Проголосуйте за это произведение |
"Авгиевы конюшни" Наджиба
Разака
Поистине, Наджибу Разаку
самой
судьбой было уготовано стать национальным лидером. Сын второго
премьер-министра
Малайзии Абдула Разака (1922-1976) и племянник третьего премьер-министра
Хуссейна Онна (1922-1990), он окунулся в политику в возрасте 23 лет после
смерти отца. Его путь к посту премьер-министра был долгим. В 1974 он окончил экономический факультет Ноттингемского
университета (Англия), в 1976 был избран членом парламента. В 1982-1986 занимал пост главного министра штата
Паханг.
В последующем был на различных должностях в правительстве, вплоть до
заместителя премьер-министра (январь 2004).
После катастрофических
для
правящего Национального фронта результатов всеобщих выборов 8 марта 2008
судьба
премьер-министра Абдуллы Бадави по сути была предрешена: передача власти его
преемнику была лишь вопросом времени. И хотя восхождение Наджиба проходило в
целом гладко, он принял страну совсем другой. Это Абдулле Бадави было легко,
когда
в 2004 он стал премьер-министром. Экономика страны была тогда на подъёме, а
поддержка электората Национальному фронту позволила добиться впечатляющей
победы на выборах 2004 года. Наджиб же пришёл к власти в условиях самых
низких
экономических показателей со времени
азиатского кризиса 1990-х. А Национальный фронт никогда не был в таком
плачевном положении, потеряв традиционное большинство в две трети голосов в
парламенте и утравив контроль над пятью штатами (хотя позднее в результате
силовых приёмов штат Перак удалось вернуть под контроль правящей коалиции).
Так
что ему, как и известному герою дрефних мифов, предстоит нелёгкая задача по
разгребанию "авгиевых конюшен".
Народный
премьер?
Своё правление Наджиб
начал с эффектного шага, объявив 3 апреля
об
освобождении 12 заключенных, арестованных на основании Закона о внутренней
безопасности (дающего право задерживать до двух лет без суда и следствия), и
о
снятии запрета на издание двух оппозиционных газет. На второй день он провел
встречу с бывшим премьер-министром Махатхиром, по завершении которой было
объявлено о согласии Махатхира вернуться в Объединенную малайскую
национальную
организацию (ОМНО) - одну из ведущих партий Национального фронта. Наджибу
было
важно заручиться поддержкой Махатхира, который, сохраняя влияние в
политических
кругах, сыграл не последнюю роль в
уходе
Абдуллы Бадави и возвышении Наджиба. Демонстрация значимости Махатхира и его
согласие вернуться в ОМНО, по замыслу Наджиба, должны также способствовать
сплочению этой организации и укреплению его собственных позиций. В этот же
день
Наджиб совершил то, что не делал ни один из предшествующих премьеров -
"пошел
в народ". Без предварительного
оповещения он посетил три района столицы: Керинчи (малайский кампунг),
Петалинг-стрит (Чайна-таун) и Брикфилдз (индийский квартал), где на встречах
с
простыми людьми подчеркивал, что он - премьер-министр "всех жителей
Малайзии"
и призвал лидеров других партий Национального фронта последовать его примеру
и
чаще "общаться с народом", чтобы из первых рук знать о его жизни.
Новый "старый"
кабинет
Однако наипервейшей задачей Наджиба было
формирование нового кабинета, состав которого был объявлен через неделю 9
апреля. Кабинет, как и ожидалось, был обновлен, но незначительно. Вместо 32
министров в нем стало 28, и только шесть новых лиц. Вице-президент ОМНО
Мухиддин Ясин стал заместителем премьер-министра и по совместительству
министром образования - пост, который традиционно является трамплином для
всех будуших
премьер-министров. Это связано с тем, что школьные учителя - наиболее
авторитетные личности в сельской местности и способны оказывать значительное
влияние на настроения электората. Одним из первых шагов Мухиддина на посту
министра образования было решение отменить с 2012 года преподавание на
английском языке математики и естествознания в начальной школе и перевести
его
его на малайский язык. Решение о преподавании этих предметов на английском
языке было принято еще в эпоху Махатхира и было чрезвычайно непопулярно
среди
учителей и в целом малайской интеллигенции, усмотревших в этом
посягательство
на статус национального малайского языка.
В новом кабинете стало больше
представителей
Сабаха (министр иностранных дел Анифа
Аман) и Саравака (министр энергетики Питер Чин), что отражает роль этих
штатов
в победе Национального фронта на выборах (24 члена парламента от Сабаха и 31
-
от Саравака). В то же время из состава кабинета были выведены лица, близкие
Абдулле Бадави (Мухаммад Таиб, Азалина Осман, Сеид Хамид Албар). Обращает на
себя внимание тот факт, что лидер молодежной организации ОМНО Кхаири
Джамалуддин (зять Абдуллы Бадави) не получил никакого поста в правительстве,
в
то время как его заместитель Мукхриз Махатхир (сын Махатхира) стал
заместителем
министра международной торговли и промышленности.
Либерализация
экономики
Если при формировании кабинета Наджиб
проявил
известную осторожность, лишь незначительно обновив его и сохранив в целом
"статус-кво",
то в экономической сфере он принял поистине "революционные меры". Будучи
первым премьер-министром -экономистом, он понимает, что без преодоления
экономического кризиза никакие политические маневрирования не спасут
Национальный фронт. Еще будучи заместителем премьер-министра и одновременно
министром финансов, он в ноябре 2008 года объявил о мини-бюджете и пакете
стимулирования экономики в размере 7 млрд. ринггитов. Этого было явно
недостаточно, и поэтому в марте 2009 года был принят пакет в 60 млрд.
ринггитов
- беспрецендентный в истории Малайзии. Четверть пакета предназначается для
удовлетворения насущных потребностей населения, а 75 процентов на цели
средне-и
дальнесрочного развития. Для контроля за расходованием средств был
создан специальный комитет, подчиняющийся
непосредственно премьер-министру, а на сайте министерства финансов - страница, на которой можно проследить,
как
расходуются эти средства. 22 апреля Наджиб объявил об отмене обязательного
резервирования 30 процентов капитала за малайцами для 27 секторов сферы
услуг и
транспорта . 27 апреля принято решение, разрешающее увеличение доли
иностранного капитала в инвестиционных банках с 49 до 70 процентов. И хотя
разрешаемая доля иностранного капитала в коммерческих банках сохраняется
по-прежнему на уровне 30 процентов, пакет отдельного инвестора может быть
увеличен до 20 процентов. В течение 2009 году Государственный банк Банк
Негара
уполномочен выдать лицензии двум иностранным исламским мега-банкам (с
оплаченным капиталом не менее одного миллиарда долларов), в 2010 - двум, а в
2011 - трём коммерческим банкам мирового класса (со стопроцентным
иностранным
капиталом или в партнерстве с местными банками). Таким образом к 2012 году в
стране появятся 7 новых иностранных банков в дополнение к 13 уже
сущестуюшим.
30 июня внесены изменения в регулирования, касающиеся доли бумирутра (сынов
земли) в зарегистрированных на бирже компаниях. Прежде 30 процентов акций компаний,
зарегистрированных на бирже, резервировались за бумипутра, а 25 процентов
свободно продавались на бирже. Новое регулирование отменяет 30-процентное
резервирование за бумипутра, но предусматривает, что им будет предложена
половина
из тех акций, что свободно продаются. Таким образом доля бумипутра падает до
12,5 процентов, но может быть и ниже, если бумипутра откажутся покупать
акции.
Ограничиваются также полномочия Комитета по иностранным инвестициям. Теперь
его
разрешение на сделки иностранцев с недвижимостью требуется только, если эта
недвижимость затрагивает интересы государства или бумипутра и стоимость ее
превышает 20 млн. ринггитов. В будущем предполагается вообще упразднить этот
комитет и заменить его органом при департаменте экономического планирования,
который будет осуществлял мониторинг за участием бумипутра в экономике.
Вместе с тем политика государственной помощи бумипутра
сохранится.
Ее будет осуществлять вновь создаваемый фонд "Экуинас" с первоначальным
капиталом 500 млн. ринггитов, который предполагается довести до 10 млрд.
Фонд
будет помогать развитию предприятий бумипутра в
таких приоритетных отраслях, как образование, туризм, нефрегазовая
промышленность, информационные технологии. Помощь бумипутра, по словам
Наджиба,
с опорой на квоты - это вчерашний день. Правительство хочет,
чтобы бумипутра проявляли стойкость и побеждали в конкуренции с другими.
Отметим, что существование квот для бумипутра вовсе не означало, что
капиталы
действительно принадлежали "сынам земли". Квотирование породило много
злоупотреблений, в том числе т.н "Али Баба бизнес", т.е. создание
предприятий, фактически принадлежащих китайцу (Баба), но зарегистрированных
на
имя представителя коренной народности
(Али).
Либерализация экономики, призванная
преодолеть экономический кризис, по замыслу Наджиба, должна идти параллельно
с
разработкой новой экономической модели, в основе которой должно лежать
развитие
инновационных отраслей, информационных технологий, повышение качества
образования. "Мы будем инвестировать в образование и технологии, усиливать
лидирующие позции Малайзии в развитии информационных технологий,
восстанавливаемых источников энергетики и новых секторов экономики. Мы
перестроим Малайзию заново", - говорил он в интервью газете "Уолл Стрит
Джернел". Наджиб намерен сохранить систему плановости в развитии
экономики,
но следующий 10-й план будет не пятилетним, а двухлетним, что позволит
прининимать более гибкие меры и маневрировать в процессе восстановления
утраченных темпов развития.
"Одна
Малайзия"
Если предыдущий премьер концентрировал
свою
идеологическую деятельность вокруг концепции "цивилизованного ислама"
(ислам хадари), позволявшего ему отчасти гармонизировать отношения между
отдельными национальными общинами, то Наджиб пошёл по этому пути дальше,
провозгласив лозунг "Одна Малайзия". Хотя концепция пока не получила
глубокого
развития, ее цель очевидна: сохранение и укреплениее расовой гармонии,
устранение взаимной подозрительности между национальными группами. Концепция
сразу же была положительно оценена партнерами ОМНО по Национальному фронту.
Президент партии Народного движения (Геракан) То Тсу Кун заявил, что
концепция
созвучна тому, за что партия всегда выступала. Президент Индийского
конгресса
Малайзии Сами Веллу выразил убеждение, что Наджиб действительно станет
"премьер-министром
всех малайзийцев". А представитель Китайской ассоциации Малайзии Ли Вей
Киат
с удовлетворением заметил, что концепция признаёт вклад всех национальных
общин
в развитие страны. Он напомнил статьи 8(1) и 8(2) Федеральной Конституции, в
соответствии с которыми "все граждане равны перед законом и вправе в
равной
степени быть защищёнными им" и что "не должно быть никакой дискриминации
на
почве религии, этнической принадлежности, происхождения, места рождения или
пола". Сам Наджиб, развивая концепцию на встрече с представителями ОМНО в
Черасе, высказался даже за то, что
"ОМНО
не должа быть исключительно малайской партией". По его словам, приняв
концепцию "Одна Малайзия", ОМНО должна отстаивать интересы не только
малайцев, но всех малайзийцев. В июне 2009, посетив праздник кадазанов
"Гавай
кеньяланг" на Сараваке, премьер-министр отметил, что концепция "Одна
Малайзия" - это не просто расовая гармония и толерантность, но и национальная интеграция полуостровной
Малайзии с Сараваком и Сабахом: "Одна Малайзия" - это единые помыслы,
единый народ и единая нация".
Наблюдатели отмечают схожесть концепции
"Одна
Малайзия" с концепцией "Малайзийская Малайзия", которую уже давно
пропагандирует оппозиционная Партия демократического действия, понимая ее
как "Малайзия
для всех". Сам Наджиб, однако, это отрицает. Оно и понятно: ведь его
концепция не предусматривает пересмотра положений Конституции об особых
правах
малайцев и других коренных национальностей. Тем не менее премьер-министр
подчеркивает, что "малайцы должны рассматривать концепцию как вызов и
должны
быть готовы конкурировать, чтобы преуспеть и не остаться за бортом
современного
развития". Собственно, меры по некоторой либералицации экономики, особенно
касающиеся отмены квоты для бумипутра, совсем в духе новой концепции. К ним
же
относится и решение предоставлять с 2010 года стипедии по линии департамента
государственной службы исключительно на основе знаний и способностей, а не
по
национальному признаку, как это было раньше.
Национальный
фронт versus
Народный союз
Задача нейтрализации деятельности
оппозиции стала как никогда актуальной именно в
период
правления Наджиба. Ведь оппозиция в лице Народного союза (Исламская партия,
Партия демократического действия, Народная партия справедливости) получила
82
из 222 мест в парламенте и вырвала из под влияния правящего блока пять
штатов
(Селангор, Перак, Пинанг, Кедах, Келантан). Действуя решительно, порой даже
грубо, Наджибу удалось вернуть контроль над штатом Перак, искусственно
спровоцировав кризис в законодательном собрании штата и использовав
расположение к себе султана Перака, который сразу поддержал кандидатуру
нового
главного министра штата от правящей коалиции. Спикер законодательного
собрания
от оппозиции был насильно выведен из зала заседания. Группы оппозиционеров,
протестовавшие против развития событий в Пераке, были разогнаны полицией.
Многие арестованы, включая пятерых адвокатов, которые выступили в их защиту.
Акции оппозиции, особенно связанные с требованием отменить Закон о
внутренней
безопасности, продолжают беспощадно подавляться службами безопасности. 1
августа
2009 года, например, Куала-Лумпур был практически парализован, поскольку
полиция оцепила весь центр и применила слезоточивый газ и водяные пушки для
разгона демонстрации, шедшей к дворцу Верховного правителя, чтобы вручить
петицию с требованием отмены закона. Было задержано 589 человек, включая
одного
члена парламента.
Правящий блок пытается также вбить клин в
отношения между партиями, составляющими Народный союз. В июне неожиданно была брошена идея о
возможности формирования правительства согласия с включением в него
представителей Исламской партии
(ПАС). В
пользу такого правительства высказался даже президент ПАС Хади Аванг.
Народный
союз оказался на грани раскола, и только вмешательство духовного лидера ПАС
главного министра штата Келантан Ника Азиза Ника Мата предотвратило кризис.
Наконец,
в запасе у правительства есть еще один маневр по дискредитации оппозиции:
отложенный процесс над лидером оппозиции Анваром Ибрагимом, обвиненном (уже
второй раз) в содомии.
Применяются меры и по привлечению
избирателей
на свою сторону. В июле 2009 был объявлен пакет из 11 мер, направленных на
улучшение жизни простого населения: с сентября мелкие торговцы получают 50%
скидку при обновлении лицензии, беднейшие слои населения смогут купить 44
тыс.
государственных квартир по дешевой цене, в течение трех месяцев будет
предоставлено 3 тыс. новых лицензий на занятие таксистским бизнесом, плата
за
обучение на водительских курсах уменьшается с 700 до 211ринггитов и т.п.
В целом,однако, тенденция противостояния
правящего и оппозиционного блоков пока не в пользу Наджиба. Электорат
продолжает поддерживать оппозицию. Из семи промежуточных выборов,
состоявшихся
после марта 2008, правящий Национальный фронт победил только в одних.
Тем не менее, по оценке местных
обозревателей, политика Наджиба в долгосрочном плане имеет шансы на успех.
Экономические реформы и другие меры укрепляют позиции Национального фронта.
Правда,
фигурально говоря, своими первыми актами он выиграл пока лишь одну битву за
сердца избирателей, но выиграет ли он всю войну? Ответ станет ясен лишь
после
следующих всеобщих выборов, которые должны состояться в 2013
году.
Куала-Лумпур
|