Проголосуйте за это произведение |
Диаманты
для диктатуры пролетариата
Дзифт.
Явор Гырдев. 2008 год.
Дзифт (тур. zift от араб.)
1.Гудрон, черная смола, используемая в строительстве.
2.Популярная в болгарском
народе
и у советской детворы "жувачка". 3. Дерьмо |
В
1944 году в столице Болгарии - городе София, Лев Калудов-Желязков (Захари
Бахаров) по кличке "Мотылек", духарной
малый "с райена Юмбунар", вместе с
подельниками совершает попытку ограбления бывшего белогвардейца и ювелира
Владислава
Дмитриевича Лалушкина. Налетчики желают выкрасть ценный бриллиант,
спрятанный в
пенисе африканской статуэтки. В ходе ограбления завязывается перестрелка.
Мотылек ранен. Лалушкин убит. К моменту приезда полиции двоим разбойникам -
местному авторитету "Слизняку" (Владимир Пенев) и
невесте Мотылка - Аде (Таня Илиева)
удается скрыться. Диамант бесследно исчезает у всех под носом, а Мотылек
попадает в болгарскую темницу за убийство, которое он не совершал, накануне
коммунистического переворота.
Тюрьма
в фильме - место почти иллюзорное. С одной стороны, это компендиум киношных штампов с толстопузыми паханами и боями в стиле
"чемпионат
мира по боям без правил". С другой стороны, это заведение социалистической
перековки. С утра звучит задорная
"Смуглянка-молодованка".
В кабинке душа под лозунгом "В здоровом теле здоровый
дух" милуются два здоровых мужика. В просторном помещении под лозунгом
"Кто
не работает - тот не ест" заключенные бегают туда-сюда с груженными
тележками.
В
застенке
Мотелек времени зря не теряет. Он становится чемпионом по отжиманию от пола,
протыкает ноздрю пахана вилкой и мотает на ус житейскую мудрость, которой с
ним
щедро делится его сокамерник - вор-рецидивист и вольтериянец
"Ван Выколи Глаз" (Михаил Мутафов).
Перед выходом на свободу Ван рассказывает о довольно странной надписи в
барселонской тюрьме "Паноптикум". На выходе из нее,
заметьте, на ВЫХОДЕ из тюрьмы, а не на входе, висит табличка: "Оставь
надежду, всяк сюда входящий".
В
ходе одной беседы с Мотыльком Ван Выколи Глаз
высказывает сакраментальные, но важные для понимания фильма, мысли:
"Надежда
- это птица, которая живет только в клетке", а "Мужчина - это коралл. Он
живет, пока до него не дотронется женщина. Когда до него дотрагивается
женская
рука, он попадает в Ад".
Невесту
героя зовут АДА...
Наконец,
Мотылек выходит на свободу. Мир, который предстает перед его очами, -
народная
Болгария - фантасмагоричен и неузнаваем. Собственно только с этого момента и
начинается
кино, начинается все самое интересное. Все, о чем рассказывалось выше, -
всего
лишь воспоминания Мотылька в форме монолога...
В 2008 году "Дзифт" проносится
ураганом
по мировым кинофорумам, собирает ворох наград, выигрывает, между прочим,
"Серебряного
Георгия" за лучшую режиссуру на ММКФ-2008, и номинируется на
Оскар. Волшебный коктейль неонуара, тарантиновского стеба, вольтерьянской
мысли
и псведоболгарского градиоза опьяняет киноманов.
"Omnia praeclara rara" - "Все редкостное - прекрасно".
Это
- один из главных принципов искусства вообще и кино, в частности.
"Дзифт"
показался многим и редкостным, и прекрасным. В этом смысле болгарину Явору
Гырдеву страшно повезло, как в свое время повезло югославу Эмиру Кустурице.
Брутальный трагикомизм фильмов Кустурицы в свое время
околдовал зрителей своей свежестью, также как в 2008 году околдовал всех
своей новизной
"Дзифт".
Между тем, эстетика кинематографа
Кустурицы
была освоена задолго до выхода его фильмов. Фирменный почерк балканца:
слезная цыганщина,
документальные фрагменты, гуси-лебеди, животный юмор, залихватская смесь
жизнелюбия и презрение к смерти уже давно нашли свое применение в картинах
Александра
Петровича ("Скупщики Перьев"), Слободана Шияна
("Марафонцы
бегут круг почета", "Кто там поет?") Бранко
Балетича ("Балканский экспресс"). Кустурица получил
обширное
кинематографическое образование, и во многом благодаря этому довел
каллиграфию
этого почерка до совершенства. Самое главное заключается в том, что фильмы
предшественников Кустурицы по разным соображениям не дошли до массового
зрителя. Поэтому в 90-х кино Эмира белело как снег в июне.
Явор Гырдев -
тоже
очень опытный и весьма хитроумный режиссер театра и кино. Как и Кустурица,
Гырдев
получил блестящее образование. Учился режиссуре в Академии театрального
и кинематографического
искусства в Софии, закончил философский факультет в Софийском
университете, ходил на курсы повышения квалификации в Германии и
Англии. На
театральной сцене ставил пьесы Жене, Макдонаха, Шекспира, Дюрренматта,
Левина и
Ивана Вырыпаева. Кроме всего прочего, Гырдев пишет статьи о кино, философии
и эстетике.
До этого Гырдев снял три
короткометражных
фильма. Сценарий же "Дзифта" написал автор одноименного рассказа
Владислав
Тодоров, видный болгарский литератор и культуролог. Тодоров является
основателем художественной группы "Синтез", а Гырдев
основоположником художественной группы "Триумвиратус". Тандем столь
могучих
болгарских культуртрегеров сыграл немалую роль в успехе картины, которая
нашпигована
цитатами из фильмов различных художественных стилей и направлений.
По сюжету "Дзифт" очень
похож
на болгарский фильм "Бунт на Л." (Buntat na L., 2006,
реж. Кирен
Коларов). Главный герой этой киноленты - Лорис в 1986 году попадает в
тюрьму после неудачной попытки побега на Запад. В тюрьме красуются
аналогичные "Дзифту"
лозунги: "Не знаешь - научим, не можешь - заставим". Наконец, когда
эпоху
мрачного социализма сменяет эра черного капитализма, и Лориса отпускают на
свободу, он также как и Мотылек из "Дзифта" не понимает, куда попал.
Сменился
вектор перемен, но осталась суть. Бывшие охранники стали беззаконниками, а
военные
- бизнесменами. Заметим, что рассказ Тодорова вышел в 2006 году
как и фильм Коларова.
Тема социальной амнезии и потери
идентичности вообще характерна для нового болгарского кино. В
"Сезоне канареек" (Sezonat na kanarchetata,
1994, реж. Евгений Михайлов) Лилия, невеста
солдата,
была изнасилована сыном партийного бонзы. Она рожает ребенка и
попадает
в тюрьму по ложному обвинению. Чудом вырвавшись из
застенка, и выйдя замуж за доктора больницы, который и устроил ей побег,
Лилия
вынуждена скрывать имя отца и свое прошлое от сына. Сын же настойчиво желает
раскрыть тайну своего рождения.
В картине "Мир
-
велик, а спасение поджидает за углом" (Svetat e golyam i spasenie debne otvsyakade, 2008, реж. Стефан
Командарев)
сын болгарских эмигрантов Алекс теряет родителей в автокатастрофе.
Вместе с родителями он теряет и память. На помощь приходит дед Алекса.
Вместе
они отправляются в далекое путешествие. Странствие в страну своего детства -
Болгарию, возвращает Алексу память и жизнь.
Если
на сюжетные коллизии "Дзифта" повлияло болгарское кино "потерянного
поколения", то на изысканное визуальное решение (оператор фильма Эмиль
Христов) - эстетика нуара: "Дзифт" - и
черно-бел,
и нуарен. Как и подобает нуару кадр в фильме - урбанистичен.
Действие происходит в городском ландшафте тогда, как географическая
Болгария, а
мне там удалось побывать не раз, - страна по характеру сельская. Даже София
несет на себе печать земледельческой культуры.
Эпизоды,
относящиеся к 60-м годам, сняты на 35-мм. пленку. Воспоминания о 1944 годе -
на
16 мм., а еще более далекие воспоминания - на 8-мм.
Почти
все персонажи фильма циничны и сдержаны. Сплевывают сквозь зубы на пол как
городская шпана. Много влаги и дождей. В кадре
встречается черно-белая вертикальная чересполосица. Сюжет выходит на обычную
для нуара Femme fatal - кафешантанную лахудру Аду.
Наконец, дана прямая цитата (песня "Виновата - луна") из классики жанра
-
киноленты 1946 года Чарльза Видора "Гильда".
Кроме нуара в
"Дзифте"
полно тарантиновских, но социалистических
фольтиков.
Это и максимы: "Выйти за колючую проволоку - это как пройти под
радугой", "План
- это фантазия с точной датой". Это и вставные
новеллы: про три тонны дерьма, вылитых ревнивцем-асенизатором, в квартиру
повара,
когда он его застукал со своей женой; про группу швей, которым отрезало
головы
в парикмахерской стальным листом в то время, когда они делали прически для 8
марта - прямо в день женщин и матерей; про народную артистку Стомну
Галабову,
свалившуюся с горнолыжного курорта без штанов, и так далее. В характерной
придурковатой манере новеллы рассказываются
второстепенными
персонажами.
Часто говорят, что комический эффект в
"Дзифте"
достигнут помещением нуара и тарантиновского
закидона
в контекст социалистической Болгарии. Однако говорить так будет не совсем
верно. Точнее совсем неверно. Болгария в картине похожа на саму себя, как
Буркина-Фасо на Гренландию. В интервью Майе Праматаровой Гырдев по этому
поводу
замечает: "Нуар - предпосылка для создания концептуального и придуманного
мира. А строить выдуманный мир на основе знаков обанкротившейся идеологии -
это
что-то вроде социальной инженерии. Мы не хотели заниматься социализмом,
каким
он был в действительности. Мы хотели показать его таким, каким бы ему самому
хотелось быть в его мечтаниях. Именно это и составляет самую острую
трансгрессию в фильме - нестыковка мечтаний социализма с его уродливыми (в
фильме - по-идиотски абсурдными) повседневными
проявлениями. На этом стыке формируется вся пародийная эстетика
"Дзифта".
Этот фильм-гротеск в каком-то смысле "вышел из шинели Гоголя", но уже
после
того, как из этой же шинели вышли футуристы, обэриуты, Булгаков, московские
концептуалисты 70-х и 80-х годов, да и сам Балабанов". От себя добавлю,
что
София в "Дзифте" очень похожа на нашу столицу в кадрах "Сталинского
плана
новой Москвы".
Несмотря на симпатию к "Дзифту",
картина,
на мой вкус, получилась слишком манерной, слишком киноманской и поэтому
невесомой.
Хотя фильм брутален, ему все равно не хватает мяса. Офицеры контрразведки
похожи
на Шварценеггера, унитазы и ванные комнаты выглядят
словно после евроремонта 90-х, кабаре-оркестр 60-х напоминают советское ВИА
70-х. Гривуазная Ада в мухояровом платье - не болгарская бандитка, а
женщина-вамп
эпохи бутлегеров. Кому-то это и надо. Но не мне.
Интересно, однако, куда пропал
бриллиант.
Заслуживает внимания настойчивость, с
которой Гырдев проводит идею об инфернальности женщины. Здесь он идет дальше
нуара. Не случайно в качестве камеры пыток изображено подземелье женской
купальни. Судя по всему, Гырдев попал в струю.
В мае 2009 годы Ларс Фон Триер шокирует
мир
своим новым фильмом "Антихрист" и подтвердит тренд.
Евгений
ВАСИЛЬЕВ
Проголосуйте за это произведение |
|