Проголосуйте за это произведение |
Критика
30 марта 2016
КАК ВСЁ
НАЧИНАЛОСЬ
День
Защитника Отечества — прекрасно, День
рыбака — замечательно, День театра,
музеев, работника лёгкой промышленности —
отлично… Профессиональный праздник
поэтов появился значительно позже, но
появился же! Всемирный День поэзии,
отмечаемый 21 марта, был учреждён на 30-й
сессии генеральной конференции ЮНЕСКО
в ноябре 1999-го. И как-то само собой
получилось, что День поэзии плавно
«перетекает» в целую творческую декаду
завершающих чисел марта, наполненных
долгожданным солнышком. В
России первое торжество, которое возглавил
нобелевский номинант, единственный
европеец —
лауреат южнокорейской премии «Манхэ»
поэт
Константин Кедров, прошло в 2000 году в
московском «Театре на Таганке». В
следующем году «примкнул» Союз
литераторов
России (СЛ РФ), за эти 14 лет мы проводили
выступления в Государственной Думе,
Высшем арбитражном суде Российской
Федерации, Галерее искусств Зураба
Церетели,
прямом эфире на радиостанции «Говорит
Москва», Немецком культурном центре, в
книжных магазинах и салонах,
многочисленных библиотеках и учебных
заведениях.
КОНСТАНТИН
КЕДРОВ
Рожденье
поэта
Неведомо зачем
нас Бог творит
Зачем врата в
Бессмертье
отворяет
О чем «звезда с
звездою говорит»
И что уста поэта
повторяют
Поэт рождён
природе вопреки
При родах что-нибудь
да происходит
Вот тихий
Рыбинск город у
реки
Но и его
воздушный асс
находит
Одна из бомб
нацелена в роддом
Взорвавшись меж
собором и роддомом
Асс улетел на
свой аэродром
А я родился
оглашая ором
Тишайший Рыбинск
где кругом сады
Сиреневые и
наличники резные
И колокольня
прямо из воды
Растёт и к небу
тянется доныне
Хоть не хотел я
пищу принимать
Сомкнув уста но
Волга их разверзла
Бульон стерляжий
с именем Христа
Я как Причастье
принял — смерть
исчезла
О как я
благодарен ноябрю
Что выронил меня
в глухую бездну
Отверстыми
устами говорю
И буду говорить
когда исчезну
В ФОРМАТЕ
ЛИТШОУ. «КАКИЕ ХОРОШИЕ ВЫРОСЛИ
ДЕТИ!»
В
нынешнем году праздник для начинающих и
маститых прошёл в формате литературного
шоу в гостеприимных стенах Музея
экслибриса и миниатюрной книги.
Непривычно
полный зал — не только коллеги по перу,
тоже выступающие, но и незнакомые лица,
много молодёжи… Неужели «они
возвращаются» — времена, когда стихи
вызывают
интерес? Сотрудникам музея пришлось даже
добавить два ряда стульев. Мне, как
ведущей, пришлось начать с изложения
«краткого курса» истории Союза
литераторов. Когда на экране проектора
появилось присланное из Франции
заявление классика мировой прозы Юрия
Мамлеева о принятии его в ряды нашей
организации, зал взорвался
аплодисментами.
Зрители
тепло приняли выступление 24-летнего
прозаика Ивана Розанова (автора
«Русского
переплёта»), прочитавшего на этот раз
стихи; лидера православной рок-группы
«Северный крест» Пули (Ксении Кирс);
вожатого юных дарований Николая
Калиниченко; руководителя сетевого
литературного проекта «Сёстры во
Эвтерпе»
Татьяны Пацаевой (рецензия на её книгу
публиковалась в «Переплёте»);
координатора секции поэзии Татьяны
Виноградовой; барда Дмитрия Курилова.
Наконец,
наступил волнующий момент оглашения имён
победителей поэтического конкурса для
авторов в возрасте от 18 до 33 лет.
Третье место досталось Катрин
Соловьёвой,
второе — Екатерине Яшниковой —
талантливым и очень красивым юным
барышням. А
после зал затаил дыхание: писатель,
художник, председатель Союза
филокартистов,
член Правления Союза литераторов Арсен
Мелитонян вскрывает последний конверт, и
мы с ним одновременно произносим:
«Первое место —
Ринат Камалиев»! Поэту недавно
исполнилось 20 лет, он студент истфака
МГУ.
Предлагаем вниманию читателей
стихотворения победителей конкурса:
РИНАТ
КАМАЛИЕВ
Плацкартное
Отлетели юные
забавы,
Поезд мчит неведомо
куда,
А вагоны, будто в
балаклавы,
Обрядила мрачная
орда.
Я гляжу из окон,
как в бойницы,
На разруху милой
мне страны:
Полуобветшалые
больницы,
Школы, будто
призраки войны.
И проходят войны и
застои,
Всё идёт, как «с
белых яблонь
дым»;
Размышляя «Так чего
же стоим?»,
Едем да в окошечки
глядим.
Старые поникшие
деревни
И киосков на
перронах ряд,
Да кусты, бурьяны и
деревья
За составом
пристально следят.
А листва колышется
свирелью
И скрипят рессоры
поездов...
Мы пристрастны к
склокам и похмелью,
Но ещё и к
страстной рубке дров.
Отлетают юные
забавы,
Помутнённым взором
я смотрю
На клочки давно
минувшей славы,
На грядущих
подвигов зарю.
С боковины
«тронутой»
плацкарты
Мне насквозь видна
душа страны:
С лихом пополам
мусолим карты
Чувством
преждевременной
вины.
Я гляжу на плачущие
вёрсты
И смотрю в
смеющуюся даль:
Жить бывает, Боже,
так непросто…
«Ничего прошедшего
не жаль»!
ЕКАТЕРИНА
ЯШНИКОВА
*
*
*
Дед
Савелий сказал: «пережили
— считай,
герои»,
Но таким
в награду —
надгробья да
эпитафии.
Из
большой ленинградской семьи нас
осталось
трое:
Дед
Савелий, я и мамина
фотография.
Постучалась
голодная в 42-ом. А
прежде
Мы о
смерти думали всё второпях да
мельком.
Дом
топили паркетом по-чёрному, из
одежды
Мне
отдали старую папину
телогрейку.
Мама с
Леной носили по карточкам хлеб.
Делили,
Приходили
бледные, молча считали
граммы.
Метроном
убаюкивал ночью и вёл к
могиле.
В ноябре
не проснулась Лена. А позже
мама.
Вчера мы
сжигали Тютчева — греться
нечем.
Месяц
назад забили последнюю
лошадь.
Некому
вынести Вареньку, пёрышка
легче,
Некому,
Господи, снег её
припорошит.
А дальше
— в тумане.
Лежала
глухонемая,
По глазам
бежали звёздочки и
квадратики.
Я лишь
помню как дед, сухо кашляя и
хромая,
Нёс меня
на плечах и кричал: «Помогите,
солдатики!»
Он потом
говорил: «пережили — герои
значит»
Он ни
разу не плакал с тех пор, как бы
боль
не мяла.
Милый
дед, героизм — это
жизнь с любовью и
самоотдачей.
А война
— только смерть.
Только смерть. Только смерть от
конца до
начала.
КАТРИН
СОЛОВЬЁВА
*
*
*
Сюда
приехали кануть
Ватсоны,
здесь
умирают стальные
лошади.
И
как не сгинуть, не надорваться
на
такой
галере, где всюду ложь и
дичь...
на
небе звёзды карманной
мелочи.
Из
глаз по капле — гуашь
ночéй,
цветные
сумерки. Больше нé о
чем
сказать.
И только
виолончель
луны
неполной, обняв
ладонями,
обняв,
как добрый ушедший
дедушка,
на
луч струны приглашая, до
неба
ведёт,
весь путь вопрошая: гдé
душа?
Духовность
выпита и расплескана
—
начальник
вышел, но в каждом —
зам.
Однажды
нас удостоят
Оскара
за
наши северные
глаза.
Победители
получили в подарок последний
выпуск альманаха «Словесность»
(от СЛ РФ),
замечательные миниатюрные
издания Дмитрия Кедрина (от
музея) и великолепный набор
открыток, посвящённый династии
Романовых (от Союза
филокартистов). Как сказал
Леонид Мартынов: «Какие хорошие
выросли дети!» Вот именно,
выросли. Все трое — абсолютно
сложившиеся поэты, и мы были
рады принять их в Союз
литераторов.
ВЕЖЛИВАЯ
ЗАБОТА
О
МИРЕ
Помню
во всех подробностях, свой
первый день в школе… Стенд с
уже знакомым силуэтом
Пушкина, вырезанное из
пенопласта гусиное перо и
большую синюю надпись: «И
долго буду тем любезен я
народу, что чувства добрые я
лирой пробуждал».
Молоденькая учительница
рассказывала, чему нас будут
учить в школе и как это
важно для будущей профессии
(тогда все поголовно мечтали
стать космонавтами),
объясняла, почему нельзя
рисовать на партах и вырезать
на них разные слова
перочинным ножиком… но я уже
слушала её невнимательно, в
моей душе, как
натянутая струна, звенела фраза
о добрых чувствах. Прошло более
сорока лет, и
я, наблюдая за коллегами по
поэтическому цеху и за собой,
любимой, убедилась:
трудноватая эта задача! Сильные
по уровню воздействия, но
жестокие стихи написать
легче. И ницшеански
покрасоваться. А добрые —
и не скатиться при этом в
банальность, сентиментальность…
Высший пилотаж! (вот
я уже и скатилась в банальность
этой фразой). «Им, гагарам,
недоступно».
К
счастью, есть исключения.
Кажется, Вадиму Месяцу (не
уверена на 100%)
принадлежит фраза: «вежливая
забота о мире». А часть этого
мира —
помойный котёнок, спасённый от
колес авто;
Антон Павлович Чехов,
прогуливающийся в своём
вишнёвом саду; мальчишки,
расправившиеся, в процессе
игры, со своей аккуратной
одёжкой...
Три
поэта отметили в этом году
юбилеи. Сколько лет стукнуло
— не важно. Поэт всегда
вне возраста (тьфу, опять
банальность). Давайте
прочтём эти стихотворения. И
станем добрее (хоть на
несколько минут).
ВЛАДИМИР
ШЕМШУЧЕНКО
*
*
*
Я
всякого в стихах
наговорил,
Пренебрегая
сводом строгих
правил.
Не
золотил строку, не
серебрил,
И
вряд ли уважать себя
заставил.
А
жизнь идёт —
залаял рыжий
пёс,
Вбежал
сынишка, притащил
котёнка,
И
со слезой, взволнованно и
звонко
Вдруг
выдохнул: «Достал из-под
колёс…»
«Четвёртый
кот! Ведь я же
запретил!»
А
сын, прижав к груди живой
комочек,
Глядит
в глаза, —
запомнил восемь
строчек,
Что
я котёнку как-то
посвятил.
Как
хорошо, что сын мой
дорожит
Комочком
грязной шерсти… Не
напрасно
Я
жизнь люблю неистово и
страстно,
Не
ставя ни во что —
уменье
жить.
В
окно стучат ночные
мотыльки.
Творит
луна приливы и
отливы.
Котёнок
спит, а рядом спит
счастливый
Поэт,
не написавший ни
строки.
Шемшученко
можно поздравить не
только с юбилеем
—
23 марта он стал дипломантом
литературной премии «За
верность Слову и
Отечеству», больше известной
как «Золотой Дельвиг» и
учреждённой «Литературной
газетой». На банкете после
церемонии вручения я
спросила поэта:
— Это в
стихах,
или у вас действительно дома
живут четыре
кота?
— Нет, —
ответил
Владимир. — У меня их
пять!
Автор
комбинаторной классики —
суперпоэмы «Свалка»,
ответственный секретарь
«Журнала
ПОэтов», одна из
основательниц поэтической
группы ДООС (Добровольное
общество
охраны стрекоз) Елена Кацюба
в интервью для журнала
«Elle» так высказала своё
кредо: «В поэзии главное —
остановить прекрасное
мгновение, то есть сделать
то,
что Мефистофель запретил
делать Фаусту».
ЕЛЕНА
КАЦЮБА
Вишнёвый
сад
На
стёклышках пенсне мороз
рисует
пальмы
сквозь
ледяной витраж писатель
видит
сад
метель
смела сюжет, заледенели
пальцы
а
за окном летит вишнёвый
снегопад
порхают
лепестки снежин
пятиконечных
над
кутерьмой детей на санках
и
коньках
на
тусклой глади льда ещё не
видно
трещин
но
чистого листа пугается
рука
идет
писатель вдоль картонных
декораций
а
в ледяном пенсне мерцает
прежний
сад
там
листья шелестят, и вишни
там
роятся
но
падают, застыв, и под
ногой
хрустят
накрыт
бильярдный стол в саду
недавней
вьюгой
катает
лунный луч хрустальные
шары
писатель
видит
сон
кошмарный
—
всей
округой
заточенные
в ночь шагают
топоры
не
верьте топорам, они лишь
спецэффекты
тупой
развязный звук,
нарезанный на
диск
деревья
не молчат, живут в
деревьях
жесты
в
них крики тишины, в них
искренности
риск
писатель
слышит
сад,
деревья
шепчут что-то —
слова,
что через год он повторит
как
врач
но
занавес взлетит, затихнет
гул и
шёпот
и
вишни зацветут..! …и мы
вернемся в
рай
Основная
аудитория Веры Полозковой
— молодёжь, однако после
рождения сына поэтесса
обратилась и к более
младшим читателям. Сейчас
готовится к выходу книга
её
стихотворений для детей.
Вот одно из
них:
ВЕРА
ПОЛОЗКОВА
Мамам будущих
учёных
—
боже, где вы столько
времени
бегали?
—
космолёт мы собирали с
коллегами.
—
отчего же рукава-то
все чёрные?
—
испытанья проводили,
как
учёные.
—
а чтоб джинсы
распороть, где вы
лазали?
—
специальные мечи у
нас,
лазеры.
—
так, а что у рюкзака
стало с
молнией?
—
небольшим метеоритом
заполнили.
—
так, а с варежками что
полосатыми?
—
их
и вовсе
растащило на
атомы.
—
а мне кажется, у вас
нету совести.
—
мама, совесть не нужна
в
невесомости.
—
ну и что мне с вами
делать,
учёными?
—
нас салатом накормить,
с
макаронами.
В
ГОСТЯХ У ТЮТЧЕВА.
«УЧАСТЬ
ТАКАЯ…»
21 марта члены
Союза писателей России
собрались в усадьбе
Гагариных-Тютчевых
(там сейчас расположен
Российский детский
фонд). Палаты в
Армянском переулке
связывают с именем
боярина И.М.
Милославского, который
владел усадьбой во
второй половине XVII
века, в 1790 году она
перешла в руки князя
И.С. Гагарина,
капитана флота,
участника Чесменского
сражения. Именно при
нём дом приобрёл
свой нынешний
классический облик.
Автор проекта
—
знаменитый зодчий
Матвей
Казаков.
В 1810 году наследники
князя Гагарина продали
усадьбу родителям
Фёдора Ивановича
Тютчева, поэт провёл
здесь детские и
юношеские годы.
После
интереснейшего
рассказа о судьбе
этого здания директора
мемориальной
части усадьбы Нелли
Константиновны
Кузнецовой,
выступлений
руководителя
Государственного
историко-литературного
музея-заповедника Ф.И.
Тютчева «Овстуг»
Оксаны Шейкиной
и поэта Аршака
Тер-Маркарьяна стихи
свои я читала не без
волнения —
в таких-то
стенах!
Заключительным
аккордом прозвучали
произведения
лауреата
премии
Правительства РФ
Андрея
Шацкова. Благодаря его
подвижническим усилиям
был возрождён альманах
«День поэзии», но об
этом расскажем в
следующих выпусках
«Переплёта» когда
опубликуем подборку
стихотворений Андрея.
А пока —
одно
из
них:
АНДРЕЙ
ШАЦКОВ
На
этой
земле
На
Сретенье
—
лужи, на Пасху
—
пурга.
То степи,
то чащи лесные.
Что
скажешь? «Россия
—
и вся недолга!».
Что
сделаешь? Это
—
Россия.
Здесь нет
колыбелей… Качают
пращи
Камения
судеб
бедовых.
И здесь
не дают, на
разжив,
палачи
Отступникам
—
тридцать
целковых.
На этой
земле, где
сражаясь, не
ждут,
Что к
смерти состарится
тело,
Доносчику
первый достанется
кнут
За
«Слово» его и за
«Дело».
И дёшева
пусть подъяремная
месть,
И нету
для катов
Мессии…
Но в этой
земле —
Благовещенье
есть,
Чтоб
верила в завтра
Россия!
Чтоб
знала: в черёд
зацветет
краснотал
Церковный,
от
солнечной
ласки…
Но будут
погосты по свежим
крестам
Считать,
не доживших до
Пасхи.
И в
свиток
свернувшись,
чернеть
небеса.
Кричать
заплутавшая
стая…
Что
скажешь? «Россия
—
кругом
чудеса!».
Что
сделаешь? Участь
такая!
Проголосуйте за это произведение |
Этот репортаж надо обязательно читать и перечитывать. ------- ------- -------
|