Проголосуйте за это произведение |
Поэзия
27.III.2017
«Правда, кончается март», — пел Юрий Визбор. В советскую и постсоветскую эпоху многие литературные издания традиционно третий номер отдавали представительницам прекрасной половины человечества (хотя прекрасные мужчины тоже иногда встречаются). Праздник, придуманный Розой и Кларой, радует вместе с первыми лучами солнышка и предчувствием нового… стихотворения! Пусть «толстые» и не очень журналы превращаются на короткое время в «мартовских котов»!
Незабвенный Юрий Поликарпович Кузнецов, поразивший многих своим знаменитым «Я пил из черепа отца за правду на земле», подразделял женскую лирику на три категории: «истерия» (Цветаева), «рукоделие» (Ахматова), «безликий тип» (подражание мужчинам-поэтам). Интересно, к какой группе он отнёс бы замечательную Ксению Некрасову?
Ещё в 1967 году Белла Ахмадулина обращалась к Марине Цветаевой в стихотворении «Биографическая справка»:
Всё началось далёкою порой,
В младенчестве, в его начальном классе,
с игры в многозначительную роль:
быть Мусею, любимой меньше Аси.
Бегом, в Тарусе, босиком, в росе,
без промаха — непоправимо мимо,
чтоб стать любимой менее, чем все,
чем всё, что в этом мире нелюбимо.
<…>
Впечатляет концовка:
Но ждать так долго! Отгибая прядь,
поглядывать зрачком — красна ль рябина,
и целый август вытерпеть? О, впрямь
ты — сильное животное, Марина.
Летом 2014-го в итальянском городе Таормина (Сицилия) лауреатом международной поэтической премии имени Анны Ахматовой стала Лариса Васильева, с которой мне посчастливилось общаться вот уже 34 года. Её стихотворение – блистательный ответ на вопрос о «скрещении судеб» (так называлась книга М. Белкиной о Цветаевой).
* * *
Пусть говорят, что я не вышла рожей
пред благородной линией лица,
я не хочу быть на неё похожей,
мне счастье — быть похожей на отца.
Мне хорошо не знать её давленье,
не ощущать в себе её рабу,
не вписывать судьбу в стихотворенье —
стихотворенье вписывать в судьбу.
Но почему так много общих знаков
в двух наших жизнях, бывших далеко? —
и этнос получился одинаков,
отцовские фамилии на «ко»,
и матерей нежнейшие приметы
и горечь в пониманье сыновей,
и не герои — серые предметы,
там, где любовь, где нет дороги к ней???
Ответа я не знаю. Справа, слева —
повсюду всё же чудится ответ:
— Она без королевства королева,
а ты хозяйка, но хозяйства нет.
Авторы, с которыми мы вас сегодня познакомим, принадлежат к разным поэтическим поколениям. Антонина Ростова, Марина Белянчикова и Светлана Чулкова состоят в Союзе писателей России и начали публиковаться в восьмидесятые годы прошлого столетия. Произведения их можно встретить на страницах таких культовых изданий, как антологии «Русская поэзия XX века», «Русская поэзия XXI века», «Антология русского верлибра», «Антология русского лиризма», в журналах и газетах. Поколение «красивых, двадцатидвухлетних» представлено москвичками Елизаветой Солодовниковой, Галиной Хириловой и Екатериной Дураковой (настоящая фамилия – Долгова) и Алиной Стародубцевой из Севастополя, печатающейся под псевдонимом Ли Гевара. У каждой из них уже есть свой читатель и победы в литературных конкурсах. Стихи молодых поэтесс включены в сборник «Созвездие Кита» (где был строгий отбор), недавно изданный Союзом литераторов Российской Федерации при финансовой поддержке Министерства культуры.
АНТОНИНА РОСТОВА
* * *
Встреча. Свадьба. Развод. Жуткий стресс.
Вот и весь в перспективе прогресс.
Впрок пошли мне чужие страданья:
Завтра брошу ходить на свиданья.
А сегодня ещё позвони.
Может, ты не такой, как они?
Но, смотрю на тебя с я с тоской:
Нет, наверное, тоже такой.
МАРИНА БЕЛЯНЧИКОВА
* * *
Я стою на мосту, Москворецком мосту.
Чёрный ворон летит к золотому кресту.
От столетья к столетью
Во все лихолетья
Он ломает крыло от него за версту.
Я стою на мосту, опершись о гранит.
Ворон в жаркий рубиновый пламень глядит
И пророчит гортанно
Гибель русскому стану:
«Сам себя подожжёт. Сам себя победит».
Я стою на мосту, на великой земле.
Ни единой слезе не исчезнуть во мгле.
Задымилась река, И качнулись века
На её потемневшем челе.
СВЕТЛАНА ЧУЛКОВА
* * *
Нарисуй, сделай рамку из реек,
для детей лучше праздника нет:
запусти нам бумажного змея,
и на нем мой весёлый портрет.
Пусть стихии закрутится лопасть,
с богом! вверх! под мальчишеский свист!
На земле хватит крыльями хлопать
и на вещи смотреть сверху вниз!
Мне и весело, мне и жутко,
может, это погибель моя,
но давай превратим это в шутку,
просто каждая баба — змея...
Что там будет со мною, кто знает,
лишь бы дети увидеть смогли,
как их мама по небу летает,
оторвавшись от грешной земли.
Что-то нынче случается редко
оказаться на высоте.
«До свиданья. Целую вас крепко.
Я на небе. Обед — на плите».
ЛИ ГЕВАРА
* * *
Мир лежит на спине, подставив веснушки Марсу.
Мир лежит на спине — крохотный и безымянный.
Мир лежит. А под ним бегут, а в него стучатся
волны каждого из всемирнейших океанов.
— Открывай, — говорят, — здесь темно, — говорят, — и страшно!
Здесь ко дну, — говорят, — как будто прилипли камни,
они что-то кричат на неведомом черепашьем,
но страшнее всего — когда они замолкают.
Забери нас, пожалуйста, дай просочиться в кожу,
мы наполним тебя живой изумрудной влагой,
мы с тобой — водород с кислородом, мы так похожи...
Мир вдыхает волну за волной.
Мир впивает волну за волной.
Мир листает волну за волной,
и вода с этих пор — бумага.
Мир лежит на спине: чистый лист, ни полос, ни пятен.
Тишина, за которой слову родиться легче.
В тишину ударяют камни — гвоздём в распятье,
оставляют следы и тонут, и Миру легче,
но если прислушаться – вот что они лепечут:
— Ты лежишь на спине и не знаешь о нас ни строчки.
А ведь нас придумали же, оторвали же, спьяну, с корнем,
каждому дали имя, вдохнули почерк,
да и пустили сплеча в ледяное море —
нас, хранящих доселе по отпечатку солнц.
Вымечтали, забыли вовремя отпустить.
Мы должны были стать людьми. Сотвори нас хотя бы мифами...
Мир отрывает от сердца большой кусок с
тонкими рифмами, тёплыми, как песок,
пронесённый в кармане с запада на восток.
Рифмам отныне – сквозь многие штормы плыть.
Сбереги их, Господь, от рифов!..
Плывущему – море,
плывущему – город,
и в счастье, и в горе
блажен, кто плывущ.
Смотри! – вместо мира крохотного,
из стихоплети грохота,
рождается полушёпотом
книга огромных душ...
...Солнце скалится сверху жёлтым осколком бус.
Зной обнимает мир, зной солонит на вкус.
Соль изменяет суть, превращаясь в соло.
С берега Мир зовут поедать арбуз.
Мир отфыркивается, цепляет ногой медуз
и плывёт на голос.
ГАЛИНА ХИРИЛОВА
* * *
Захожу в магазин элитный
Понаглее скривив лицо.
Вижу вдруг: на витрине скидок
Босоножки за пять семьсот.
Хороши, как глоток прохлады,
Как весенней капели зов.
И подходят к любым нарядам
Босоножки за пять семьсот.
Вот пойду я в них по проспектам,
Как в Париже по Рю Муфтар,
На четырнадцать сантиметров
Увеличится красота.
Предаваясь мечтам об этом,
Как бы ни был удар весом,
От истерзанного бюджета
Отрываю я пять семьсот.
Вот иду — звезда — вдоль Каширки,
Точно, выгляжу на все сто!
Подметающие таджики
Выражают сплошной восторг.
Ноги скрючены. Позвоночник
Изогнулся хромой дугой.
Я разуться мечтаю очень —
А идти ещё далеко.
В одночасье мечты разбиты,
И смеётся судьба в лицо.
Завтра выложу на Авито
Босоножки за шесть семьсот.
ЕКАТЕРИНА ДУРАКОВА
* * *
Излом невнятной нежности к тебе:
Мне странно быть, а после не сбываться.
И как, отстукивая ритмы, не сбиваться?
Где силы взять, чтоб выдержать забег?
Любовь есть упражненье для души.
Где мука смертная равна отдохновенью,
Надежда множится на право согрешить.
Из мысли в мысль — жестокий душу дразнит
Мотив. Он не становится слабей.
Он — боль. И страх за этот хрупкий праздник.
И взрыв внезапной нежности к тебе.
ЕЛИЗАВЕТА СОЛОДОВНИКОВА
Диагностично-мартовское
Разбегаюсь...во сне мир до крайности сжат
и графически чёток; в окно
проникаю любое из тысячи, жаль
что теряюсь и плачу; весной
что пускает по вене восторги в живых,
так мечтаю увидеть того,
кто меж клякс и штрихов улыбается ввысь
мимо взглядов моих — то ли гость,
то ли даже хозяин в клети бытия,
акварельных подтекстов творец,
за которым лечу по воздушности ям
и ухабам пунктирным... вразрез
всем сознательным мантрам, расстрелянным вскользь,
походя из окна в небеса
и застрявших в расщелинах рам, перекос
чей заметен не сразу... бежать
поздновато и глупо... волос завитки
беззащитны, рукам и словам
невозможно нас сблизить сильнее... виски
глажу молча в слезах — целовать
спящих хочется сладко всегда... у весны
для последних подарки милей
первоцветов её… горьковатая сныть
губы жжёт беспощадно; истлеть
обречённый давно кривоватый чертёж
истончившихся нитяных снов,
обратившись подснежником, вдруг прорастёт
в плоть поверженных новой весной...
Проголосуйте за это произведение |
" ... Что-то нынче случается редко - ОКАЗАТЬСЯ на ВЫСОТЕ. «До свиданья. Целую вас крепко. Я на небе. Обед — на плите»... " === === === Автор - Светлана Чулкова.
|