TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Сомнения и споры12 июня 2010

Виктор Погадаев

 

 

 

Назад к Конфуцию!

 

В последнее время наблюдается повышение интереса к конфуцианству. Специалисты считают, что после антиимпериалистического "Движения 4 мая" 1919 г. в Китае это учение явно недооценивалось, а высказывания его основоположника подавались в искаженном виде или интерпретировались неверно. А ведь он создал свою систему на основе глубокого изучения истории, извлек из нее все лучшее и сформулировал важнейшие постулаты, не утратившие своего значения и в наши дни. Конфуций, например, выступал за то, чтобы служащие назначались на должности не благодаря высоким родственным связям, а исключительно в силу своей компетентности. Он возлагал большие надежды на образование, считал, что оно способно устранить классовые различия. Но почему все-таки вновь такой большой интерес к Конфуцию, человеку, жившему более 2500 лет назад?

Может быть, это покажется и парадоксальным, но именно он и его учение, как считают специалисты, стоят за феноменальным экономическим ростом "новых азиатских драконов" - Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура. Эти страны входят в так называемую культурную сферу конфуцианства, где конфуцианские ценности глубоко проникли в политическую, социальную и экономическую жизнь. И если посмотреть внимательно, то действительно в них можно обнаружить много такого, что способствует экономическому прогрессу.

Одна из важнейших концепций конфуцианства трактует человека как наиболее ценный компонент общества вне зависимости от его социального статуса. Такая концепция дает много для утверждения индивидуумом чувства самоуважения, что весьма благотворно для любого института во все времена. Возьмите, к примеру, Детройскую автомобильную компанию, которая, как говорится, дышала на ладан. Перейдя в конце прошлого века под управление японцев, она не только стала приносить прибыль, но и значительно улучшила положение своих рабочих. На вопрос, с чем это связано, рабочие отвечали "Они, японцы, обращаются с нами, как с людьми".

В конфуцианской традиции упор делается на понятие "жень" (буквально "человек"): доброжелательность, чистосердечие, братство. Реализация этих качеств порождает гармонию, солидарность, чувство причастности к делам компании и таким образом усиливает чувство преданности компании у всех, кто к ней принадлежит.

Компания - это по существу большая семья. Ее менеджер или руководитель как глава "семьи" должен заботиться о своих "детях-сотрудниках". А тех в соответствии с конфуцианской традиции в свою очередь учат уважать верховенство "главы семьи". Таким образом в компании рожается esprit de corps (корпоративный дух), и ее продуктивность растет. Рабочие в такой компании занимаются делом, а не выяснением отношений, ибо принадлежат к одной большой "семье". Они сплачиваются в тяжелые для компании времена и вместе пожинают плоды в период ее расцвета.

Конфуций говорил: "Завоюй сердце человека, и ты завоюешь мир". В качестве примера сошлемся на Лю Бана, основателя ханьской династии (206 год до н.э. - 220 год н. э.), который доверил решение внутренних проблем государства блестящему администратору Сяо Хэ, разработку военной стратегии выдающемуся стратегу Джан Ляну, а реализацию этой стратегии - полководцу Хань Синю, который не проиграл ни одного сражения. Лю Бан таким образом контролировал только трех человек, но через них управлял всей империей. Мораль: если ты, став во главе компании, все будешь делать сам, то рискуешь оказаться на гране нервного срыва. Подходящий человек в подходящем месте и в подходящее время - сердцевина конфуцианской традиции - сегодня наука и искусство менеджмента. Если людьми правильно управлять, они сделают все от них зависящее, чтобы росла производительность, и фирма процветала.

Имеются и другие конфуцианские ценности, благоприятствующие промышленному и экономическому развитию: чувство долга, бережливость, прилежание,. дисциплина. Конфуцианская группа стран имеет самый высокий уровень сбережений в мире. Эти сбережения дают капитал для инвестиций, а инвестиции - основа экономического развития. Важна также конфуцианская концепция прибыли (доходов). Конфуций говорил: "В поисках прибыли думай о праведности", иными словами, делай деньги достойным путем. Возможно, многим расчетливым бизнесменам такой совет покажется несколько наивным. Кто делает деньги на путях праведности? "Уничтожай соперника!" - вот лозунг. Однако в жизни часто деньги, нажитые легким путем, так же легко исчезают.

Еще одна ценность конфуцианства - образование. Упор на него - общая черта всех "азиатских драконов". Образование повышает качественный уровень населения, а это важный фактор экономического развития любой нации.

Итак, ренессанс конфуцианства налицо, и влияние его, как считают специалисты, скажется на положении всего мира в XXI веке. Не случайно, 75 нобелевских лауреатов на одной из своих встреч заявили, что если человечество хочет выжить в XXI веке, оно должно вернуться на 2500 лет назад, чтобы воспользоваться мудростью Конфуция. А мудрость эта в том, чтобы воспитать гуманного и высоконравственного человека, который бы жил в справедливом обществе, обладал духовным и материальным достоинством, поддерживал дух братства между всеми людьми.

.

 


Русский переплет


Rambler's Top100