Проголосуйте за это произведение |
Рассказы
8 июня
2012 года
Мать и
дочь
Они живут в одной квартире - мать и дочь.
Квартира
маленькая, однокомнатная. Мать спит за шкафом - у нее там диванчик и стул
для
одежды. Дочь спит напротив телевизора - долго смотрит его по вечерам. Иногда
мать сидит на ее диване и тоже смотрит телевизор, если показывают что-то
интересное.
Матери за семьдесят. Дочери - за пятьдесят. У
дочери
нет своей семьи, у нее нет детей и мужа. Почему? Долго выбирала. Один был
некрасивый, другой глупый. Так говорят родственники. Она сама говорит, что
не
надо ей ни мужа, ни детей. Боже сохрани.
У матери - двое детей. Вот эта незамужняя дочь и
еще
сын. Сын женат, двое детей. Старшего внука она не любит - толстый,
надменный,
скучный отличник. Ее любовь - это внучка. Лелечка.
Каждые каникулы Лелечка
проводит у бабушки. Днем они вместе - читают, играют, гуляют. Старуха
готовит
все самое вкусное, рассказывает внучке о писателях, о разных исторических
событиях. Ей есть что рассказать - она кандидат наук, филолог. Всю жизнь
преподавала, и в школе, и в институте. Она умеет рассказывать, внучке с ней
интересно.
Когда наступает вечер, они одеваются и выходят к
остановке. С работы должна приехать тетка девочки. Она детский врач, очень
хороший врач, но детей терпеть не может. Она их не обижает, ни в коем
случае,
но и не любит. Она любит только одного ребенка в мире - Лелечку.
Тетка выходит из автобуса, берет Лелечку
и идет с ней в детский парк. Если зима, они катаются на лыжах или коньках.
Летом Лелечка просто так носится по дорожкам.
Вечером Лелечка с
теткой
готовят всякие необычные блюда. Потом они все втроем пьют чай, смотрят
телевизор и ложатся спать.
Бабушке и
тетке хочется, чтобы каникулы были вечно.
Но каникулы заканчиваются, и Лелечка
уезжает. Иногда бабушка едет с ней -
погостить у сына. Потом она возвращается домой.
Когда Лелечки нет, в
квартире тишина. Мать и дочь обмениваются только редкими, сухими репликами.
Мать дежурно спрашивает, как поживает дочь, дочь интересуется, как здоровье
матери.
Лелечка
приезжает на очередные каникулы. Она уже почти большая, ей одиннадцать лет.
И в
этот раз на каникулы она получила задание - рассказать, кто в ее семье
воевал.
Или помогал фронту в тылу. Лелечке будет что
рассказать - бабушка в годы войны была директором школы в маленьком городе,
а
дедушка участвовал в битве под Сталинградом.
Лелечка
жадно выспрашивает бабушку. Дедушки давно нет - он умер почти сразу после
войны.
Бабушка рассказывает Лелечке
о том, как она с двумя детьми уехала в эвакуацию, приняла там руководство
школой, встречала других эвакуированных
и помогала им.
- А
тетя
и папа? Что они делали, пока ты была на работе? - перебивает Лелечка.
- Тетя и папа? Они сидели дома и
ждали меня.
-
Тетя, а
ты помнишь? Ну, это время? - спрашивает Лелечка
тетку.
Тетка молчит.
Конечно, она помнит. Их было не двое, а трое.
Она,
ее брат - папа Лелечки, и младшая сестренка. Она
родилась уже после начала войны, маленькая, хорошенькая девочка. Отец так и
не
успел ее увидеть.
Их эвакуировали в тот маленький городок. Мать
устроилась на квартире при школе. Работы было много, и мать почти не
появлялась
дома. И ей, тогда семилетней девочке, приходилось заботиться о братишке и
сестренке.
Как это было тяжело и скучно! Сестренку надо было
кормить из пузырька и перепеленывать. А потом полоскать пеленки в ведре.
Братишка был маленький и глупый, вечно устраивал какие-то проказы. Как она с
ними мучилась!
Вечером приходила мама, сдержанно хвалила ее,
быстро
делала необходимые домашние дела и падала в постель. Наутро все начиналось
снова.
Пришла зима, и братишку удалось устроить в
детский
сад. Ясельной группы там не было, и ей все равно приходилось сидеть с
сестренкой.
В тот день выпал снег. Соседские девчонки играли
в
снежки. Она смотрела на них и едва не плакала - так ей хотелось пойти и
поиграть с пушистым снежком!
Девочки поманили ее, но она отрицательно покачала
головой. Они не уходили, стояли и призывно махали руками.
И тут она придумала. Она налила пузырек молока,
замотала его посильней тряпкой и сунула тряпку девочке в рот. Пока молоко
будет
вытекать через тряпку, сестренка будет сосать и молчать. А она успеет
поиграть
в снежки!
Мама вернулась домой раньше. Она и нашла свою
младшую дочь задохнувшейся.
Мать ничего не сказала старшей. Только то, что
сестренка умерла.
Девочка додумала все сама. Да и бабы говорили -
что
девочка задохнулась оттого, что всосала намокшую тряпку.
Скоро мать перевели в другой город, где она
смогла
заочно закончить университет.
Кончилась война, с войны вернулся отец. Мать
коротко
объяснила ему, что младшей дочери нет - в войну трудно сохранить грудного
ребенка.
Больше никогда о младшей девочке мать не
говорила.
На сердце старшей эта история лежала тяжелым
камнем. Сначала она винила во всем
себя.
Потом - мать. Как могла та оставить малышку с семилетним ребенком? Что она
понимала, когда убегала играть в снежки? Но став старше, поняла, что у
матери
не было другого выхода - ей надо было работать, чтобы кормить троих детей.
Значит, она виновата?
Она закончила медицинский институт и уехала
работать
в дальний город. Ее звали замуж, но до свадьбы дело не дошло ни разу - у нее
был тяжелый характер, и потенциальные женихи
сбегали.
Через десять лет она вернулась в родной
город. Сначала прописалась у матери в коммуналке,
а
потом им дали однокомнатную квартиру в новом районе.
Лелечка
уже совсем засыпает. Бабушка и тетка
уговаривают ее помыть ножки и почистить зубки и укладывают на диван, который
в
свое время и был куплен специально для нее. Лелечка
потягивается и, зевая, говорит:
- А
знаете, что я думаю? Я думаю, что вы все - герои. Потому что вы жили в такое
тяжелое время! И победили! Вот.
Она поворачивается на бочок и засыпает.
Мать и дочь тоже собираются спать.
Дни идут своим чередом. Завтра последний день
каникул, и вечером за Лелечкой приедет папа.
Следующие каникулы еще очень нескоро.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
А на экивоках В.Куклина (как Платонов, так уж и безнравственность), я думаю, не стоит зацикливаться - что поделать, такой уж он у нас целомудренный.
|
|
Александр Леонидович, оценкеа ваша верна, конечно, лда только проблема наша в том, что мы уж разучились и читать, и псиать рассказы. Представьте, что в 19 веке рассказы периоджически печатались в газетах и в ещенедельниках - и это было нормой, благодаря которой на навозе русской стилистики расцвел А. Чехов. А сейчас куда идти новелисту? Какой изрдатель ныне во всем мире думает о разваитии родного языка, о том, чтобы с полос его газхеты либо журанла звучало веще слово или даже просто интересмная, а не гаденькая история? Вот и пишут в интернет все, клому ни лень, все, что ни придет в голову. Что до этой истьории, то это - очерка нравов все-таки, при всех его недостатках, его можно было бы признать достойным публикации в серии "ИХ НРАВЫ" в газете либо в каком-нибюудь альманахе. Думаю. найдется немало дамочек, что всплакнут над ним и почешут языки на сопутствующие темы - так, глядишь, и выкристализуетсчя у этого ли автора. у другой ли литераторши и дея на другой подобный рассказ - и в течяение кеороткого времени на свет может появиться и литературный шедевр. Вам же хочется иметь шедевр сразу, с пылу-с жару. Валерий
|