Проголосуйте за это произведение |
═Анатомический театр Владимира Гусинского открыл сезон
═
═
Во дни горбачевской "Перестройки", когда полчища либеральных публицистов, экономистов и литературных критиков принялись ворошить (именно ворошить, а не исследовать!) советское прошлое, беря пример, судя по всему, с главной героини фильма Тенгиза Абуладзе "Покаяние", консервативно и почвенно ориентированные оппоненты пытались им возражать: не нужно, мол, тревожить кости покойников! Однако тогда о костях говорилось не буквально, а метафорически, в переносном значении. Никто никаких костей тогда еще не собирался трогать. Но времена изменились, и метафоры начали приобретать самые что ни на есть натуралистические очертания...┘
Главным событием первой теленедели сентября несомненно стал документальный фильм "Мавзолей" (серия "Новейшая история"), снятый съемочной группой НТВ. О масштабности проекта свидетельствовало и самое "смотрибельное", как бы сказал Березовский, время - воскресный вечер, и многодневная реклама, и упоминание о том, что это будет только "премъера", т.е. одним просмотром зрители от этого шедевра не отделаются.
Сам фильм, снятый по идее Евгения Киселева (не зря, ей-Богу, не зря в свое время он получил прозвище "Швондера с НТВ"!) режиссером Верой Сторожевой и ведущим Павлом Лобковым, на самом деле только продолжает бесконечный телесериал "прямого действия", которое НТВ снимает вот уже много лет.
В этом сериале - и репортажи из дудаевского штаба, снятые Еленой Масюк, и "Намедни 1961-1991" Леонида Парфенова, и целый блок материалов о "царских останках", и с завидной регулярностью раскручиваемая тема о воссоздании монархии в России и воцарении "здравствующего наследника" Георгия Владимировича (других претендентов НТВ не жалует), и "Куклы", и прочие шендеровичи - теперь вот и до Мавзолея руки дошли. Все эти работы объединены как единым художественным замыслом Владимира Гусинского, так и общим духовным настроем авторов-труположцев и гробокопателей: воистину, на НТВ работают единомышленники!
Интересна в этом отношении личность самого "Карабаса-Барабаса" "Независимого телевидения".
Видный персонаж постсоветской истории, собравший свой первоначальный капитал на торговле джинсами, в свое время получил, как это ни может показаться странным, театральное образование - он закончил режиссерский факультет ГИТИСа. Однако заниматься театральной режиссурой Владимир Гусинский побрезговал: театр - это камерность, ограниченность пространства и времени - масштаб не тот. Телевидение, ставшее в последние десятилетия параллельной реальностью, часто заменяющей подлинную жизнь, куда как интереснее, куда как больше соответствует амбициям и формату мышления Гусинского. Телевидение для него - это не только удачный бизнес, не только участие в политической борьбе (в частности, российские газеты не так давно писали о том, что телеспутники канала НТВ+, запущенные с американского аэродрома "Канаверал" и изготовленные в США, можно использовать для технического шпионажа на территории России), не только удовлетворение амбиций нувориша, но и экзистенциальный восторг утонченной натуры. И, судя по всему, не для него одного.
Итак, на протяжении почти целого часа на экране рядом с документальными кадрами и воспоминаниями анатомов, работавших в разное время с "объектом", бесконечный ряд ванн, наполненных бальзамирующими растворами, носилки, усыпальницы, "двойники" Ленина - тела, которые используют для продолжения анатомических опытов. Какого-то несчастного два угрюмых сотрудника опускают в раствор - зрелище вполне в духе Хичкока - не для слабонервных, не на ночь. И посреди всего этого - Павел Лобков, самим своим видом и речеведением вносящий ощущение то ли иронии, то ли откровенного издевательства.
Далее следует детальный обзор всех постленинских случаев бальзамирования: Георгий Димитров (вот вам его мозг в банке и разрушенный несколько недель назад Мавзолей), Сталин (оказывается он лежит в герметично закрытой могиле, так что "тело" должно сохраняться до сих пор; мораль такова: Он еще может встать), Клемент Готвальд, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, отстрелянные "новые русские"┘
Дело не в наглости ведущих (странно, впрочем, было бы ждать от Евгения Киселева или Павла Лобкова трепетного отношения к собеседнику или предмету разговора), а в опошлении: так о величайшем из таинств - таинстве смерти - говорится с кривой иронической улыбкой. Всё (или почти всё), за что берутся журналисты НТВ, поддается не просто анализу или разбору, но бесстыдному и циничному смакованию - именно такой вид журнализма и называют "второй древнейшей профессией". Грибковые пятна на Ильиче, высыхание, западение глаз, открытие щелей┘
Полное упущение авторов фильма (или просто непонимание ими соответствующей проблематики) - это отсутствие темы о метафизических корнях ленинской танатологии. Так изначально Мавзолей мыслился отнюдь не для растянутого во времени прощания трудящихся с Лениным.
Большевистская революция, как и любая другая, в 1910-1920-е годы рассматривалась не просто как политический переворот, но как попытка переделки Вселенной, как полное и окончательное мистическое преображение бытия, как "осветление" жизни (вот откуда, кстати, взялось словосочетание "светлое будущее"). Ленину в этой космогонии отводилась роль того "зерна", из которого, как в древних архаических культах, должно было произрасти не просто новое и справедливое общество - должен произрасти Новый Порядок Мироустройства. Тело Ленина в полном соответствии с идеями великого русского философа-космиста Николая Николаевича Федорова как бы уже стояло на пороге вечной жизни, на пороге "воскрешения отцов". Не говоря уже о том, что в структурном отношении культ Мавзолея соотносится с христианским культом почитания святых мощей.
Однако главная задача авторов фильма - это вовсе не "развенчание коммунистического мифа" - с этим уже справилось предыдущее поколение российских "редакторов мозгов". Этот фильм - пушечный выстрел в "войне символов", которая ведется в последнее десятилетие в России. Ни что так не пугает демократических гробокопателей, как знаки советского прошлого - красные и золотые звезды (американские голубые и серебряные им куда как милее!), гимн и флаг СССР, имена советских героев, Мавзолей.
Несомненно, Ленина можно захоронить по христианскому обычаю (хотя глубина нахождения его останков ниже уровня земля дает право утверждать, что он уже захоронен - похожим образом упокоен и русский хирург Николай Пирогов в Святониколаевской церкви в Виннице). Однако главный вопрос - а кто этим будет заниматься? Неужели ельцинский режим или извращенцы с НТВ?
┘Как бы ни относиться к Мавзолею Ленина, но в любой день, когда он открыт, к нему стоит огромная очередь: кто с почтением и любовью, кто с проклятиями.
Интересно, а способны ли в будущем кого-нибудь кроме специалистов по психопатологиям головного мозга заинтересовать заспиртованные туши Павла Лобкова, Евгения Киселева и Владимира Гусинского?
═
═
Проголосуйте за это произведение |
|