Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и Споры
31 августа 2021 года
Есть известное письмо Белинского к Герцену в
котором Белинский, восхищаясь Герценом и преклоняясь перед ним как перед
необычайно яркой личностью, писал что у тебя Герцен весь твой художественный
дар как бы «ушел в ум» в отличие от Пушкина и Гоголя, которые были гениальны
как писатели-творцы, но как люди - вовсе и не умны и даже заурядны.
В советские времена это мнение могло
бы
стать и хрестоматийным.
Как же ведь Герцен в те в те времена
-
величайший русский демократ, «социалист до социализма».
Все же обязаны были знать тогда и
помнить фразу Ленина о том что «декабристы разбудили Герцена». И так
далее…
Но останавливала вторая часть
любопытного
высказывания Белинского - о том что
Пушкин и Гоголь были гениально талантливы, но вполне заурядны как
люди…
Это совершенно не вписывалось в
тогдашние
официальные представления о «светлом гении» который все знает, все видит и
предвидит и все умеет гениально отобразить в своих
творениях…
Вот как такое могло быть - не
особенно
умный Пушкин, пошловатый и полных обывательских предрассудков
Гоголь…
Разве такое
возможно?
А ведь все это так и было на самом
деле!
Те же многочисленные сохранившиеся
письма
Пушкина очень часто обывательски заурядны да и пошловаты - переспал мол он с
Анной Керн, денег бы ему где-нибудь раздобыть… И все в таком
духе.
Из Пушкина давным
давно сделали «чудотворную» икону для поклонения. Но человек-то он был - очень
обыкновенный. Слишком обыкновенный
для
гения.
С Гоголем еще хуже.
Его интеллектуальная заурядность
доходила до того что написал же он пошлую и глупую верноподданическую
книгу «Выбранные места из переписки в друзьями»… Как бы там появление этой книги не
оправдывали
«болезнью Гоголя» и так далее..
«Болезнь Гоголя» - та самая
заурядность и пошлость о которой умел он как творец гениально
писать.
Все время норовил «великий Гоголь» быть своим в придворном
так
называемом «высшем свете».
И это страсть к «высшему свету» -
как
и все у Гоголя - доходила до мании.
Хотя ведь по сути личности
своей Гоголь - провинциальный украинский помещик
и обыватель,
интеллектуально ограниченный и довольно жалкий.
Хотя и очень амбициозный. Этого последнего
-
не
отнимешь.
Так в чем тогда природа
гениальности? В чем в таком случае
гениальность заключается и где она таится?
Ответ один - гениальность (в
литературе и искусстве по крайней мере) органически связана с безбрежным
морем
бессознательного в человеке и таится
в
глубинах этого бессознательного в которые художник-творец погружается спонтанно и стихийно в минуты вдохновения
и
творчества.
Могут сказать что это - только
красивые слова. Слова, слова, слова как говаривал Гамлет Принц Датский…
Что мол это такое - глубины
бессознательного? В чем они могут проявиться, как могут они влиять на
творческие прозрения?
Но ведь ни одно
стихотворение
не напишет настоящий поэт если он знает заранее его конец, его финал и его
заключительные строки.
Стихотворение как будто ведет
поэта куда-то - ведет в неведомое… И сам поэт не знает какой и о чем будет следующая строка этого стихотворения … Если
он
настоящий поэт.
Человек с виду обыденный и
вполне
заурядный по уму может быть прозорливцем в сфере бессознательного - она
может
быть открыта именно ему и именно он и станет гениальным творцом, в отличие
от
многих других, тех кто казалось бы
его
«намного умнее».
Но они умны - простым
аналитическим
умом, искусно препарирующим и интерпретирующим достоверные события и
реальные
факты.
А он, этот
гениальный
творец, видит в безбрежном море бессознательного то, что им, этим «умникам»
и
рационалистам не увидеть никогда…
Так что же это такое
тогда
- бессознательное и «море
бессознательного», неподвластного трезвому бесстрастному анализу и
уму?
Рационалисту для
которого ум в жизни и познании -
незаменим совершенно - дело тут только в интуиции… В так называемой
художественной
интуиции как обычно говорят.
Вот мол
художник-творец
все интуитивно и постигает, все «тайны мира»… Не умом своим - а
интуитивно.
Но как же это - интуитивно?
Интуиция - сфера
чувства, а не разума. И как можно чувствовать истину
например...
Она ведь «не пахнет», цвета и запаха не
имеет…
И тут уже перед нами
«вопрос
вопросов» - признаем мы наличие непознанное и мистического в мире или
нет?
Современные
мистики
утверждают что все знания, вся информация о мире и человеке содержатся в
неких
«информационно-энергетических полях» вокруг нашей планеты… Только черпай
оттуда
«ложками» знания и откровения…
Это наивное
убеждение выглядит комично.
Однако вместе с тем действительно многие
знания передаются человеку бессознательно. На таком-то доинтеллектуальном
уровне…
Как же это
происходит?
По своему собственному опыту
могу
сказать определенно - чтобы написать стоящее стихотворение например нужно
собственного говоря только одно - ни о чем не думать и в то же время
находиться
в несколько приподнятом «волшебном» состоянии в котором кажется что «все
возможно».
Тогда (в области мысли и
творчества по крайней мере) рождается ощущение «парения» и полета и творятся
действительно чудеса…
И причем эти «чудеса»
(кавычки
тут далеко не случайны) имеют непосредственное отношения зачастую и к
реальному
миру - они материализуются очень скоро, СТАНОВЯТСЯ ЯВЬЮ ТВОЕГО
СУЩЕСТВОВАНИЯ,
САМОЙ РЕАЛЬНОЙ И САМОЙ ДОСТОВЕРНОЙ.
Мы
очень многого не знаем о том мире где
мы
живем и о самих себе. Несмотря на все наши вполне достоверные научные
познания.
Вероятно действительно есть в
мире
вокруг нас какие-то информационные поля и энергии «прикасаясь» к которым, мы черпаем знания, силу и
могущество.
Это не сказки. И не досужие
домыслы.
Кто может сказать теперь в
первой четверти ХХ1 столетия где кончается сфера материи и начинается
область
«идеального» ?
Разве доказано что мысль
«идеальна» например?
Разве раз и навсегда доказано
что
в материальных формах, в виде определенной энергии (или заряда энергии)
мысль и
чувства не существуют и существовать не могут?
Наоборот можно считать доказанным уже давно
существование телепатии например.
Мыль
передается на расстоянии – это давно известно.
Так же очевидно что
мысль порой
воздействует на окружающее вне любых своих «материальных носителей» - как будто
ее дейсвительно
можно
«увидеть»
в космосе бессознательного и запечатлеть в
слове.
Это и делали гениальные
творцы.
СВЕДЕНИЯ ОБ
АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде (
Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный
критик, эссеист и поэт. Доктор
филологических наук и кандидат исторических наук.
С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской
Литературы) Российской Академии Наук.
Автор большого числа работ по истории
русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой
заметный след в истории русской
культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель».
1990; В. В. Розанов Эстетика свободы.
СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин»
2008; Антирационализм
в
художественно-философском творчестве
основателя русского
славянофильства В. В. Киреевского. СПБ.
2009.
Публиковал произведения разных
жанров во
многих ведущих российских литературных журналах -
«Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в
парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском
самиздате - в ленинградском
самиздатском
журнале «Часы» 1980-е годы. В годы
горбачевской «Перестройки» был
допущен и
в официальную советскую печать.
Входил
как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО
ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах
«Семь
искусств» (Ганновер), в
петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки»,
«Петрополь» и
многих
др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После
долгого перерыва вернулся в поэзию в
2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии
и Германии, Польши и
Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ»,
«Российский
Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП»,
«ЗИНЗИВЕР», «КЛАУЗУРА», «ПАРУС»,
«АРТ»,
«ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,
«КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «ЮНОСТЬ»,
«НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,
«СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,
«НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН),
«РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,
«БЕРЕГА»,
«ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» .
«ДЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях
«Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ»,
«КАМЕРТОН», «АРТБУХТА»,
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ
СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,
«ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова»
и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ
ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ»,
«ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД
ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ»
(ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,
«СЕВЕРО-МУЙСКИЕ
ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО»,
«МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ
АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня
рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ
ГОЛУБИ(К 125-летию М.И.
Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира
Маяковского( и в целом ряде других
литературных изданий. В 2016
году
стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений.
Принимает
самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Проголосуйте за это произведение |