ольга Роленгоф


    *имеется в виду Нобелевская лекция Бродского
    Пермские новости
    Ольга Роленгоф

04.07.2001
12:38

Юрий Нечипоренко, "Независимость художника"

<< 491|492|493|494|495|496|497|498|499|500 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100