Проголосуйте за это произведение |
Валерий
Н,
СОЙФЕР
СТАЛИН И
МОШЕННИКИ
В
НАУКЕ
2013
Valery N. Soyfer
SCIENCE AND
DECEPTION UNDER STALIN:
Controlling
Scientsts in the USSR
2013
To
Nina, my wife and best
friend,
without
who.s constant help
this book would be
impossible
222И тогда
из
грядущего
века
Незнакомого
человека
Пусть
посмотрят
дерзко
глаза
..."
Анна
Ахматова.
Поэма без
героя.
(1).
"Какое
будущее у
России? Есть
два крайних
варианта, и
есть,
конечно,
промежуточный
между ними.
Первый
вариант:
образование,
наука,
демократия .
блестящий
путь, по
которому
только
может быть
спасена и
страна, и все
человечество.
И есть
второй
путь: опять
возвращение
к этому
террору, по
существу."
В.Л.
Гинзбург,
лауреат
Нобелевской
премии
(2).
Введение
Глава 1.
Сталин в
борьбе
за
власть
Глава 2.
Замена
профессиональных
ученых
"красными
специалистами"
Глава 3.
Ранние
квазифилософские
статьи
Сталина
Глава 4.
Споры
механистов
и
диалектиков
Глава 5.
Претензии
Сталина на
ведущую
роль в
философии
Глава 6.
Сталин
организует
публичную
критику
Деборина и
деборинцев
Глава
7. Сталинские
наказы
разрушителям
науки
Глава 8.
Сталинский
контроль
научной
жизни в СССР
Глава 9.
Н.К. Кольцов и
его усилия
по
зарождению
медицинской
генетики в
СССР
Глава 10.
Грубые
нападки
на
"антропогенетику"
Александра
Серебровского
Глава 11.
Члены
Общества
марксистов-биологов
атакуют
Кольцова,
евгенику и
генетику
Глава 12.
Институт
медицинской
генетики
Глава 13.
Герман
Джозеф
Мёллер
пишет
Сталину и
просит
поддержать
генетику
человека
Глава 14.
Провал
сталинской
коллективизации
в деревне и
обещания
Лысенко
Глава 15.
Дискуссия о
генетике на
сессии
ВАСХНИЛ в
декабре 1936
года
Глава 16.
Сталинский
приказ о
запрещении
медицинской
генетики в
СССР
Глава 17.
Сталин
поддерживает
Лысенко и
запрещает
проведение
в СССР 7-го
Международного
Генетического
Конгресса
Глава 18.
Сталинский
подручный
Яковлев и
большевистская
пресса
линчуют
Кольцова
Глава 19.
Митин и Юдин
исполняют
приказ
Сталина и
дискредитируют
генетику в 1939
и 1940 годах
Глава 20.
"Все мои
ученики
либо
проходимцы,
либо дураки"
Глава 21. В
высших
партийных и
научных
кругах
нарастает
недовольство
работой
Лысенко
Глава 22.
Роль А.Р.
Жебрака в
попытке
возродить
генетические
исследования
в
СССР
Глава 23.
Афера
Лысенко с
ветвистой
пшеницей и
обман им
Сталина
Глава 24.
Сталинская
борьба с
"космополитами"
и первый "Суд
чести" над
биологами
Глава 25.
Реванш
шарлатанов:
"Суд чести"
над А.Р.
Жебраком
Глава 26.
Сталин
наказывает
младшего
Жданова за
критику
Лысенко
Глава 27.
Сталин
приказывает
окончательно
запретить
генетику в
СССР
Глава 28.
Сталин
поддерживает
О.Б.
Лепешинскую
в её борьбе с
биологией
клетки
Глава 29.
Антипавловская
сессия
Глава 30.
После
Сталина
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
"Известно,
нет событий
без
следа:
Прошедшее,
прискорбно
или
мило,
Ни
личностям
доселе
никогда,
Ни
нациям с рук
даром не
сходило!"
А.К.Толстой.
Портрет (1).
И
вот я вникаю
на
ощупь
В
доподлинной
повести
тьму.
Борис
Пастернак.
1931
(2).
Распад
СССР,
попытка
построения
на базе
кровавой
тоталитарной
системы
демократического
общества в
России и
ощутимо
проявляющийся
сегодня
возврат к
гегемонии
однопартийной
системы
создали
предпосылки
для
возрождения
интереса
историков,
социологов
и
политологов
к фигуре
Иосифа
Сталина. Его
имя в наши
дни снова
приобрело
популярность,
его жизнь и
деятельность
интересуют
многих
исследователей
и на Западе, и
в
России
(3)..
Цель
сегодняшней
сталиномании
в России
проста:
изменить
стереотип
отвратительного
образа
тоталитаризма
и даже
возродить
его.
Приверженцы
сталинизма
заявляют о
неоспоримо
благотворной
роли Иосифа
Джугашвили
(взявшего
себе
псевдоним
Сталин) во
многих
областях,
включая
науку,
утверждают,
что под
его личным
покровительством
физики
смогли
создать
ядерное
оружие, а
инженеры
развили
авиационную
промышленность,
быстро
наладили
выпуск
танков,
подводных
лодок,
ракетной
артиллерии
и тому
подобного.
Но в каждой
из
упоминаемых
областей,
стремясь
развивать
главным
образом
военную
мощь страны
Советов, он
отдавал
предпочтение
прикладным
исследованиям,
в то время
как
фундаментальная
наука
развивалась
недостаточно.
Более того,
начиная с 1925
года, он
разрушил
независимость
Академии
наук и
пытался её
закрыть, он
лично
вмешался в
развитие
многих
научных
дисциплин и
даже
запретил их
в СССР. Вред,
который
Сталин
нанес
теоретической
науке в СССР
до сих пор не
оценен в
полной
мере.
Большинство
соратников
Ленина
не
признавали
Сталина
интеллектуалом,
считая
недостаточно
образованным.
Не
случайно
получил
хождение
лозунг
Троцкого
"Сталин .
самая
выдающаяся
посредственность
в нашей
партии"[1].
Эти слова
приводили
Сталина в
бешенство и
жгли его
душу.
Но
после
смерти
Ленина
Сталин
сумел
захватить
власть в
свои руки и
не только
отторг от
нее всех до
одного
видных
большевиков
из
ленинского
круга, но
предпринял
вполне
криминальные
действия по
осуждению и
последующему
уничтожению
множества
видных
сподвижников
Ленина.
Сталин
учился тому,
как
насаждать
недоверие к
окружавшим
его людям,
как сеять
слухи и
зловещие
подозрения.
Он искал и
находил
ничтожных
по своим
политическим,
интеллектуальным
и
организационным
способностям
клевретов
типа
Кагановича,
Ярославского,
Ворошилова
или
Калинина, но
это не
помогало
ему создать
себе
образ
умудренного
интеллектуала
и привлечь к
себе
внимание
ведущих
ученых. А
ему
хотелось,
чтобы они
объявили
его
философом,
провозгласили
публично,
что
прислушиваются
к его мудрым
наставлениям,
готовы
строить
свои
научные
программы
на основе
его
указаний и
императивов.
Описанные
в книге
сталинские
действия,
его шаги,
направленные
на то, чтобы
войти в
научную
среду,
проливают
свет на этот
процесс.
Захватив
после
высылки
Троцкого из
СССР власть
в партии
большевиков
и в
государстве,
он стал
претендовать
на роль
главного
теоретика
марксистской
философии. В
декабре 1929
года он
выступил
перед
марксистами-аграрниками
с речью,
содержавшей
утверждение,
что
философы в
СССР
недостаточно
активно
развивают
диалектичекиий
материализм
и попытался
установить
доверительные
отношения с
одним из
лидеров
диамата в
стране, А.М.
Дебориным. и
его
ведущими
учениками.
Заигрывание
с ними
подразумевало,
что они
применят
свой
авторитет и
публично
провозгласят
его самым
выдающимся
философом
в СССР. Не
найдя
общего
языка с
деборинцами,
Сталин
вышел из
положения
просто:
он
приблизил к
себе самых
слабых и
беспринципных
из бывших
деборинских
студентов, и
те, пойдя на
неприкрытое
мошенничество,
напечатали
в "Правде"
откровенную
ложь в адрес
Деборина и
начали
борьбу
против него
и его
учеников и
сподвижников.
Этим
слабаки
открыли
себе путь
наверх, а в
награду за
подобострастные
объявления
Сталина
выдающимся
ученым-философом
они были
возвышены:
стали
главными
редакторами
журналов,
директорами
академических
институтов,
незаслуженно
получили
степени
докторов
наук и
звания
академиков.
Все же, кто не
внял
сталинскому
требованию,
были
физически
уничтожены,
кроме
Деборина,
публикация
теоретических
работ
которого
была
запрещена и
который был
как бы
заживо
погребен.
С
помощью
внедренных
в
научную
среду СССР
мошенников
Сталин
начал
протаскивать
в
руководство
наукой в
СССР других
близких им
по
устремленям
и
способностям
людей и
подверг
политическим
преследованиям
тех, кто
находил в
себе силы
выступать
против
мошенничества
в
науке.
Сталин
никогда не
забывал тех,
кто
осмеливался
стать на его
пути, и не
прощал
демаршей
против себя
ни друзьям,
ни родным, ни
тем более
оппонентам.
От
философии
Сталин
перешел к
естественным
наукам и в 1930
году
объявил, что
не приемлет
генетические
принципы
Вейсмана в
эволюционном
учении и
предпочитает
ламаркизм
дарвинизму.
В 1935-1936 годах он
отверг
призывы
американского
генетика
(будущего
Нобелевского
лауреата)
Германа
Мёллера
поддержать
медицинскую
генетику и
приказал
закрыть
первый в
мире
институт
этого
профиля,
арестовать
его лидеров
и позже
расстрелять.
В 1936-1939 годах он
руководил
"из закулис"
диспутами
генетиков и
лысенкоистов,
приказав
тем же своим
клевретам
(Митину.
Юдину и
Кольману)
ославить
генетику и
генетиков и
поддержать
лысенковщину.
В
1936-1944 годах
"философствующие
марксисты"
(В.Ф. Миткевич,
А.К.
Тимирязев,
А.А. Максимов
и другие)
развернули
демагогическую
кампанию
против
теории
относительности,
космологии,
квантовой
теории и
теории
строения
вещества. В
результате
группа
наиболее
серьезных
физиков
была
обвинена в
СССР в
"политических
ошибках" и
часть из них
арестована,
а М.П.
Бронштейн
расстрелян (5).
В 1947
году Сталин
организовал
кампанию по
осуждению
так
называемой
западноевропейской
философии, а
в июле и
августе 1948
года
приказал Т.Д.
Лысенко
объявить на
сессии
Всесоюзной
Академии
сельскохозяйственных
наук имени
В.И.Ленина
(ВАСХНИЛ)
о полном
запрете
генетики в
СССР. Тысячи
специалистов
по всей
стране
потеряли
работу, а
нескольких
из них
арестовали.
В декабре 1948
года ЦК
партии
большевиковов
постановил
провести
Всесоюзное
совещание
по физике, на
котором
было
приказано
осудить
якобы
"враждебные
марксистской
идеологии
буржуазные
основы
теории
относительности
Эйнштейна,
квантовой
теории" и
нескольких
других
областей.
Председатель
Оргкомитета
совещания
А.В.Топчиев
прямо
ориентировал
участников
на то, что
"наше
совещание
должно быть
на уровне
совещания,
которое
прошло на
сессии
ВАСХНИЛ
(6).
Только
благодаря
тому,
что ведущие
физики,
вовлеченные
в советский
атомный
проект (И.В.
Курчатов, Ю.Б.
Харитон, И.Е.
Тамм), смогли
объяснить
куратору
этого
проекта от
Политбюро
Л.П.Берии, что
успех в
создании
атомной
бомбы может
быть
достигнут
только на
базе
квантовой
физики и
теории
относительности,
Берия донес
до Сталина
мысль о
нежелательности
погрома в
этих науках.
Стремление
заполучить
в свои руки
атомную
бомбу
удержало
Сталина от
рокового
шага, но в
ряде
областей
физики,
таких как
релятивистская
космология,
идеологические
запреты
были
все-таки
введены.
В 1949 -1950
годах
идеологические
ярлыки были
использованы
против
теории
резонанса
Лайнуса
Полинга
в квантовой
химии (7), и, в
частности,
на
Всесоюзной
конференции
по
структурной
и
органической
химии новые
направления,
основанные
на теории
резонанса,
были
объявлены
враждебными
"советской
науке".
Несколько
выдающихся
химиков
потеряли
надолго
работу. В
результате
квантовая
химия
ощущала на
себе
запреты в
течение
почти 10 лет.
Один из
сторонников
такого
подхода
член-корреспондент
АН СССР А.А.
Максимов
осуждал
"враждебную
природу
теории
резонанса" в
таких
выражениях:
"Теория
резонанса -
порождение
растленной
идеологии
англо-американской
империалистической
буржуазии,
враждебной
от начала до
конца
передовой
материалистической
науке.
Теория
резонанса -
такая же
мертвая
ветвь
буржуазной
науки,
отравляющей
научную
атмосферу,
как
вейсманизм-морганизм,
педология и
т.п." (8).
В 1950
году
подобному
осуждению
подверглись
во
исполнение
сталинского
поручения
клеточная
теория и
физиология
высшей
нервной
деятельности.
Сталин
лично
поддержал,
выдав
Сталинскую
премию
1-й степени
безграмотной,
но крайне
ожесточенной
старой
большевичке
Ольге
Лепешинской,
заявившей,
что она
открыла
процесс
"превращения
неживого в
живое".
Затем он
потребовал
признать на
так
называемой
"Павловской
сессии АН и
АМН
ССССР", что
условные
рефлексы
наследуются
человеком.
После этого
опять
прошли
массовые
увольнения
лучших из
лучших
специалистов.
В том же 1950
году Сталин
опубликовал
в "Правде"
статью
"Марксизм
и вопросы
языкознания",
которая
хотя и
остановила
безудержную
поддержку в
советской
лингвистике
"нового
учения о
языке" Н.М.
Марра
(жившего в 1864-1934
гг.), но не
внесла в
языкознание
чего-либо
существенного
и
оригинального
(именно так
охарактеризовал
её
крупнейший
лингвист,
профессор
Массачусеттского
технологического
института
Аврам Ноам
Хомски,
отозвавшийся
о ней как
"perfectly
reasonable
but
quite
inilluminating",
то-есть
"совершенно
логичной, но
не вносящей
никакой
ясности" в
обсуждаемый
вопрос). Эта
легковесность
сталинских
рассуждений
послужила
основой для
критики
(особенно
западными
исследователями)
и даже
осмеяния
(можно
вспомнить
знаменитые
строки Ю.
Алешковского
"Товарищ
Сталин, вы
большой
ученый/ В
языкознаньи
знаете вы
толк"),
а в 1952 году он
выпустил в
свет
содержашую
поверхностные
суждения
дилетанта
брошюру
"Экономические
проблемы
социализма
в СССР", в
которой
попытался
восславить
созданную
им в СССР
хозяйственную
систему,
завершившуюся,
в конечном
счете,
экономической
катастрофой
и развалом
страны.
За
многоплановое
вмешательство
Сталина в
разные
научные
дисциплины
апологеты
сталинизма
принялись
именовать
его
"корифеем
всех наук",
как это было
заявлено в 1939
году на
сессии
Академии
наук СССР,
когда
Сталина
избрали
почетным
академиком.
Тяга к
самовозвеличению
и
представлению
себя
умудренным
и в политике,
и в
экономике, и
в
образовании,
а
затем во
многих
науках, не
говоря уже о
военных
искусствах,
машиностроении
и
прочем,
формировала
его
характер. Он
хотел
повелевать
и
властвовать.
С
упорством и
хитростью
"мелкого
восточного
деспота" (так
назвал его
однажды
Н.И. Бухарин)
он
культивировал
миф о себе
как
глубоком
мыслителе,
гениальном
стратеге и
политике[2].
Размах
преследований
ученых в
СССР в 1930-е и
более
поздние
годы был
столь
масштабен,
что не может
быть даже
сравнен с
преследованием
ученых,
например, в
нацистской
Германии и в
любых
других
странах. Это
был
настоящий
геноцид
ученых.
Дух
той эпохи, к
счастью, в
большой
степени
развеялся и
унес из
общественной
памяти
имена
многих
из
отрицательных
героев,
упомянутых
на
страницах
книги. В
целом, это
приятная
основа для
удовлетворенности.
Однако
политика
государства
по
отношению
финнсирования
науки,
поддержка
мошенников
или
принятие
закона о
"реформировании",
а по сути
разграбления
Академии
наук России
служат
веским
основанием
для
освежения
памяти о
разгуле
антинауки в
не столь
далекие
времена.
Личности,
вовлеченные
Сталиным в
мошенничество
в науке, не
были
маньяками, а
холодно
взвешивающими
каждый свой
шаг
проходимцами.
На первый
взгляд, они
могли
представать
со стороны
милыми и
приятными
чудаками,
обманывающими
не только
других, но и
самих себя.
Кое кто
думал, что
они лишь
случайно
теряли
контроль
над своими
действиями.
Однако все
эти
"невинные"
чудаки
никогда не
были
невиновными.
Они
повторяли
ухищрения
ловкого
иранского
обманщика
Ходжи
Насреддина
или
"правдоискателя"
Дон Кихота.
Чудаки были
во всех
обществах и
существуют
всегда, но в
случае со
Сталиным
картина
была иной.
Всемогущий
властитель
намеренно
искал
людишек с
низкой
душой и
подталкивал
их на то,
чтобы они
брались
выполнять
его
политиканские
цели, а
заодно
курили бы
фимиам по
его адресу.
Поэтому
важно не
только
описать
феноменологию
процесса
принижения
науки в
сталинское
время, но и
раскрыть
механику
поддержки
мошенников
в науке,
чтобы
показать,
каким
образом
развивается
болезнь
мошенничества
в науке, ибо
без
понимания
того, как она
развивается,
нельзя
представить
себе ни
последствий
болезни, ни
способов её
лечения.
Различные
аспекты
роли
Сталина в
управлении
наукой были
рассмотрены
в книгах
Роберта
Конквеста,
Лорена
Грэма, Марка
Поповского,
Владимира
Есакова,
Анатолия
Сонина и
других
авторов.
Отличие
моей работы
заключается,
как мне
кажется, в
более
широком и
детальном
рассмотрении
проблемы и
использовании
ранее
неизвестных
исторических
материалов.
Роль Т.Д.
Лысенко, О.Б.
Лепешинской
и их
приспешников
в борьбе с
генетикой и
клеточной
теорией
была
подробно
изложена в
моих книгах
"Власть и
наука",
"Красная
биология" и
"По личному
поручению
товарища
Сталина".
Работа
над книгой
продолжалась
на
протяжении
почти
полувека. Я
был лично
знаком или
контактировал
со многими
из тех, кто
упомянут в
книге, в том
числе с Ю.А.
Ждановым, Ф.Т.
Шепиловым,
М.Б. Митиным,
Т.Д. Лысенко,
Н.В. Цициным,
И.Е. Глущенко,
И.Т.
Фроловым, В.Н.
Столетовым,
В.Д.
Тимаковым,
В.Я.
Александровым,
Л.Я. Бляхером,
С.С.
Станковым и
Н.И.
Сихарулидзе,
Нобелевскими
лауреатами
И.Е. Таммом,
А.Д.
Сахаровым и
Н.Н.
Семеновым,
академиками
Б.Л.
Астауровым,
И.С.
Бериташкили,
Н.П.
Дубининым,
А.Р. Жебраком,
И.Л.
Кнунянцем,
Б.В.
Раушенбахом,
А.Л.
Тахтаджяном
и Ю.Б.
Харитоном,
многими
генетиками -
С.С.
Четвериковым
и его братом
Н.С.
Четвериковым,
развивавшим
статистические
методы в
приложении
к
медицинской
генетике, С.Н.
Ардашниковым,
В.С.
Кирпичниковым,
Д.В.
Лебедевым,
В.В.
Сахаровым,
И.А.
Рапопортом,
В.П.
Эфроимсоном,
Б.Н.
Сидоровым,
Н.Н.
Соколовым,
Н.В.
Тимофеевым-Ресовским,
Ф.Х.
Бахтеевым,
Д.К. Беляевым,
Н.Н.
Медведевым,
А.А.
Прокофьевой-Бельговской,
М.И.
Хаджиновым
и В.В.
Хвостовой.
Существенными
были
беседы с
дочерью
сподвижника
Ленина
Луначарского
- И.А.
Луначарской,
с детьми
ближайших к
Сталину
членов
Политбюро
большевистской
партии Р.Н.
Аджубей
(дочерью Н.С.
Хрущева), С.А.
Микояном
(сыном А.И.
Микояна),
сыновьями
Г.М.
Маленкова
Андреем и
Георгием,
многими
сторонниками
Лысенко и
Лепешинской.
Некоторые
личные
воспоминания
о встречах с
ними вошли в
эту
книгу.
Благодарю
мою жену Н.И.
Сойфер, А.М.
Хилькина, В.В.
Власова, В.А.
Драгавцева,
Б.Ф. Егорова,
А.Е. Лукина
и В.Ф.
Портного за
ценные
замечвния
по рукописи.
Книга
может быть
полезна
тем, кто
интересуется
историей,
социологией,
политологией,
учителям и
студентам. Я
буду
признателен
за
замечания и
указания на
недостатки,
которые
прошу
направлять
по
адресу:
Valery
N.
Soyfer,
Distinguished
University
Professor,
Molecular
and
Microbiology
DepartmentSchool
of
Systems
Biology,
George
Mason
University, 4400
University
Dr.,
MSN
3E1,
Fairfax,
VA 22030,
USA.
Глава 1.
СТАЛИН В борьбЕ
за
власть
"Так
отворите же
архивы!
Избавьте
нас от
небылиц,
Чтоб
стали
ясными
мотивы
Событий
и деянья
лиц".
Владимир
Ленин
(Ульянов)
собрал в
ноябре
1917 года в
руководстве
большевистской
партией и в
первом
правительстве
как
хорошо
образованных
людей, так и
лиц без
достаточного
образования.
Лев Троцкий
(Бронштейн),
Николай
Бухарин и
Лев Каменев
(Розенфельд),
закончили
гимназии до
1917 года,
прослушали
курсы
лекций в
университетах,
были
прекрасными
ораторами,
знали
иностранные
языки и
опубликовали
книги и
статьи (1). Но
три
должности
министров
(наркомов,
по
тогдашней
терминологии)
заняли люди,
в гимназиях
не
обучавшиеся,
ораторским
искусством
не
блиставшие,
с
иностранными
языками не
знакомые.
Это были
Иосиф
Сталин (Сосо
Джугашвили),
Виктор
Ногин и
Павел
Дыбенко
(двое
последних
осилили
лишь по
три-четыре
класса
начальной
школы).
Сталин
закончил
трехлетнее
Горийское
православное
училище
(проучившись
в нем почти
шесть лет - с 1889
по
1894) и в
сентябре 1894 г.
поступил в
православную
Тифлисскую
духовную
семинарию,
из которой
его
исключили
на
четвертом
году
обучения.
Как в
советское
время, так и
недавно
утверждалось,
что в обоих
учебных
заведениях
он получал в
основном
отличные
оценки (см.,
например, /2/) по всем
предметам,
даже таким
как физика и
арифметика.
А.В.
Островский
в книге "Кто
стоял за
спиной
Сталина?" (3)
утверждал,
что
первые три
года в
семинарии
Сталин в
основном
получал
высокие
оценки, что
он
неизменно
сдавал все
экзамены и
только на
четвертом
году
обучения
снизил
успеваемость.
Однако
опубликованные
недавно
фотокопии
его
аттестатов
свидетельствуют
об обратном:
начиная со
второго
года
обучения в
семинарии,
успеваемость
будущего
вождя
большевиков
была низкой.
Его оценки
по всем
предметам
за 1895-1896 годы
были
удручающе
плохими -
двойки и
тройки,
причем в
матрикуле
за
эти годы
столбцы,
соответствующие
таким
предметам,
как
нравственное
богословие,
словесность
(то есть
литература),
логика,
психология,
гражданская
история,
библейская
история,
математика
и физика
остались
незаполненными
(он то ли
систематически
пропускал
занятия по
этим
предметам,
то ли не смог
получить
никаких
отметок).
Итоговые
годовые
оценки за 1895-1896
годы
состояли из
двенадцати
троек и
одной
четверки; к
тому же он не
сдавал ни
разу ни
одного из
положенных
экзаменов. В
1897-1898
академическом
году ему был
выставлен
одинаковый
"экзотический"
средний
балл два с
половиной
по двум
предметам -
Священному
писанию и за
сочинение, а
по
остальным
предметам,
по которым
его
аттестовали,
стояло
девять
троек и одна
четверка.
Никаких
оценок не
было
выставлено
по 11
предметам
(4).
Его
исключили
из
семинарии 29
мая 1899 года (в
советское
время в
биографиях
Сталина
писали, что
он был
исключен не
за
отвратительную
успеваемость
или дурное
поведение, а
за
неявку на
экзамены
или за
участие в
революционных
кружках).
Нужно
также
заметить,
что
образование
даже тех, кто
успешно
заканчивал
семинарии,
было
недостаточным
(не напрасно
их не
принимали в
университеты
именно в
силу
ущербности
знаний).
Сфокусированное
на
предметах
религиозного
содержания
и на методах
служения в
церквах,
семинарское
образование
не давало
знаний по
многим
гуманитарным
и
практически
всем
естественно-научным
дисциплинам,
математике,
истории,
географии,
языкам и
широкому
кругу
других
знаний,
получаемых
выпускниками
классических
гимназий.
О
складывавшемся
характере
Джугашвили
в
годы его
учебы в Гори
и Тифлиси
написал в 1932
году его
соученик по
обоим
учебным
заведениям
Иосиф
Иремашвили.
Он сначала,
как и Сталин,
вступил в
РСДРП, но
затем стал
меньшевиком,
а в 1919 годах
был членом
Учредительного
собрания
независимой
Грузии. В
момент
аннексии
Грузии
большевистскими
войсками
Иремашвили
был
арестован
советской
властью и по
выходе в 1922
году из
тюрьмы выслан, как
и сотни
дргих
интеллектуалов
из СССР,
жил в
Германии.
Там в 1932 году
он
напечатал
на немецком
языке книгу
"Сталин и
трагедия
Грузии"
(5).
Нарисованный
им портрет
Джугашвили-студента
далеко
нелицеприятен.
Юный Сталин
запомнился
его бывшему
другу и
соученику,
близко
знавшему
его на
протяжении
более
десяти лет,
злопамятным
и
мстительным,
коварным и
не по годам
честолюбивым.
Иремашвили
объяснял
эти черты
характера
тем, что с
раннего
детства
отец лупил
Иосифа
Джугашвили
за дело и без
дела, что
Иосиф рос в
бедности и
завидовал
детям из
более
обеспеченных
семей. Весь
этот
комплекс
причин
привел к
тому, что к
моменту
обучения в
училище и
семинарии
Иосиф
Джугашвили
"стал
.жестоким и
бессердечным
. в нём
выработалась
глубокая
неприязнь
ко всем, кто
был выше его
по
положению. С
детских лет
целью его
жизни стала
месть, и этой
цели он
подчинил
всё".
С
момента
исключения
из
семинарии
Сталин был
вынужден
часто
менять
места
жительства,
живя то в
Тифлисе,
то в Баку, то в
Батуми, то в
Кутаиси. В
его
официальных
биографиях
указывалось,
что с 1901 года (в
21-летнем
возрасте) он
присоединился
к тем, кто
боролся с
правительством
и царской
властью.
Методы
борьбы были
разными, но
при его
жизни
и позже те,
кто писали
сталинские
биографии,
старательно
обходили то,
что
борьба с
властями
была не
теоретически-возвышенной,
а
криминально-бандитской.
В
апреле 1902 года
Сталина
арестовали
(сегодня в
одних
источниках
указывется,
что
за участие в
бандитских
формированиях,
в других,
чаще всего
российских
коммунистических
изданиях - за то,
что был
замечен на
антиправительственных
демонстрациях).
Он был
осужден к
двум
годам
тюрьмы и
заключен в
тюрьму в
Кутаиси.
Затем
впервые его
отправили в
ссылку в
Сибирь. В
сентябре 1905
года с
группой
сообщников
он принял
участие в
ограблении
склада
оружия (так
называемого
цейхгауза) в
Кутаиси, в 1906-1907
годах
организовал
группу
террористов,
нападавших
на банки, и 13
мая 1907 года
его группа
совершила в
Тифлисе
дерзкое
бандитское
ограбление
кареты
казначейства
(знаменитая
"Тифлисская
экспроприация").
Во время
этого
теракта
было убито
двое
полицейских
и три
казака-охранника,
а трое
других
казаков
и 16 прохожих
ранены. При
ограблении
была
похищена
огромная
сумма денег
в четверть
миллиона
рублей,
"экспроприированных
у
государства"
(как писали
в советское
время) для
нужд
Российской
социал-демократической
рабочей
партии
(РСДРП[3]). Из
них 100 тысяч
были
в
пятисотрублевых
ассигнациях,
номера
которых
были
известны
казначейству,
что
позволило
позже
арестовать
в России и в
Европе -
Париже,
Мюнхене,
Стокгольме
и
в других
городах -
нескольких
человек,
предъявивших
украденные
купюры к
оплате.
За двоих из
них Ленин,
находившийся
тогда за
границей, в
августе 1908
года
ходатайствовал
об
освобождении
из
заключения.
Несколько
раз Сталин
участвовал
в важных
сходках
большевиков
внутри
Российской
империи и за
границей.
Так, с 12 по 17
декабря 1905
года он
присутствовал
на 1-й
Всероссийской
конференции
РСДРП в
Таммерфорсе
(сейчас
Тампере,
Финляндия),
где
впервые
встретил
Ленина (до 1917
года
Финляндия
входила в
состав
Российской
империи), с 23
апреля по 8
мая 1906 года он
был в
Стокгольме
(Швеция), где
проходил 4-й
съезд РСДРП,
затем
съездил в
столицу
Дании
Копенгаген.
С 30 апреля
по 19 мая 1907 года
он
участвовал
в 5-м съезде
РСДРП в
Лондоне как
представитель
Тифлисской
организации
большевиков,
1 июня 1911 года в
Париже он
был избран в
состав
Оргбюро ЦК
РСДРП, 10
ноября 1912 года
и в декабре
того же
года
побывал в
Кракове
(Польша), где
снова
встречался
с Лениным. Он
прожил
несколько
месяцев в
Кракове, и в
январе 1913 года
переехал в
Вену, где
снова
принял
участие во
встречах
большевистского
руководства.
Живя на
Кавказе,
Сталин
активно
включился в
организацию
большевистских
ячеек в
Закавказье
(в Тифлисе,
Баку,
Кутаиси и
Батуми) и,
несмотря на
свое
недостаточное
образование,
стремился к
публичности.
Начиная с 1901
года, он не
раз печатал
статьи в
грузинских
газетах и
принимал
участие в их
редактировании.
В 1912-1913 годах за
границей он
близко
сошелся с Н.И.
Бухариным,
который
дружески
помог ему
справиться
с трудной
задачей.
Сталин
вознамерился
написать
очерк об
отношении
марксистов
к
национальному
вопросу (его
как грузина
это
волновало
естественным
образом). Но,
чтобы
написать
грамотную
работу на
данную тему,
надо было
познакомиться
с
высказываниями
Маркса,
Энгельса и
ведущих
марксистов,
а все
нужные ему
работы на
этот счет
еще не были
переведены
ни на
грузинский,
ни на
русский.
Иностранными
языками
грузинский
паренек не
владел, и
Бухарин
пришел
ему на
помощь,
потратив
большое
время на
перевод и
растолкование
Сталину
высказываний
марксистов.
В
результате
Сталин
закончил к
январю 1913 года
очерк
"Марксизм
и
национальный
вопрос" (был
впервые
напечатан
в
мартовско-апрельском
номере
журнала "Просвещение"
под
названием
"Национальный
вопрос и
социал-демократия"). Даже
язвительный
Троцкий
вынужден
был
признать
эту
сталинскую
работу как
добротную.
В
глазах
Ленина
Сталин
предстал в
лучшем виде.
С показным
энтузиазмом
он
постоянно
поддерживал
Ленина,
и тот
открыто
симпатизировал
"этому
замечательному
грузину" (как
Ленин
написал в
одном
письме) за
его
готовность
поддержать
ленинские
инициативы
и
советы. Это
объясняет,
почему
Ленин
считал его
своим
протеже и
отдавал ему
иногда
предпочтение
перед
яркими
революционерами-интеллектуалами.
Сталин
казался ему
лучше
организованным,
более
целенаправленным,
собранным и
более
податливым
к его
предложениям
и
требованиям.
Сталин
принял
участие на
стороне
Ленина в
Октябрьском
перевороте 1917
года. Будучи
знакомым со
статьей
Сталина о
национальном
вопросе,
Ленина стал
воспринимать
его как
специалиста
по
национальному
вопросу,
способного
исполнять
обязанности
наркома по
делам
национальностей
в первом
правительстве
большевиков.
Тем самым
помощь
Бухарина
сыграла
определяющую
роль в
судьбе
Сталина.
Затем
Сталина
назначали
на
командные
должности в
годы
Гражданской
войны (под
Царициным
он показал
себя
исключительно
жестоким, и
за массовые
расстрелы
красных
командиров
его
критиковал
даже Ленин).
Ближе к
концу 1921 года
Ленин часто
оказывался
неспособным
из-за
болезни
появляться
на работе и
контролировать
народных
комиссаров
в
правительстве
(то есть в
Совете
Народных
Комиссаров
РСФСР, или
СНК). В
партийных
делах он
доверял всё
больше и
больше
Сталину, а
тот
использовал
это доверие
для
административного
возвышения
в
партийной
иерархии.
Ленин
неизменно
соглашался
с тем, чтобы
Сталин
активнее и
шире брал в
свои руки
руководство
партийными
делами: в
апреле 1922 года
его
избрали в
Оргбюро и
Политбюро
ЦК РКП(б),
ввели в
число
постоянных
членов ЦК
РКП(б) и
назначили
Генеральным
Секретарем
ЦК.
Последняя
должность с
момента
возникновения
нового
государства
не
считалось
ключевой у
партийных
лидеров.
Генеральный
секретарь
был просто
руководителем
клерков
аппарата ЦК,
наиболее
близким к
Ленину секретарятехническим
помощником.
В 1917 году эту
должность
занимала
Елена Д.
Стасова,
которая
была
типичным
секретарем
без всяких
претензий
на
командные
роли. В
1918-1919 году её
обязанности
передали Я.М.
Свердову,
затем они
снова
перешли к
Стасовой,
затем, в 1919-1921
году на
должность
выдвинули
В.М. Молотова,
и только в 1922
году
Генеральным
секретарем
стал
Сталин,
который,
воспользовавшись
болезнью
Ленина,
быстро
занялся
перетасовкой
кадров
внутри
аппарата ЦК,
внедрил в
него
послушных
ему
подчиненных
и этим
консолидировал
свою власть.
В
достаточно
короткий
срок Ленин
понял, что он
жестоко
ошибся в
оценках
своего
"протеже". Он
просмотрел
в характере
Сталина
агрессивность,
злопамятную
мстительность
и даже
жестокость,
о чем
покаялся в
шести
письмах
членам
партии,
написанных
в декабре
1922 и январе 1923
годов,
рассматриваемых
позже как
"Завещание
Ленина"
(в
настоящее
время все
письма
опубликованы
/6/).
Содержание
писем
Сталин
узнавал
сразу, так
как умело
подсадил к
Ленину
стенографистку,
а также
секретаря
Лидию
Фотиеву,
немедленно
знакомивших
Сталина
его
со всем,
что
диктовал
больной
Ленин.
Надиктованные
страницы
иногда
не видела
даже жена
Ленина,
считавшая,
что до
Сталина
довели
содержание
лишь
двух, более
нейтральных
по тону
писем, в
которых не
было ни
слова о нем
самом
(факт, что он
знал
значительную
часть
"секретных"
писем вождя,
стал
известен
членам
Политбюро, и
в объяснении,
написанном
Фотиевой 29
декабря 1922
года
Каменеву,
она оправдывалась
тем, что
якобы не
знала о
секретности
писем, и что
стенографистка
будто бы не
предупредила
её о
строжайшей
просьбе
Ленина не
разглашать
их без
разрешения
Крупской
/7/;
историк Ю.Г.
Фельштинский
нашел
свидетельства,
что Сталин
ознакомился
со всеми
письмами
еще
до того, как
они
попадали к
Н.К.
Крупской). После
смерти
Ленина, а
именно 18 мая 1924
года, вдова
Ленина
зачитала
руководителям
ЦК партии
все письма.
Через
короткое
время с ними
приватно
ознакомили
делегатов 13
съезда
партии
В своем
"Завещании"
Ленин
отмечал, что
считает
самым
талантливым
руководителем
Льва
Давидовича
Троцкого. По
словам
Ленина,
Троцкий
"отличается
не только
выдающимися
способностями.
Лично он,
пожалуй,
самый
способный
человек в
настоящем
ЦК", хотя и
чрезмерно
самоуверен
и склонен к
"чрезмерному
увлечению
чисто
административной
стороной
дела" (письмо
от 24 декабря 1922
г.). Он
высоко
оценивал
Николая
Ивановича
Бухарина и
написал, что
он "не только
ценнейший и
крупнейший
теоретик
партии, он
также
законно
считается
любимцем
всей партии".
Ленин
высоко
отозвался о
Георгии
Леонидовиче
Пятакове,
которого
назвал
"человеком
несомненно
выдающейся
воли и
выдающихся
способностей".
Основное
опасение у
него
вызывали
расхождения
во взглядах
и
поведении
Троцкого и
Сталина.
Ленин
написал, что
это грозит
"устойчивости
партии и
расколом в
её рядах" и
провидчески
предупредил,
что ".если
наша
партия не
примет мер к
тому, чтобы
этому
помешать, то
раскол
может
наступить
неожиданно.".
Высказаться в Дискуссионном Клубе:
Проголосуйте за это произведение |
РАН в роли ╚прилипалы╩, годная , разве что, на производство ВВ и отравляющих газов, типа иприт, фосген, люизит и V-газов, да знаменитой ╚черемухи╩ Камарилья Брежнева, умертвив КОРОЛЯ КОСМОНАВТИКИ, да его подрост, в лице Гагарина, Комарова, Сергеева и многих других, разрушила и UNITAS, и Космическую ШКОЛУ, превратив ее в ╚школу космического извоза╩ И опять же, где-то через десять лет, 1966-1976, судя по ╚темпам╩ финансирования Науки, кончилась и РАН, как таковая Свидетельство ТОМУ ╚ПОСТАНОВЛЕНИЕ╩ РАН и ее отделения Физики и Астрономии от 13 ноября 1990 года. (╚Известие╩ Трудящихся депутатов ╧316 от 14 ноября 1990 года.) Тезисная часть: ╚Все (!?) Законы открыты Все (!?!?) Теории проверены Научный Фундамент прочен и незыблем╩ (Отныне ╚Вход посторонним воспрещен!╩) ╚Прочность Фундамента╩ - это для ИДИОТОВ с ╚параметрами вырождения╩, но не для Инженеров и Химиков! Поскольку БАЗИС ╚прочного и незыблемого╩ ФУНДАМЕНТА ПЯТЬ ПОСТУЛАТОВ , СУЖДЕНИЙ НЕДОКАЗУЕМЫХ (силами современной РАН) Три ПОСТУЛАТА БОРА, которые требуется перевести в ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ суждения, да ДВА постулата Эйнштейна, один из которых ╚зиждется╩ на возведении lim ( Скорости света ) в степень, формируя квадратные секунды на подносе из квадратных метров (Для избранных) На сегодняшний день, эта свора из полутора тысяч ╚дармоедов╩, разрушивших своими ╚идеальными газами вырождения╩ Советский Союз слишком обременительный ПРИГРУЗ для России И здесь вряд ли поможет ╚КРРАН╩, разве что для декоративнрой покраски, как ╚козло╩- овчарни Фукусимы-1 Более действенен, на взгляд аналитика ╚ДОМКРАД╩, который приподнял бы этот ╚ДОМ КРАД(ущих)╩, над ОСНОВАНИЕМ ╚Прочным и НЕЗЫБЛЕМЫМ╩, чтобы можно было поработать не остепененным Специалистам, во главе с Борисом Васильевичем БОЛОТОВЫМ. СПЕЦИАЛИСТОМ, КОТОРЫЙ, в гордом одиночестве, пребывает где-то в средине XXI века, со своей МИКРО-Пирамидочкой, да Экзо-Термической Установочкой ХОЛОДНОГО ТЕРМОЯДА , по переводу Фосфора -30 - в Кремний -28. Чтобы ВОЗГЛАВИТЬ РАН, нужно почистить раковую опухоль РАНЕНОЙ РАН. И ТО в состояние сделать ОДИН АНАЛИТИК БОЛОТОВ БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ, с помощниками (на ЕГО Усмотрение) Был бы Вам весьма признательным, если бы Вы помогли отыскать Список "Родителей" выше упомянутого "Постановления" от 13, ноября 1990 года. С Уважением Ген. Кислов. (Абатский).
|
Кроме того, Вы не совсем точно оцениваете современный научный потенциал РАН. Если по итогам проверки докторских и кандидатских диссертаций по истории 10 % оказались несомненным плагиатом, то могут ли эти люди считаться учеными? В прессе уже появился комментарий, данный директором Российской государственной библиотеки, который сообщил,что если бы для проверки на плагиат использовалась бы не только база диссертаций, а к ней были бы подключены еще и соответствующие монографии из фондов библиотеки, эту цифру следовало бы увеличить втрое. Еще более ужасны будут, по оценке ВАК, итоги намеченных вскоре аналогичных проверок по философским, экономическим, филологическим, педагогическим, техническим и юридическим наукам. Ни для кого не секрет, что похожая ситуация сложилась также в науках сельскохозяйственных и медицинских. Опасаюсь, что вскоре вместо 100 тысяч российских исследователей придется называть гораздо более скромные цифры. Проблема заключается и в том, что собственность, некогда переданная в бессрочное владение Академиям ныне, как правило, используется лишь для того, чтобы набивать кошельки нескольких десятков руководителей Академии, что подтвердил ряд громких скандалов, с интересом раздуваемых прессой. Боюсь, что корифей всех наук Сталин, уроки которого Вы рекомендуете вспомнить, вместо того, чтобы по-отечески обласкать академических ворюг, быстро разослал бы их в бессрочные творческие командировки: кого в Воркуту, кого на Колыму, а кого-то в норильскую шарашку. В статье "Сталин и мошенники в науке" сами Вы, уважаемый Валерий Николаевич, неплохо описываете сталинскую методологию.Однако в таких случаях тоже, перед тем, как взяться за перо, неплохо бы предварительно ознакомиться с реальным положением дел. С уважением Сергей Шрамко.
|
|
|
|
|
|
|
Третий уровень Сознания, иногда выходил на четвертый. Его Монада пока не воплощена. Следующее воплощение состоится с более высокими качествами.
|
-- " Большевиков, Сталина в исторической перспективе всегда оценивали и оценивают по общему для всех правителей критерию НАСКОЛЬКО УДАЧНО они позволяли стране КОНКУРИРОВАТЬ в Большой Игре государств и наций." -- А если так, то и СПОРИТЬ не о чём.
|
Высказаться на научном форуме: