TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Накука и культура
27.VII.2005

Соломон Воложин

 

Игра микрофоном, когда поешь такое

 

Я позволю себе перед нынешней статьей дать длинную самоцитату из записи почти тридцатилетней давности, которую струсил пустить тогда в самиздат.

*

...А вот "Прощание с горами" - вся, как цельный кристалл: без изъянов.

 

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы - просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

 

Припев: Так оставьте ненужные споры -

Я себе уже все доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал,

На которых еще не бывал.

 

Кто захочет в беде оставаться один?

Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!

Но спускаемся мы с покоренных вершин -

Что же делать, и боги спускались на землю.

 

Припев.

 

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

Горы будят у нас - и зовут нас остаться!

Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем.

Потому что всегда,

Потому что всегда мы должны возвращаться.

Припев.

 

Песня - без изъянов.

Но, может, упоминание о всесильных богах, что спускались на землю, наверно же, - не потому, что "просто некуда деться" и что они "должны возвращаться", а потому, что им так хотелось, - все-таки - изъян? Или фатум есть и для богов?

Конечно, не приходится верить в серьезное отношение Высоцкого к какому бы то ни было богу или богам. Понимать его слова хочется скорее иронически, чем как-нибудь иначе. Но в чем все-таки суть его иронии?

У него, конечно, античные боги, ибо в распространенных теперь всемирных религиях - единобожие, а у Высоцкого - боги - во множественном числе. Из политеистических религий современным образованным людям явно наиболее известен пантеон древнегреческих богов. К тому же именно они (как и герои песни) были-жили на горе, на Олимпе. И мы знаем, что, как и всех богов, люди творили по своему образу и подобию, так и древние греки. Причем они - в особенности. Они наделяли своих богов не только человеческим лицом и телом, но и всеми человеческими чертами характера, не исключая слабостей и пороков. И не под влиянием ли последних (не в последнюю очередь) спускались боги с Олимпа? И не подчинены ли они, - эти образы и подобия нас, - тем же законам, что действуют и среди нас? Да конечно же! С этой точки зрения не сомнителен, а замечателен образ подчиняющихся богов.

Я уверен, что вне контекста данного сочинения, во всяком случае, вне духа, ему аналогичного, в "Прощании с горами" есть еще сомнительное место - в общем-то, непонятные риторические вопросы: "Кто захочет в беде оставаться один? Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!" Но того, кто знает Высоцкого, такой поворот темы не удивляет. Вспомнить хотя бы "Человека за бортом".

Сознательно (или подсознательно) создав образ спускающегося, "кто на год, кто совсем", Высоцкий признает бессилие микроколлектива что-либо изменить в большом масштабе. Это - печальная истина, и потому печальная песня "Прощание с горами" - прекрасна.

Но почему каждый прощальный запев Высоцкий замыкает в чем-то противоположным припевом? В ранее разобранных песнях, между прочим, припевов не было. Почему так настойчиво повторяется состояние освобожденности, какое бывает после уже принятого решения ("я себе уже все доказал")? Даже стих меняется: укорачивается, исчезает пауза в середине. Почему открытое бодрячество все возвращающегося в море матроса кажется фальшивым, а скрытая бодрость альпиниста, который, может быть, вновь пойдет в горы - убеждает?

Потому что в "Человеке за бортом" Высоцкий берется доказать недоказуемое: что моральной скверны можно избежать, выбрав соответствующую профессию. А альпинист - не профессия, на многое не претендует: лишь на воспитание готовности к подвигу во имя дружбы, как минимум, - во имя гражданской ответственности, как максимум.

Белинский, в свое время обличал яростно заоблачных романтиков, "всю жизнь к чему-то готовящихся", "бесплодно умных", живущих в вечном страдании и разладе с действительностью, которую они мечтают переделывать. Но он не примыкал и к их антиподам - людям "положительным и рассудительным", не заносящимся идеями, не витающим в облаках, а буднично стремящимся к своей практической цели, исполненной хоть и пошлого, но здравого смысла. Белинский, оставаясь между этими полюсами, готов был в пику романтикам хвалить даже их противников по малейшему поводу: "Он лучше будет играть в преферанс, чем хлопотать о невозможном... Кто не сидел сложа руки и тогда, как нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время".

Но почему эти слова как нельзя лучше подходят к романтику Высоцкому?

Ленин, оправдывая в свое время, казалось бы, бесполезную деятельность русских революционеров прошлого века, писал: "...беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропали даже тогда, когда целые десятилетия отделяли посев от жатвы".

Но почему эти слова не подходят к упрямому воителю за нравственное возвышение народа - Высоцкому?

Потому что он ни тот, ни другой: ни романтик, что не от мира сего, ни борец, знающий дорогу к победе. Он третий, похожий на "протестующую без надежды" западную молодежь. Без надежды, но...

Уж в каком тупике сейчас левые американские бунтари, исповедующие "этику опущенных рук" (мол, этот антигуманный и нелепый, этот "безумный, безумный, безумный мир" изменить нельзя)... Их состояние описывают как "не поддающийся контролю невротический припадок человека, доведенного до отчаяния невозможностью изменить свою жизненную ситуацию, приносящую ему постоянное страдание". Уж куда дальше! А и в их "сознании... кристаллизовано и обострено... фаталистическое мироощущение при одновременной готовности и способности бороться" (Н. Новиков).

Так почему Высоцкому не устремить ввысь слова припева песни о безнадежности?..

1976 год

*

Впечатление своей правоты в прошлом.

 

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем уже кто-то занял.

Высоцкий

 

Только вот если терем это шикарная инструментальная аранжировка, то не надо, наверно, Григорию Лепсу, исполняя песни Высоцкого, предлагать нам рай в шалаше, апеллируя к прогрессу в области извлечения звуков.

 

Пишу о телеконцерте под названием .Парус..

Замысел авторов - пусть песни Высоцкого зазвучат достойно XXI-ому веку.

Не годный замысел.

В XXI веке, в 2005 году, нет в России того исторического оптимизма, который вдохновлял Высоцкого: авось кривая вывезет, вдруг можно спровоцировать второе возрождение втаптываемого ежедневно в грязь недавнего первого, - после христианства, - возрождения величайшей идеи социальной справедливости.

А без такой общественной предпосылки не может быть повторения или просто приближения к феномену Высоцкого. Тот сотворен был душой и голосом гения. И аудиотехника там играла мизерную роль. И ее прогресс за истекшие четверть века не способен ничего изменить.

 

И вот перед нами срывы в фальцет, что принципиально невозможно было для исполнения Высоцкого, голос которого выражал одним своим звучанием само мужество. И вот . значительное увеличение роли музыкального сопровождения, тужащегося создать эффект колоссальности. То есть - .в лоб.. Тогда как Высоцким этот эффект порождался в наших душах нашим сотворчеством и, главным образом, сотворчеством из-за смыслового воздействия слов, а не звуков. Мы понимали, что так рвать голосовые связки человек станет ради проблем мировых, не меньше. А глядя на спокойные лица музыкантов-инструменталистов, извлекающих предельные звуки из своей техники... Даже вспотевшее лицо Лепса ничего не стоит по сравнению с набухшими венами на шее надрывающегося Высоцкого. Сам пот Лепса как бы символизирует слабость. А вздувшиеся вены Высоцкого - силу. И вообще. Высоцкий пел сердцем, а нам предлагают имитацию.

Тембр героизма, значительности у Лепса, - особенно после его предварения, что не ему-де судить, как у него выходит, - воспринимается как пиетет к легендарному Высоцкому. Тогда как у самого Высоцкого те же оттенки голоса выражали нахальную уверенность в своей ценности. В сцеплении с потрясающими словами такая уверенность говорила о победе не смотря ни на что. А в жизни победа не брезжила. И Высоцкий выступал единственным гарантом ее свершения. Теперь же, при ощущении невидимости шансов спасти саму государственность, само физическое существование народа и вторичности затеянного предприятия, никакого оптимизма не рождается.

А танцевальность, введенная в исполнение песни .Прощание с горами., демонстрирует просто дурной вкус. И это фокусническое манипулирование микрофоном в руках во время инструментального проигрыша... И голосовые фиоритуры... - Позор! Дойти до развлекаловки!..

А как можно было допустить такое умиротворяющее, а потом - торжествующее и снова умиротворяющее инструментальное вступление к песне .Я слушал дождь.!? И уже никакого хрипа в голосе... Пусть это и не песня Высоцкого. Но как можно было ее, такую, вставлять в концерт!? Разве не должен был весь концерт быть выдержан в стиле трагического героизма!?

Единственно, что неподдельно героическое осталось - это интонация в слове .спасибо., бросаемом в чинно рукоплещущий огромный зал. Оч-чень к месту такая интонация...

Соответствует впечатлению отвращения и обильная реклама, показываемая через каждые песню-две, а также перерывы на теленовости в начале каждого часа суток, дважды пришедшихся на концерт.

 

Нет, господа шоу-бизнесмены, не вам бы примазываться к бренду .Высоцкий..

Впрочем, если мы имеем дело с явлением шоу-бизнеса... - Тогда не о чем говорить.

Лишний раз убедился, как мало я ошибался когда-то в своих интерпретациях Высоцкого.

 

24 мая 2005 г.


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
274277  2007-05-15 21:30:49
- ПОЛНОСТЬЮ!не согласен со статьёй!прочитав,возникает вопрос:был ли автор на концерте,слушал ли диск "Парус",так как концерта на ТВ НЕ БЫЛО...?!

274300  2007-05-16 17:53:12
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Концерт был. На RTVi. Этот канал не показывают в России. А возражающий, наверно, этого не знает. Именно потому, что я концерт смотрел по телевизору, я видел ни в какие ворота (кроме развлекательных) не лезущее манипулирование микрофоном, что и ввел в заглавие.

274303  2007-05-16 21:01:03
Аристофан Бельмухамедович Сангандулиев
- Любезный, вы лукавите... Трансляции Паруса быть не могло ни на Российском канале, ни на RTVi...

274310  2007-05-17 00:52:02
Александр
- концерт транслировался на RTVi, об этом упоминал то ли ЕБК, то ли просто кто-то из гостей еще на старом сайте leps.ru Автору советую приобрести DVD, и в очередную годовщину ВСВ, просмотрев по ТВ очередной концертишко-сборник с картонными персонажами типа Безрукова, Куценко и кто там еще обычно картинно закатывает свои глаза под вечные произведения, да посмотреть лепсовский "Парус" разок-другой. Тут и встанет все на свои места - где настоящее, а где - фуфло, извиняюсь.

274318  2007-05-17 09:22:33
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Это подмена предмета спора. Я сравнивал Лепса с Высоцким, а не с кем-то другим. И если те фуфло, это не значит, что результат моего сравнения не верен. Если я не прав в чем-то конкретно, укажите, в чем конкретно. Я ж зафиксировал элементы лепсовского исполнения. Ну, скажем, играл он микрофоном или не играл?

Такой пример. Если на картину кто-то поставил кляксу будет она производить другое впечатление, чем сперва? Или так: если кляксы в моде можно ли согласиться с появлением кляксы.

Сейчас в моде развлекаловка. Вот откуда игра микрофоном в руке. Для меня это клякса, когда Высоцкий пел о жизни или смерти страны и строя.

274320  2007-05-17 09:39:18
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Аристофан Бельмухамедович! Дело давнее. Может, я действительно название концерта, ╚Парус╩, не с телевизионного экрана ухом и глазом в мозг заполучил, а из Интернета. Что-то там после концерта я сразу бросился искать, помню. Но то, что концерт Лепса я по телевизору смотрел, это ж, может, можно не подвергать сомнению? А то ж веет, что я какой-то

274322  2007-05-17 09:59:28
Валерий Куклин
- Воложину

Да, плюньте вы на это все. Раз смотрели, значит видели. Мы вам верим. Даже если это не Лепса (или как там его?), а кто-то другой, все равно так оно и есть. Вы очень наблюдательны и очень тонко чувствуете. А тратить силы и время на обсуждения всякого рода мелочей - только нервы себе портить. Сегодня Вознесение. У католиков и православных праздник. Сегодня подлписывается соглашение о воссоединении двух ветвей православной церкви, вчера в очередной раз попоносили Сталина по ящимку на том самом канале за то, что тот одновременно с гонениями на евреев в 1947 году перестал интересоваться и работой церкви за рубежом. Потому как всегда было так на Руси: заодно с благим делом надо и походя пнуть кого-то. Не обращайте внимания на зануд. Статья хороша. Лично я жду следующую.

Валерий

274342  2007-05-17 17:26:50
Александр
- про подмену предмета спора соглашусь, но и Ваша точка зрения несколько...смущает. Зачем сравнивать Лепса и Высоцкого? Ни им, ни нам ничего это не даст. А вот хорошо сделана работа или нет - это вопрос, достойный дискуссии.

P.S. Вы всерьез считаете вращение микрофона развлекаловкой-бонусом к песням? По-Вашему, если б Лепс не крутил микрофон, то его и слушать никто бы не стал? На мой взгляд микрофон здесь для него сродни четкам - для концентрации и для диалога с самим собой. Готов даже признать это дурной привычкой, но уж точно не шоу-элементом концерта.

P.P.S. А диск все-таки купите, прислушайтесь. Уверен, что не разочаруетесь.

274359  2007-05-18 14:51:01
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Очень просто, зачем. Затем, что меня всегда, всегда и всегда интересует, ЗАЧЕМ сделано произведение. Каким идеалом было рождено. Потому сравнивать можно кого угодно с кем угодно, лишь бы помогало ответу на мой главный вопрос. А вот КАК сделано, это для меня чуть не последний вопрос. Я даже стараюсь (иногда успешно) убегать от оценки ╚как╩.

Другое дело, что предмет моего внимания должен для меня лично иметь интерес. Как заметила одна авторесса другому автору про меня: но ты, мол, не огорчайся он на бездарей вообще внимания не обращает.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет" 2004

Rambler's Top100