ПРЕЗИДЕНТ И "ЭЛИТА"
Послание
Президента РФ В.Путина 26 мая 2004 года к Федеральному собранию
появилось как ответственная попытка консолидировать общество для
преодоления ясно проявившегося в последнее десятилетие
институционального многоуровневого системного кризиса, который в
принципе не может быть разрешен инструментами, имеющимися в наличии у
государства в настоящий момент. Кризисные тенденции в последние месяцы
носят более латентный характер, но системные противоречия вызвавшие их
не уменьшились, и поэтому ситуация, по-видимому, развивается в
направлении жесткого и неуправляемого саморазрешения ("Президент и
"Элита" √ январское исследование).
Мониторинг
ситуации фиксирует продолжающееся нарастание напряженности внутреннего
характера. Именно в этом контексте надо понимать обращение Президента к
проблемам "простого человека", его желание "сконцентрироваться на
задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую
российскую семью". Президент ищет поддержки, пытается идентифицировать
базовую категорию "простого народа", подобно тому, как проводят
проверку личного состава подразделения, которому предстоит вынести
тяжелые будни службы Родине. В этой связи в воздухе повисает понимание
ответственности "суворовского перехода", предстоящего обществу, а также
отсутствия каких-либо лидерских потенций у правящей "элиты", пытающейся
сосредоточить в своих руках контроль, фактически, над всеми ресурсами
страны. Именно поэтому Президент озвучивает вопрос о том, есть ли у нас
"реальное народовластие" и противопоставляет истинное народовластие
современной ситуации "борьбы за статусную ренту".
Обращение
к проблемам жизни простого человека и народа ведет к необходимости
рассчитывать "даже не на год, а на десятилетия вперед". При этом, на
первый план выходят темы образования, жилья, здоровья и преодоления демографического спада. .
То, что именно эти сферы человеческого бытия в наибольшей степени важны
для "простого человека", как правило, находящегося на периферии
процесса формирования и реализации политической воли, становиться
понятно из текста послания Президента России.
РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ "ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КЛИШЕ"?
Со
времен Коммунистической партии Советского Союза, Горбачева и Ельцина,
обещания улучшить образование и обеспечить "каждую семью отдельной
квартирой" воспринимаются как избитые идеологические клише. В отношении
Послания В.В.Путина также возникает вопрос: сводится ли его содержание
к такому же набору "идеологических клише" или оно является попыткой
ответственного разрешения реальных проблем общества, призывом к
истинному образованию России ?
"Элита",
очевидно, довольствуется тем, что есть. Характерно, что выступление
Президента России большинству представителей "аналитического
сообщества" показалось, "скучным и заурядным", а затронутые темы
"неважными". В Послании "с одержательно не было сказано ничего нового".
Многие "аналитики" полагают, что в выступлении Президента РФ важнее то,
о чем он умолчал (например, борьба с олигархами), чем-то, что он
сказал. Владимир Путин обратился к "неважным" проблемам будущего
простых семей, образования, жилья и здоровья, чтобы "заполнить паузу"
или "разыграть популистскую карту". С точки зрения "ведущих
аналитиков", обслуживающих элиту, действительно "важные" проблемы √ это
проблемы их клиентов (например, отношения власти и бизнеса, идея
"социальной ответственности олигархов", "чистки в МВД" и так далее). А
темы "образования, здоровья и жилья для народа" привычно отходят на
второй план. Именно поэтому агентство ROMIR Monitoring, осуществившее
накануне выступления Президента опрос населения по поводу важнейших
задач государства, забыло включить "образование" в опросный лист (http://lenta.ru/russia/2004/05/26/task/).
Мониторинговое
исследование Проектного центра "Докса" подтверждает эти выводы. На
Рисунке 1 отображена реакция на Послание Президента в изданиях,
представляющих "экспертное сообщество" ("Коммерсант", "Эксперт",
"Независимая газета", "Известия", "Время новостей", "Россия", "Новая
газета", "Ведомости", "Русский фокус", "Огонек", "Компании",
"Московские новости"). Из графиков видно, что темы Образования,
Здравоохранения и Обороноспособности вызвали наименьший интерес у
"элитных" изданий. Тема "Жилье" вызвала умеренный отклик.
Рисунок 1. Реакция на послание Президента РФ в изданиях, представляющих "экспертное сообщество".
На
Карте 1 представлена реакция на Послание Президента РФ в различных
регионах страны. Красным цветом обозначены регионы, активно реагирующие
на Послание, желтым √ с умеренной или слабой реакцией, зеленым √
регионы, где местные элиты фактически не откликнулись на выступление
В.В.Путина. Из представленных данных (см. также Рисунок 2) видно, что
реакция местных "элит" на содержание Послания Президента России далеко
неоднозначна.
Карта 1. Реакция на послание Президента РФ в регионах России.
Рисунок 2. Схожесть информационных образов регионов и модельного образа "Послание Президента РФ".
Подобная
реакция "экспертного сообщества", претендующего на интерпретацию
политической линии государства, говорит о существенной, роковой
неадекватности. Сознание "элиты" очевидно, не в состоянии
фокусироваться на проблемах, находящихся в области образования,
создания и поддержания инфраструктуры, устойчиво воспроизводящей и
совершенствующей образ жизни народа.
В
этой ситуации реакция Кемеровского губернатора Амана Тулеева на
Послание Президента РФ оказалась нетипичной для представителей
политического истэблишмента. В интервью "Независимой газете" губернатор
Тулеев назвал выступление Президента Путина "историческим" и подчеркнул
принципиальное значение содержательных тем этого
выступления. Что ж: перевод акцентов государственной политики в период
"первоначального накопления капитала" само по себе явление незаурядное.
ОБРАЗОВАНИЕ
Старые
"идеологические клише" уже не работают. Их необходимо наполнить
реальным содержанием, соответствующим сущности институционального
кризиса. Только в этом случае можно будет говорить о стратегии развития
"не на годы, а на десятилетия вперед". Пока окружение Президента России
неспособно сформулировать это новое содержание, что проявляется и в
выступлениях самого Владимира Путина.
Например,
по причине отсутствия целостной концепции российского образования,
Президент РФ в своем Послании вынужден опираться на привычно
несостоятельное "идеологические" подходы, по сути задающие современное
критическое состояние общества. В практической части В.В.Путин
фактически вновь озвучивает постановку вопроса, неоднократно
воспроизводившуюся в течение последних десятилетий √ "улучшение
образования", "повышение уровня жизни", " каждой семье отдельную
квартиру" √ и воспроизводит те же стереотипные рецепты, не раз
подвергавшиеся критике, в том числе со стороны Российской академии
наук. А вопрос о том, что такое образование и как его улучшить вновь
остается без содержательного ответа. В конце концов, пора уже ответить:
что значит "образ жизни" народа и как он связан с "уровнем" жизни и
другими чисто экономическими категориями.
В
отношении "образования" Послание выдвигает только один критерий его
успешности: конкурентоспособность в условиях глобализации. Причем
"конкурентоспособность" должна быть достигнута исключительно через
"профессионализацию" и "специализацию", то есть совершенствование
навыков трудовой деятельности. Между тем "конкурентоспособность"
экономического уклада являет собой органичный синтез системы
экономических отношений и образа жизни, присущего данному сообществу.
Более того, в отношении образования, как институциональной категории,
применения исключительно только критерия конкурентоспособности явно не
достаточно. Образование является областью, формирующей
институциональные основы жизненного уклада, обеспечивающей
преемственность образа жизни, устойчивость развития общества и
государства. Категория образования имеет целостный, системный характер,
и для ее осмысления нужно сформировать более полную систему
стратегических критериев (причем "конкурентоспособность" будет только
одним из них).
О ЧЕМ УМОЛЧАЛ ПРЕЗИДЕНТ
Подводя
итог, можно сказать, что стратегическая линия, намеченная Президентом в
Послании Федеральному собранию, соответствует важнейшим проблемам
общества. Но решения предлагаемые представителями "экспертного
сообщества" (проект реформы образования, дополнения к жилищному кодексу
и так далее) не могут быть адекватны по определению. И для того чтобы
предотвратить переход ситуации в фазу неуправляемого саморазрешения
кризиса требуется выработка и реализация целостной концепции
социально-образовательной политики Государства, отсутствующей в
настоящий момент. Эта концепция должна соответствовать не столько
интересам "элиты", сколько реальным нуждам народа.
О чем же умолчал Президент России в своем Послании?
Он умолчал о содержательном решении
поставленных проблем, о том решении, которое должен осознать и
сформулировать сам народ. Президент, по-видимому, не захотел (или не
смог) говорить за народ, когда "народ безмолвствует". Теперь народ
должен заговорить сам. Только тогда Президент России сможет действовать
в соответствии с "мнением народным" и в интересах народа. И опять
станет возможным образование Великой Державы.
|