TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

Наука и культура

Рассказы о Сикорском.

(перевод Филиппа Кокоши с http://www.sikorskyarchives.com.

Технический консалтинг ≈ Сикорский С. И.)

 


Оглавление.

 

Создание вертолета VS-300.

 

Вертолет VS-300.

 

Первая операция по спасению гражданских лиц с участием вертолета.

 

⌠Федора.■

 


 

Создание вертолета VS-300.

 

 

( Речь, произнесенная С. И. Сикорским на Собрании Авиаконструкторов в Институте Аэронавигационных Наук 29 января 1941 года).

Современные идеи насчет воздухоплавания почти всегда ассоциируются с использованием огромных полей-аэродромов для того, чтобы воздушные суда могли взлетать и совершать посадку. Как правило, воздушный путешественник не может взлететь на самолете и достичь желаемой цели прямо с места своего проживания, в то время как с помощью автомобиля эта задача вполне осуществима. Однако опыт прошлого и оптимистичные взгляды на будущее предугадали создание совершенно нового летательного аппарата, который мог бы благополучно взлетать с небольших пространств, ограниченных домами или деревьями, или с узких платформ на крышах зданий. Такой аппарат открыл бы много новых возможностей для человека и мог бы стать очень ценным транспортным средством как для использования рядовыми гражданами, так и для многих правительственных нужд.

Цель этого доклада состоит в том, чтобы описать развитие такого типа аппаратов, работа над ними началась в 1909 году, когда были сконструированы два экспериментальных вертолёта, и была закончена разработкой и недавним выходом технически простой и обладающей хорошими показателями модели вертолета VS-300.

 

 

С марта по октябрь 1940 года этот аппарат постоянно совершал испытательные полеты и осуществил несколько сотен вылетов. Аппарат продемонстрировал способности к прямому вертикальному взлёту и взлёту под углом, зависанию над обозначенной зоной в течение нескольких минут при различных погодных условиях, от полного штиля до свежего порывистого ветра со скоростью около 25 миль в час. Также аппарат может передвигаться вперед, назад и вбок; он сделал множество взлетов и посадок с небольших пространств между домами, с автомобильной стоянки, большая часть которой была занята машинами, с очень маленького участка между садом и забором, его огораживающим, и т.д. Фактически он полностью продемонстрировал не только возможность, но и осуществимость взлета аппарата с небольших пространств при любой погоде, кроме ураганного ветра и бури.

 

 

Хотя этот VS-300 и был построен в качестве экспериментальной модели, можно отметить, что он определенно показал как широкие практические возможности машины с вертикальным взлетом вообще, так и правильность и разумность использования данного специфического типа. VS-300 можно рассматривать как первый в мире успешный одномоторный вертолет; это его свойство обуславливает вертикальный взлет и управление аппаратом с помощью очень простого механизма, преимущество которого заключается в недорогом производстве и быстром и легком обслуживании.

 

 

Основными частями аппарата являются трубчатая сварная конструкция, на которой в районе центра тяжести находится двигатель фирмы ⌠Aircooled Motor Corporation■ мощностью в 90 л.с. и простая передача, сообщающая большее количество энергии вертикальной оси, на которой установлен главный несущий винт, осуществляющий подъем конструкции. Легкий горизонтальный вал передаёт часть энергии в конец фюзеляжа, на котором расположены три вспомогательных несущих винта, которые используются для управления вертолетом и для компенсации вращательного момента главного винта. Именно при помощи этих вспомогательных винтов вертолет имеет возможность управляться движениями обычного авиационного рычага зависает ли он неподвижно над определенным местом, летит ли вперед, боком, назад, вверх, или вниз. Эффективность управления, основанного на действии вращающихся пропеллеров, в сущности одинакова и когда вертолет зависает, и когда он летит с изменяющейся скоростью.

Управление VS-300 осуществляется путем изменения угла атаки лопастей трех вспомогательных винтов, таким образом перемещение органа управления, или ⌠рычага■ из стороны в сторону дифференцировано изменяет угол атаки лопастей горизонтальных винтов, вызывая таким образом боковое перемещение, аналогичное воздействию изменения положения элерона на направление движение самолета. При передвижении рычага вперёд угол атаки двух горизонтальных винтов изменяется одновременно и одинаково, таким образом осуществляется продольное перемещение или подьем. Руль направления (хвостовой винт) приводится в действие ножной педалью, связанной с управлением шага вертикального вспомогательного винта. Таким образом, вертикальный двигатель выполняет двойную функцию, а именно, не только позволяет компенсировать вращательный момент главного винта, осуществляющего подъем, но и изменяет направление полёта. Эти три вспомогательных двигателя имеют диаметр 6 футов, легко управляются и вращаются примерно в четыре раза быстрее главного винта.

 

 

Главный подъемный винт, как следует из его названия, вырабатывает большую часть подъемной силы и имеет три четырнадцатифутовые лопасти. И величина, и направление этой силы могут быть различины при осуществлении парения, вертикального взлёта, движения вперед, назад и вбок. Высота подъема регулируется путем изменения угла атаки трех лопастей главного двигателя, таким образом заставляя вертолёт подниматься, опускаться или зависать. Управление полётом осуществляется с помощью трех вспомогательных винтов, необходимо только слегка изменить наклон всего судна в направлении полёта машины; так, если наклонить вертолет слегка вперед с помощью рычага управления, полет будет проходить в этом направлении.

 

 

В VS-300 энергия передается от двигателя к подъемному винту с помощью клиновых ремней, которые приводят в действие главную ось. Два горизонтальных несущих винта приводятся в движение этими ремнями от ведущего вала, присоединенного к главному двигателю, а вспомогательный винт в задней части фюзеляжа вращается от главной оси посредством конической передачи. В целом эта система управления связана с машинным двигателем посредством муфты свободного хода. Если число оборотов в секунду главного винта меньше определенного показателя, это устройство автоматически изменяет угол атаки лопастей главного винта; таким образом, если в работе двигателя возникают неполадки, все винты продолжают вращаться автоматически, превращая вертолет в своего рода автожир. Эта особенность обеспечивает безопасное приземление в отсутствие привода на винты.

Принципиально новой и интересной особенностью VS-300 является метод синхронизации работы рычага управления, главного винта и двух вспомогательных винтов. Такая синхронизация становится очень важным при переходе с режима зависания или подъема в, скажем, режим движения вперед, так как угол атаки лопастей главного винта при зависании вертолета в воздухе или при вертикальном его взлете несомненно больше, чем при движении машины вперед. Однако, так как увеличение угла атаки лопастей главного винта представляет собой способ вырабатывания большей мощности при поддержании постоянного количества r.p.m., то регулятор угла атаки соединен с рычагом управления двигателем, и увеличение или уменьшение угла атаки лопастей автоматически означает увеличение или уменьшение количества энергии, переданной на главный винт. С другой стороны, любое изменение высоты или направления движения машины, осуществляемое только с помощью главного винта, если работа двух вспомогательных винтов не синхронизирована с его работой, может заставить вертолет задрать нос или войти в штопор, поэтому основное управления изменением угла атаки лопастей связывается с механизмом продольного управления. Это позволяет гарантировать безопасность в течение полета. Конечно, пилот может изменять количество энергии, вырабатываемой двигателем, с помощью отдельного ручного рычага.

Таким образом, существует три важных элемента управления полетом, а именно: штурвальная колонка, или рычаг, педали руля направления и рычаг управления углом атаки лопастей. Следует отметить, что для полета на вертолете достаточно использования пилотом навыков управления обычным самолетом. Большое преимущество системы управления вертолетом данного типа над системой управления самолетом с жестким крылом заключается в том, что у первого никогда не изменяется ⌠чувствительность■ и производительность, невзирая на положение судна, так как рулевые поверхности всегда вращаются со скоростью гораздо превышающей скорость сваливания их отдельных аэродинамических секций.

Далее представлены описания наиболее важных полетов VS-300 за лето и осень 1940 года:

18-ого июля был осуществлен 15-мин. полет, в течение которого машина почти все время находилась в состоянии зависания над обозначеным местом,

6 сентября и 14 октября были осуществлены полеты длительностью соответственно 15 и 14 минут, в течение которых машина летела над полем со скоростью, изменяющейся от 30 до 45 миль в час, делая повороты в обоих направлениях, и несколько раз выполнила ⌠восьмерку■ в воздухе.

Во время этих полетов машина передвигалась на высоте от 80 до 100 футов. 10 января 1941 VS-300 осуществил полет продолжительностью 25 с половиной минут. Это был самый длинный по своей продолжительности полет на вертолете, когда-либо осуществленный в Америке.

Во время нескольких из этих полетов вертолет сумел приблизиться к человеку, находящемуся на скале или в другом месте, и человек, не сдвигаясь со своего места, мог разгрузить или заполнить чемодан на борту машины. Во время этого полета необходимо было приблизиться к человеку и после загрузки им чемоданов двигаться в обратном направлении. Большинство из вышеуказанных полетов проводилось в местах, где посадка вертолета была бы невозможна. При этом хорошо показала себя и система управления машиной, позволяющая зависнуть в течение некоторого времени над человеком, при этом отклонение от необходимого места составляло около двух футов. Таким образом, можно считать доказанным то, что вертолет с таким типом управления сможет решить все проблемы, связанные с трудностью осуществления посадки в узких пространствах между машинами или деревьями, сможет приземляться на платформы, расположенные на крышах зданий, или на борта кораблей, и т.д. Несомненно, машина, обладающая такими характеристиками, откроет новый многообещающий и важный этап в развитии воздухоплавания.

И. И. Сикорский.

 

 

Вертолет VS-300.

 

 

VS-300 конструкции Игоря Сикорского был первым американским вертолетом и первым успешным вертолетом в мире, на котором была опробована всем известная теперь компоновочная схема, включающая в себя главный и хвостовой винты. Первый полет VS-300 совершил 14 сентября 1939 года, будучи привязанным, первый свободный полет был осуществлен 13 мая 1940 года. Испытательные полёты продолжались, и 6 мая 1941 года Сикорский, пилотируя VS-300, установил мировой рекорд по продолжительности полёта на вертолете 1 час 32 минуты и 26 секунд. Компоновочная схема VS-300 подвергалась коренным изменениям до 8 декабря 1941 года, когда вертолет совершил полет уже в своем окончательном виде; на нем был установлен одиночный главный подъемный винт с полным круговым изменением угла атаки лопастей в обоих направлениях и системой его управления, и хвостовой винт с двунаправленным управлением для управления курсом полета и компенсации вращательного момента главного винта. 7 октября 1943 года VS-300 был подарен Генри Форду и помещен в его Музей имени Эдисона в Дирборне, штат Мичиган. В течение всех своих полетов VS-300 находился в воздухе 102 часа, 35 минут и 51 секунду. Создание VS-300 определило основные элементы и принципы, вошедшие в проект VS-316 (R-4), первый в мире вертолет, запущенный в массовое производство. Так было дано начало всемирной вертолетной индустрии.

 

 

Первая операция по спасению гражданских лиц с участием вертолета.

(29 ноября 1945 года).

 

⌠Если человек нуждается в спасении, самолет прилетит и сбросит ему цветы √ только и всего. Но машина с вертикальным взлетом сможет прилететь и спасти ему жизнь■.

Пионер вертолетостроения Игорь Сикорский.

 

 

29 ноября 1945 года Sikorsky R-5 завис над севшей на мель нефтяной баржей в Лонг-Айленде Саунде в районе Фэрфилда, CT, чтобы осуществить первую в истории авиации спасательную операцию, в которой был задействован вертолет. Место катастрофы находилось на расстоянии одного короткого перелета от завода Сикорского в Коннектикуте.

 

Это было полвека назад, в последнюю неделю ноября 1945 года, и восточное побережье Соединенных Штатов находилось во власти сильного шторма; дождь, снег и сильные потоки воды вращались в безумном вихре ураганного ветра.

В гостинице в Лейквуде, штат Нью-Джерси, погибла горничная, когда дымоход обрушился на комнату, где она спала. В Джерси-Сити погиб рабочий-железнодорожник, унесенный сильным ветром из открытого вагона.

В Нью-Йорке все самолеты совершали вынужденную посадку на аэродром ЛаГуардиа, многие из них были подобны гигантским уткам, плавающим в воде, которая разлилась из залива Флэшинг-Бэй и превратила пол-равнины в озеро. Возле Бостона 7000 солдат, возвращавшихся из заграничных походов Второй мировой войны, проклинали свою судьбу, потому что четыре транспортных судна, на которых они находились, качались в открытом море и не могли причалить из-за сильного ветра.

А около Фэрфилда, штат Коннектикут, на мрачном, обветренном рифе в Лонг-Айленд Саунде, происходило нечто замечательное.

Два человека, терпящие крушение на нефтяной барже, каждую секунду рискующие быть смытыми за борт, были подняты на вертолет Сикорского и таким образом спасены. В тот день, в четверг 29 ноября 1945 года, для вертолета началась новая эра.

 

 

Джозеф Поулик, капитан баржи, севшей на мель на рифе Пенфилд близ Фэрфилда, CT, опускается в безопасное место с вертолета ⌠Сикорский■ R-5, пилотируемого Джимми Винером, главным пилотом компании, и капитаном ВВС Джеком Бейлом.

 

Спасательная операция по подъему терпящих бедствие с помощью вертолета 29 ноября 1945 года была предтечей многих тысяч подобных миссий по спасению людей.

Вертолеты использовались в операциях по спасению солдат и даже гражданских лиц в последний период Второй Мировой Войны. 3 января 1944 года вертолет Сикорского, находящийся на базе в Бруклине, использовался Береговой охраной для для транспортировки плазмы крови для переливания раненым членам экипажа USS Turner после атаки миноносцев на Сэнди-Хук, штат Нью-Джерси.

Год спустя вертолет приземлился на наносном острове в заливе Ямайка, Нью-Йорк, чтобы спасти подростка, а в другой части света, вертолет впервые использовался в спасательной операции в боевых условиях. В Бирме армейский лейтенант спас пилота и трех пассажиров легкого самолета, упавшего на вражеской территории.

Но в тех случаях вертолет мог приземлиться, чтобы спасти людей. В Фэрфилде же сесть было нельзя. Волны прокатывались по палубе баржи, делая посадку невозможной. И ни один корабль не смог приблизиться к рифу из-за риска быть выброшенным волнами на камни. Попытка бросить терпящим крушение спасательный буй, предпринятая членами экипажа маленькой рыбацкой лодки, также не увенчалась успехом.

Использование подъемника для спасения двух человек было заключительным актом этой тяжелой драмы, подходящей к концу на глазах группы озабоченных людей, в которой были и сотрудники компании Сикорского. Они стояли на берегу и смотрели, надеясь и веря, возможно даже тихо молясь. Они знали, как высоки ставки и что может означать провал спасательной операции.

То, что могло стать очередной морской трагедией, началось днем раньше. Около полудня баржа фирмы Texaco ╧ 397, с двумя людьми на борту, из-за сильного течения отцепилась от нефтяного танкера из гавани Бриджпорта и спустя четыре часа, в темноте, наткнулась на риф Пенфилд близ города Фэрфилда.

При хорошей погоде и во время отлива риф, который находится на расстоянии мили от берега, представляет собой скопление огромных камней, на местном диалекте называемых ⌠коровами■, потому что они напоминают спины пасущихся коров. Во время прилива ⌠коровы■ исчезают из виду. И при плохой погоде, независимо от уровня воды, риф ≈ очень опасное место.

В течение ночи эти два человека на барже капитан Джозеф Поулик и член экипажа Стивен Пеннингер сидели в каюте и задавались вопросом, видел ли хоть кто-нибудь запущенные ими сигнальные ракеты. Когда занялся рассвет, баржа и её экипаж казались обреченными. Временами гигантские волны готовы были сорвать с баржи палубу и надстройки.

На пляже Фэрфилда группа горожан, заметивших вспышки, присоединилась к нескольким полицейским, наблюдающим жуткую сцену, неспособные ничем помочь этим людям на барже. Потом у кого-то мелькнула мысль: Авиационный завод Сикорского находился совсем рядом, в Бриджпорте. Может быть...

⌠Нам позвонили из полиции и сказали, что баржа попала в сущий ад, а потом спросили, сможем ли мы что-нибудь сделать■, говорит 87-летний Джимми Винер. ⌠Я ответил: Конечно, сможем■.

Его настоящее, данное при рождении имя ≈ Дмитрий, но он никогда не любил его и быстро принял имя Джимми. Уже к 1945 году Винер стал легендой авиакомпании Сикорского. В возрасте 15 лет он, невысокий ладный парень, последовал за своим дядей Игорем Ивановичем Сикорским в Америку, стал одним из первых сотрудников Авиаинженерной Корпорации Сикорского, и, наконец, стал главным летчиком - испытателем компании.

В эпоху становления авиации профессия летчика-испытателя была малообещающей и недолговечной, но Джимми Винер не считал ее таковой. Он верил в себя. Он верил в своего дядю. ⌠Я никогда не думал о крахе. Если вы думаете, что рано или поздно он придёт, так и будет. Надо верить в свою машину и развивать веру в нее. Если Вы не имеете такого отношения к делу, Вы должны выйти из бизнеса■. Также он верил и во что-то еще. ⌠Бог был добр ко мне■ всегда говорил он. Когда поступил призыв о помощи, 36-летний Джимми Винер позвал своего друга, капитана Джексона Е. Бейла, представителя американских ВВС в Корпорации Сикорского.

Они вскочили в первый попавшийся вертолет, Джимми сел за штурвал, и в считанные минуты они оказались над поврежденной баржей, где увидели человека, вылезшего из нижней каюты и выпустившего красную сигнальную ракету. Они сбросили вниз веревку с грузом и прикрепленным к ней сообщением. Они хотели узнать, какова ситуация там, на барже. Через несколько минут они подняли наверх груз с обратным сообщением. Дела обстояли очень плохо. Восемь резервуаров пропускали воду. Каюта была затоплена. Двое членов экипажа боялись, что баржа разрушится.

Теперь двое людей на вертолете знали, что надо делать. На заводе Сикорского находился вертолет R-5, модель, запущенная в эксплуатацию двумя годами ранее в качестве разведывательного и спасательного вертолета. С целью эксперимента вертолет недавно был оснащён гидравлическим подъемником. Идея использования на вертолете подъемника для спасения людей была концептуально новой. Всего три месяца назад Береговая охрана публичную демонстрировала подобный подъем с помощью своего вертолета на Флойд Беннет Филд в окрестностях Нью-Йорка.

Но эта концепция ещё не была проверена в реальных условиях. Теперь и вертолету, и подъемнику представилась возможность выдержать серъезное испытание. Если они не будут правильно работать, тогда кто-нибудь погибнет. Но если ничего не предпринять, то двое людей так или иначе погибнут. Все решилось без вопросов.

Первый вертолет быстро вернулся на завод, и R-5 с подъемником на борту был готов к полету. ⌠Нам надо было закрепить винт, который был снят и находился на складе, но мы сумели сделать это за короткое время■, вспоминает Джимми Винер. Через несколько минут R-5 завис над баржей, спуская сообщение, которое написал капитан Бейл; люди на барже должны были зацепиться за спасательный трос, который им собирались бросить. Трос представлял из себя простое устройство две петли, охватывающие человека под мышками. Спасаемый человек должен держаться обеими руками за трос над головой. В противном случае он выскользнет из петель.

 


Слева направо: Джимми Винер, главный пилот компании Сикорского, спасённые Джозеф Поулик и Стивен Пеннингер, и капитан ВВС Джек Бейл. Пеннингер и Бейл демонстрируют принцип действия спасательного троса, закрепленного на гидравлическом подъемнике.

 

Это сработало. Первого человека, Пеннингера, быстро подняли из волн, перекатывающихся через баржу. Но для него не нашлось свободного пространства в двухместной кабине. Он был перенесен на берег, наполовину вися в воздухе, наполовину находясь в кабине, держась с помощью Бейла, пока Джимми Винер, преодолевая ветер, вел вертолет.

На долю второго человека, Поулика, которому как капитану баржи по морской традиции пришлось покинуть корабль последним, выпали гораздо более серьезные испытания. Его уже поднимали, когда внезапно подъемник заклинило. И он висел на расстоянии тридцати футов под днищем вертолета. В таком положении, держась за трос и борясь за жизнь, он был доставлен на берег при столь сильном ветре, что песок на пляже вздымался к облакам.

Это был сцена, приветствуемая людьми на берегу и заснятая на плёнку репортером новостей. На следующий день передовые полосы газет всей страны и всего мира украшала фотография Поулика, висящего в воздухе, переносимого в безопасное место┘

Возможно, наступило самое время для этого события. Окончилась Вторая Мировая война, самая кровавая война в истории человечества. Начиналась новая эра, которая несомненно должна была быть лучше прежних, и вот появилась американская технология, используемая для спасения людей. Возможно, это было потому, что происшествие имело хороший конец. А быть может и потому, что сцена спасения была столь захватывающей.

Возможно, по многим из этих причин не было ни одного человека, который не озознавал бы, что произошло что-то важное, что люди, застигнутые врпасплох природными катаклизмами или катастрофами по вине человека, не обязательно должны погибать. Подсчитано, что за 50 лет с помощью вертолета было спасено более миллиона людей с тонущих кораблей, во время землетрясений, дорожных аварий, схода снежных лавин, извержений вулканов, пожаров в высотных зданиях и, конечно, во время вооруженных конфликтов, которые, к сожалению, случаются по-прежнему очень часто.

Сегодня спасательные операции с помошью вертолетов облегчены появлением более быстрых и менее шумных машин и многих других технологических новшеств. С помощью системы автопилота вертолет может фактически осуществлять полет сам, при любой погоде. Современный вертолет Сикорского точно определяет, что произошло и может сам найти место происшествия в пределах максимальной дальности. Некоторые вертолеты могут быть дозаправлены прямо в воздухе.

Некогда глазами вертолета были глаза пилота. Теперь вертолеты оборудованы такими совершенными устройствами наблюдения, как радары, приборы ночного видения, инфракрасные радары, радиолокаторы и компьютеризированые навигационные и поисковые приборы. Маленькая лодка или человек, попавшие в беду, могут быть легко обнаружены в воде, но затем исчезнуть в бушующем море. Сегодня, повинуясь простому нажатию кнопки в кабине, вертолет стремительно поднимется в воздух, гарантируя тем самым, что ни человек, ни лодка не пропадут. В наши дни спасение жизней стало точной наукой.

 

Современные поисковые и спасательные вертолеты, построенные Сикорским, работают во всем мире. Сикорский S-76, эксплуатируемый правительственной воздушной службой Гонконга, осуществляет спасательную операцию рядом с утесом, нависающим над берегом Южно-Китайского моря.

 

И даже полвека спустя еще есть что сказать об одном из первых, и самых ответственных шагов в науке спасения жизней.

Первое: Джимми Винер больше никогда не втретился с этими людьми, которых он спас 29 ноября 1945 года. ⌠Возможно, мне следовало бы поддерживать с ними связь, но я этого не сделал■. Он поддерживал контакт со своим партнером по спасательной операции. Позже Бейл, уволившись со службы, стал работать в ⌠Sikorsky Aircraft■. Они с Джимми оставались близкими друзьями до самой смерти мистера Бейла, последовавшей шесть лет назад.

Второе послесловие предоставлено Сергеем Игоревичем Сикорским, старшим сыном Игоря Сикорского, продолжим в авиации дело своего отца и вышедший на пенсию в должности исполнительного директора ⌠Sikorsky Aircraft■ несколько лет назад.

Пятьдесят лет назад Сергей Сикорский был молодым сотрудником Береговой охраны и участвовал в экспериментах по использованию гидравлического подъемника на Флойд-Беннет Филд. Когда он услышал о том, что его старший кузен Джимми Винер фактически спас двух человек с тонущей баржи близ Лонг Айленд Саунда, он, пожалуй, был взволнован больше всех остальных. Он знал одну тайну Джимми Винера и понимал, чего ему стоило поднять вертолет при сильном ветре и лететь над самой водой с реальным риском свалиться в эти чудовищные волны.

В действительности было то, говорил Сергей Сикорский, чего главный летчик-испытатель авиакомпании, человек, известный своим бесстрашием, всегда боялся. ⌠Его всегда пугала вода. Он не умел плавать■.

 

 

87-летний Дмитрий (Джимми) Винер гордо стоит на фоне вертолета ■Сикорский■ S-51 (гражданская версия военного вертолета R-5). 50 лет назад Винер осуществил первую спасательную операцию по подъему терпящих бедствие на R-5, построенном на заводе Сикорского, штат Коннектикут.

 

 

 

 

Федора.■

 

⌠A Fedora hat is a soft, small rimmed hat, very popular in the 1920 and 1930's. You should read it fedOra. In the family we called it Igor's crash helmet! We (Sergei and I) are assuming the word probably is of French origin and probably named after someone who's name was Fedora.■

Best regards, Elena Sikorsky.

 

⌠Федора это легкая, с узкими полями шляпа, очень популярная в 20-30 годах. Название ее следует читать √ федОра. В семье мы называем ее √ аварийный шлем Игоря. Мы (Сергей и я) считаем, что слово это французского происхождения, и возможно обозначает имя ее изобретателя.■

С наилучшими пожеланиями, Елена Сикорская.

Знаменитая федора была на Игоре Ивановиче Сикорском 14 сентября 1939, когда он находился за штурвалом вертолета VS-300, кратковременный полет которого показал все возможности этой машины на практике. Где бы Сикорский не появлялся, что бы он не делал, казалось, что ⌠федора■ является его продолжением, неотъемлемой его частью.

Он носил её во время создания Летающих Лодок, во время полетов на VS-300 и других вертолетах, которые он строил. Она была на нем и 7 октября 1943, в день последнего официального полета VS-300, после чего вертолет был подарен Генри Форду для его Музея имени Эдисона в Дирборне, Мичиган.

Во время войны в Корее, начавшейся в июне 1950 года, вертолет, как и предвидел Сикорский, стал применяться как средство спасения. С помощью этой уникальной машины были спасены тысячи жизней.

Примерно в это время стали распространяться слухи о том, что если пилот хотя бы на несколько секунд наденет ⌠федору■ Сикорского, то во время полетов на вертолете с ним никогда ничего не случится. Эта особая защита, осуществляемая ⌠федорой■ Сикорского, быстро стала легендой, вероятно родившейся в среде летчиков ВМС США.

Поэтому пилоты ВМС всегда искали случая нанести визит Игорю Сикорскому. Наконец один спросил, можно ли ему хотя бы на мгновение надеть шляпу. После нескольких просьб Игорь Иванович заверил, что с готовностью предоставит ⌠федору■ всем желающим получить её легендарную защиту. И многие пилоты облачались в ⌠федору■.

После смерти Сикорского в 1972 федора исчезла. Десятью годами позже его внук Сергей Сикорский младший обнаружил её на чердаке. Сегодня источник легенд хранится в офисе Игоря Сикорского.

 

 

Сергей Игоревич Сикорский, старший сын великого авиаконструктора, наблюдает за тем, как Дмитрий (Джимми) Винер, изучает знаменитую ⌠федору■ своего дяди.


Проголосуйте
за это произведение


Rambler's Top100