Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и споры
19
января 2009
О НАЦИОНАЛЬНОМ И НАДНАЦИОНАЛЬНОМ В КУЛЬТУРЕ
Дмитрий Курляндский ,
24/11/2008
пишет:
Мой коллега Борис Филановский как-то сказал: "Надоело, что в
словосочетании "русский композитор" акцент на первом слове. Мы не в
зоопарке". Эта фраза недвусмысленно свидетельствует о наличии
"клетки".
Будучи названным, явление обретает четкие очертания и претендует на место в
реальности.
Многочисленные фестивали с заявленным национальным уклоном, программы
концертов, сформированные вокруг национальных школ, приоритетная
институциональная поддержка национально ориентированных проектов . все это
свидетельствует в пользу наличия упомянутой клетки. И далеко не очевидно,
что
дверца ее открыта.
Случалось, что тот или иной композитор не пользовался интересом у
фестивальной тусовки только потому, что его музыка формально не была
привязана к его национальным корням. С другой стороны, музыка зачастую
вызывает
недюжинный интерес и пользуется большим спросом благодаря именно ярко
выраженной национальной составляющей. Подобные факты оказываются
соблазнительными для многих композиторов, которые начинают намеренно
культивировать национальный окрас музыки. Возможно, в некоторых случаях это
может быть и вполне искренним стремлением.
Но чтобы избавиться от клетки, недостаточно открыть ее дверь. Находишься ты
внутри клетки или снаружи . в обоих случаях ты знаешь о ее наличии. Клетка
должна просто исчезнуть, раствориться за ненадобностью. И сегодня этот
процесс,
очевидно, начался . музыка не прекращает расти и "национальное" начинает
ей
натирать и жать.
История европейской музыки знала разные этапы отношения к национальным
корням.
Было время, когда этому аспекту уделялся минимум внимания. Поглотившее
Европу
христианство фактически создало некую наднациональную общность.
Позже, когда в Европе фактически размылась граница между городом и деревней,
что привело к вымиранию и мумификации фольклора, композиторы обратились было
к
исконным национальным жанрам. Но новая культура вбирала в себя фольклорные
элементы, и краковяк с менуэтом становились в ряд с лендлером и заводили
хоровод в форме сонатного аллегро.
Затем, с возникновением интереса к неевропейским музыкальным культурам (в
свою
очередь, имеющим религиозную основу) звуковая среда разнообразилась другими
формами, другими инструментами, другим восприятием времени. Однако сегодня
стирается и эта черта. Интерес Европы к восточным композиторам привел к
тому,
что они попали на европейскую сцену, получили европейское музыкальное
образование и, обогатив западную музыку новым отношением ко времени и звуку,
без труда вписались в формат европейского концерта.
Вслед за волной интереса к азиатской музыке пришел интерес к
южноамериканским
композиторам; сейчас особенное внимание обращено на ближневосточных авторов.
Где-то между этими волнами был и всплеск интереса к России.
Нельзя сказать, что в описанном процессе та или иная культура оказывается
побежденной или победителем. Поглощая национальное,
музыка просто мутирует. Как религии со временем становятся всё терпимее
(когда-то каждая из религий переживала периоды войн и слепого догматизма),
так
и музыка, вбирая различные национальные черты, обретает своего рода
международный язык. В случае с музыкой этот процесс идет
быстрее.
Безусловно, сегодня словосочетание "русский (японский, исландский)
композитор"
становится анахронизмом, и первое слово в нем принципиально только для
фондов,
фестивалей и прочих организаций, вершащих музыкальную политику по устаревшим
правилам и пытающихся искусственно продлить время национальных различий, тем
самым окончательно исчерпывая этот вопрос. Близок момент, когда в музыке
больше
не будет национального.
МОЙ ОТЗЫВ.
Нет, господа,
такой
момент не наступит никогда, хотя попытки достичь этого будут всегда не
только в
музыке, но и во всех видах искусств, пока на Земле существует разнообразие
народов,
их национальных культур и религий.
С другой стороны, действует сила, которая в соответствие со
своей
религией противопоставляет себя всему этому разнообразию народов,
представителей
которых эта сила не считает за людей.
А близость этого
момента обманчива потому, что сегодня велика
эта сила, и именно она
сама стремится сначала замкнуть национальные
культуры в "клетки", надеясь затем их полностью уничтожить. Ведь у этой силы пока сосредоточена
основная
масса денег и СМИ. Национальные
культуры
ненавистны ей ещё потому, что сама она импотентна, чтобы создавать такие
великие
образцы искусства, которые остаются таковыми на все времена. Именно поэтому,
когда эта сила куда-то приходит, там
наступает
деградация искусства во всех его видах (музыка, живопись, скульптура,
литература,
кино...).
Теперь . примеры,
и
что это за сила, каковы её методы,
действия...
В подтверждение
приведённых тезисов, лучше всего обратиться к капитальному
источнику,
который имеет наименование: "Каббала власти" (политический бестселлер),
издательство "Алгоритм", Москва, 2007 год. Автор . Исраэль Соломонович
Шамир (в 1969 году эммигрировал из России на Запад, и ему хватило силы духа, чтобы попытаться
приблизиться к истине, и мужества, чтобы с результатами своей деятельности
поделиться с миром). <br>
Далее ЦИТАТЫ (это
разрозненные намётки; чтобы получить более полное представление о процессах
и
силах в XX веке, а также достаточное
доказательство заявленного выше, лучше было бы
прочитать весь этот труд, более 500 страниц). Итак:
"Теперь иудеоамериканские
силы сорвались с цепи, опьянёные своими победами в 1945 и 1991 годах. Они
сочли
победу лицензией на разрушение мира. Их программа глобализации может
уничтожить
всю красу и разнообразие мира, погубить дух, подорвать искусство, разрушить
природу, ликвидировать социальные завоевания, разделить человечество на
Господ
и Рабов. Везде, куда они приходят, исчезают старые кафе и рестораны, уступая
место "Старбаксам" и "Макдональдсам". Рабочие теряют работу, музеи
наполняются мусором, искусство заменяется телевидением... По сей день не закончившаяся Вторая
мировая была и войной идей..."
"Иудеоамериканская парадигма любит
жизнь, но отвергает дух. Не случайно под её началом не возникло великих
произведений искусства..."
"... в столице басков Бильбао,
где
стоит гигантский музей современного искусства, построенный
еврейско-американским семейством Гугенхаймов. Это,
пожалуй,
самое грандиозное здание, возведённое в современной Испании... Здание музея построено с целью произвести
впечатление, оно ошеломляет...
<br>
Внутри оно меньше поражает
воображение.
Куски ржавого железа, видеоэкраны, грубые геометрические конструкции
выдаются
за шедевры современного искусства.... Здесь нет "Рафаэлей ржавого
железа":
художник как творец искусства уступил своё место куратору музея, владельцу
художественной коллекции. Это они решают, какой именно мусор будет
выставляться, чьё именно имя будет красоваться под фотографией размокшего
куска
мыла или дохлой крысы..."
"Веками бытие евреев в рассеянии
зиждилось
на глобализации, и сегодня, как и в прошлом, евреи поддерживают глобализацию
и
выступают в качестве её агентов".
"Мамонцы-неевреи также
поддерживают
глобализацию. Адепты мамоны не любят восхитительную мозаику рас и культур,
они
предпочитают унифицированный мир. Тому есть вполне прагматическая причина .
однообразному человечеству легче продавать продукцию. Есть и моральная
причина
. мамонцы не хотят, чтобы люди бесплатно наслаждались красотой, и поэтому
стремятся её уничтожить. Прекрасные предметы старины должны оставаться
только в
музеях, где берут плату за вход, а породившая их деревня должна быть
уничтожена".
"Долгая сага еврейского народа
подходит к концу, но он нам ещё неведом. Она началась с откатом от общности
с
другими...
Если
сионизм и его старший брат мамонизм победят во всём мире, они уничтожат
разнообразие, милосердие и дух."
Исраэль
Шамир, в отличие от "курляндских" и "филановских", призывает не
уничтожать, а привести разные силы существующего мира в гармонию на такой
основе:
"... мы должны найти синтез
четырёх
тенденций . (1) органической туземной
любви к природе, местным корням и традициям; (2) социальной справедливости
для
всего человечества; (3) жизнелюбия и деловитости и (4) духовности."
В свою очередь, автор этого отзыва, в утверждение приведённых им тезисов и
подчёркивая, что "клетки" создаются с другой стороны, приводит для
примера
всего одно из недавних сообщений от сайта традиционной культуры (и можно
быть с
большой вероятностью уверенным, что СМИ, которые в изобилии выпускают
"наднациональную
продукцию", если и не проигнорируют хотя бы одну из приводимых акций, то
подадут
её лишь вскользь и по
возможности
с попыткой дискредитации) :
Впрочем, в статье самого
господина
Курляндского много противоречий в части утверждения об исчезновении
национального в мировой культуре. И акцент на музыке тоже понятен. Ещё в
VI
веке до
нашей
эры китайский философ изрёк: "Чтобы изменить
нравы и обычаи людей, нет ничего сильнее
музыки".
Вячеслав
Сидоров.
Проголосуйте за это произведение |
Просто композиторов не стало на Руси - оттого и повторение вопросов, мучающих в общем-то не нас, а европейцев и американцев: куда подевалась национальная музыка. Черт знает, куда подевались. В Израиль, должно быть, сбежали все, хотя Хренников и спас их союз композиторов от горбачевско-ельцинской катастрофы. Телефильмы современные смотреть невозможно из-за музыкального оформления, концерты слушать противно. Пора хоть кнутом, хоть пряником, хоть силой возвращать композиторов в Россию. А то действительно - хана. Валерий
|
А правда эта совершенно очевидна всем тем, кто музыку на самом деле любит и хоть чуть-чуть знает. Ну нету в мире ни единого музыковеда который станет всерьез отрицать национальную культуру. Пиарщиков сколько угодно, а музыковедов нету! Композитор просто ФИЗИЧЕСКИ не в состоянии написать что-то, в чем не улавливается его национальность. Он может сделать прекрасную стилизацию,написать, как Римский-Корсаков, "под Восток" или как Бизе "под испанцев". Но в любой "Шахерезаде" или "Половецких плясках" русский дух так и прет! Глобализация собственно ИСКУССТВА ни разу не затрагивала и не затронет. "Глобализованной" может быть только массовая культура, попса. А чуть посерьезнее (уже начиная с рока) национально-культурные особенности никуда не спрятать. Кстати, у автора ответа улыбнула одна вещь: он почему-то дважды-краснознаменный ансамбль песни-пляски отделяет от прочей попсы... Там-то как раз поют и пляшут под любую заданную народность, куда партия прикажет. Военные плясуны глобалистичны как любая попса. Кто думает не так, как я, пусть для начала послушает музыки. Начать рекомендую с Баха-Моцарта. Когда будет знать на слух половину прелюдий Шопена, все вопросы о национальности в музыке отпадут напрочь. Сами собой.
|
|
[84.51.83.236] Вячеслав Сидоров 2009-01-28 21:48:32 Васисуалий, а Вы отзыв-то читали или забыли, с какого утверждения он начинается? Зачем же повторяться? К тому же, походя обругали достойного публициста Исраэля Шамира. Нехорошо. Среди них есть поистине выдающиеся уроды, достойные кунсткамеры, например, прославленный среди русских антисемитов Исраэль Шамир (впрочем, им брезгуют не только правозащитники, но даже и палестинцы).
|
Блин, друзья, не люблю я этого. И разбираться не буду. Мне музыка дороже, чем ваши холивары. Тут кто-то явно неправ. Либо, кто написал, либо кто процитировал. Подумайте лучше о музыке. (Или послушайте о музыке) Удачи, братцы.
|
Как сделать, чтоб мои посты не были отформатированы "по центру?" Лучше "по левому ряду". Я ведь так пишу не от избытка поэтичности, а просто по незнанию вашего местного движка. Простите, если кого обидел.
|
Тогда пусть Радзиховский "подумает от Васисуалия". Терпеть не могу расистов и негров. Нас...ть мне на холивары, так же, как и Л. Радзиховскому. Я не еврей. Беда, не вышло. Папа-русский, сам я русский, даже не судим (пока что). В общем, ребят. Если хотите обсуждать эти 2 слабенькие журналистские работы, то лучше говорите по сути изложенных в них сентенций. А не о том, у кого длиннее меч для холи вора. (Таки мне хоть одна собака подскажет, как сделать, чтоб не было выравнивания моих постов по центру. Чтоб было по левому краю?)
|
Тогда пусть Радзиховский "подумает от Васисуалия". Терпеть не могу расистов и негров. Нас...ть мне на холивары, так же, как и Л. Радзиховскому. Я не еврей. Беда, не вышло. Папа-русский, сам я русский, даже не судим (пока что). В общем, ребят. Если хотите обсуждать эти 2 слабенькие журналистские работы, то лучше говорите по сути изложенных в них сентенций. А не о том, у кого длиннее меч для холи вора. (Таки мне хоть одна собака подскажет, как сделать, чтоб не было выравнивания моих постов по центру. Чтоб было по левому краю?)
|
|
Я ж сразу сказал, что словом "музыка" называется другое. Пока. NP. Ты ж даже музыки 50-х годов не знаешь. А делаешь вид, что ты в 2009 еще жив. Спи внутри, с миром. (RIP)
|
|
|
А музыка будет отдельно. Может, ее меньше станет в Париже или в Копенгагене. Тогда прибавится в Исламабаде... Я все пытаюсь тут объяснить, что искусство ничего общего с холиварами не имеет. Оно вечно - и это не банальная фраза, это нормальная констатация закона природы. К сожалению, этот закон незаметен для людей далеких от искусства (даже если люди они хорошие). Ничего ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННОГО в мире НИКОГДА не пропадет. Пропадут только наши с вами излюбленные темы для споров. А ценное останется. Успокойтесь! Удачи!
|
1) Блондинка, 14 лет: "Розы пахнут мимозами, а я жду больше, а ты еще не врубился..." 2) Бывший брюнет, 78 лет: "Жиды пахнут таджиками, а я жду, что будет вонять еще больше. Ты врубился, но заткнись, дай помереть спокойно, в великой державе!" Два сапога пара. Кто-нить еще тут есть? Тут есть номер 3, или 4... Ау?! Я все равно ухожу. Мне грустно трупы сопровождать в Ленинскую библиотеку. Пусть их блондинки сопровождают. И гвозди сами вколачивают. Они друг друга нашли. Я действительно расстроен после прочтения вашего инет-ресурса. Ухожу. Будьте счастливы, собаки!
|