TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Культура

26 мая 2009 года

Евгений Васильев

Диаманты для диктатуры пролетариата

 

Дзифт. Явор Гырдев. 2008 год.

 

Дзифт (тур. zift от араб.)

 

1.Гудрон, черная смола, используемая в строительстве.

 

2.Популярная в болгарском народе и у советской детворы "жувачка".

 

3. Дерьмо

 

 

 

 

В 1944 году в столице Болгарии - городе София, Лев Калудов-Желязков (Захари Бахаров) по кличке "Мотылек", духарной малый "с райена Юмбунар", вместе с подельниками совершает попытку ограбления бывшего белогвардейца и ювелира Владислава Дмитриевича Лалушкина. Налетчики желают выкрасть ценный бриллиант, спрятанный в пенисе африканской статуэтки. В ходе ограбления завязывается перестрелка. Мотылек ранен. Лалушкин убит. К моменту приезда полиции двоим разбойникам - местному авторитету "Слизняку" (Владимир Пенев) и невесте Мотылка - Аде (Таня Илиева) удается скрыться. Диамант бесследно исчезает у всех под носом, а Мотылек попадает в болгарскую темницу за убийство, которое он не совершал, накануне коммунистического переворота.

 

Тюрьма в фильме - место почти иллюзорное. С одной стороны, это компендиум киношных штампов с толстопузыми паханами и боями в стиле "чемпионат мира по боям без правил". С другой стороны, это заведение социалистической перековки. С утра звучит задорная "Смуглянка-молодованка". В кабинке душа под лозунгом "В здоровом теле здоровый дух" милуются два здоровых мужика. В просторном помещении под лозунгом "Кто не работает - тот не ест" заключенные бегают туда-сюда с груженными тележками.

 

В застенке Мотелек времени зря не теряет. Он становится чемпионом по отжиманию от пола, протыкает ноздрю пахана вилкой и мотает на ус житейскую мудрость, которой с ним щедро делится его сокамерник - вор-рецидивист и вольтериянец "Ван Выколи Глаз" (Михаил Мутафов). Перед выходом на свободу Ван рассказывает о довольно странной надписи в барселонской тюрьме "Паноптикум". На выходе из нее, заметьте, на ВЫХОДЕ из тюрьмы, а не на входе, висит табличка: "Оставь надежду, всяк сюда входящий".

 

В ходе одной беседы с Мотыльком Ван Выколи Глаз высказывает сакраментальные, но важные для понимания фильма, мысли: "Надежда - это птица, которая живет только в клетке", а "Мужчина - это коралл. Он живет, пока до него не дотронется женщина. Когда до него дотрагивается женская рука, он попадает в Ад".

 

Невесту героя зовут АДА...

 

Наконец, Мотылек выходит на свободу. Мир, который предстает перед его очами, - народная Болгария - фантасмагоричен и неузнаваем. Собственно только с этого момента и начинается кино, начинается все самое интересное. Все, о чем рассказывалось выше, - всего лишь воспоминания Мотылька в форме монолога...

 

В 2008 году "Дзифт" проносится ураганом по мировым кинофорумам, собирает ворох наград, выигрывает, между прочим, "Серебряного Георгия" за лучшую режиссуру на ММКФ-2008, и номинируется на Оскар. Волшебный коктейль неонуара, тарантиновского стеба, вольтерьянской мысли и псведоболгарского градиоза опьяняет киноманов.

 

"Omnia praeclara rara" - "Все редкостное - прекрасно". Это - один из главных принципов искусства вообще и кино, в частности. "Дзифт" показался многим и редкостным, и прекрасным. В этом смысле болгарину Явору Гырдеву страшно повезло, как в свое время повезло югославу Эмиру Кустурице. Брутальный трагикомизм фильмов Кустурицы в свое время околдовал зрителей своей свежестью, также как в 2008 году околдовал всех своей новизной "Дзифт".

 

Между тем, эстетика кинематографа Кустурицы была освоена задолго до выхода его фильмов. Фирменный почерк балканца: слезная цыганщина, документальные фрагменты, гуси-лебеди, животный юмор, залихватская смесь жизнелюбия и презрение к смерти уже давно нашли свое применение в картинах Александра Петровича ("Скупщики Перьев"), Слободана Шияна ("Марафонцы бегут круг почета", "Кто там поет?") Бранко Балетича ("Балканский экспресс"). Кустурица получил обширное кинематографическое образование, и во многом благодаря этому довел каллиграфию этого почерка до совершенства. Самое главное заключается в том, что фильмы предшественников Кустурицы по разным соображениям не дошли до массового зрителя. Поэтому в 90-х кино Эмира белело как снег в июне.

 

Явор Гырдев - тоже очень опытный и весьма хитроумный режиссер театра и кино. Как и Кустурица, Гырдев получил блестящее образование. Учился режиссуре в Академии театрального и кинематографического искусства в Софии, закончил философский факультет в Софийском университете, ходил на курсы повышения квалификации в Германии и Англии. На театральной сцене ставил пьесы Жене, Макдонаха, Шекспира, Дюрренматта, Левина и Ивана Вырыпаева. Кроме всего прочего, Гырдев пишет статьи о кино, философии и эстетике.

 

До этого Гырдев снял три короткометражных фильма. Сценарий же "Дзифта" написал автор одноименного рассказа Владислав Тодоров, видный болгарский литератор и культуролог. Тодоров является основателем художественной группы "Синтез", а Гырдев основоположником художественной группы "Триумвиратус". Тандем столь могучих болгарских культуртрегеров сыграл немалую роль в успехе картины, которая нашпигована цитатами из фильмов различных художественных стилей и направлений.


По сюжету "Дзифт" очень похож на болгарский фильм "Бунт на Л." (Buntat na L., 2006, реж.
Кирен Коларов). Главный герой этой киноленты - Лорис в 1986 году попадает в тюрьму после неудачной попытки побега на Запад. В тюрьме красуются аналогичные "Дзифту" лозунги: "Не знаешь - научим, не можешь - заставим". Наконец, когда эпоху мрачного социализма сменяет эра черного капитализма, и Лориса отпускают на свободу, он также как и Мотылек из "Дзифта" не понимает, куда попал. Сменился вектор перемен, но осталась суть. Бывшие охранники стали беззаконниками, а военные - бизнесменами. Заметим, что рассказ Тодорова вышел в 2006 году как и фильм Коларова.

 

Тема социальной амнезии и потери идентичности вообще характерна для нового болгарского кино. В "Сезоне канареек" (Sezonat na kanarchetata, 1994, реж. Евгений Михайлов) Лилия, невеста солдата, была изнасилована сыном партийного бонзы. Она рожает ребенка и попадает в тюрьму по ложному обвинению. Чудом вырвавшись из застенка, и выйдя замуж за доктора больницы, который и устроил ей побег, Лилия вынуждена скрывать имя отца и свое прошлое от сына. Сын же настойчиво желает раскрыть тайну своего рождения.

 

В картине "Мир - велик, а спасение поджидает за углом" (Svetat e golyam i spasenie debne otvsyakade, 2008, реж. Стефан Командарев) сын болгарских эмигрантов Алекс теряет родителей в автокатастрофе. Вместе с родителями он теряет и память. На помощь приходит дед Алекса. Вместе они отправляются в далекое путешествие. Странствие в страну своего детства - Болгарию, возвращает Алексу память и жизнь.

 

Если на сюжетные коллизии "Дзифта" повлияло болгарское кино "потерянного поколения", то на изысканное визуальное решение (оператор фильма Эмиль Христов) - эстетика нуара: "Дзифт" - и черно-бел, и нуарен. Как и подобает нуару кадр в фильме - урбанистичен. Действие происходит в городском ландшафте тогда, как географическая Болгария, а мне там удалось побывать не раз, - страна по характеру сельская. Даже София несет на себе печать земледельческой культуры.

 

Эпизоды, относящиеся к 60-м годам, сняты на 35-мм. пленку. Воспоминания о 1944 годе - на 16 мм., а еще более далекие воспоминания - на 8-мм. Почти все персонажи фильма циничны и сдержаны. Сплевывают сквозь зубы на пол как городская шпана. Много влаги и дождей. В кадре встречается черно-белая вертикальная чересполосица. Сюжет выходит на обычную для нуара Femme fatal - кафешантанную лахудру Аду. Наконец, дана прямая цитата (песня "Виновата - луна") из классики жанра - киноленты 1946 года Чарльза Видора "Гильда".

 

Кроме нуара в "Дзифте" полно тарантиновских, но социалистических фольтиков. Это и максимы: "Выйти за колючую проволоку - это как пройти под радугой", "План - это фантазия с точной датой". Это и вставные новеллы: про три тонны дерьма, вылитых ревнивцем-асенизатором, в квартиру повара, когда он его застукал со своей женой; про группу швей, которым отрезало головы в парикмахерской стальным листом в то время, когда они делали прически для 8 марта - прямо в день женщин и матерей; про народную артистку Стомну Галабову, свалившуюся с горнолыжного курорта без штанов, и так далее. В характерной придурковатой манере новеллы рассказываются второстепенными персонажами.

 

Часто говорят, что комический эффект в "Дзифте" достигнут помещением нуара и тарантиновского закидона в контекст социалистической Болгарии. Однако говорить так будет не совсем верно. Точнее совсем неверно. Болгария в картине похожа на саму себя, как Буркина-Фасо на Гренландию. В интервью Майе Праматаровой Гырдев по этому поводу замечает: "Нуар - предпосылка для создания концептуального и придуманного мира. А строить выдуманный мир на основе знаков обанкротившейся идеологии - это что-то вроде социальной инженерии. Мы не хотели заниматься социализмом, каким он был в действительности. Мы хотели показать его таким, каким бы ему самому хотелось быть в его мечтаниях. Именно это и составляет самую острую трансгрессию в фильме - нестыковка мечтаний социализма с его уродливыми (в фильме - по-идиотски абсурдными) повседневными проявлениями. На этом стыке формируется вся пародийная эстетика "Дзифта". Этот фильм-гротеск в каком-то смысле "вышел из шинели Гоголя", но уже после того, как из этой же шинели вышли футуристы, обэриуты, Булгаков, московские концептуалисты 70-х и 80-х годов, да и сам Балабанов". От себя добавлю, что София в "Дзифте" очень похожа на нашу столицу в кадрах "Сталинского плана новой Москвы".

 

Несмотря на симпатию к "Дзифту", картина, на мой вкус, получилась слишком манерной, слишком киноманской и поэтому невесомой. Хотя фильм брутален, ему все равно не хватает мяса. Офицеры контрразведки похожи на Шварценеггера, унитазы и ванные комнаты выглядят словно после евроремонта 90-х, кабаре-оркестр 60-х напоминают советское ВИА 70-х. Гривуазная Ада в мухояровом платье - не болгарская бандитка, а женщина-вамп эпохи бутлегеров. Кому-то это и надо. Но не мне.

 

Интересно, однако, куда пропал бриллиант.

 

Заслуживает внимания настойчивость, с которой Гырдев проводит идею об инфернальности женщины. Здесь он идет дальше нуара. Не случайно в качестве камеры пыток изображено подземелье женской купальни. Судя по всему, Гырдев попал в струю.

 

В мае 2009 годы Ларс Фон Триер шокирует мир своим новым фильмом "Антихрист" и подтвердит тренд.

 

 

Евгений ВАСИЛЬЕВ

Высказаться в Дискуссионном клубе

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
288409  2009-05-26 22:39:12
В. Эйснер
- Хорошо и со знанием дела написанная статья, но всё же несколько вычурная и манерная. К тому же автор при переводе латинской пословицы "Omnia praeclara rara" ("Всё прекрасное - редкость") поставил её с ног на голову, что не способствует серьёзному восприятию текста. Голосовать не стал.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100