Проголосуйте за это произведение |
Человек в Пути
15 октября 2019
КАК
Я ХОТЕЛ СТАТЬ
АРТИСТОМ
Виктор
Погадаев
Во
время моего ученичества в Сакмарской средней
школе существовал замечательный
драмкружок, которым руководила не менее
замечательная Прасковья Петровна
Пантелеева. У нее, между прочим, было много
талантов. Кроме того, что она
руководила школьным драмкружком, она
участвовала в постановках, с которыми
выступал учительский коллектив, и хорошо
пела. До сих пор слышу ее голос,
исполнявший песню «Пропел гудок заводской».
Но я попробовал себя на сцене еще до
того, как стал полноправным членом
кружка. Свою первую роль я сыграл, кажется,
в седьмом классе. Это была роль без
слов мальчика-манекена в сценке, обличавшей
жизнь на Западе. Лейтмотив: у детей
там нет счастливого детства, они вынуждены
зарабатывать с юных лет. Помню, эту
сценку мы показывали на шефском концерте в
МТС, которая располагалась сразу
после въезда в Сакмару. В том же седьмом
классе для конкурса художественной
самодеятельности мы подготовили отрывок из
инсценировки сказки Джанни Родари «Чиполлино». Кто играл
Чиполлино,
я не помню. Сам я выступал в роли сеньора
Апельсина. На живот мне подвязали
небольшую подушку, а вместо обычных
штанов
у меня были военные брюки галифе
дяди Саши, мужа моей тети Веры
Никулиной. Желтую шапочку из картона с
зеленым листочком я изготовил сам.
С Прасковьей Петровной Пантелеевой
много лет спустя (2008
г.)
А
вот далее уже воспоминания переносят
меня к драмкружку. Я не знаю, по какой
причине, но я удостоился чести быть
приглашенным лично Прасковьей Петровной
для участия в постановке пьесы «Свет
будет гореть» И. В. Луковского
(между прочим, лауреата Сталинской
премии!). Действие пьесы происходило в
царской России в цирке, которым
руководил немец (его я и играл). Артисты
цирка
хотели объявить забастовку, а
директор-немец пытался ее сорвать. Пьесу
мы
ставили в связи с годовщиной Октябрьской
революции, и это было где-то в году
1961. В следующем году Прасковья
Петровна поставила с нами пьесу Сергея
Михалкова «Я хочу домой». К сожалению, я
не помню даже точно, кого я в ней
играл. Кажется, офицера
Советской Армии майора Добрынина,
который, в
частности, произносил вот такой
текст:
Минута бежит за минутой, за днями
недели
текут.
Пять
лет, как в английских приютах советские
дети
живут!
Как
нищих, детей одевают, не досыта дети
едят,
По
капле им в души вливают разведкой
проверенный
яд.
Над
ними чужой и надменный британский
полощется
флаг.
Встречая английских военных, они
говорят: "Гутен таг!"
Они на
коленях в костелах и в кирхах молитвы
поют,
А в
дальних заснеженных селах их русские
матери ждут...
Кроме
драматического, в школе был и
литературный кружок, который возглавляла
учитель русского языка и литературы
Лидия
Михайловна Лисовая. В этом кружке тоже
осуществлялись постановки, но главным
образом по классическим произведениям
русской литературы. Очень хорошо помню
инсценировку по рассказу А.П. Чехова
«Толстый и тонкий», а также отрывки из
пьесы А. С. Пушкина «Борис Годунов»
(сцена в корчме) и пьесы Д.И. Фонвизина
«Недоросль» (сцена урока Митрофанушки).
В рассказе А.П. Чехова я играл
«толстого»,
Ваня Белов – «тонкого», а его жену –
Нина Хоменко, у которой было мало слов,
но
было очень выразительное исполнение. В
«Борисе Годунове», кроме меня,
участвовали мои одноклассники Витя
Перцев и Витя Пастухов из с. Беловки.
С
Лидией Михайловной Лисовой (2012
г.)
Мне
нравилось выступать на сцене и, судя
по отзывам других, кажется, у меня
это получалось неплохо. И я стал
подумывать,
не поступить ли мне в театральный
институт и стать профессиональным
актером.
Тут, кстати, К.Х. Улеева,
работавшая в школьной
библиотеке, обратила мое внимание на
объявление в «Комсомольской правде» о
том,
что Всесоюзный заочный университет
искусств объявляет набор на
режиссерский
факультет, и я, будучи тогда еще
десятиклассником, загорелся желанием
поступить
в него. Маме эта идея не нравилась,
но она не стала меня отговаривать и
даже
дала мне необходимые для оплаты
обучения двадцать рублей.
Милая, добрая мама! Скоро я
получил по почте
учебники и скрупулезно стал выполнять
месячные задания прикрепленного ко
мне
педагога. Им была Татьяна Анатольевна
Языкова.
Обучение составляло год, и в
конце я должен
был самостоятельно осуществить
театральную постановку.
Посоветовавшись
с Прасковьей Петровной,
мы выбрали для этого водевиль-шутку в
стихах Бориса Рабкина
«Космический гость». На этот раз я не
только играл главную роль, но и
выступал
в качестве сорежиссера. Я попытался
на практике применить некоторые новые
подходы, о которых узнал в ходе учебы
в университете искусств (импровизация
во
время репетиций и др.), но они не
вызвали восторга у Прасковьи
Петровны, так
что пришлось от них отказаться. В
спектакле участвовали мои друзья
Гриша
Поляков, Лиля Роот и др. Лиля
играла соседку главного
героя.
Она смешно
ходила по сцене и говорила:
«Он испортил всю
посуду, бельевой прекрасный бак,
зонтик, веер, печку-чудо, мясорубку и
дуршлаг». Представление было
успешным, мы показали пьесу не только
в школе, но
и в районном Доме культуры. Одно у
меня вызывает сожаление до сих пор:
для
украшения сцены мы притащили из школы
в дом культуры растения в горшках, и
хотя
расстояние там было небольшим, все
они из-за мороза (дело было зимой)
погибли.
Положительное заключение о спектакле
подписали директор РДК Е. Д. Ненахов,
заведующая Сакмарской
районной библиотеки Е. Я. Шишкова и
учитель Сакмарской
средней школы Л.М. Лисовая. Я успешно
закончил университет искусств и
получил
соответствующее
свидетельство.
Моё
желание поступать в театральный
институт получило неожиданный импульс
от методиста Областного дома
народного
творчества Тамары Степановны
Соколовой. Дело в том, что я активно
выступал
также в концертах агитбригады
Районного дома культуры: был
конферансье, читал
стихи, танцевал и порой даже пел. В
1963 году мы
участвовали в областном конкурсе
агитбригад, и Тамара Степановна
обратила на меня внимание (я тогда
вел концерт
и читал «Монолог сумасшедшего» А.Н.
Апухтина).
Узнав
о моем желании стать артистом, она
поддержала его и предложила свою
помощь в
подготовке к экзаменам. Позднее я
специально приезжал в Оренбург, и мы
обсуждали с ней, что из требуемых
жанров (рассказ, стихотворение,
басня), нужно
подготовить. Помнится, она
одобрительно отнеслась к моему выбору
прочитать
стихотворение в прозе И.С. Тургенева
«Мы еще повоюем!» Члены жюри, сказала
она,
как правило, люди пожилые, и им
понравится это стихотворение с
оптимистичными
строками в конце: «И пускай надо мной
кружит мой ястреб… - Мы еще повоюем,
черт
возьми!». Тамара Степановна даже
устроила мне встречу с главным
режиссёром
Оренбургского театра юного
зрителя.
Письмо
с вызовом на экзамены в
ГИТИС
Заканчивая
11 класс в 1964 г., я
разослал письма в разные
театральные вузы с просьбой
прислать мне условия
приема. В конечном счёте, мой
выбор пал на Театральный институт
им. А. В.
Луначарского в Москве. Видимо,
потому, что в ответе было четко
указано, что
институт предоставляет общежитие.
Снимать квартиру в Москве мне,
конечно, было
не под силу. Я отправил документы
и стал ждать вызова.
Получил я его 7 июля, а
экзамены начинались уже
на следующий день. Я никак не мог
успеть к такому сроку, однако
надеялся, что
меня всё-таки допустят к экзамену.
Надо было спешить, и в тот же день
я
собрался в дорогу. Но перед тем
как отправиться в Оренбург, зашел
к одной из моих
первых
(и любимых!) учительниц
Анне
Васильевне Зиновьевой (Лигостаевой),
которая снабдила
меня письмом к своему проживавшему
в Москве брату Михаилу Васильевичу
Зиновьеву.
В нем она просила его приютить
меня на время, если понадобится.
Еще как
понадобилось! И я бесконечно
благодарен Анне Васильевне и ее
брату за эту
помощь. Билетов в Оренбурге на
московские поезда не оказалось –
был разгар
летнего отпускного сезона. Поэтому
я доехал до Куйбышева и уже оттуда
добрался
до Москвы.
И Райком комсомола
благословил…
Поезд
прибыл на Казанский вокзал
Москвы рано
утром. Сдав неподъемный
чемодан с
учебниками в камеру хранения, я
встал в очередь на такси, но
таксисты почему-то
не хотели меня везти. То ли
действительно не знали, где
находится Собиновский
переулок (адрес института), то
ли их пугала моя
внешность. Небритый, загорелый,
я был похож, как мне потом
говорили, на цыгана.
Одна сердобольная женщина
помогла мне. «Езжайте на метро
до станции Арбатская,
- посоветовала она, - а там до
- Собиновского
- переулка рукой
подать – дойдете
пешком».
Я
так и сделал. За пятачок доехал
до
Арбатской, а потом,
порасспросив прохожих, оказался
в нужном мне переулке.
Институт еще был закрыт, и во
дворике перед ним было
пустынно. Я один сидел на
скамейке и повторял
подготовленные для экзамена
стихи. Постепенно дворик стал
заполняться абитуриентами. Я
познакомился с каким-то парнем,
и мы вместе
позавтракали пончиками в
киоске, который располагался
неподалеку. Но вот двери
института открылись, и толпа
жаждущих стать артистами,
устремилась внутрь. Я
увидел на стене список
абитуриентов, допущенных к
экзамену в этот день, нашел
свою фамилию и успокоился.
Вот
таким я был в год
поступления в
ГИТИС (Москва, 1964
г.)
Вызывали
на экзамен сразу по три
человека. Вместе со мной
были еще один парень и
девушка. Мне повезло, я
читал
последним и поэтому мог
присмотреться к тому, как
шел экзамен. Члены
экзаменационной комиссии
просили прочитать только два
произведения: прозу и
басню или прозу и
стихотворение. Басню и
стихотворение выслушивали
полностью, а
прозу – лишь частично. И вот
наступил мой черед. Я назвал
свою фамилию,
возраст, место, откуда
прибыл. Сначала прочитал
стихотворение в прозе «Мы
еще
повоюем». Оно небольшое по
объему, и его выслушали
полностью. Затем меня
попросили прочитать
стихотворение.
Обычно все готовят
классику. Я же приготовил
стихотворение
оренбургского
поэта Ю. М. Орябинского
«Пусть не манит запахами
лето…» (стихотворение В.В.
Маяковского «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку»,
которое я собирался
первоначально читать,
«забраковал» режиссер ТЮЗа).
«Орябинский?,
- спросил, приподнявшись,
- один их членов
- экзаменационной комиссии,
- - Кто это
такой?». «Оренбургский
поэт!» - с гордостью ответил
я. В комиссии была женщина,
которая, как мне показалась,
слушала меня с интересом.
После экзамена я
отправился в Центральный дом
народного творчества: Тамара
Степановна написала
своей знакомой письмо, в
котором просила по
возможности помочь мне.
Письмо я
передал, но, к сожалению,
было уже слишком
поздно.
Далее
мне предстояло найти брата
Анны
Васильевны. Забрав из камеры
хранения чемодан, я
отправился в Люблино,
где
проживал ее брат.
Тогда туда надо было ехать
на электричке с Курского
вокзала, а потом еще и на
автобусе (сейчас туда
протянута ветка метро).
Встретили меня тепло,
разрешили жить столько,
сколько понадобится.
Предполагалось, что если я
пройду первый тур, то мне
для прохождения дальнейших
экзаменов дадут место в
общежитии. Увы, надеждам не
суждено было сбыться. На
другой день я не нашел себя
в списке прошедших во второй
тур и забрал свои
документы.
Предстояло
решить, что делать дальше:
возвращаться домой или
попытаться поступать в
другой вуз (тогда экзамены в
творческие вузы были в июле,
а во все остальные - в
августе). Я выбрал второе.
Поразмышляв, решил сходить
на разведку в МГУ им. М.В.
Ломоносова – ведь там
столько факультетов! Побывав
на филологическом и
журналистском факультетах, я
оказался в Институте
восточных языков. И тут
во мне что-то
взорвалось: только сюда!
Экзотика ли далеких
загадочных
стран, аромат самого
слова
«восточный» или доброе
отношение сотрудников
института решили мою судьбу.
Уволю
читателя от дальнейших
подробностей – это тема
отдельного рассказа. Отмечу
лишь, что осваивая
восточные языки, я не
забывал и о былом увлечении.
Занимался в Международном
студенческом театре МГУ и
театре на английском языке
под руководством Альберта
Аксельрода
при Московском городском
доме учителя. Принимал
участие в смотрах
художественной
самодеятельности МГУ (читал
стихи и свои
переводы). А когда
возвращался на каникулы в
Сакмару, продолжал ездить с
агитбригадой РДК, в которой
настоящей звездой тогда,
конечно, была
Любовь Аксименко.
Я
вел концерты, читал стихи,
разыгрывал сценки (в том
числе с Гришей Поляковым).
Журналист
сакмарского
«Ленинца» Анатолий
Васильевич Ленский
опубликовал
в газете «Московский
университет» 27 сентября
1968 г. статью «Спасибо,
Виктор!»
о моей работе летом в
районной газете. В ней
Анатолий Васильевич, между
прочим,
отметил
и мое участие в
агитбригаде:
«Вначале он с агитбригадой
районного Дома культуры
полмесяца мотался по
колхозам и совхозам.
Исполнителю задорных танцев,
находчивому конферансье
доставалась львиная доля
аплодисментов комбайнеров,
шоферов, полеводов. Сакмарский
районный комитет ВЛКСМ
наградил его Почетной
грамотой».
Не
забывал я о сцене и когда
бывал в
заграничных командировках
в Малайзии и Индонезии:
участвовал в постановке
сцен
из различных пьес, в том
числе «Ромео и Джульетты»
В. Шекспира, декламировал
стихи, танцевал в домах
культуры советских
посольств. Стихи, включая
свои
переводы, читаю до сих
пор, участвуя в различных
поэтических фестивалях за
рубежом.
В
роли Ромео по пьесе
Шекспира «Ромео и
Джульета»
на концерте,
посвященном
Международному
женскому
дню (Джакарта, 1980
г.). Ромео почти не
виден…
Русский
танец на концерте в
Доме
культуры Посольства
СССР в
Куала-Лумпуре (1988
г.)
Я
не стал артистом,
выбрал в конце
концов другую
профессию и не
раскаиваюсь в этом.
Тамара Степановна
Соколова,
которую я посетил в
Оренбурге
уже будучи
студентом МГУ,
сказала: «Ну что ж,
может быть это и к
лучшему.
Профессия
актера - это не
только цветы и море
поклонников, это
тяжелый
повседневный труд,
который не каждому
по плечу». Но я
благодарен судьбе
за то, что все это
у меня было.
Участие в
драмкружке, в
художественной
самодеятельности, в
поэтических
фестивалях
наполнили мою жизнь
красотой
художественного
слова,
сделали ее
более полной и
интересной.
Исполняю
песню «Тонкая
рябина» на
русском и
малайском языках
на
Международном
фестивале поэзии
и народной песни
в Пангкоре
(Малайзия, 2012
г.)