Проголосуйте за это произведение |
ЮРИЙ БОРЕВ: В ПОИСКАХ
ПАРАДИГМЫ
Юрий Борисович Борев - доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, член Союза писателей и Союза литераторов. Не найдётся, наверное, гуманитария, да и просто студента, не знакомого с его знаменитой "Эстетикой■, работами по теории и истории литературы, изданными в России и за рубежом. Борев - автор художественных произведений, киносценариев, книги "Сталиниада■, созданной на основе интеллигентского фольклора. В мае этого года Юрию Борисовичу исполняется 80 лет.
- Юрий Борисович, в самом первом номере журнала "Юность■ - ваши стихи. И, как мне рассказывали родители, с удачным портретом"
- Это, если, не ошибаюсь, 1955-й год. Но пришёл я в литературу раньше. Был участником Всесоюзного совещания молодых писателей 1947 года.
- Первого послевоенного, в котором участвовали Вероника Тушнова, Николай Старшинов"
- По стихам молодых выступал Николай Тихонов, Евгений Долматовский написал для "Литературной газеты■ статью "Поколение Зои и Олега■ (имеются в виду Зоя Космодемьянская и Олег Кошевой). Там он положительно отозвался о творчестве поэтов-участников совещания, и, в частности, о моём. Вскоре у меня вышла подборка под названием "Утро на Запорожстали■ в альманахе "Молодая гвардия■. В первом номере "Юности■ опубликовано стихотворение "Пускай всегда мне будет двадцать"■. Оно печаталось второй раз. Первый - в 1949 году. И было тогда подвергнуто критике на страницах "Комсомолки■ за строчку "Чтоб так же путаться в дорогах, и выбирать из них одну...■ Советский молодой человек не имеет права ни в чём путаться, а обязан сразу стоять на идеологически верных позициях!
"Из книги "Эстетика":
"В созданной Вернадским картине бытия Земли, человечества и космоса не прописана роль артосферы (искусства). Антропокосмическая система "природа - человечество", структура ноосферы может быть представлена следующим образом: геосфера (космическая проекция Земли и ее особых природных свойств, благодаря которым возникла жизнь);
- биосфера (космическая проекция жизни биологических существ и их деятельности, сливающейся с неживой природой и создающей новые ее свойства);
- социосфера (космическая проекция деятельности людей, создающей оппозицию "человек-природа", и рукотворную "вторую природу");
- артосфера (космическая проекция художественной культуры, существование которой предполагали древнегреческие философы, говорившие о музыкальных сферах вокруг планет);
- когитосфера (космическая проекция концептуально-мыслительной деятельности человека, поле духовности, охватывающее собой землю и околоземное пространство, взаимодействующее с другими сферами).
Гео-, био-, социосферы наделены материальностью, конкретной чувственностью. Они не имеют прямого перехода к когитосфере, несущей теоретико-концептуальные идеи. Необходима промежуточная сфера, уже обладающая духовностью, мыслительным содержанием, но не оторвавшаяся от конкретной чувственности. Это - артосфера. Она пластична, повторяет очертания гео-, био-, и социосфер и создает художественную реальность,
родственную им".- Какое место в вашей жизни занимает Институт мировой литературы имени Горького?
- Главное богатство этого серьёзнейшего научно-исследовательского заведения - люди. Многих из них уже нет" Вспоминаю Зиновия Паперного, крупного учёного, доктора наук, специалиста по творчеству А.П. Чехова. И он же - блистательный юморист, сотрудник "Литературной газеты". Зиновий помогал мне собирать исторические анекдоты.
- Я полагала, это два разных Паперных!
- Один и тот же. Хочу сказать добрые слова о ныне здравствующем Георгии Гачеве. Он не только литературовед, но и философ, занимающийся глобальными проблемами развития культуры. У него есть замечательная работа о национальных моделях мира. В молодые годы мы ходили с Георгием в лыжные походы по Подмосковью.
Интересный человек - профессор Марк Поляков, рецензент многих работ нашего отдела теории литературы. Сейчас он живет в США. Его сын Александр - талантливый физик, в своё время поступил в МГУ в возрасте 14 лет по рекомендации Ландау. А сейчас, в Принстоне, он заведует кафедрой, где трудятся 12 Нобелевских лауреатов.
Из работы "Литература и литературная теория
XX в. Перспективы нового столетия":"Опираясь на свою финансово-экономическую мощь, США внедряет свою масс-культуру в мировое культурное пространство. Когда это происходит с реально ценными и даже великими произведениями литературы (Фолкнера, Хемингуэя), или кино ("Вестсайдская история", например), то можно только благодарить американскую культуру за это. Однако на каждое такое произведение американского искусства, подаренное человечеству, приходятся тысячи произведений, разрушающих души зрителей и читателей сценами насилия. А экспортируются на экраны мира и на книжные полки магазинов в массовом исполнении не шедевры американской культуры, а её мусор и её "голубое сало", которого у нас и без того хватает, как, впрочем, и в других странах""
- Ваша знаменитая "Сталиниада" опубликована 15 лет назад. Хотелось бы Вам переиздать её?
- Я начал собирать исторические анекдоты ещё в сталинскую эпоху, безусловно, рискуя. Думал тогда: не только мои дети - внуки едва ли смогут это прочитать. Первоначально книга вышла в Польше, а в России была запрещена, хотя перестройка уже началась, и отдельные фрагменты печатались в газетах. Мария Розанова назвала её великой и
предложила выступить на радио "Свобода". Андрей Синявский, кстати, тоже работал в ИМЛИ. Самый полный вариант книги опубликован в Чите, и в 2003 г. именно этот вариант был переиздан. После выхода "Сталиниады" я получил два потока писем - положительных и отрицательных.
"Из книги "Сталиниада":
"Сталин на спектакле во МХАТе. После второго действия Константин Сергеевич Станиславский и другие руководители театра робко вглядываются в лицо вождя, мнутся и молчат. Сталин не помогает им выйти из затруднения. Кто-то всё же решается:
- Как вам, товарищ Сталин, наш спектакль?
- Скучно"
На лицах у всех испуг, и, насладившись им, Сталин добавляет:
- "в антрактах.
Все смеются".
- Расскажите о вашей дружбе с Игорем Ильинским.
- Детство и юность я провёл на Мытной улице, неподалёку от Ордынки, где находится филиал моего любимого Малого театра. Игорь Владимирович изъявил желание познакомиться со мной, прочитав мой киносценарий "Воскресший из живых". "Оттепель" закончилась, сценарий запретили, несмотря на заступничество М
. Ромма (он как раз собирался снимать эту картину), Андрея Тарковского, К. Чуковского, Е. Габриловича, А. Межирова. Ильинский хотел поставить фильм уже после запрета. Конечно, это было невозможно. Но я благодарен судьбе, которая свела меня с великим артистом, российским Чарли Чаплиным, и провёл много незабываемых часов, общаясь с ним. Он показывал мне фотографию тогда ещё не реабилитированного В. Мейерхольда с дарственной надписью.- Союз Литераторов, в котором Вы состоите, уже не первый год участвует в Международных днях поэзии. Нам приходилось читать стихи в Госдуме, в Арбитражном суде. Многие члены Союза - авторы "Русского переплёта": Татьяна Кайсарова, Олег Любимов, Ксения Радионова" Какое напутствие Вы им дадите?
- В Союзе литераторов - много молодых. Хорошая русская пословица - "Береги честь смолоду" относится ко всей жизни человека. Если с юных лет начинать со стихов, преследующих меркантильные интересы, а не для того, чтобы найти своё осмысление мира, даже очень одаренная личность не реализуется. Во-вторых, можно писать хорошие произведения стихийно, но богатейшие достижения отечественной и мировой культуры осваивать совершенно необходимо, не следуя шутливой формуле "Мы не читатели, мы писатели". Любой литератор должен думать о прочитанном.
Обратите внимание: последние 20-25 лет создаются талантливые, интересные произведения, но не великие. Они не появятся до тех пор, пока не будет обозначена важнейшая концептуальная идея (я пишу об этом в своей последней книге "Ванька-Встанька и состояние мира"). Речь идёт вот о чём: во все времена искусство обозначало формулу жизни, смысл бытия данного поколения. В Античности - "Будь героем", в Средневековье - "Подчиняйся Божественному Провидению", в эпоху Возрождения - "Делай, что хочешь!". Делай что хочешь" Казалось бы, лучше не придумаешь! Однако данная идея в конечном счёте привела к кризису, что заметил Шекспир. Все шекспироведы мира задавались вопросом: почему Яго губит Отелло? Причины назывались самые разные: зависть, карьерные соображения, противостояние белого и чёрного цвета кожи; полагали даже, что Яго ревновал к Отелло свою жену, или наоборот - был тайно влюблён в Дездемону. Так много гипотез" А Шекспир сознательно не обозначил причину. Он показал, что формула "Делай, что хочешь", мотивирует к сотворению не только добра, Яго совершил зло без какой-либо корысти, просто так пожелал.
В каждую эпоху рождается центральная идея и, в конце концов, сходит на нет. Помните, Станислав Ежи Лец говорил: "Ну, хорошо, пробьёшь лбом стену тюрьмы, и что ты будешь делать в соседней камере?" Но это ещё ничего - всё же какой-то прогресс. Беда нашей, постсоветской эпохи состоит в том, что вместе с распадом СССР старая парадигма была разрушена и отвергнута, а новая не предложена. Впервые в истории человечества нет новой парадигмы! И шедевров не будет, пока она не появится. Очертания её должны обрести опору в художественной реальности, которую создаст писатель. По моим прогнозам, это будет русский писатель, потому что за его плечами - мощная традиция отечественной литературы последних двух столетий. Неблагополучие мира особо полно представлено в России; именно здесь и сегодня жизнь ставит высшие метафизические социальные проблемы бытия, без решения которых стране и народу не миновать глобальных опасностей и угроз. Ясперс говорил, что суть мира полнее всего открывается в "пограничной ситуации" - на пороге смерти, русский же интеллигент всю жизнь живёт и работает в пограничной ситуации.
Будем ждать и надеяться.
Беседовала Наталья Рожкова
Проголосуйте за это произведение |
В каждую эпоху рождается центральная идея и, в конце концов, сходит на нет. Помните, Станислав Ежи Лец говорил: "Ну, хорошо, пробьёшь лбом стену тюрьмы, и что ты будешь делать в соседней камере?" Но это ещё ничего - всё же какой-то прогресс. Беда нашей, постсоветской эпохи состоит в том, что вместе с распадом СССР старая парадигма была разрушена и отвергнута, а новая не предложена. Впервые в истории человечества нет новой парадигмы! И шедевров не будет, пока она не появится. Очертания её должны обрести опору в художественной реальности, которую создаст писатель. По моим прогнозам, это будет русский писатель, потому что за его плечами - мощная традиция отечественной литературы последних двух столетий. Неблагополучие мира особо полно представлено в России; именно здесь и сегодня жизнь ставит высшие метафизические социальные проблемы бытия, без решения которых стране и народу не миновать глобальных опасностей и угроз. Ясперс говорил, что суть мира полнее всего открывается в "пограничной ситуации" - на пороге смерти, русский же интеллигент всю жизнь живёт и работает в пограничной ситуации. Будем ждать и надеяться." Будем .....
|
|
|
|