Проголосуйте за это произведение |
Посвящается шестидесятой годовщине Победы
ПЯТЬ ПЕСЕН О ВОЙНЕ
Не существует дела более
правого
и более важного
для всех,
чем защита родины
и
охрана ее величия.
Монтень.
В пору молодого человечества и древних богов с ладони Юпитера взлетела Виктория - богиня Победы. Озорные языческие небожители, научившие людей бороться за женщину, в прекрасном ее облике воплотили награду за одоление в борьбе: в науках ли, в искусстве или на войне - самом главном споре, в котором ставка - жизнь; жизнь воина, народа, страны. Страны... Вспоминаются строки
"Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
Идет война народная.
Священная война ......."
Война... Кто-то, как римляне. называвшие войну красивой, считает ее единственным достойным мужчины занятием. Кто-то требует исключить войну из жизни человечества. А возможно ли это? Сегодня в зависимости от того или иного ответа на этот вопрос мы можем посчитать военную службу благородной или безнравственной.
Пацифисты, правозащитники и даже священники, ратующие за укрепление Вооруженных Сил, призывают к отказу от войны. Но можно ли повысить престиж церкви. отрицая... Бога?
Поднявшись над "братьями меньшими" и создав цивилизацию, человечество научилось изменять природу, но не ее законы: борьба за существование не прекратилась; но с тех пор единственным достойным человека соперником на тропе эволюция мог быть человек же. Значит, война не досадное проявление чьей-то злой воли, а неумолимый конкурс народов, в котором каждый из них стремится повысить или сохранить уровень своей ниши в иерархии международного сообщества.
Сама жизнь и плеяда мыслителей от античных времен до наших дней свидетельствуют о неизбежности войн. А неубедительные возражения оппонентов в течение всей истории человечества заглушаются грохотом сражений. Сражений... Помните сражение под Москвой, развеявшее миф е непобедимости врага? Нет,
"Врагу никогда не добиться, Чтоб склонилась твоя голова, Дорогая моя столица Золотая моя Москва!"
Сознавая, что войны неизбежны, и человечество, неудержимо стремясь к совершенству, должно платить за великую радость его обретения великим горем потерь, легче выбрать жизненную позицию; понять, что временами лучшая позиция . это окоп. Окоп... Помните окопы Сталинграда, повернувшие вспять .колесо Фортуны.? И обернувшись гусеницами, оно двинулось на запад, изрыгая огонь возмездия...
2
"Огонь из тысяч батарей, За слезы наших матерей. За нашу родину, огонь, Огонь!"
Да, иногда лучшая жизненная позиция это окоп; даже когда в нем голодно, ибо .Не хлебом единым. > даже когда в нем холодно, ибо сказано .Продай одежду и купи меч.. Он и для защиты и для нападения. Но если в обороне можно защитить честь, то только в атаке добывается слава основа национальной гордости Я Не случайно Аристотель предоставил с первое место среди внешних благ, а ГIлутарх назвал честолюбие страстью, господствующей над всеми чувствами. Но природа не одаряет страстями бесцельно.
По сути, желание славы это духовное проявление инстинкта самосохранения. 1 "как бы умножает свое существо, запечатлев его в памяти других" (Монтескье). Чем больше людей поймет твой язык, тем больше шансов избежать забвения. Значит, путь к бессмертию человека лежит через величие его народа.
Язык и величие утверждаются пером и мечом. А "кто более матери- истории ценен": Аристотель или Македонский, Цезарь или Цицерон? Аристотель! Но ведь благодаря Македонскому Западная цивилизация оперлась на греческую философию, а не прислушалась к тому - "что сказал Заратуштра." А Европа предпочла греческому языку латынь, внедренную мечом Цезаря, а не красноречием Цицерона. Так не воинская ли слава путь к бессмертию - вечной мечте человечества? Иначе почему имя Наполеона громче пастеровского, хотя Пастер спас больше жизней, чем Наполеон их погубил ради величия Франции?
Но нет величия без славы, и нет славы без побед. О, Победа, не синоним ли ты счастья! Счастлив и жаждущий, припавший к прохладному ручью, счастливы и влюбленные, обнявшиеся после долгой разлуки, и ученые в момент открытия. Я Но есть счастье, не ограниченное бытием одного человека, пары или корпорации... Это - высшая радость, обретенная высшей формой человеческой общности - нацией победившей сильного врага в справедливой войне.
Ах, эта радость, попирающая .горе побежденному, но отягощенная болью собственных утрат! Да, "Жизнь без победы не нужна" - сказал русский философ, но "кому суждена без борьбы сладкая участь победителя?" - спросил римский поэт
Прошло 60 лет. Стираются имена на братских могилах. На разных языках говорили спящие в них братья по оружию; но мы вспоминаем их на одном языке - языке пламени вечного огня. Колеблемый уличным ветром он . символ верности Родине, не склонившейся перед ветром истории; символ связи поколений, тянущейся из прошлого по цепи тысяч неизвестных солдат, отдавших свои имена, но сохранивших имя народа, построившего Третий Рим.
И в самом деле, он похож на Первый, где пренебрегали благосостоянием ради величия государства, где гордились тем, что могут "народами править державно, милость покорным являть и смирять войною надменных" (Гораций).
Римляне, вступая в войну, развязанную между собой соседними народами, становились на сторону слабейшего газ них, чтобы исключить опасное усиление и без того сильного соседа... Следуя этому принципу, к двадцатому веку мир разделился на две части, ведомые сверхдержавами, вышедшими в финал исторического соревнования народов Земли: славяне и
з
англосаксы, оттолкнувшись от тесной Европы, встретились на противоположной стороне планеты у побережья Тихого океана.
Насторожилась Виктория; но война, не желая расколоть Землю термоядерным мечом, рассыпалась на множество мелких сражений, не достойных крылатой богини. Остался в прошлом ее звездный час; когда она увенчала победителей в последней на Земле великой войне; в поверженном Берлине, охваченном огнем и сталью... И вспомнилось:
"Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Идут танкисты в яростный поход..."
Тогда, взвившись в озаренное восторгом небо, Виктория покинула Землю. Вернется ли она? Когда? Быть может, тогда, когда люди, освоив Космос и добившись независимости от Земли, объявят ей войну? Ведь едут же к нам потомки бывших европейцев на американских авианосцах учить уму и разуму Старый Свет.
А до тех пор Виктория спускаться будет к нам лишь в День Победы. И верится, что в час урочный она, сменивши крылья на знамена, пройдет по Красной площади незримо. И войско, ее присутствие ощущая, "вскипит и содрогнется, как ратник молодой при звуках бранного певца". И пройдет перед Кремлем могучим ровным шагом, искры из брусчатки высекая, бряцанием оружия лаская слух. Она придет на День Победы. Ах,
"Этот день Победы порохом пропах,
Этот праздник с сединою на висках",
но не стареющий; потому что умирают солдаты, уходят поколения, но остается молодой Победа. Потому что боги не стареют...
Вдруг замолкни оркестры; почему? Потому что Временами лучшей музыкой для нации бывает барабанный бой, зовущий в атаку. (Беранже), и канонада, возносящая победный стяг над вражеской столицей, и салют, швыряющий штандарты побежденных к ногам своей столицы...
Не смолкают отзвуки великих войн, и не имеют сроков давности Победы. Вечная слава победителям!
Проголосуйте за это произведение |
Не думаю, что слово или понятие ╚война╩ рождает в сознании людей позитивный образ. Мы чтим своих воинов, павших в боях и охраняющих рубежи родины именно потому, что благодаря им мы возвратили и сохраняем мир. Если бы было наоборот, то Германия должна была бы гордиться Гитлером и своими солдатами, за участие их в продолжении эволюции человеческого рода посредством уничтожения миллионов жизней собственных граждан и граждан других стран. Это извращенная логика, которая основана на ложных представлениях об эволюции человеческой цивилизации как о продолжении эволюции биологической. Человек - это с одной стороны, такой вид, который не имеет конкурентов в своей нише, а такие виды в природе вполне могут стать реликтовыми, то есть могут сохраняться в своем качестве неопределенно долгое время, то есть пока существуют необходимые условия для их жизнедеятельности. С другой стороны, все люди - единый вид, хотя и занявший огромную территорию, части которой разделены между собой естественными границами. Главное же отличие данного вида, заключается в том, что это единственный на земле вид обладающий полноценной познавательной функцией, и изменяющий среду обитания, приспосабливая ее для успешного выживания в таких масштабах . В этом кардинальное отличие человека от животных. Если биологическая эволюция есть естественный процесс выживания более приспособленных видов за счет отбора, то для человека главным фактором развития и выживания является процесс собственного воспроизводства и создания искусственной среды обитания, то есть орудий и механизмов, позволяющих ему выживать и опережать изменения, которые происходят в окружающем мире и с ним самим. Другое дело, что еще чисто биологические инстинкты не подконтрольные общественному механизму самоуправления и определяют логику развития таких примитивных сообществ как современные государства. Но познание рано или поздно приведет к формированию инструмента общественной организации в форме государственной машины управления, к формированию механизма защищающего общество от самоуничтожения посредством конфликтов между его членами. То есть и само общество может быть преобразовано в такой инструмент ,который своей особой организацией защитит человечество и от этой проблемы. Например, уже давно существует такой инструмент как семья, как трудовой коллектив, как государство, как союз государств (даже бандюгаи объединяются в бригады и в группировки). Другое дело, что формирование единого глобального инструмента, процесс исторический и его искусственное сдерживание или форсирование, а так же игнорирование потребности в его формировании и не знание последствий такого взгляда на эволюцию человека, какой излагает автор статьи все эти причины и в целом и по отдельности могут привести и приводят к войнам. Но как факт можно отметить, что нет войн внутри одного государства, пока оно работает как единый инструмент. Поэтому есть и конфликты в семьях, есть конфликты и между людьми, кончающиеся мордобоем в лучшем случае. Но на общем фоне такие частные конфликты хорошо поддаются локализации и устраняются весьма эффективно (суд, тюрьма, штрафы и пр.). Войны это болезни роста и становления единого инструмента самоуправления.
|
|
|