Проголосуйте за это произведение |
КАКИМ БЫТЬ ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ?
(Иркутский государственный технический университет)
Если оставить самое главное и рациональное сказанное в пользу единого государственного экзамена, то остается желание ввести в России единую шкалу оценки знаний школьника и работы учителя. Из доводов против - нежелание коренной ломки российского образования, каковым является отказ от школьных выпускных экзаменов, а также невозможность с помощью единого государственного экзамена учесть специфику отбора в самые престижные вузы России. Слабость задуманного и реализованного в этом году в качестве эксперимента единого государственного экзамена обусловлена тем, что в нем пытаются совместить введение единой шкалы оценок, выпускной экзамен и специфику отбора в самые престижные вузы. Мы предлагаем отказаться от попытки запрячь в одну телегу лебедя, рака и щуку, а сделать единственно нужное и возможное: ввести единую шкалу оценки знаний школьника и работы учителя.
В девяностые годы уже был опыт единого для школы и конкретного вуза экзамена, который назывался совмещенным, когда к министерскому конверту с заданиями выпускного экзамена прикладывался конверт заданий из вуза. Также как и нынешний единый экзамен он продолжался несколько часов и его результат во многом зависел от того, удалось ли школьным учителям правильно и быстро решить вузовские задачи. Нередко им это удавалось и тогда результаты совмещенного экзамена, и это общепринятое мнение, не отражали истинный уровень знаний весьма большого процента принятых в вуз школьников. Одному из нас несколько раз, как представителю вуза, приходилось участвовать в таком совмещенном экзамене и удивляться конспиративным способностям школьников и учителей, которые обнаруживались по отдельным помаркам или опечаткам, которые чудесным образом повторялись в нескольких отлично выполненных письменных работах. Именно поэтому вузовские преподаватели предпочитают устный экзамен письменному. Более того, мы что-то ни одного письменного экзамена за годы своей учебы не припомним.
Когда есть напечатанные на бумаге билеты, то будут и напечатанные на бумаге ответы к ним, а уж за три часа школьник найдет минуту, которая требуется для постановки галочек напротив правильных ответов или для вписывания двузначных чисел в клеточки для ответов. И никакое ФСБ здесь не поможет.
Вспомним, как проходит экзамен в вузе. Во время экзамена студент вытягивает один из 20 или 30 билетов с вопросами, готовится около часа и отвечает. Обычно у одного преподавателя несколько групп студентов, и если даже преподаватель каждый год составляет новые билеты, то для второй и последующих групп студентов они новыми не будут. Поэтому опытный преподаватель оценивает студента не столько по тому, как он отвечает на вопросы билета, ведь он мог все списать, а главным образом по тому, как он отвечает на дополнительные вопросы. Эти дополнительные вопросы таковы, что если студент владеет предметом, то ему для раздумья потребуется не больше минуты времени. В силу дефицита времени число таких вопросов редко больше трех, после чего преподаватель ставит оценку.
А теперь посмотрим, не может ли компьютер " заменить " преподавателя на устном экзамене. Компьютер всегда будет " уступать " преподавателю в способности вести диалог. Бесспорное преимущество компьютера перед преподавателем в скорости задания вопросов и скорости приема ответов. Компьютер, в отличие от преподавателя, может мгновенно высветить целиком вопрос на экране, который кроме текста может включать в себя и рисунок. Никаких неполных или пространных ответов он выслушивать не будет, а сразу предложит те несколько ответов, которые приходят в голову экзаменующимся, и предложит выбрать из них верный. В результате за 15 минут, если экзаменующийся владеет предметом, он успеет ответить более чем на 15 вопросов, причем по всем темам предмета, что при общении экзаменующийся - преподаватель не происходит. Если у преподавателя набор задаваемых им вопросов обычно не столь велик и экзаменующийся, стоящий перед этим под дверью, может их уже ожидать, то компьютерный банк вопросов может содержать тысячу вопросов и пять тысяч правдоподобных ответов. Самый главный недостаток компьютера - отсутствие импровизации при проведении экзамена и личностной оценки экзаменующегося, позволяет сделать то, что было невозможно до появления компьютеров: оценить знания школьников и работу учителей по единой шкале в школе, в районе, в России.
Совершенно ошибочно мнение, что прежде чем вводить компьютерное тестирование, необходимо обеспечить компьютерную грамотность школьников. Уже несколько лет мы проводим отбор в девятые классы одного из самых престижных лицеев города. И нередки случаи, когда в лицей поступали школьники из глубинки, впервые севшие за компьютер. В наших тестах пользование компьютеров сводится к нажатию всего двух клавиш: клавиши стрелок вверх или вниз и клавиши Enter . Как показывает наш опыт, десятиминутного инструктажа восьмикласников в актовом зале в присутствии их родителей достаточно, и технических проблем школьники не испытывают при пятнадцатиминутном компьютерном тестировании. Каждый школьник по окончании тестирования немедленно видит на экране свою оценку по стобалльной шкале, которая никоим образом пересмотрена быть не может.
Также неверно мнение, что для осуществления компьютерного тестирования, необходимо все школы оснастить современными компьтерами. Зал из 20 компьютеров позволяет за час протестировать 60 школьников, а за 10 часов - 600 школьников. Для тестирования можно обойтись весьма устаревшими компьютерами. Во всяком случае нам и в школах, и в университете чаще приходилось тестировать на 386 IBM компьютерах.
Ниже мы хотим остановиться на вопросе о том, каким критериям должен удовлетворять сценарий тестирования и само содержание вопросов и ответов.
Принципиальное отличие компьютерного теста от бумажного теста или письменного экзамена как раз в наличии сценария тестирования. Именно сценарий тестирования предопределяет в какой мере результаты тестирования будут адекватны реальному положению дел.
Начнем с числа предлагаемых ответов на вопрос, которое следует брать равным пяти. При большем числе ответов рассеивается внимание тестируемого и труднее подобрать правдоподобные ответы. При меньшем числе ответов для достоверности результатов тестирования требуется заметное увеличение числа задаваемых вопросов и, соответственно, времени тестирования.
Как показывает наш опыт, оптимальное время отдельного теста составляет 15 минут из расчета, что учащийся за это время ответит на 15 или более вопросов. При меньшем времени и соответственно числе вопросов уменьшается достоверность результата тестирования, а при большем времени, результат тестирования начинает зависеть от выносливости тестируемого. На вопрос о том, следует ли ограничивать время ответа на отдельный вопрос, мы отвечаем - нет.
Важным является вопрос о том, следует ли при оценке учитывать сложность того или иного вопроса. Нам представляется, что этого делать нельзя, поскольку сложность того или иного вопроса каждый преподаватель и учащийся оценит по своему, тем более, что сложность должна выражаться числом . А кроме того, на более сложный для учащегося вопрос он может думать не одну минуту, а дольше, и в тоже время при ответе на простой для учащегося вопрос он может ответить мгновенно.
Поставим такой вопрос, можно ли с помощью простого теста увидеть разницу во владении предметом преподавателя и отличника или группу отличников расставить по ранжиру? При бумажном тестировании этого сделать безусловно нельзя. Этого нельзя сделать и при компьютерном тестировании с фиксированным числом вопросов. Но весьма простой тест позволяет легко это сделать, если позволить экзаменующимуся отвечать на столько вопросов, насколько он успеет ответить за 15 минут. Как показывает опыт, если тестируемый успел за 15 минут правильно ответить на 50 вопросов, и ошибся 5 или меньшее число раз, то это означает, что тестировался либо преподаватель, либо будущий призер или победитель олимпиад.
Простой тест тем замечателен, что он показывает слабым ученикам тот уровень знаний, который им нужно достичь и который они могут достичь. К сожалению реальность нашей жизни такова, что половина выпускников школ из 15 простых вопросов правильно отвечают на 7 и меньшее число вопросов, при этом в аттестатах зрелости стоят тройки или даже четверки. Если тестированием мы хотим добиться того, чтобы удовлетворительная оценка в аттестате действительно соответствовала удовлетворительным знаниям, то вопросы теста должны соответствовать базовому, а не повышенному или высокому уровню. Важно только, чтобы они не были " тупыми ".
Год назад, один из нас на встрече с одиннадцатикласниками одной переферийной школы устно стал задавать простые вопросы из теста по математике. Конфуз был полный - учительница в какой - то момент даже покинула класс. Но нечто любопытное и важное произошло потом, когда школьники разошлись, и учительница, объясняя их провал, сказала, что на прошлой недели как раз по векторам писали сложную контрольную, когда в каждом задании надо было совершить последовательность действий - вы же задавали слишком простые вопросы. И в этом ее оправдании как нельзя лучше видна проблема нынешней школы, когда учеников натаскивают на решение сложных задач, на заучивание последовательности действий, а вопросы понимания каждого из действий и того объекта, над которым эти действия прозводятся, нередко остаются за бортом. Как раз простой тест мог бы помочь не директивным, а естественным образом сместить акценты с заучивания последовательности действий на понимание каждого из действий. Становится очень грустно, когда учишь студента высшей математике, а выясняется, что основного свойства дроби он не знает.
Итак, простой тест, с вопросами базового уровня, становится универсальным, если в него включена система премирования. Суть системы премирования в том, что учащийся премируется за каждый правильный ответ свыше 15 правильных ответов, а также за досрочное окончание тестирования. Безусловно, премирование имеет место только при успешном тестировании, то есть когда число правильных ответов превышает число неправильных. Система премирования важна не только для выявления самых лучших учеников. Она позволяет существенно понизить влияние на результат тестирования таких факторов как спешка, невнимательность, волнение или излишняя самоуверенность. Как показывает практика, ученик владеющий предметом, успевает успешно ответить на 30, 40 и даже более вопросов, и допущенные при этом несколько ошибок не выводят его из разряда отличников. Следует отметить, что отсутствие верхней планки для числа вопросов ведет к тому, что 100 баллов является предельным результатом, который никто не достигнет, при этом 70 баллов и выше будут соответствовать отличным знаниям.
Перейдем теперь к содержанию вопросов и ответов. Как уже говорилось, вопросы должны быть подобными дополнительным вопросам на экзамене, когда преподаватель рассчитывает получить ответ в течение минуты. Правда, в отличие от экзамена, не годятся вопросы, ответ на которые состоит в виде да или нет. Видоизменить такой вопрос очень просто, нужно всего лишь не оговорить все условия. И тогда, правильный ответ кроме " да " должен содержать недостающее условие. Ответы, содержащие противоречие или неверное обоснование, будут неправильными. Сам вопрос тем лучше, чем короче. Разнообразить вопросы можно с помощью рисунков, а в математическом тесте часто в вопросах и ответах будут присутствовать математические формулы. В отличие от экзаменатора компьютер может задать вопрос, содержащий несколько формул или утверждений, при этом тестируемый должен указать то из них, которое содержит ошибку. Ответы должны строиться таким образом, чтобы слабому учащемуся, не знающему темы, все ответы казались правдоподобными. И, наконец, необходимо включать вопросы, которые проверяют не только знание предмета, но и умение логически мыслить.
Подведем итоги сказанному. Выпускные экзамены в школах и вступительные экзамены в самые престижные вузы отменять нельзя. Пятнадцатиминутное компьютерное тестирование, достоверность результатов которого будет неизмеримо выше трехчасового письменного тестирования, можно было бы проводить в мае месяце. В результате по единой шкале будет проведена оценка как знаний каждого школьника, так и результатов работы каждого учителя. Результаты компьютерного тестирования большинство вузов могли бы рассматривать в качестве единого вступительного экзамена. Что касается самых престижных вузов, то они могли бы рассматривать результаты компьютерного тестирования как результаты первого тура вступительных экзаменов.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
|