Проголосуйте за это произведение |
Наука, История, Искания и
Размышления
04 января
2017
Оригинал находится на сайте Платновского центра.
В первой публикации (1832) Чаадаева
в "Телескопе": "христианское бессмертие есть жизнь без
смерти, совсем не то что обыкновенно воображают: жизнь после смерти", в
"Записке" (1906) Гагарина
(Н.Федорова), ставшей настольной для Платонова, - уже развернутый призыв к
делу, и вот уже в нашем веке, в журнале "Вопросы философии"
(2009,№ 10), мы читаем: "конечной
целью, организующей и направляющей жизнь, должно быть бессмертие", при
этом директор института философии РАН фамилию Гагарина, естественно, не
упоминает, потому что формулировка академика сужает дело Гагарина, и
дальше он пишет: "по-видимому, общественные законы, какими бы
объективными они ни были, нельзя трактовать как детерминирующую основу
деятельности людей, они являются результатом их деятельности", а это
уже точное изложение Гагарина, но и здесь он не упомянут, по-видимому, из
этических соображений, этика - специализация директора, и поэтому в книжке
Е.Антоновой (ИМЛИ РАН, 2016) о
воронежском периоде жизни Платонова, приводя тексты Платонова о бессмертии и
воскрешении (с.216,221,500,
579,592,597,613,638), их не комментируют, в конце книги указатель
имён, которые необходимо упомянуть, говоря о Платонове, их 640, среди них
Гагарина или Н.Федорова нет; этическая подоплека такова: деятельность
православной церкви, говорит Толстой, состоит в том, чтобы всеми возможными
мерами внушить стомиллионной массе русского народа не имеющие никакого
оправдания верования, которые когда-то исповедывали чуждые нашему
народу люди, и Гагарин приходит к выводу, что Библия всего лишь книга,
пропитанная ненавистью палестинских апокалипсисов (Апокалипсис - самая
пустая и бестолковая книга из всех книг Нового Завета, говорит Толстой),
Гагарин отменяет "закон" борьбы и первые три заповеди, как сеющие
вражду (они запрещают других богов кроме Саваофа), и Платонов, считавший,
что истинного себя он никогда не показывал и едва ли когда покажет, не
выдерживает: "Карл Маркс глядел со стен, как чуждый Саваоф"
(в "Записке" Гагарина, умершего в 1903 г., марксизм назван
разделом иудаизма и поэтому платонововедение обычно пользуется при
необходимости изданием "Записки" 1982 г. упомянутого института
философии, где нужные места из текста изъяты, и в предисловии сказано, что
Гагарин был утопист и недопонимал диктатуру пролетариата); Толстой называл
марксизм нелепым "как и все европейские политико-экономические
учения" (1900 г.), один из неудачных вариантов развития, имеющий целью
наслаждение (и как можно держать в основании учения - Гегеля?), хотят, чтобы
у всех было всё как у меня, не видят, что это невозможно, это истощило бы
земные ресурсы за несколько лет, марксизм и капитализм не отличаются, спор
идет о том, какой из способов производительнее, т.е. приводит к наиболее
быстрому уничтожению природных ресурсов, рабочие названы передовым классом,
потому что ими легче манипулировать (и Платонов дает своему первому роману
название "Чевенгур", от "chevy" - крик охотника при
парфорсной охоте на лисиц); в общем стоит только назвать Толстого, или
Гагарина, вляпаться, сразу возникают "этические" проблемы и
поэтому считается, что Толстой написал "Войну и мир", а Гагарина
вообще не было; однако ни Саваоф, ни слабоумие избранничества уже не могут
отвлечь Платонова от дела; вопрос, верили ли Платонов или Гагарин во
всеобщее воскрешение, - неправильный, это просто завет предков, как они его
понимали; или внятная формулировка цели, организующей и направляющей жизнь,
согласно современному философу; ни Гагарин ни Платонов не имели никакого
представления, возможно ли бессмертие и тем более воскрешение, не знали, как
будут выглядеть воскрешенные и узнают ли они друг друга; если у Платонова
все было конкретнее - в трудные моменты жизни он вспоминал, умершего
ребенком, любимого брата Митю, не евшему в голод по шесть дней, играющим не
в игрушки, а одним воображением, - и думал, как бы тот поступил, - и
поступал как брат, то как это было у Гагарина, нам трудно вообразить:
Гагарин - классический прямой потомок Рюрика, 29-е колено, а через свою
прабабушку княжну Урусову - потомок Правителя Золотой Орды Едигея Мангита,
16-е колено, а через него какое-то колено правителей Египта, и десятое
колено Никиты Романова, чей сын, патриарх Филарет был фактическим правителем
во время царствования его сына Михаила Федоровича, первого царя дома
Романовых (О.Б.Попова-Муратова, в сборнике
"На пороге грядущего", М., "Пашков дом", 2004,
с.383,4); Толстой - тот не верил: попытки Гагарина доказать, что
сущность православия заключается в долге воскрешения, отвращали от его
дела как верующих, так и неверующих, и снисходительный ответ
28-восьмилетнего ректора Московской духовной академии (будущего первоиерарха
русской православной церкви заграницей) на его письмо убедил Гагарина, что
упреки Толстого были не совсем безосновательными ("о. ректор более
дорожит, в душе конечно, званием ученого, чем званием христианина",
1893); Платонов: эту филологию, идущую со времен Христа, мы должны оставить
("Воронежская коммуна",1922,№
216), религия была полезной рабочей гипотезой в жизни человечества
(ВК,1921,№ 22), она была познанием мира
через чувство ("Призыв",1921,№3) и сейчас уже ясно, что
действительность не соответствует наивному чувственному представлению о ней
("Свободный
пахарь",Задонск,6.1.1922), теперь такой рабочей гипотезой будет
опытная наука (ВК,1921,№22); попытка
Платонова идти от "чистой глубоко теоретической науки" ("Огни",1921,№3) окончилась
неудачей: поступив на физико-математическое отделение воронежского
университета, он узнал, что количество точек внутри куба или квадрата такое
же, как и количество точек, расположенных на одной только его стороне, и
ставился вопрос, есть ли множество точек, которое было бы большим, чем число
точек натурального ряда (1,2...N...) и
меньшим, чем количество точек на прямой (эта проблема называлась первой
проблемой Гильберта); Платонов страшно удивился (ВК,1921,№ 13), как можно неизмеримым (точка) измерить измеримое
(прямая), чистая глубоко теоретическая наука оказалась посредственной вещью,
ненужным мозговым раздражением, и он сразу вспомнил Гагарина, считавшего
всякую мысль, не рождающую действия, ложной мыслью, и говорившего, что
пленяться наукою могут только не коротко знакомые с нею; подробнее об этом пишет Толстой в двадцатой главе
своего трактата об искусстве, и там он ясно объясняет, почему, скажем,
"федороведы" или "платонововеды" пишут то, что они
пишут; С.Семенова, напр., совершив действительно выдающееся деяние (вместе с
А.Гачевой), издав в 1995-2000 годах тексты Гагарина, пишет о нем книжку, и
называет ее "Московский Сократ", зная точно, как плохо относился к
Сократу Гагарин; а может быть не знала? - листала, ухватив самое интересное:
тайны царствия небесного, и увидев там эрос и либидо, или читала, но с точки
зрения "философа" В.Соловьева (или Н.Бердяева, или С.Булгакова,
или В.Ильина), обращая внимание на указанные философом места, не заметив что
говорит сам Гагарин о философах; и потом: составление комментариев к тексту
вовсе не означает, что текст прочитан; нельзя же считать, что машинистка,
печатающая текст, его прочитала; в 1903 Гагарин пишет: "в последнее
время я вполне примирился с окончательной гибелью учения...но узнал, что не
все погибнет, останется память об этом учении как о каком-то метафизическом
вздоре, останется позор якобы поразительного сходства с Розановым", о
чем, собственно, и пекутся современные федороведы (Виктор Шкловский о своем
первом общении с Платоновым пишет: говорили о Розанове; Платонов отвечает
Шкловскому в Чевенгуре: говорили о Гагарине), Гагарин: "наше учение
соединяет в себе веру с безусловным неверием", "примирению церквей
должно предшествовать примирение верующих с неверующими", они же
талдычат свое: "радикально очиститься от атеизма!", или (Семенова. "Тайны царствия небесного",
с.110): "теоретическое обозрение федоровского идеала
обнаруживает в нем свои тупики, глухие стены, пропасти противоречий, в
неприступности и неразрешимости которых надо еще разобраться";
противоречия, в неразрешимости которых (!) надо разобраться; в общем, все по
XX главе Толстого, и поэтому они пишут: Толстой "убежденно и
определенно" отказался от культуры! Толстой отказался от их культуры,
он предсказал Платонова; что же касается проблемы Гильберта, то
работы сначала К.Гёделя, а потом П.Коэна показали - как и считал Платонов -
что она является следствием той аксиоматики, которую использовался Кантор, и
в рамках этой аксиоматики можно считать, что промежуточной мощности нет, или
что она есть, или что их очень много, разных - сколько хочешь; у Гагарина
всякая мысль не объективна и не субъективна, она проективна; об этом же
говорил Платонову А.Власов, первый лауреат Ломоносовской премии АН СССР, они
встречались на Арбате, в деревяшке, заведении для недостаточных категорий
(позже они назывались уже стекляшки или бабьи слезы): проблемы глубоко
теоретической физики могут возникнуть от того, что она полагает, через две
точки можно провести прямую; на начальном этапе дела, пишет Гагарин,
наука это в первую очередь средство спасения от голода; и Платонов уходит из
университета в железнодорожный политехникум на электротехническое отделение,
оканчивает его в мае 1921, и все силы отдает "мучительно срочному
делу" (с.560) - мелиорации,
гидрофикации, где настоящая наука всегда присутствует в действительной
работе; стараясь помнить, что "добыча хлеба, сельское хозяйство недолго
останется главной целью людей" (ВК,1921,№167); Платонов - сослуживцу (22.9.1924): "На местах - энтузиазм. Трудно даже поверить
Вам, если напишу какой...сотрудники работают по пояс в болоте, так что когда
наклонится инженер к трубе инструмента, то подбородок его в воде...
Райгидротехник от тележной тряски, недосыпания, вечного напряжения стал
ползать, перестал раздеваться вечером и одеваться утром, а также мыться.
Говорит, зимой сделаю все сразу" (с.437); 18.7.1925, в день открытия Губернского мелиоративного
совещания, воронежские мелиораторы подписывают Платонову адрес: "...за
весь этот кипящий период, сопровождавшийся трепкой нервов и сил, не было ни
одного момента могущего породить укоры по Вашему адресу. Ваш дружеский,
умелый, тактично-административный подход как к нам, так и к мелиоративному
делу спаял нас и укрепил дело мелиорации в нашей губернии. Выражаем надежду,
что эти добрые товарищеские отношения будут хорошим цементом в нашей
работе" (с.465); фи, какой
имманентизм! где трансцендентность? - это наш ученый "федоровед";
Гагарин: и это естественная реакция - при выделении ученых в сословие;
Платонов был не единственным, кто понимал "дело" так, как
его понимал Гагарин, и - следовал ему; другим был Толстой, который знал все
от самого Гагарина, когда они гуляли по Арбату; после личного знакомства
Чехова с Толстым и длинного разговора с ним, в течение полутора суток, в
"Доме с мезонином" появляются строчки: "как иногда мужики
миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды жизни, и
- я уверен в этом - правда была бы открыта очень скоро, человек
- избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего страха смерти
- и даже от самой смерти", - Толстой пропагандировал Гагарина
- лучше его самого, а Чехов отныне стал носить при себе портрет Толстого;
- Толстой знал дело Гагарина точнее Платонова, потому что слышал и
- интонации, и сразу понял, что в этом будущем личное бессмертие ты
- обеспечиваешь себе лично сам, и другое бессмертие невозможно; в пяти
- процентах случаев тебе помогут другие, и они смогут это сделать, если всe
- нацелено на эту задачу, но гарантий нет и не будет никогда; вот что значат интонации! - когда Е.Антонова
- указывает, где Платонов заимствует у Фета (с.26), и где у Лермонтова (с.28), а где у него библейский символ (с.52), она не учитывает, что у Платонова другие интонации,
- другой смысл и другие чувства, а Литвин-Молотов эти интонации слышал, этим
- и объясняется его стремление издать Платонова; Платонов говорил, что
- Мандельштам пишет плохие стихи, но хорошо, что он пишет стихи, это лучше
- чем хулиганить в подворотне; у Мандельштама есть стихи, после которых уже
- не будешь никогда читать этого автора, Цветаева называла их мещанскими,
- сегодня тоже самое можно сказать о И.Бродском, у Цветаевой и Платонова нет
- таких стихов; развернутое высказывание Новеллы Матвеевой о Бродском
- приведено в архиве нашего сайта (http://platonov.mkovrov.ru/arch.html);
- Платонов считал что каждый человек - поэт (с.318, дуэль Цветаевой и Платонова приведена в http://mkovrov.ru/shd.html);
- Толстой не верил в свои силы: бессмертие человека не отличается от
- бессмертия муравья, я нисколько не русский дворянин, а просто такой же
- муравей; человек оказался центральной проблемой дела воскрешения, и
- поэтому учение Толстого практически совпадало с учением Гагарина; споры
- касались пяти процентов и раздувались современниками, а Николай Павлович
- запрещал судить об авторе по воспоминаниям и высказываниям современников;
- то, что пишут сейчас чаадаеведы, толстоведы, федороведы и платонововеды
- есть богохульство в чистом виде, в "патриотическом" журнале
- "Москва" это выглядит так: "Эх, Лев Николаевич! Умри ты
- вовремя - году эдак в 1878-м, - насколько бы мы стали тогда богаче"
- (2012,№4,с.149, - в рубрике
- "культура"!); а часто цитируемое "я никому не
- нужен по-настоящему" - это мягкий укор жене; она наверное не любила
- его, и не верила ему (как и Софья Андреевна больше верила Победоносцеву
- чем Лëвочке), он сначала любил, потом жалел, желал ей счастья:
- останься такой же простодушной и дикой, какая ты есть, их соединял
- солнечный свет, но он соединял его со всеми, живыми и умершими (любимая
- женщина Гагарина, опубликовавшая некролог после его смерти, даже не
- догадывалась о существовании его учения; ничего не знал об этом и
- Циолковский, образованием которого руководил Гагарин); Платонов в основном
- занимался проблемой человек и природа, и если у Гагарина зло - в природе,
- в господстве случайности, то у Платонова уже - в недостатке знания, и
- человек не мера всех вещей, а так себе - ни плох, ни хорош, возможность
- природы, у него человек как механизм зависит от питания, от расхода
- энергии (труд) и от ремонта тела, бессмертие, пишет он в 1923 году (с.638), как раз и есть результат трех
- оптимумов: питания, расхода энергии и ремонта, и надо найти способы
- улучшения человека, приемлемый для миллионов - не лабораторного типа
- !, и делает тот же вывод, что и герой Чехова: мы думаем, надеемся и
- !убеждены, - человек будет бессмертен; и проблема заключается в том что ни
- !сам он, ни все человечество еще не представляют из себя драгоценностей
- !дороже природы, природа все еще глубже мудрее и разноцветней человеков
- !(с.243,4); вот и Вирджиния Вулф
- !озабочена ремонтом тела: "сегодня я дописалась до полного
- !изнеможения; было бы хорошо если бы я умела вовремя остановиться и
- !погружаться в прохладу, чтобы колесики моего мозга - когда я их прошу об
- !этом - охлаждались и замедляли ход и останавливались"; если бы
- !Толстой или Платонов увидели девочку, или пожилого господина, или
- !охранника, тыкающих пальцем в мобильник, они бы расстроились: разве можно
- !было представить наличие таких возможностей у природы, - какие
- !"чудеса" с ними соизмеримы? - а мы жили рядом с этой
- !"мертвой" природой, ни о чем не догадываясь; потом они узнали
- !бы, что человеческий Интернет потребляет больше энергии, чем вся авиация
- !в мире - за счет преобразования оптического сигнала в электронный и
- !обратно в оптический, и огорчились бы дополнительно, а Вирджиния Вулф,
- !как настоящая леди, слегла бы на две недели, ощутив странное шуршание
- !листьев в голове от волоконно-оптических сетей связи; оказалось, что два
- !тома Гагарина были изданы для того, чтобы их прочитал Платонов, и он их
- !прочитал, все тексты Платонова - это изложение учения Гагарина, он
- !перевел его с ученого литературного языка на русский; Платонов:
- !"бороться одному трудно и бессмысленно, я пробовал" (ВК,1921,№259), и: "книга, вырубленная
- !топором, лучше, чем написанная пером" ("Наша газета", 1923, №88), "ибо, как сказано,
- !слово есть слабейшее из всех орудий"
(ВК,1923,№202); и знаменитое
"святость есть утрата жизни, утрата и божественного", - у Гагарина во
втором томе (1913 г.): "святых,
ничего не творящих"
Также как "пропустить через океан,
через шторм...показать голый мир во всем его напоре" ("Репейник",1923,№5) - это письмо
Чаадаева брату из второго тома Чаадаева издания 1914 г.
Духовидцы
утверждают, что Гагарин, проходя мимо собачьей будки на Чугунное кладбище, в
которой сидел двухлетний Платонов, бросил
взгляд на ребенка, с этого все и началось. Гагарина похоронили на кладбище
Скорбященского монастыря, и когда кладбище
снесли, будущий публицист и мистик Александр Проханов играл там с ребятами в
футбол, на хорошо оборудованном поле, и в роли
мяча был череп Гагарина. "Мистицизм есть принадлежность еще не
дозревших народов, слабых в познании природы,
или же народов отживающих, отчаявшихся" (Гагарин, "Супраморализм"). Футбольные матчи не имели
замеченных последствий. "Нужно произнести строжайшее осуждение...на иносказание, метафоры", дело воскрешения
"совершается в посюстороннем мире" (1903). У Гагарина всеобщее воскресение не конечный пункт, а
начальный; что такое сознание? - как об этом
говорить, не решив более простой задачи - воскрешения? Толстой говорил
улыбаясь что если бы у него не было своего учения он бы был последователем
Гагарина...
Проголосуйте за это произведение |