Проголосуйте за это произведение |
Русская культура
27.III.2017
Номер 4 очень
многих журналов традиционно посвящён юмору. Первоначально хотелось назвать
эти
заметки «апрельские тезисы» и вспомнить какие-то забавные стихотворные
тексты,
но жизнь распорядилась иначе. Ровно четверть века назад, в солнечный
апрельский
вторник ушёл из жизни мой отец. Накануне, в понедельник, он был на работе… И
за
эти 25 лет не припоминаю такого апреля, как этот — неправдоподобно
наполненного
утратами.
СТАРШИЕ
31 марта узнала
об экстренной госпитализации Евгения
Евтушенко, однако в тот же день сообщили,
что он и в больнице продолжает работу над
антологией. И вспомнилась
предпоследняя наша встреча: поэт озорным
взглядом обводит зрителей, берёт
изданный в Нью-Йорке русскоязычный
сборник, где опубликована моя подборка:
«Погадаю сейчас на твоих стихах. Итак, что
меня ожидает»? Не глядя, опускает
палец на строчку: «И миг да падения
мира…»
—
Нет, Наташа, мир не упадёт, пока мы этого
не хотим! — убеждённо
говорит Евгений Александрович.
—
Всё будет
хорошо!
«Всё будет
хорошо», —
взяв меня за руку, говорил
человек,
месяц назад вставший после тяжёлой травмы
головы, вызванной падением в ванной
гостиничного номера. С кардиостимулятором.
С ампутированной ногой (и на эту
тему шутил: «ничего страшного, я ведь не
балерина», не танцор, заметьте,
сказал, а именно «балерина»). Человек,
перенесший пару лет назад несколько
операций, так как страдал онкологией.
«Неустаюноша», как он себя называл. Вряд
ли что-то предчувствовал, когда
написал:
«Сквозь скорлупу
всех
партпостановлений
нечаянно
проклюнувшись едва,
я был похож на
Первое Апреля:
ещё никто, пока
меня не взгрели,
всерьёз не принимал
мои слова».
Однако ушёл
первого апреля. Видимо, нарочно нас
разыграл, чтобы никто не поверил, что его
больше нет, и всё действительно будет
хорошо.
* *
*
В 1970-е
кумирами нас, советских школьников,
являлись космонавты. Сквозь помехи
«Голоса
Америки», на который втихаря
настраивались родители, однажды
услышала, как их
(вместе со спортсменами и писателями)
довольно жестоко назвали «декоративная
знать». На свой десятый день рождения
получила в подарок книгу Второго
космонавта Германа Титова «Голубая моя
планета» с дарственной надписью от
автора Наташе Рожковой. Со скончавшимся
8 апреля Георгием Гречко познакомилась
во время съёмок передачи «Пусть
говорят», и, показалось, прошу прощения
за
банальность, что знаю его очень давно
—
никакого зазнайства, витиеватости речи.
Даже одет космонавт-интеллектуал был
скромно. В книге мемуаров Георгий
Михайлович вспоминает, как обидел своего
отца: «Это было
тридцать пять лет назад. Мы с
отцом ловили рыбу на Волге. И вот у отца
клюнул большой сазан. А папа уже был в
возрасте, и я решил помочь. Перехватил
его удочку и вытащил рыбу. Но, когда я
увидел, какими глазами на меня смотрит
отец, я понял, какого удовольствия его
лишил из-за какой-то рыбы. Этот грех я
до сих пор не могу себе простить.
Стыдно».
* *
*
И
вновь возвращаюсь к поэтам. Кирилл
Владимирович Ковальджи, казалось,
будет
всегда — в
течение 30 лет он
совершенно не менялся внешне, не
утрачивал энергию, открытость,
работоспособность. И —
помогал другим,
особенно молодым. Без преувеличения
можно сказать, что многие известные
сегодня
литераторы состоялись благодаря
посещению его студии при журнале
«Юность». Это — одно из последних
стихотворений не 87-летнего «мэтра»,
а,
скорее, вечно молодого
мудреца:
Он,
умеющий спать
Грациозно,
взахлёб,
безоглядно,
Замечательный
кот
До
рождения мудрость
постиг.
Совершенства
комок,
Он
приятно живёт и опрятно,
—
Лучше
гладить его,
Чем
обложки заносчивых
книг.
Кот
умеет любить
Простодушно,
легко, без
остатка;
Нет
соседей и стран —
Для
него существует наш
дом,
Нет
в квартире
мышей,
Смерти
нет, есть победа
порядка,
Правда
здесь и сейчас,
А
цветной телевизор —
фантом.
На
фото —
адресат стихотворения,
друг поэта, носящий изысканную кличку
—
Котя…
* *
*
Долгие
годы дружбы связывали меня с
прекрасной семьёй —
Фёдором
Сергеевичем Капицей, его супругой,
профессором
филологии Татьяной Михайловной
Колядич и их дочерью Верой, с
которой я вместе
училась в аспирантуре Института
мировой литературы (ИМЛИ). И хотя в
последнее
время Фёдор Сергеевич тяжело болел,
известие о его кончине всё равно
поразило
внезапностью.
Внук
великого физика Петра Капицы,
сын знаменитого учёного и
телеведущего Сергея
Капицы, он единственный из
легендарного клана стал
представителем гуманитарных
наук, специалистом по
древнерусской литературе,
фольклору и этнографии. После
окончания филфака МПГУ (бывшего
пединститута имени Ленина)
Капица-младший работал
в отделе редких книг в Ленинке и
ему удалось спасти (в
брежневское время!)
несколько икон. Впоследствии
учёный опубликовал более
120
научных работ, однако прожил, в
отличие от отца (84) и деда (89)
всего 66 лет.
Но династия продолжается
—
дочь Фёдора Сергеевича
Вера Капица занимается
исследованием
литературоведческих аспектов
книжной иллюстрации.
А в конце прошлого года у неё
родились двойняшки —
сыновья Василий и Арсений.
* *
*
Писательница
Наталья Ильинична Арбузова в
последнее время нечасто
посещала «Переплёт»
— здоровье и
возраст, конечно,
сказывались, но трудно
поверить, что больше никогда
не увижу её добрую улыбку,
умные, очень
проницательные глаза. Мало
кому в нашей литературной
среде удаётся сочетать,
как ей, деликатность и
принципиальность. Наталья
Ильинична всегда появлялась
на
наших вечерах подтянутая и
элегантная, для неё
творческое общение служило
настоящим праздником. Мы
больше знали Арбузову как
прозаика. А ведь она была и
талантливым поэтом
—
необычным, и, на мой
взгляд, очень современным.
Одно из её стихотворений
проникнуто ожиданием весны,
с которой не суждено
встретиться:
*
*
*
Когда
весна, названье Сивцев
Вражек
Весенними
потоками
полно.
Как
острова особняки среди
Пречистенки-реки,
И
солнце лик пресветлый
кажет
Через
пречистое
окно.
Потом,
когда весна, бульвар
Рождественский
горбат,
Трамваи
громыхают, сколько
могут.
Собаки,
утесненные меж рельсов и
оград,
Балетным
жестом подымают
ногу.
Теперь
зима. Сама весна приходит
каждый
год,
Для
этого не надобно особенно
стараться.
Иду
во смерти тьму, как долгий
день,
как светлый
гость
В
сиянье светловёсенных
утрат.
Может
показаться, что я хвастаюсь
знакомством с этими
известными людьми, однако не
забываю карикатуру:
большущий
том, на котором написано:
«Моська. Мои встречи со
слоном». Просто рада, что
они
встретились в моей жизни, и
несу в себе, может быть,
крохотную их
частичку.
СВЕРСТНИК
Когда
теряешь
родных, друзей и
знакомых, принадлежавших
к старшему поколению, всё
же осознаёшь
неизбежность, хотя, как
сказал тот же Евтушенко,
«и каждый
раз мне хочется опять от
этой невозвратности
кричать». Помните,
в фильме «Дневной поезд»
мама говорит взрослой
дочери: «я старая, могу
умереть», а на
возражение, «умереть
может и молодой»,
констатирует: «молодой
может, а старый –
должен». Наверное,
ровесник всегда
будет казаться молодым.
Андрея Журкина я знала,
пожалуй, раньше, чем
многие на «Переплёте»,
ещё с начала 80-х, когда
будучи очень юной,
посещала в качестве
вольнослушателя
семинары в Литинституте.
Уже теперь он всегда
передавал через меня
приветы
своей наставнице Ларисе
Васильевой, о которой
отзывался очень
доброжелательно,
однако учёбу в вузе
отставил. Не представляю
этого самодостаточного
поэта
прибившимся к
какому-нибудь
литературному клану. В
нём присутствовала
скрытая
энергия, которая не
выплескивалась наружу
судорожным горячим
дыханием (я
говорю, разумеется, не о
модели поведения, а о
поэзии Андрея). Его
пристальное
наблюдение за жизнью было
не созерцательным, «что
вижу, то пою», и не
сопереживающим даже, а
полностью принадлежавшим
этому странному празднику
под
названием «жизнь». В
одном предложении
упомянула два раза слово
«жизнь», но
Журкин не представляется
вне. Мои дорогие
«переплётчики» продолжают
петь, уже
без Андрея, его
замечательного «Дядю
Колю», а мне нравится
песня «Игла» —
коротенькая, длящаяся
всего 1 минуту и 23
секунды:
Куда
ни взглянь
– одна
куча-мала
Что
ни попробуй
– всюду вкус окрошки,
А ты
дерзай, моя
игла,
По
бересте
корябай
понемножку.
Кругом
стенания
– мол, жизнь
невесела,
Меха
разорваны у
старенькой
гармошки.
А ты
летай, моя
игла,
стегай,
стегай, стегай
за стёжкой
стёжку…
МЛАДШИЕ
Переход
в разряд
«старших» происходит
быстрее, когда тебя
окружают те, кто
намного моложе. Или
наоборот? В последний
год мне приходилось
много общаться с
молодыми поэтами,
некоторые из
представлены на
страницах «Переплёта».
Стихотворение
Александра
Бережного – искренний
монолог, похожий на
диалог, в котором
автор отстаивает
право
Никогда
не
смотрите в глаза даже
раненой
смерти,
даже
если
гипнозом пытается
вывести в
транс.
Ничего,
что пути
остаётся ещё целых две
трети
—
она
может вас
крепко обнять и
прижать хоть
сейчас.
Позади
догорают
мосты и тускнеет
эпоха,
впереди
манит
пыль не пройдённых
тобою
дорог.
Быть
собой до
конца, до последнего
взгляда и вздоха
—
это
сила, мой
друг, и достоинство,
но не
порок.
Никогда
ничего
не просите у тех, кто
сильнее,
не
молите о
милости — бейте с
размаху в
висок.
Лучше
бунт
возглавлять и
болтаться за это на
рее,
чем
скулить по
углам, как забитый с
рожденья
щенок.
Позади
города,
погребённые ядерным
пеплом,
впереди
будет
вёсен зелёных и пряных
не
счесть.
Быть
собой до
конца, пока солнце ещё
не ослепло,
—
это
сила, мой
друг, это гордость,
свобода и
честь.
Никогда
не
играйте с судьбою
краплёной колодой
—
у
неё пять тузов
в рукаве и четыре в
руках.
Кто с
открытым
лицом — пожинает
богатые
всходы.
Кто
хитрит и
юлит, тот с вещами на
выход, в
нулях.
Позади
только
морок и мгла, да
туманные
дали,
впереди
—
неизведанный мир на
ладони
Творца.
Кто
остался
собой, тот споткнётся
в дороге едва
ли.
Это
сила, мой
друг, — быть собою
самим до
конца.
Позиция
лирического героя
Александра схожа с
моей в молодые годы,
ныне я, скорее,
склонна причислять
себя к
консерваторам-охранителям.
Хочу верить, что
осталась
собой…
А
слово
«искренность» вызывает
в памяти ещё одно
недавнее событие. 22
апреля мне
довелось участвовать в
памятно-мемориальном
мероприятии на
Новодевичьем кладбище,
где похоронены оба мои
деда. Со дня рождения
одного из них,
командарма Станислава
Поплавского (о нём
опубликована моя
статья в «Переплёте»)
в тот день исполнилось
115 лет. Сейчас
подобные встречи
становятся менее
официозными, потому
что желание сберечь
ветеранов, сделать для
них хоть что-то,
усиливается с каждым
годом.
Ребята-волонтёры
помогают
защитникам отечества,
которые с нами. И
тем, кого уже нет –
приводят в порядок
памятники и обелиски.
Обычно на
таких мероприятиях
всегда звучат стихи о
войне. На этот раз
старшеклассница
Таисия Дудакова
читала известные
трагические строки
Мусы Джалиля о
расстреле
фашистами мирных
жителей с маленькими
детьми:
Закрой
глаза, но
голову не
прячь,
Чтобы
тебя живым
не закопал
палач.
Терпи,
сынок,
терпи. Сейчас не
будет больно.
—
И
он закрыл
глаза. И заалела
кровь,
По
шее лентой
красной
извиваясь.
По
лицу девочки текли
настоящие слёзы.
Таисию слушали
90-летние ветераны,
«афганцы», школьники.
Конечно, приятно
видеть на день Победы
в телеэкране любимых
артистов с
георгиевскими
ленточками и
в пилотках, но ТАК
читать стихи им не
дано. Я шла к воротам
кладбища, не в силах
скрыть волнение, а
навстречу медленно
двигалась фигура
пришедшего навестить
супругу М.С.
Горбачёва...
Вот
говорят: «наша
смена…», а наверняка
ничего нельзя
утверждать. Приходят
ко мне поэты и
поэтессы, появившиеся
на свет, когда уже
давно не было СССР.
Всматриваюсь в их
красивые лица,
вчитываюсь в
непонятные во многом
для меня стихи, и не
могу
избавиться от
какого-то холодка в
сердце при мыслях о
будущем. Знаете, чем
более всего потряс
теракт в Петербурге в
начале апреля? Тем,
что среди погибших
больше всего —
студентов 1996–1997
годов рождения,
поскольку поезд, где
прогремел взрыв,
двигался в
направлении к станции
«Технологический
институт».
Уверена, что эта
деталь злодеяния была
тщательно
спланирована.
НАДЕЖДА
После
Пасхи боль
от апрельской
трагедии осталась, но
ушла безысходность.
Вспомнилось, как
после
прочтения
стихотворения Любови
Молодёнковой «Пасха в
Кукуево» захотелось
повидаться с автором.
Это оказалось
непросто: поэтесса
уже почти сорок лет
живёт во Франции,
однако на лето
приезжает в родную
деревню
– то самое Кукуево,
где родилась в семье
агронома, получившего
15 лет ГУЛАГа и
сельской учительницы,
дочери священника.
И
наша встреча
состоялась.
Любовь
Молодёнкова
ПАСХА
В
КУКУЕВЕ
Сестрице
О,
Господи, как они
пели
в
прохладном
полночном
апреле,
три
бабы под старой
ветлой!
Большая
Луна
сияла,
Большая
Вода
стояла,
оттаявшей
пахло
землёй.
О,
Господи, как они
пели
в
прозрачном,
простудном
апреле
в
мои молодые
года!
Текли
голоса в
поднебесье:
«Воскресе,
Христосе,
воскресе»
–
Большая стояла
Вода.
Счастливое
нищее
детство,
кладбищенской
церкви
соседство
(в
30-х пошла на
дрова),
Большая
Луна во
Вселенной
сияла.
Надеждой
нетленной
пасхальная
радость
жива.
Три
бабы на красном
крылечке
поют,
и
далёко-далече
живая
молитва
слышна.
Плывут
голоса в
поднебесье:
«Воскресе,
Христосе,
воскресе...»
С
той ночи мне
смерть не
страшна.
Апрель
завершился, как
оборвался.
*
* *
Месяца
мая над и
над
Ласковый
хлебный
дождь.
Знаю,
что
выпивши, на
парад
С
флагом большая
придешь.
Месяца
мая сад и
грач.
Пар
над землей.
Любовь.
Неторопливо
стенает
врач
И
наклонилась
кровь.
Месяца
мая на
круги
Дождь
повалил
цветы
—
Эти
цветы в
траву
легли
Как
с головы
бинты.
Это
– стихотворение
поэта из
Новосибирска
Александра
Денисенко,
которого открыл
для
меня «Русский
переплёт».
В
Музее экслибриса и
миниатюрной книги
мне подарила свой
сборник стихов
поэт и
прозаик Людмила
Серова.
Отец
её погиб на
фронте, мама
вынесла все тяготы
военного времени,
воспитала детей и
сохранила семейный
дом.
Людмила
Серова
ОТЦОВСКИЙ
ПИДЖАК
Незаменимый
отцовский
пиджак,
В
нём, засучив
рукава,
Сено
грузила
мать на чердак,
Ловко
пилила
дрова.
И
вечерами, когда
сквозняком
Стужа
влетала в
окно,
Не
расставалась
она с
пиджаком,
Гладя
рукою
сукно…
Дом
озарил
отутюженный
флаг,
Грянул
салют в
вышину.
Мама
надела
отцовский
пиджак
И
отвернулась к
окну.
*
* *
«Май
холодный в
этом году», —
думала я, стоя
на ступеньках.
За спиной
захлопнулась
дверь
клиники, а на
зелёном пятачке
стояла девочка
лет восьми, и,
похоже,
выгуливая
собаку.
Присмотревшись,
поняла, что это
не пёс, а
большой чёрный
кролик.
Примерно
в таком
возрасте я тоже
воспитывала
кролика, только
белого, в
московской
квартире. Мы
поговорили о
том, какие
разные
характеры
бывают у этих
животных.
Попрощавшись с
серьёзной
хозяйкой
зверька, пошла
к метро, и в
ушах (да нет,
наверное, в
душе) звучала
песня Андрея
Журкина:
Весна
накатит по
сто грамм
тепла,
Все
запоют – и
соловьи, и
кошки,
А
ты скрипи, моя
игла,
И
борозди, и
борозди свою
дорожку…
Проголосуйте за это произведение |