TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

 

Вячеслав Саватеев

 

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ МОСКВЫ В ПАРТИЙНОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Из дневниковых записей :1974-1975 гг.

В указанное время автор этих записок был инструктором художественной литературы в отделе культуры МГК КПСС

 

24 сент.1974.

Зав отделом культуры МГК И.Б.Бугаев рассказал нам о совещании у секретаря горкома Ягодкина В.Н. Речь шла о выставке художников-графиков у метро "Измайловская. Организаторы этой акции отказываются от закрытых помещений сами , а также от некоторых других своих прежних предложений. Это явно игра с политическими целями. Надо локализовать, предотвратить ненужный резонанс, могут быть провокации. Самих организаторов, судя по всему, устраивает любой исход. Надо убеждать, разъяснять. Возглавляет все это мероприятие О.Рабин. Они обнаглели, хотят ввести "новую традицию", как они говорят. "Мы не просим разрешения, мы ставим в известность". Важна оперативность действий. Надо провести беседы с участниками, выяснить, кто может выступить против этой вредной затеи. Вот некоторая полезная информация. Тупицын, знает три языка, бывший комсомолец, сейчас болен. Кандауров √ талантливый художник, осуждает шарлатанов, сегодня вечером даст свой окончательный ответ. Они очень организованы, часто советуются между собой , разослали многим приглашения. В.Ащеулов √ председатель комитета художников-графиков, на нашей стороне, но его нужно хорошо проинструктировать. Одноралов √ член творческого Союза. Тяпушкин √ Герой Советского Союза, был в плену, талантливый, тоже сейчас болен. Надо использовать все возможности┘

Дополнительные инструкции в отделе культуры. Метро "Измайловская", открытая платформа. Площадка справа (в лес). В субботу собираемся в отделе в 10 час, все работники. Главное, чтобы не было провокаций. Район организует 400 человек, еще 100 комсомольцев - в резерве. Следить за обстановкой┘ Ч.-художница ненавидит всю эту кампанию, надо, чтобы она выступила┘

******

На следующий день, в субботу, все работники отдела участвовали в мероприятии. Были и "люди в штатском". Стояла хорошая, солнечная погода √ бабье лето┘Художники вели себя по-разному; некоторые довольно лояльно, другие √ вызывающе; как мухи на мед сбежались иностранные корреспонденты . Чувствовалось некоторое напряжение, но скандала не было┘ Поговаривали, что некоторые картины хотят купить за границу за доллары. Так что у всего этого дела есть свой коммерческий интерес. Много фантастики, мистики, религиозных сюжетов; большинство картин √ в модернистском духе, вызов реализму┘

Решение о применении бульдозеров для закрытия выставки ( под предлогом очистки улиц) было принято районными властями ; сделано это было грубо, неуклюже и дало повод для вселенского шума по всякого рода "голосам"; выставка получила название "бульдозерной", было ощущение, что мы потерпели обидное поражение √ топорные методы, неповоротливость, страх перед оглаской. Чего мы боимся? Почему действуем с оглядкой, словно чувствуем свою неправоту?.. И пойдет ли полученный опыт на пользу в будущем или так и будем уступать?

 

Сентябрь 1974

Возникают все новые персональные дела писателей. Вот только некоторые из них. Корнилов Владимир Николаевич ,1928 г. р., русский, б/п, зав. отделом поэзии "Октября" (в 1957 г). Строго предупрежден за подписание писем в защиту Гинзбурга-Галанскова. Выражает несогласие с исключением Солженицына и Чуковской. Передал повесть "Без рук, без ног" в "Континент". Собирается уехать в Израиль┘Лев Халиф √ поэт, антисоветчик, строгий выговор. Три раза имел по 15 суток. Будут исключать из Союза за пьянство и хулиганство (информация В.Ильина ?).

На секретариате Московской писательской организации Валентин Катаев неожиданно обрушился на Николая Воронова. Прозаика, автора романа "Юность в Железнодольске" : "Что с ним произошло? Везде руководит. Сильно пошел в ход. Почему?" Что-то В.Катаев учуял. Позже Н.Воронов (человек самолюбивый и заносчивый, у нас с ним по его вине сложились весьма натянутые отношения) еще более пойдет "в ход" : он будет избран секретарем писательской организации, руководителем творческого объединения молодых литераторов, членом приемной комиссии┘Его активно поддерживали в большом СП, возможно, были высокие покровители в ЦК.

Ноябрь 1974

 

Наряду с делами Московской писательской организацией приходилось много времени заниматься профкомами литераторов. В четырех профкомах √ при Литфонде, при издательствах "Советский писатель" и "Художественная литература", профкоме драматургов- состояло всего больше тысячи человек, то есть еще одна Московская писательская организация , только еще более хлопотная и скандальная , потому что здесь не было ни нормального руководства, ни партийных организаций. Ответственным за их работу назначили горком профсоюза работников культуры , который , конечно, с этой работой явно не справлялся. Поэтому в конечном счете всеми проблемами профкомам литераторов вынужден был заниматься горком партии, отдел культуры.

Встреча с З.Глебовской, председателем горкома профсоюза работников культуры. Она рассказывает, что в одном из профкомов (кажется, при издательстве "Советский писатель") незаконно отпечатали удостоверения членов профкома, теперь козыряют ими повсюду. Как быть? Она считает, что в профкомах надо создать партийные организации. Но это значит √ свалить все с больной головы на здоровую. Парторганизации при профсоюзах? Нонсенс! Никто им этого не позволит, пусть даже и не думает.

Перемены в Московской писательской организации; ее бывший руководитель С.С. Наровчатов назначен главным редактором журнала "Новый мир". Вместо него первым секретарем избран С.С. Смирнов. Новая метла √ как-то она будет мести?

Что-то разбушевался поэт-фронтовик Виктор Урин: жалуется на всех, пишет письма начальству. Кое-кто даже считает, что он повредился в уме и его надо лечить┘Недавно напал на своего коллегу, тоже поэта-фронтовика М.Луконина, назвал его "предателем". С чего бы это?

Декабрь 1974.

 

Прошло отчетно- выборное собрание Московской писательской организации. Вот некоторые выступления и темы собрания. Феликс Кузнецов, председатель творческого объединения критиков и литературоведов : растрачиваем фадеевские традиции, большинство писателей не участвует в общественной работе. Владимир Солоухин поддержал выборы С.С.Смирнова руководителем организации, осудил поведение В.Урина. "Кто определяет тиражи книг?" - риторический вопрос. Б.Яковлев, автор книг о Ленине, - защищает Ленина от Солженицына.

Выступление секретаря по оргвопросам Московской писательской организации В.Ильина. Об антисоветском журнале "Континент", Солженицыне, Максимове, Галиче. В. Максимов - главный редактор "Континента", он "двурушник", циник. Якобы говорит : "не лезьте ко мне в душу" и тут же - " я вам дам (напишу) то, что вас устроит"┘

Появился откуда-то √ как черт из табакерки √ некто Першин, сомнительный тип. Объявил себя Героем Советского Союза, требует присвоения ему звания, подал заявление о приеме в партию┘Не было печали! Этого оказалось достаточно, чтобы столкнуть лбами многих; одни выступили активно "за" ( В.Ильин), другие √ не менее активно "против" ( Ф.Кузнецов).

*****

Перед Новым годом - лекция Г.Смирнова из ЦК. Сказал, что речь Солженицына при вручении Нобелевской премии √ "злобная". В ней отрицание всего и вся. Лживой лектор назвал книгу "Стремя "Тихого Дона" - о том, что роман "Тихий Дон" написал не М.Шолохов, а Ф. Крючков, малоизвестный бытописатель 20-х годов┘ Далее выступающий сказал о публикации в журнале "Звезда" √ в ней видна дегероизация нашей истории, ревизия поступка Сусанина ( примерно то же, что В.Кардин в "Новом мире"). Важно помнить о необходимости правильной трактовки истории, подчеркнул он. В этой же связи была названа и книга О. Михайлова "Верность". Ее автор пытается "отлучить" от партии В.Катаева, И.Эренбурга и других советских писателей. Народ будто бы выступал и на той, и на другой стороне. Отъезд же писателей из России трактуется как исход русской интеллигенции. С такими концепциями надо бороться.

Май 1975

 

Идет подготовка к конференции Московской писательской организации. Это не только выборы, но и отчет С.С.Смирнова за 1,5 года работы.

В Доме ученых прошел вечер, посвященный режиссеру Анатолию Эфросу. Особенно одиозным было выступление драматурга Э.Радзинского. "Все уходит, и все остается┘Есть много званий, а у Эфроса есть одно звание, и это звание самое дорогое". Почти открыто , без особой маскировки, прозвучал мотив неприятия того, что исходит от властей, противопоставления искусства официального, разрешенного, с одной стороны, и "подлинного", настоящего, которое не нуждается в официальном признании┘ Выступление, конечно, было встречено горячими аплодисментами.

Надо поговорить с кем-нибудь об этом выступлении в писательской организации. С Арбузовым, председателем творческого объединения драматургов? Но он беспартийный┘ С В.Чичковым, секретарем парткома московских писателей? Или с Рекемчуком, секретарем правления, курирующим драматургов?

2 июня 1975.

 

История с В.Уриным продолжается. Он везде распространяет новое заявление, пишет протесты во все инстанции, вплоть до международных. Предлагают надавить на него, вынудить продать кооператив. А это зачем?

Приняли в члены КПСС несколько литераторов - поэтов, драматургов. Среди них, к сожалению, нет ни одного прозаика и критика.

Идет подготовка к выборам в Верховный Совет. Мне сказали, что в прошлый раз балерина Майя Плисецкая вместо себя прислала голосовать свою домашнюю хозяйку. Дожили┘

На совместном заседании парткома и секретариата Московской писательской организации разгорелся большой разговор об Ильине . Мнения резко разделились. Вот только некоторые из них. Поэт и переводчик Я.Козловский : "То, что у нас есть Ильин, это благо и счастье для нас". Драматург А.Спешнев : "Гигантская работа Ильина". Председатель творческого объединения детских и юношеских писателей М.Прилежаева: "Работа превосходная, большое сердце и большая душа у Ильина". Поэт и драматург П.Градов: Ильин √ "деловой человек", критик И.Козлов - о демократичности и деловитости Ильина┘Прозаики В.Ардаматский, М.Барышев, Березко тоже в основном за Ильина. Г.Березко : "Крупно повезло, что нами руководит Ильин". С. С.Смирнов √ яростно в защиту Ильина: "Я пошел в организацию только потому, что здесь есть Ильин".

В явном меньшинстве √ отважно против Ильина √ Ф.Кузнецов. Он сказал о "всевластии" Ильина , о том, что организация спит летаргическим сном; о наградах , поездках за границу ; о том, что следует больше советоваться с объединениями. "Стиль руководства и стиль жизни, установленный Ильиным, нам не помогает". Неправильно, что практически все отдано ему на откуп┘ Поддержал Кузнецова В.Разумневич. (После обсуждения Разумневич В.Л. √ мне: "Как вам понравилось обсуждение ? Нормально? А мне показалось, что вам не понравится┘". Почему?). В.Чичков √ неопределенно, то же самое √ поэт М.Львов. Парторг МГК М.Колесников вообще решил промолчать. Инструктор Краснопресненского РК КПСС В.Моисеев сказал, что заседание не подготовлено, ничего не говорилось о постановлении МГК по писательской организации┘В самом деле, с чего бы вдруг эта жесткая схватка мнений? Репетиция будущих битв, проба сил?

5 июня 1975

 

Поговорил с С.Смирновым о Радзинском, его выступлении в Доме ученых. Тот обещал переговорить с Радзинским. Выполнит ли обещание? Не уверен┘

****

Прошел вечер Евгения Евтушенко (кажется , в Концертном зале им. Чайковского). Все-таки он артист, умеет держать аудиторию, сказывается большой опыт прежних выступлений. Как ни крути, а всегда его вечер привлекает внимание и слушателей, и начальства. Читал он в основном опубликованное, но иногда √ словно из-под полы- доставал "новенькое" и все замирали, надеясь у слышать какую-нибудь фигу в кармане. И ожидание, как правило, не обманывалось; многое из прочитанного √ на грани фола┘Вот стихи √ не дословно : пусть будет проклята война, но все же спасибо, что она была ┘Явно двусмысленно. Можно ли так играть со словами о войне? Слишком много принесла она нашим людям крови. Стихи , посвященные Марине Цветаевой: "У нас не бывает самоубийств, у нас бывают только убийства"┘Или о том, что мы (?) много обещаем, но часто не выполняем обещания. Мысль, вроде, и правильная, но читаются стихи с таким напором, форсажем, что звучит опять-таки как фига┘Или стихи о том, что лучшие люди сгорают, а дрянь остается┘ Но ведь это, получается, и о себе, любимом? Все время какая-то двусмысленность, но она-то, как я понял, и завораживает, гипнотизирует.

Снова и снова возникают сюжеты с диссидентами. Куратор из КГБ говорит, что надо что-то решать с В.Войновичем : или пусть публично открестится от своего диссидентства, или исключение из СП. Называются все новые имена, которые на крючке у органов : Богатырев, Копелев, А.Гладилин, Ю.Казаков , Аксенов, Поповский. Что-то многовато ┘

Возникает разговор о приеме в СП, куратор считает, что Москва слишком много принимает, не проявляет необходимой требовательности. На 8 миллионов населения принимают в год 336 писателей (так ли? надо уточнить), по всему РСФСР всего 226 человек , а в Ленинграде на 4 млн. принимают всего 26 человек . Отсюда, мол, в Московской организации много мусора. Какая-то очень простая и не очень убедительная арифметика. Но вообще подумать над этим стоит. В самом деле, ведь слишком много писателей ┘

С.С.Смирнов опять категорически за Ильина: "Уйдет Ильин, уйду и я" (Смирнов).Его поддерживает С.Михалков (Союз писателей России).

******

На следующий день побывал в редакции журнала "Юность", которому исполнилось 20 лет. Главный редактор Б.Н.Полевой подвел итог: журнал "выпустил" в свет около 90 известных писателей┘ Мы никогда не знали "золотой середины", сказа он , мы все находимся "между Анной (Ахматовой) и Мариной (Цветаевой), между Женей (Евтушенко) и Андреем (Вознесенским)".На юбилее присутствовали И. Писарев из Краснопресненского РК КПСС, Л.Матвеев из ЦК ВЛКСМ. Выступал Е. Евтушенко, говорил о "больших исторических сдвигах", о могучей "плеяда неповторимых индивидуальностей" и т.д. Выступали также В.Амлинский, А.Вознесенский, Б.Окуджава.

16 июня 1975

 

Присутствовал на обсуждении книг Владимира Солоухина "Приговор" и Майи Ганиной, но все свелось к разговору о повести Солоухина. Вел обсуждение прозаик Н.Атаров. Выступали не только писатели. Известный онколог Н.Блохин, академик, Герой Соц.Труда, говорил, что не все в повести показано правильно. "Больно залихватский стиль", произведение написано с позиций писателя как исключительной личности; надо больше думать об ответственности в таких вопросах √ тем более со стороны того, кого любят и читают, отметил академик. Он также упрекнул автора в эгоцентризме, эгоизме . "Рака боятся, и видно, что Солоухин тоже испугался"┘ Прозаик А.Борщаговский возразил Блохину, он сказал, что повесть Солоухина помогла преодолеть стресс после смерти Г. Радова. Эгоизм Солоухина √ вещь естественная для писателя. Литература от этого не теряет, а приобретает. Искренность, избранничество, о чем говорил Блохин, - тоже вещь нормальная в литературе. Другую позицию занял публицист Ю.Черниченко. Он сказал, что когда в Костроме нет колбасы, описывать гурманство, "сладкую жизнь", что мы видим у Солоухина, - нельзя. Люди живут на 40 рублей пенсии┘Не чувствуется острых проблем нашего времени. По мнению Черниченко, Солоухин в новой вещи ушел от "Владимирских проселков" в асоциальность. Выступивший затем прфессор Чаплин сказал, что у нас 1,5 млн. человек состоят на онкологическом учете, поэтому в освещении этой темы надо быть очень осторожным, всегда помнить о гражданской ответственности писателя. Высоко оценила новую работу В.Солоухина писательница И. Ракша : "Высокая проза ,произведение для думающей интеллигенции"┘ Продолжил разговор прозаик М.Чернолусский . " Солоухине разделся, это не всегда красиво, но это мужественно". Затем выступил геолог из Ростов-ана-Дону . Он считает, что "медицинский баланс" "Приговора" в целом положительный .Главные страницы √ рассуждения о жизни и смерти. "Нас не учат умирать, книга Солоухина помогает нам, как прожить достойно предсмертье √ вот о чем эта книга". Критик и литературовед М.Кораллов заявил, что Солоухин пришел в литературу с идеей и талантом, но и то и другое мельчает. "Не один Солоухин в гору влезал" ( о повести "Прекрасная Адыгене"). В центре √ только личность писателя, мир становится уже. "Приговор" √ эгоцентричная повесть. Врач Раздальский, читатель: Зачем эта книга написана? Трудно ответить. Нет отношения к жизненной правде. Нет идеи, мысли. Немало обывательского.. Критик А.Коган отметил, что Солоухин ставит человека перед лицом смерти и испытывает его. А вот каким оказывается человек- это уже мои претензии к писателю┘У Солоухина есть саморазоблачение героя┘.В заключение сам В.Солоухин сказал, что он не искал дешевой популярности. Он не согласен, что "Приговор" пугает, журнал "Здоровье" больше пугает. Книга встречена противоречиво. Одна из читательниц написала ему, что перестала бояться смерти после прочтения его повести. Завершил обсуждение Н.Атаров . Жизнь нашей страны драматична, сказал он, - и конечно. есть беды большие, чем рак, но говорить правду √ в этом сущность повести Солоухина. Вот такое обсуждение.

Вторая половина июня 1975.

 

По предложению В.Ильина вопрос об исключении В.Урина из Союза писателей снова перенесен в связи с его намерением публично покаяться за свое неправильное поведение. Ох, едва ли он будет каяться┘

******

Состоялось большое совещание у первого секретаря МГК КПСС В.В.Гришина с представителями литературы и искусства. Много выступлений. Были интересные, серьезные, но были и так себе┘

Киноартист Е.Матвеев призвал объединить усилия писателей и киносценаристов, об авторских гонорарах. "Нужно вести себя наступательно в идеологической борьбе. Нужна вся правда, а не полуправда. Без тени не может быть и света"┘ Секретарь парткома Московской писательской организации В. Разумневич посвятил свое выступление контрпропаганде. "Надо знать своих врагов лучше √ что они пишут о нас, в частности, в "Континенте""┘. Руководитель московских композиторов С.Туликов заявил, что " нет теплоты в описании современной жизни". Много схематизма, вместо литературы порой инструкции┘ Много серых произведений. Критики мало пишут о современной теме. Театральный режиссер В.Андреев тоже говорил о "проблеме души, душевности в искусстве", о том, чтобы художнику больше доверяли, об инстанциях, которые делают замечания по пьесам, не всегда обоснованные┘ А закончил вполне пафосно : "Главное √ позиция утверждения"┘ Не запомнилось, кто именно, начал во здравие ,с того, что нельзя забывать о долге перед народом, что следует во многом менять систему взаимоотношений с артистами, а кончил заупокой √ о том, что звания надо давать только в зависимости от современной темы┘. Кинорежиссер С.Ростоцкий призвал обращаться к чувствам, а затем сослался на миллионера, который якобы ему говорил, что, мол, советские деятели литературы и искусства плохо агитируют за советскую власть┘ Почему же так считает миллионер? Будто бы потому, что у наших людей есть уверенность в завтрашнем дне, но этого нет в наших фильмах, они плетутся в хвосте. Вот бы побольше таких миллионеров! Воспитывать вкус к жизни, доверять художнику, призвал С. Ростоцкий. "Бороться с буржуазным искусством нужно только одним √ высоким уровнем нашего, советского искусства"- с этим тоже не поспоришь. Секретарь Союза художников Т.Салахов говорил о работе с молодыми художниками. Известный художник Ф.Решетников ("Опять двойка") предупредил, что в их творческом союзе есть немало тех, кто поддерживает "леваков" в искусстве┘Одним словом, поговорили.

*********






Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
254281  2003-11-11 18:05:03
-

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100