Проголосуйте за это произведение |
■
Историософские взгляды русского мыслителя Константина Леонтьева вызывают сегодня большой интерес. Это весьма отрадно, ибо дар предвидения и обостреннейшее чувство исторического катастрофизма Леонтьева крайне необходимы в понимании современного духовного состояния России. Хорошо известны его антиславянские установки.
⌠Пессимист славянофильства■ был далек от, как ему представлялось, романтических идей славянского единения; он не находит у славян объединяющей идеи и на этом основании отрицает их целостность и самостоятельность. Более того, ⌠для славянского мира он знает лишь слова разъедающей критики и презрения■ (С. Н. Булгаков). Византийских дух - вот то культурообразующее начало, которое по мысли Леонтьева, и является основой основ нашей государственности, религии, традиционного уклада жизни и национального характера. Возможно, в этих взглядах есть некоторая эмоциональность, но Леонтьев был честен и свое неприятие славянства он основывал на реальном знании, которое он приобрел практически, во время дипломатической службы.Чуть менее полувека крупнейший чешский ученый-славист Любор Нидерле в 1904 году писал: ⌠В настоящее время ... славяне не составляют одного народа, с одним языком и одинаковой культурой, не представляют они и политического единства■. Мысли, весьма напоминающие леонтьевские. Можно говорить уже как бы о сформировавшейся тенденции. Если сюда добавить еще и
представления не жаловавших славянство евразийцев, то картина будет полной.Современные ученые - историки, лингвисты, археологи, этнографы, фольклористы заняты проблемой славянского этногенеза. Но здесь - море гипотез и концепций, противоборствующих мнений и откровенных догадок. Но главное - отсутствие единства. Нет единства и в политических реалиях современного славянства. Здесь царит, увы, разобщенность, проходящая по наиболее важным жизненным центрам славянских наций. Дает о себе знать мощнейший геополитический прессинг со стороны ⌠цивилизованного мира■. Одним словом, бытийные перспективы славянских народов сегодня явно не на подъеме
.На этом фоне примечательно (и обнадеживающе) выглядит выход в свет содержательного и богато иллюстрированного фолианта ⌠Славянский мир■, вышедшей в Воронеже в конце мая 2002 года. Кстати говоря, это не первое издание ⌠Центра духовного возрождения Черноземья■. В последние годы были изданы замечательные книги о Воронеже, стихи А
. Прасолова, проза Платонова, исследования о Платонове и другие. Издание осуществлено ⌠Центром духовного возрождения Черноземного края■ при финансовой поддержке Министерства культуре РФ и Ассоциации ⌠Центрально-Черноземная■. Содействие в издание приняли руководители органов управления культуры Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областей.Событие это примечательно не только географическим и культурным размахом, не только энциклопедическим характере материалов, представленных в сборнике. Сборник имеет некоторый
⌠геополитический импульс■. Изучая (да просто рассматривая) новую книгу, скепсис по поводу того, что славянский национальный тип является ⌠слабым■ или ⌠несуществующим■, исчезает. Пожалуй, леонтьевская дихотомия ⌠византизм-славянство■ начинает здесь преодолеваться.Дело в том, что составители сборника (Р.Ф. Андреева, В.В. Будаков, Л.Ф. Попова) смогли отойти от устоявшегося этнографического стереотипа о славянстве, высшие проявления которого выражаются лишь в фольклорных праздниках, обрядах, костюмах, промыслах и ремеслах. Здесь явлено расширенное понимание культуры, включающее в себя различные измерения национального бытия; русская культура раскрывается во всей своей мощи, глубине и красоте. Мысли Гоголя о том, что русские не знают Россию временами приобретает пророчески-драматический характер. Достаточно посмотреть, как мощно представлен американизм в сегодняшней России. Вообще западная ⌠культура■ сейчас - высший жизненный критерий; многие соотечественники буквально погибают в тоске по вожделенным дарам ⌠страны святых чудес■. А своего не знают, порой даже не подозревают об уровне национальных ценностей.
⌠Славянский мир■ разбивает порочный культурологический штамп современности о преимуществах евро-американской культуры. Изучая этот мир можно воочию убедиться, что отечественная культура глубоко своеобразна, самобытна, и что эта самобытность носит не только внешне-декоративный характер, но и духовно-экзистенциальный, без приобщения к которому современный ⌠россиянин■ уже не русский, не европеец, а невесть кто.
Особенно важно то, что авторы сумели раскрыть роль православия в духовном и культурном становлении славянских народов. Поэтому в сборник ⌠Славянский мир■ вошли материалы о свв. Кирилле и Мефодии, митрополите Киевском и Галицком Евгении (Болховитинове), св. Тихоне Задонском, св. Луке (Войно-Ясеницком), о. Сергии Булгакове - с одной стороны, с другой о Ф. Скорине, Сковороде, Пушкине, Гоголе, Тютчеве, Федорове, Рахманинове, Костомарове, Щепкине, Афанасьеве, Бунине и многих других прославленных именах. Наряду с обстоятельными рассказами о народных песнях, усадьбах, ремеслах, промыслах, костюмах и верованиях в сборнике представлены очерки ⌠Дом как образ мира■ (об онтологических и космологических аспектах домостроительства), ⌠Книга на Руси■ (о становление и развитии книжной церковной и светской культуры), ⌠Нетленного ищет душа человека■ (о философии труда в православии), рассказы о храмовом зодчестве древнерусской архитектуры, о Коренной пустыни, Задонском монастыре.
При таком разнообразии материала не возникает ощущения разбросанности и хаотичности. Как раз наоборот, различные аспекты культуры органически проникая друг в друга, дают многомерный и целостный образ великой русской культуры. Знакомство с книгой расширяет диапазон устоявшихся представлений о национальном типе славянства. Возникает не только этнографический, а полноценный духовно-культурный образ нашего народа.
Традиционна ассоциация славянства с язычеством. Но в данном сборнике она, пожалуй, преодолена. Явлен такой образ славянского бытия, в котором фольклор и язычество как таковое отнюдь не имеет никаких вероучительных притязаний, а являются просто фактами культуры, прежде всего эстетически обогащающие национальные традиции.
В определенном смысле сборник снимает ставшую распространенной концепцию ⌠двоеверия■. Согласно этой концепции христианство на Руси за всю свою многовековую историю так и не смогло преодолеть язычества, и Россия как бы застыла в ⌠двоеверном■ состоянии между чуждой национальному духу Церковью, якобы угнетавшей все ⌠народное■, и так и не ставшим вполне христианским народом, чуждым церковной духовности.
Исследователи порой легковесно и тенденциозно употребляют понятия ⌠народное православие■, ⌠бытовое православие■, желая тем самым подчеркнуть неглубокий уровень христианизированности России. Как правило русское православие в таких случаях характеризуется как ⌠нецивилизационное■ и противопоставляется ⌠прогрессивному■ западному христианству католиков и протестантов.
⌠Славянский мир■ показывает (причем наглядно, иллюстративно), что Церковь не отчуждалась от жизни народа и не уничтожала народное творчество, а преображала его. И не ⌠двоеверие■, а духовно-культурный синтез ⌠неотмирного■ христианства и ⌠нехристианского мира■ является плодом благодатного преображающего действия Церкви на языческую среду. В результате - оригинальнейшая культура в мире. Не случайно в сознании огромного количества людей ⌠русское■ и ⌠православное■ сливаются в родственно-близкое звучание.
Само слово ⌠славянский■, при всей его научной неоднозначности, имеет для русского слуха однозначно-позитивные ассоциации. Это необходимо использовать при формировнии политико-стратегической идеологии современности. И не занимаясь выявлением глубинных этнических корней народов, можно говорить о великой культурно-исторической славяно-русской общности, берущей свой духовный исток от Иафетова корня.
Понятие ⌠славянский■ очень долгое время являлось основной идентификационной единицей для самосознания многих народов. Теперь, в ситуации интенсивного угнетения национального самосознания, замены его абстрактнейшими ⌠общечеловеческими■ идеями, ⌠славянский■, наряду с ⌠русским■ и ⌠православным■ также может быть еще одной идентификационной доминантой, пренебрегать которой неразумно.
Наращивание славянского потенциала, укрепление ⌠славянской субстанции■ для России сейчас важно еще и потому, что Западный мир всегда относился к славянству уничижительно и цинично, если не сказать больше. В XIX веке появляются ⌠научные теории■, стремившиеся показать, что славяне люди низшей расы. Как свидетельствует уже упоминавшийся Л. Нидерле, в это время в Германии распространяются идеи, которые имели целью унизить и выставить в дурном свете происхождение, историю и общественный характер славян. Ситуация эта, к сожалению, мало изменилась сегодня, и отношение западного, романо-германского мира к миру славянскому характеризуется чередованием страха и презрения.
Славянство, включающее в себя православную доминанту, может выступить в качестве прообраза национальной идеи, способной интегрировать духовную и физическую силу славянских народов. Это особенно важно при нынешнем ослаблении России на всех уровнях. Свою бытийную силу и в сфере мировоззрения, и в сфере политики и экономики Россия, Украина и Белоруссия смогут восполнить только друг через друга.
О стратегическом аспекте проблемы говорит во вступительном слове Н.Л. Дементьева, первый заместитель министра культуры РФ: ⌠Общая многовековая история, многолетнее совместное экономическое хозяйственное, активная миграция населения на территориях, занимаемых ныне Россией, Украиной, Белорусью, смешанные браки среди русских, украинцев и белорусов, православное вероисповедание и многое другое настолько сроднили эти три славянских государства, что разделяющие их границы, скорее воспринимаются как исторический парадокс нежели как историческая закономерность■.
Может быть и парадокс, однако это реальность, свидетельствующая косвенно о какой-то глубинной интуитивной правоте Леонтьева и призывающая к серьезной и духовной, и культурной работе. Общее несомненно есть, оно глубоко и величественно, но расхождения все же произошли и устранить их одними политическими волюнтаристскими решениями или благими пожеланиями вряд ли возможно.
Либеральная установка современной ⌠культурной элиты■ России нацелена прямо в ⌠мировое сообщество■, в котором ни ⌠русскому■, ни ■славянскому■, ни ⌠православному■ просто нет места. Сборник ⌠Славянский мир■ как раз есть то конкретное дело по восстановлению культурно-духовной интеграции славянства. К тому же славянское единение сейчас реальная перспектива; свидетельство тому - ежегодные Дни славянской письменности и культуры, ежегодный фестиваль ⌠Славянское единство■ и множество других мероприятий не менее значимых для культуры.
Составители сборника, прежде всего, стремились показать как славянская идея ⌠работает■ на материале Черноземного края России. Поэтому описанию подлежали культурные реалии преимущественно Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Брянской и Тамбовской областей. Но в результате, охваченной оказалось пространство русской культуры в целом, и в сборник вошли материалы о вершинных именах Отечества.
Издание, богато оснащенное квалифицированным материалом, в работе над котором принял участие не один десяток ученых, писателей, деятелей культуры Черноземья, представляет собой некую энциклопедию и может вполне успешно использоваться и в образовательных целях. В современной, основанной на евро-американских парадигмах, педагогике господствует урезанный, ущербный образ всего русского и национального. ⌠Славянский мир■ может стать реальным учебным пособием по восстановлению исторической памяти и на ее основе формирования полноценного национального мировоззрения.
Несмотря на всю политическую неустроенность современности, несмотря на этнографическую непроясненность генетических аспектов славянства, есть некое величие в том, что тысячелетний процесс становления славяно-русского этноса - неодолимая тайна мировой науки и культуры. Тайна, ставшая судьбой России.
Проголосуйте за это произведение |
|