Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

30.08.2000
10:55

140 лет со дня рождения Исаака Левитана

30.08.2000
09:08

Все "Русское время", с 800 по 2000 годы

30.08.2000
02:31

Владимир Варава, "Культура в зеркале христианской эсхатологии"

29.08.2000
21:05

Субмарина отправляется в турпоход...

29.08.2000
17:51

Очередной пятничный вечер состоится 1 сентября 2000 г.

29.08.2000
10:27

Андрей Ашкеров в АБС-обозрении по вторникам

28.08.2000
14:03

Олег Павлов "Бывшие люди"

28.08.2000
12:35

Сегодня Успение Божией Матери

28.08.2000
12:32

Сегодня 75 лет со дня рождения Юрия Трифонова

28.08.2000
12:24

Технические проблемы со связью на РП преодолены

28.08.2000
00:39

Башня

27.08.2000
19:28

70 лет со дня рождения Владимира Андреева

27.08.2000
19:18

Пожар на Останкинской телебашне

27.08.2000
10:20

230 лет со дня рождения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

    Великий диалектик

    В 1788-1793 Гегель учился в Тюбин-генском теологическом институте (вместе с Шеллингом и Гельдерлином). В 1801-1806 жил в Йене, В 1808-1816 был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 - профессор философии в университетах Гейдель-берга (1816-1818) и Берлина (с 1818). Гегель - уроженец Швабии , страны пиетизма, Личный образ жизни и главные ориентиры его мысли, по словам Дильтея, были определены той строгой нравственностью, которая воспитывалась в нем с раннего детства: пиетизм полагает, что центр тяжести веры - личная святость, освобождающая человека от всякого внешнего авторитета и одновременно предполагающая глубочайшую внутреннюю ответственность за исполнение своих обязанностей. ' Другим духовно значимым источником для Гегеля стало знакомство с античным взглядом на мир как на разумный порядок, органично включающий в себя индивида (по мнению Гегеля, античность является почвой, на которой вырастает вся современная культура). Наконец, третьим духовным источником философии Гегеля было приобщение к миру немецкой литературы и философии. Наиболее значительное влияние на него оказали Лессинг, Гете и Шиллер. В философском же отношении он сформировался под влиянием Канта, Фихте, Шеллинга.

    Среди других представителей немецкого классического идеализма Гегель выделяется обостренным вниманием к истории духовной культуры. В 'Феноменологии духа" (1807) духовная культура человечества представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух одновременно познает себя как их творца. Универсальная схема творческой деятельности "мирового духа" получает у Гегеля название абсолютной идеи, а логика определяется как научно-теоретическое самосознание этой идеи. Диалектическое переосмысление логики было осуществлено Гегелем в "Науке логики" (1812). Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Противоречие понимается здесь как внутренний импульс развития духа. Диалектика пронизывает не только логику, но и другие части гегелевской философской системы - философию природы и философию духа, составляющие соответственно 2-ю и 3-ю части его "Энциклопедии философских наук" (1817). Философия духа развертывается далее в "Философии права" (1821) и в изданных после смерти Гегеля лекциях по филсхю-фии истории, эстетике, философии религии, истории философии.

    Развитое в "философии права" учение Гегеля об объективном духе оказало серьезное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии, Объективный дух по Гегелю - это область права, морали и нравственности, причем под нравственностью понимается сфера объективированной свободы и ответственности - семья, гражданское общество и государство.

    Гегель отмечает противоречия буржуазного общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате прогрессирующего разделения труда. Большое место он отводил анализу труда, который считал основным фактором становления человека.

    Историю Гегель рассматривал в целом как "прогресс духа" в сознании свободы, причем этот прогресс развертывается через "дух" отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии.

    В эстетике наиболее важной для ее последующего развития оказалась содержательная трактовка Гегеля прекрасного как "чувственного явления идеи".

27.08.2000
09:38

"Второй Шаляпин"...

27.08.2000
09:31

Сегодня 90 лет со дня рождения матери Терезы

27.08.2000
09:23

Георгий -аколодяжный с новыми рассказами

26.08.2000
12:12

Русский переплет на Рамблере

26.08.2000
11:54

Очередное слово Владимира Березина в АБС-обозрении

25.08.2000
21:07

130 лет со дня рождения Александра Ловягина (1870-1925)

<< 541|542|543|544|545|546|547|548|549|550 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100