Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и споры.
29
мая
2016
7.5.16
«Если бы смерть была
благом,
боги не были бы
бессмертными».
САФО.
- Но не потому ли Бог Отец сотворил
смертного человека, что Ему наскучило Его бессмертие? И не наскучит ли оно и
нам?
Человечество стремительно приближается к достижению бессмертия и созданию искусственного интеллекта. При этом бурно обсуждается вопрос: нужно ли нам то и другое и чем это нам грозит. Обсуждению этого вопроса посвящена и эта статья.
«Когда наш оживленный выйдет из больницы, он может представлять собой
безумную мешанину заплат и лоскутков. Его внутренние органы — сердце,
легкие,
печень, почки, желудок и все остальное, — могут быть трансплантантами,
пересаженными после выращивания в лаборатории из чьих-то донорских клеток.
Его
руки и ноги могут быть направляемыми крохотными моторами бескровными
устройствами из волокон, металла и пластика, управляемые волей ожившего, и
способные осязать. Мозг его будет состоять, в основном, из новых клеток,
выращенных из немногих выживших, а часть воспоминаний и черт характера будут
записаны в эти новые клетки, после того, как будут получены из сохранившихся
письменных записей, с помощью химических и физических микротехнологий».
И далее Эттинджер
глубокомысленно вопрошает, можем ли мы считать этого оживленного той же
самой
личностью, которой был замороженный до его смерти?
Далее он рассматривает ряд
мысленных экспериментов, сегодня еще не осуществимых на практике, но таких,
что
нет никаких оснований считать, что в будущем они не могут быть
осуществлены.
"Мы открываем способ выращивания или производства точных
функциональных копий частей мозга, — возможно, биологических в своей основе,
возможно, механических, аналогичных естественным элементам мозга по
функциональности, но различимых с помощью специальных тестов. Этими
элементами
могут быть клетки, а также более крупные или мелкие компоненты. Затем, мы
оперируем пациента, время от времени заменяя, во время каждой операции,
часть
естественных компонентов мозга – на искусственные. Пациент не замечает в
себе никаких
изменений, но, тем не менее, когда эксперимент завершен, мы, фактически,
имеем
«робота»!
Является ли этот «робот» той же самой личностью, что и первоначальный
человек?»
Далее он рассматривает еще
целый
ряд мысленных экспериментов, каждый из которых, по его мнению, не просо
осложняет, но делает невозможным провести точную границу между роботом и
человеком, дать точное определение личности человека, души и т.п. Поскольку
ход
его мысли уже и так достаточно ясен, то не стану приводить описание всех
прочих
его мысленных экспериментов. Добавлю лишь еще один из кирпичиков фундамента
его
теоретического построения, важных для меня в дальнейшем и основанных уже не
на
мысленных экспериментах (в возможности которых можно усомниться), а на живой
жизни, нынешней и прошлой.
Можно ли, спрашивает он,
считать одной и той же личностью человека пережившего сильнейшую психическую
травму, в результате которой он теряет рассудок или память или у него
наступает
раздвоение личности, до и после этой трагедии? Никто ж не скажет, что
человек,
сошедший с ума, это та же самая личность, какой он был до того. Но если это
–
не та же самая личность, то можно ли считать той же самой личностью
человека,
пережившего не столь сильное потрясение, чтобы сойти с ума, но, тем не
менее,
изменившее его, скажем, повлиявшее на его мировоззрение? Но ведь воздействия
разной силы мы испытываем на себе на протяжении всей нашей жизни и все они,
безусловно, влияют на нас. Отсюда и из всех его мысленных экспериментов
Эттинджер выводит:
«Простейшим заключением будет
то, что на самом деле не существует такой вещи, как личность, в каком-то
абсолютном смысле. Сложности возникают в результате наших попыток сначала
представить реальный мир в виде каких-то обобщающих абстракций, а потом
считать
именно эти обобщения, а не сам мир, фундаментальной
реальностью.
Понятие «человек» удобно, но не поддается четкому определению. Является
ли
уродец человеком? Является ли абортированный зародыш человеком? Является ли
пренеандерталец или иное «недостающее звено» в цепи
эволюции человеком? Является ли труп человеком, если некоторые клетки еще
живы?
И так далее. Ярлык очень удобен, но его часто приходится вешать на объекты
совершенно произвольно. В физическом
мире не существует определенного набора объектов, которые должны называться
«человек», имеются лишь непостоянные скопления, соединенных тем или иным
способом, атомов, некоторые из которых мы решили свалить в одну кучу для
удобства. Давайте «разрубим Гордиев узел», осознав, что личность, как и
мораль,
скорее искусственная и относительная субстанция, нежели естественная и
абсолютная. Индивидуальность, как и красота, частично находится «в глазах
зрителя». Она лишь частично реальна, а частично придумана. Вместо собственно
индивидуальности, у нас есть степени индивидуальности, измеряемые с помощью
подходящих критериев».
Перед нами просто поэма экстаза релятивизма. Нет личности, нет души, есть только
случайные и недолговечные скопления
атомов,
которые мы просто для удобства общения называем «личность», «человек» и
украшаем всякими атрибутами, типа «душа», «мораль» и т.п. Естественный
вопрос,
который при этом возникает к Эттинджеру, это -
зачем
продлевать до бесконечности
существование этого случайного и ненадежного скопления атомов? И даже
этот вопрос невозможно сформулировать корректно, потому что непонятно, о
каком
таком «этом скоплении» атомов идет речь, если «это скопление» непрерывно
изменяется как в результате самого продления, так и без оного, в процессе
нормальной жизнедеятельности на протяжении всей жизни человека от детства до
старости. Если мы поменяли человеку конечность на протез, так это теперь все
то
же скопление или уже другое? Или если он при рождении весил 4-5 килограмм,
не
умел ходить и разговаривать, во взрослом состоянии весит в 20 раз больше и
умеет с помощью поисковика Гугл находить любые ответы на любые вопросы, а в
старости впадет в дементное состояние, то это все
- то
же самое скопление атомов?
Вся эта софистика, является ли она искренним заблуждением Эттинджера и ему подобных или сознательным приемом для
введения в заблуждение других ради каких-то корыстных целей, вытекает из
кризиса рационалистического мировоззрения и базируется на философские
теории,
порожденные этим кризисом и релятивизирующие
научное
познание. Теории, имеющие отношение не только к спору о бессмертии и ИИ, но
оказавшие существенное влияние на всю современную действительность и
ответственные за то кризисное состояние, в котором оказалось современное
человечество.
О кризисе рационалистического мировоззрения, его причинах, ошибках
философских теорий, выросших из этого кризиса (философский релятивизм,
онтологический релятивизм, лингвистический релятивизм, пост позитивизм и
др.),
о влиянии этих ошибочных философских теорий на глобальный кризис
современного
человечества и на различные его аспекты я писал много. (Неорационализм,
Укринтермедас, Киев 1992; Единый метод обоснования
научных теорий, Алетейя, СПб, 2012; Философия и
глобальный кризис, DirectMedia, М. – Берлин, 2016 и много статей).
Изложить все это в этой статье, хотя бы в самом сжатом виде,
невозможно
(не превращая статью в книгу), поэтому я сразу начну разбирать софистику
Эттинджера и ему подобных, по мере необходимости
прибегая к
вытяжкам из моей философии.
Эттинджер и ему подобные, как и философы пост позитивисты, под влиянием которых они
сознательно
или подсознательно пребывают, заворожены тем фактом, что наши научные (и тем
более не научные) понятия не абсолютны в том смысле, что если мы формулируем
определение понятия однозначно и точно, то не найдется в действительности ни
одного реального объекта, который бы удовлетворял этому определению
абсолютно
точно. Например, понятие «идеальная жидкость» в физике определяется, как
абсолютно текучая и абсолютно несжимаемая. А в действительности абсолютно
несжимаемых жидкостей не существует(как и абсолютно текучих). Это тем более
относится к таким понятиям как «человек» или «душа»,
как
бы мы их не определяли, если только эти определениябудут точными
(однозначными). И отсюда делается вывод,что ничего внятного за нашими
понятиями
не стоит. А значит, никаких внятных выводов, касательно этих понятий,
сделать
невозможно, заключают они. Что не мешает им самим выводы относительно этих
понятий делать и навязывать их другим. Но выводы, которые не вытекают из
стройной теории, а просто устраивают их конъюнктурно. Человека и личности не
существует (есть только скопления атомов), поэтому, мол, бессмертие и ИИ
повредить личности (которая не существует) не могут, а вот продлевать
существование этой несуществующей личности мы должны. А на кой ляд
продлевать
существование того, что не существует, спрашивается?
Ну, это мое построение - это
пока что разминка перед боем. Это - тоже своего рода софистика против их
софистики и, как всякая софистика, она не проясняет предмет, а лишь еще
больше
погружает его в туман. На этом этапе читатель может воскликнуть: «Ну,
хорошо, все
относительно, туманно, ненадежно, никаких выводов делать нельзя, а я хочу
жить
вечно, посему даешь бессмертие».
К счастью все туманно не по
объективным причинам, а потому что затуманено ложными философиями в
результате
кризиса рационалистического
мировоззрения. «Сон разума рождает чудовищ». Попробуем пролить
немного
света на предмет.
Да, наши понятия не абсолютны
в
указанном смысле, но означает ли это, что мы не можем делать относительно
них
надежных выводов, касательно интересующих нас вопросов? Тут нужно отметить,
что
все любители относительности, начиная с экзистенциалистов и кончая
сторонниками
бессмертия и ИИ, атакуяпостулат еще классического рационализма, гласящий,
что
существует объективная истина и наш разум способен ее постигать, стараются
не
слишком напирать на естественные науки и, прежде всего, физику, а больше
заливаться соловьем об относительности всего и вся в сфере гуманитарной.
(Сартр
писал, что наш разум скользит по поверхности явлений: какие-то технические
вещи
он еще может нам надежно предсказывать, но что касается человека, тут, мол,
слабо ему). Это – потому, что тяжело переть против того факта, что техника,
построенная по законам физики и других естественных наук, работает хоть не
абсолютно надежно, но все же весьма надежно и более того, с надежностью,
которую мы даже можем оценить.
А с чего бы вдруг такая
разница
между естественными и гуманитарными науками? Если все относительно, если
наши
понятия – это всего лишь некие абстрактные символы, за которыми ничего
реального не стоит, то не может быть, чтобы за понятиями, относящимися к
человеку, вроде «личность» или «душа» ничего реального не стояло, а вот уже
начиная с обезьяны, за понятиями стояла абсолютно четкая реальность. Ну,
если
не с обезьяны, то с низших животных, или с растений, ну и так далее, вплоть
до
молекул и атомов. Правда, немалая часть релятивизаторов,
как правило, мало сведущая в естественных науках, именно так и считает, хотя
и
не рискует провозгласить, где именно проходит эта граница. Но я в моей
теории
понятий, которая есть часть моей теории познания, изложенной в «Неорационализме», и единого метода обоснования,
показываю,
что никакой такой границы нет.
Т.е. если мы, возьмем
вместо
человека обезьяну, то, пользуясь техникой Эттинджера
и ему подобных, можем показать, что и обезьяна – это удобный ярлык для целей
общения, скопление атомов, потому что одна обезьяна отличается от другой и
найдутся такие существа, про которые затруднительно будет сказать, это
обезьяна
или что-то другое. Эту же демагогию можно развести и в отношении такого
понятия, ка, скажем, «дерево» и т.д. Выше я уже упомянул, что и никакая
реальная жидкость не соответствует абсолютно строгому определению жидкости и
найдутся такие вещества, про которые трудно сказать, жидкость это или не
жидкость. Например, жидкое тесто или свежеприготовленный жидкий раствор
цемента. А в «Неоационализме» я показываю, что и
такое, казалось бы «железное» физическое
понятие как «атом», точно также лишено той абсолютности, которая так
завораживает Эттинджера и ему подобных. Потому,
хотя
бы, что атомы, как известно, могут терять и приобретать электроны на свою
внешнюю орбиту, превращаясь в ионы. А ионы в одних задачах можно
рассматривать
как атомы, а в других нельзя. Т.е. и в физическом мире существует та же
самая
«относительность» понятий, на которую пытается опереться Эттинджер и ему
подобные, склоняя нас к достижению бессмертия, созданию ИИ, отрицанию морали
и
много к чему еще, что ставит человечество на грань катастрофы. Но это не
мешает
физике и другим естественным наукам, строить теории и на их основании делать
высоко надежные выводы в своей области. А вот кода речь заходит о человеке и
обществе, тут нам говорят: не смейте делать вводов, что достижение
бессмертия и создание ИИ может
повредить
душе и личности человека, потому что понятия «человек», «душа», «личность»
не
абсолютны.
Но как все же физика и другие
естественные науки преодолевают эту не абсолютность наших понятий и
невозможность (по Эттингеру) привязки понятия к
конкретному множеству реальных объектов действительности, без чего мы не
можем
знать, к каким объектам действительности можно применять вводы нашей теории,
а
к каким нельзя? ( По Эттингеру – можем ли мы
считать
человеком уродца или умершего, у которого не все клетки умерли, и говорить о
его личности или душе?).
В естественных науках, прежде
всего, в физике это делается так. Дается абсолютно строгое и однозначное
определение понятия, типа: идеальная жидкость – это сжимаемость - 0 и вязкость – 0. Такие определения я
называю номинал определениями. Под такое определение, как уже сказано, не
подпадают никакие реальные объекты. А для того чтобы получить множество
реальных объектов, которые будут подпадать под наше определение и к которым
будут
относиться выводы нашей теории, задаются допускаемые отклонения реальных
объектов от того абсолюта, который задан в номинал определении. Например, мы
говорим, что если реальное вещество имеет сжимаемость не более 0,01 (чего-то
там, неважно) и вязкость не более 0, 02, то это вещество подпадает под наше
определение жидкости и оно будет вести себя так, как предсказывает наша
теория
жидкостей. Правда, не с абсолютной надежностью, а с некоторой наперед
заданной
вероятностью, которую в принципе мы можем сделать сколь угодно высокой
(другое
дело, какой ценой). Правда, даже в физике это не всегда так четко расписано,
как я это здесь излагаю. Но это потому, что во многих случаях в физике нет
нужды это расписывать из-за того, что и так достаточно ясно, какие реальные
объекты подпадают под нашу теорию, какие – нет. В других случаях это не
делается потому, что и физики иногда нарушают требования единого метода
обоснования (из-за того что он до сих пор не был представлен эксплицитно),
что
и в физике приводит к путанице и неясности. Но в физике это случается
иногда, а
гуманитаристика сегодня - это сплошная путаница и
неясность, о чем мы, собственно, говорим. В упомянутых выше моих работах я
показал, что этот прием и в целом единый метод обоснования мы можем
применять и
в гуманитарной сфере, естественно, с адаптацией, связанной с тем, что здесь,
как правило, мы не имеем количественной меры и не можем указывать отклонения
с
точностью типа до 0,01. Но границы допускаемого отклонения реальных объектов
отноминал определения понятия в гуманитаристике
можно
задавать, пусть и не так точно, с помощью словесных указаний. Например,
можно
сказать, что имеющие такие-то уродства
под понятие личности в нашей теории не подпадают. В других случаях
можно
и с цифрами. Например: оживлению подлежат замороженные граждане, у которых
умерло не более 50% клеток. И т.п.
Естественно, тут возникает
вопрос, а с какого бугра берутся эти 0.01 чего-то там или 50% умерших
клеток?
Почему 50%, а не 10% или 90%? Или
почему
нужно определять личность через физические уродства, а не через IQ или наличие или отсутствие каких-то
генов, или знание наизусть морального кодекса строителя коммунизма? В
упомянутых моих книгах я показываю, что выбор параметров, которые мы вводим
в
определение наших понятий, также как и границ допускаемых отклонений от их
номинальных значений в определении, определяется задачей, которую мы решаем.
Скажем, экономические термины «деньги», «товар»,
«рабочий» и т.п. имеют разный смысл, требуют разного определения с разными
входящими в определение параметрами и
накрывают разные множества реальных объектов в зависимости от того,
исследуем
ли мы подобно Марксу эксплуатацию или решаем задачу оптимального
распределения
труда, достижения максимальной рентабельности и т.п.
Таким образом, для того чтобы
разобраться, угрожает ли бессмертие и ИИ нашей душе и личности и вообще
нужны
ли они нам, нужно, прежде всего,правильно поставить задачу. Этим я намерен
заняться в следующей статье, которая будет продолжением
этой.
Фото с сайта Мир знаний.
Проголосуйте за это произведение |
|
Всё это вспомнилось мне по прочтении статьи господина Воина о бессмертии. Нагромождение наукообразных фраз, громкие заявления о собственных научных трудах, несколько пошловатый способ изложения - отличительные свойства провинциального "философа". Любопытно, что говоря о бессмертии, господин Воин даже не упомянул о том, зачем природе понадобилось убивать почти всю живность, за исключением, разве что, некоторых микроорганизмов. Вполне возможно, что его невежественное "мировоззрение" в подобных знаниях не нуждается. А природе это нужно для того, чтобы шел процесс естественного отбора. В природе тот, кто не умирает, не может и жить, таков парадокс. С этого и следует начинать любые рассуждения о бессмертии. Вопрос о бессмертии - это сугубо технический вопрос. Рано, или поздно, но он обязательно будет решен. А пока, почему бы не обеспечить несчастному человеку хотя бы возможность умереть во сне, без страданий и стонов. Увы, практические вопросы провинциальная наука не решает, ей бы поболтать, пофилософствовать.
|
Александр Миронович Воин с 1976 года является гражданином Государства Израиль. 90 % его публикаций - в различных российских издательствах. Аспирантуру заканчивал в Ленинградском политехе, кандидат физико-математических наук. Юлий Борисович привычно походя обгадил и человека, и страну... И что характерно - остался при этом кумиром ДК РП.
|
|
|
У меня к вам коварный вопрос. Если бы мир был совершенен и ваша душа не уставала, а постоянно радовалась жизни, захотели бы вы тогда умирать?
|
Александр Воин Философ и математик, к. ф. м. н., PhD, руковожу Международным Институтом Философии и Проблем Общества. Народ, не желающий кормить Философа, имеет соответствующую власть и соответствующую жизнь. Вносите пожертвования на банковский счет, детали которого даны ниже (на английском). Beneficiary: Acc. № 0210 /262042239269 KUCHERUK GANNA VASYLIVNA Bank of Benificiary: Raiffeisen Bank Aval JSC (“Raiffeisen Bank Aval” Public Joint Stock Company), Kiev, Ukraine S. W. I. F. T.: AVALUAUKCKB Я проверил наличие у этого "ученого" публикаций в научных изданиях. Таковых не оказалось. Это обычный мошенник, болтун и лицедей. Пытается паразитировать на доверчивых пенсионерах, зацикленных на "философии". Никакого "Института", естественно, нет, есть сайт для сбора денег с таким названием. Пора бы прокурорам заняться такими пройдохами. То, что они надувают пенсионеров, грех не велик. Грех в том, что молодежь разлагается, глядя на это чудо в перьях.
|
"Если бы мир был совершенен и ваша душа не уставала, а постоянно радовалась жизни, захотели бы вы тогда умирать?" ОТВЕТ: "Если бы бабушка была дедушкой..." Дело ведь не во мне, а в законах термодинамики. Меня устраивает принцип несовершенства мира. Совершенный мир только в могиле. И душа должна трудиться, потому уставать. Постоянная радость оной при этом обязательно наскучит. Человеку свойственно менять настроения. Так что от таких условий бытия, которые предлагаете вы, еждинственный выход - веревка с петлей.
|
|
Интуиция меня не обманула... Правильно! Для того и создавался русский переплёт чтобы давать решительный отпор ментальным негодяям!
|
Интересная ситуация образовалась. Редактор публикует статью некоего автора, очевидно поддерживая его в этом. Или по крайней мере - соглашаясь с правом этого автора иметь свою точку зрения. Юлий Борисович поливает этого автора всевозможными, привычными для него помоями: и не ученый, мол, он, и не философ, и не математик и прочее, и прочее, и прочее... Ну в общем, как водится у Юлия Борисовича. Редактор, аж подпрыгивая от энтузиазма и от удовольствия, что ему удалось так угодить Юлию Борисовичу, называет автора "ментальным негодяем". Возникает вопрос: а зачем тогда надо было публиковать этот материал, если он настолько вам омерзителен? Я не берусь поддерживать по сути указанного автора, он волен говорить что угодно, я волен его вообще не читать. Или статья вышеупомянутая была опубликована именно для того, чтобы дать возможность Юлию Борисовичу порезвиться на досуге? Или редактор вообще не в курсе дела, что у него публикуется и с ужасом обнаруживает материалы, не прошедшие цензуру самого Юлия Борисовича?
|
Вам, по-видимому, нравится стравливать людей, а после любоваться их ссорами. Я встречал таких особей, пола, в основном, женского. Это - психическая патология, типичная для лиц, удовлетворенных желудочно, но не признанных окружающими за исключительные личности. Они и ощущают себя ущербными, но не страдают сами, а ненавидят за это окружающих. Выражаю вам свое соболезнование. Могу помочь советом. Если снизойдете выслушать.
|
Вы говорите, что биологическая жизнь должна быть конечна. Но это касается только низших форм жизни, таких как мотылёк однодневка или комар. У них нет жажды жизни и нет настолько высоко развитой культуры и интеллекта. А элементарное любопытство, бабушки говорят: не страшно умереть, интересно что дальше будет. Я всегда мечтал увидеть человечество 3000-го года, какой станет человек, какая техника будет, а наука. Вы, Валерий, наверное мало увлекались советской фантастикой.
|
- Вроде поправить надо : " ... всегда мечтал увидеть человечество 3000-го года, КАКИМ станет человек ..." Но как-то не уверен в граматич_правильности поправки.
|
Вы всё-таки непостижимый человек… Как можно придираться к грамматическим и стилистическим ошибкам в постах?!? Это ж – курилка – безответственное касательно грамматики, стилистики, а для многих – и содержания место. Вот вам это надо, если я придерусь? Вы написали: «в граматич_правильности». – Вместо точки для сокращения – применили нижнее тире и не сделали пробела. Или вы считаете ДК местом для обучения грамоте или собранности? – Указывать, мол, на ошибку – надо!
|