TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 Критика
20 октября 2020 года

Сергей Носов

 

 

ПОЭЗИЯ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА


ЭССЕ

 

Число сайтов поэзии в России перевалило за пятьдесят…

Внушительная цифра - не правда ли? Сайтов поэзии стало теперь вероятно много больше в России чем литературных журналов.

Хотя число ныне действующих «живых» литературных журналов сосчитать трудно - некоторые остановлены или приостановлены, другие заявили о себе выпуском лишь одного номера. И так далее…

В состязании с литературными журналами сайты поэзии явно выигрывают.

И что же - это свидетельствует о новых формах организации литературного процесса? О том что Интернет со всем тем что он может дать литературе и поэзии и поэтам в частности плодотворно утверждает себя в литературном мире?

Вовсе нет! К сожалению…

Все дело - в прибыли… Или в ее отсутствии.

Ведь все просто - сайты поэзии приносят прибыль их владельцам.

А журналы в нынешней «рыночной» ситуации - не только никакой прибыли не приносят обычно, но и нуждаются в дотациях государственных институтов, в спонсорской помощи.

Сами по себе литературные журналы - уже не отнюдь самоокупаемы и не выживают.

Такова правда жизни.

Но в литературных журналах печатались и пока еще печатаются - все таки (в большинстве случаев) настоящие поэты… А на сайтах поэзии помещают стихи преимущественно совершенно бездарные графоманы.

Современные сайты поэзии, начиная со СТИХИ.РУ - огромные литературные помойки, скопище бездарных творений безвестных сочинителей для которых пошлость и беспросветная банальность есть основа их так называемого «творчества»…

Найти на всех этих сайтах подлинную поэзию - это как найти иголку в стоге сена… То есть практически невозможно.

Но никто подлинную поэзию на подобных сайтах собственно и не ищет… Никто ее там особо не ценит, не любит, не замечает и никто ей там не наслаждается.

На сайтах поэзии все наслаждаются сами собой… Своим собственным сочинительством.

Да именно так - наслаждаются тем что вот все они «тоже творцы»..

Вот как мол и они могут творить…

И пишут пишут все что им приходит в голову, рифмуют «стол и кол», «рыбка и скрипка»… И пребывают в состоянии восторга и удивительного наслаждения собой и своим творческим величием…

И они конечно же при этом всегда ищут поддержки и одобрения своему сочинительству у других похожих на них самих пользователей такого сайта поэзии…

Ищут тех кто пишет так же как и они сами - бездарно, банально и пошло... Их и хвалят, получая при этом «взамен» похвалы и своим поэтическим поделкам.

Все это на самом деле в народной мудрости известно давно - «кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку»…

Но в итоге такого обычного взаимного восхваления на сайтах поэзии формируется агрессивное содружество бездарностей, утверждается агрессивная посредственность и пошлость…

И торжествует бездарная псевдопоэзия.

А что же хозяева этих сайтов поэзии?

Разве им все равно? Разве они себя не уважают?

Хозяев сайтов поэзии интересует только прибыль. Что бы они не говорили при этом «вслух».

В сравнении с литературными журналами (в особенности печатными, выходящими и в бумажном виде) сайты поэзии содержать очень дешево.

А заработать на них можно очень просто и по разному - допустить на главную страницу сайта рекламу (уже заработок), устроить для авторов платные анонсы их сочинений, когда за деньги их «творения» анонсируются на главной странице сайта в течении определенного времени, предоставить услуги в издании авторских книг… И прочее.

Платных услуг пользователям много можно изобрести.

Поэтому все новые сайты поэзии (и вообще литературные сайты) и появляются в Интернете как грибы ранней осенью после обильного дождя…

А издавать литературные журналы - это теперь прямо таки бескорыстное подвижничество во многих случаях…

Для издания любого литературного журнала нужны спонсоры из бизнеса или помощь государства… И при этом и то и другое встречается ныне конечно же очень редко.

Прибыли от издания литературного журнала обычно нет никакой. Или она минимальна.

Исключение составляет «новая порода» литературных журналов - журналы платные для их авторов.

Но в них готовы участвовать опять же одни тщеславные графоманы.

Уважающий себя поэт и литератор платить деньги за то что его произведения будут опубликованы в журнале - не станет… Это абсурдно! И это унижает любого талантливого человека с естественным чувством собственного достоинства.

Потому в платных для авторов журналах талантливой поэзии и настоящих поэтов нет и быть не может. Это - лишь обычные коммерческие затеи «рыночной эпохи».

В итоге как можно легко заметить по всему сказанному выше подлинная Поэзия не нужна теперь в России почти никому. Ни Государству, ни людям, ни всемогущему Бизнесу …

Как же так получилось? В чем первопричины того хаоса и полного развала который мы видим сегодня в нашей поэзии да и в литературе в целом?

Во всем этом сплелись воедино и проявили себя и новые условия нашего исторического времени в котором приходится жить и не в последнюю очередь печально сказались в этом действия нашего российского государства в «переломные» 1990-е годы.

Нельзя было «приватизировать литературу»… Нельзя!

Дико это! В головах тогдашних российских реформаторов во главе с Гайдаром и Чубайсом роились помыслы о самом радикальном преобразовании советской экономики…

Но нельзя было поступать с литературой так же как с фабриками, заводами, рудниками, нефтепроводами и магазинами… Хотя и в этих сферах реформаторы наши как мы отчетливо видим ныне - были нередко слишком опрометчивы…

Былые советские литературные журналы одномоментно приватизировали в 1992 году в период реформ Гайдара…

И любой заурядный когда-то «пролезший во власть» редактор бывшего советского журнала становился вдруг его собственником…

Все стало его собственностью в таком журнале - что хочу то и творю…

То что получилось из всего этого хорошо видно на примере судьбы старого ленинградского журнала «Звезда».

Был когда-то средний ленинградский журнал «Звезда». Руководил им более чем средний советский литератор с характерной фамилией Холопов.

Все было в журнале тихо, мирно, спокойно заурядно и скучно.

Но вот настали времена горбачевской «перестройки»… Пробудились так называемые «новые силы»… Стали печатать прежде запрещенных авторов, стали печатать эмигрантов всех мастей и всех поколений…

И на этой волне журналом «Звезда» завладели … Кто бы вы думали? Ну конечно соратники Гайдара, Чубайса и Гусинского с Березовским… И их единоплеменники и единоверцы… Им захотелось и власти и реформ «под себя».

И вмиг они в начале 1992 года по милости любимого ими Гайдара стали хозяевами и самого помещения этого старого советского журнала на Моховой улице Санкт-Петербурга… И всего остального что именовалось принадлежащим журналу и чем можно было попользоваться в своих личных интересах и в свое удовольствие.

Так с тех пор эти деятели журналом «Звезда» и руководят. И играют конечно в нем в свои игры.

Уровень поэзии в нынешней «Звезде» - ниже плинтуса (руководит отделом поэзии в журнале некто А. Пурин - посредственный стихотворец из числа эпигонов провозвестника самодовольного российского мещанства А. Кушнера).

Публицистика и критика в нынешней «Звезде» - пошлые корыстные и местячковые. -

Да и остальные разделы журнала ничего примечательного не предлагают.

И в итоге журнал «Звезда» стал еще хуже чем он был при советской власти - теперь это журнальчик «для своих» где пытаются продвинуть узкий кружок «своих» известной «ориентации»…

Журнальчик который никто уже не читает.

И правильно между прочим делает что не читает. Нечего в нынешней «Звезде» читать! Не в еврейском «местечке» в Белоруссии царского времени мы все таки живем а в Санкт-Петербурге ХХ1 века…

Вместе с тем государство, подарив журналы их постсоветским редакторам в частную собственность, все таки постеснялось при этом литературу, а значит и литературные журналы совсем раз и навсегда бросить - и оно все таки кормит периодически грантами приватизированные старые журналы и поныне…

Как будто эти старые журналы, служащие теперь только их владельцам, их хозяевам, чем-то отличаются от тех что недавно организованы благодаря чьему-то подлинному энтузиазму…

Ну и наконец в деградации поэзии и литературы в целом в наше время и в ее обесценивании в нашем обществе сказались, конечно же, и стихийные процессы.

Возможность помещать в Интернете любые литературные и поэтические поделки - эта возможность привела великое множество графоманов в состояние неописуемого «творческого восторга».

И все у нас в стране вдруг стали «поэтами и писателями».

Это же так просто - слагай себе в рифму «Я вижу солнце утром ранним // которое мне днем нагреет спину // стареть мне в этой жизни еще рано // я из души талант огромный вынул…»

Особенно стараются в поэтическом творчестве на сайтах пожилые дамочки, вышедшие на пенсию - у них в этот период пробуждается романтическая любовь к юношам… А иногда - даже мудрость: «Люблю я жизнь // на старческом закате… - »

Словом торжествует идиллия всенародного творчества, о которой так долго мечтали коммунисты.

И верно ведь сказано было в «бородатом анекдоте» - «чукча - не читатель, чукча - писатель.»

Все «чукчи нашего времени» и стали писателями - пишут и пишут и в восторге публикуют свои «шедевры» в Интернете…

Но читать кого-то другого им при этом уже неинтересно.

Разве только таких же нелепых сочинителей как они сами - их похвалить, а они и тебя за то похвалят….

Вот оно «всенародное творчество» в действии!

Какие-то азы литературы в школе все изучали… Вот и хватит этого.

А дальше - творим сами… «Темной ночью вижу тучу // из раскрытого окна // а за нею – лес дремучий // в нем все время тишина…»

И все в таком духе… Чем не творчество?

Да что тут придумывать.

Вот возьмем даже не какой-нибудь пошлый «сверху донизу» сайт поэзии, а современный «народный» журнал (вроде платный для авторов как водится ). Журнал называется «АВТОГРАФ».

Это - чудо журнал.
В нем запросто можно найти на любой странице стихи такого например уровня:

« Пусть приходит к нам весна

Будит сосны ото сна

Будит землю, будит клен

Будит деревенский дом.»

Скрытый юмор этих строк некого Федора Ситникова состоит уже в том, что на редкость банально описывая весну в природе, он вдруг завершает описание весны нелепой фразой - «Будит деревенский дом»… Весна которая будит деревенский дом - это что-то новенькое в искусстве….

Что же - все в этом доме прямо так и забегали весной? Замечательно конечно коли так!

Говорить с теми людьми которые обычно публикуются в журнале «Автограф» о том что поэзия - это искусство.., что не каждый может быть поэтом как не каждый может стать артистом балета например - бесполезно совершенно!

Все они - в упоении собственной значительности и собственного «творческого мастерства».

Я имел возможность беседовать (по электронной почте) с главным редактором и учредителем журнала «Автограф» - Ларисой Деминской.

Я писал ей - что же вы делаете! Как Вы можете пропускать под обложку своего журнала такую бездарность и такую самодовольную глупость…

Бесполезно!

В ответ я получил - я член Межрегионального Союза Писателей, я уважаю своих авторов…Как вы смеете называть моего автора «бездарным дяденькой, пишущим детские стишки которые впору писать пятилетней девочке»…Да я.. да я…

То ли не понимает человек в литературе ничего действительно…

То ли деньги цинично зарабатывает… Во всяком случае вред этот журнал приносит литературе несомненный.

Хотя конечно меньший вред он приносит чем тот же нынешний журнал «Звезда» печатающий по дружбе только одно сочинительство «своих друзей», воспевающий одних только «наших братьев» из «страны далекой», а всех «посторонних» - отшвыривающий как ненужный им человеческий материал…

Кстати об упомянутом выше Межрегиональном Союзе Писателей - эта типичная поддельная и по сути жульническая коммерческая «писательская» организация… Таких сейчас много.

Вот и организованный на СТИХИ. РУ «Российский Союз Писателей» - точно такой же..

Хотя всех превзошел в плане жульничества так называемый Интернациональный Союз Писателей, руководимый профессиональным жуликом по фамилии Гриценко..

Подробно рассказывать об этом так называемом Интернациональном Союзе писателей нет необходимости - его лживая самореклама всюду мозолит глаза в Интернете…

Вся эта публика самозабвенно организует «союзы писателей» и «все для писателей» только чтобы обогатиться.

И в таких ими организованных «писательских союзах» конечно же собираются графоманы, деньги с которых «стригут» (взносами и прочим) Председатели и Хозяева этих контор.

Недавно я прочел в одной достоверной статье, что союзов писателей ныне в России уже двадцать шесть!

Вот это да! Скоро этих Союзов будет больше чем публичных домов в крупном городе.

И «члены» этих писательских Союзов не понимают что само это их «членство» уже обесценилось и вскоре превратится в «отрицательную характеристику» - ах ты «член Союза каких-то писателей» … Ну и дурак же ты после этого!

Когда был один единственный Союз Советских Писателей - было престижно и выгодно в нем состоять.

Теперь же в такие писательские союзы стремятся только неугомонные тщеславные графоманы - для кажущегося самоутверждения…

Не понимая при этом что их «членство» в подобных Союзах ничего уже не доказывает.., что они просто платят каким-то предприимчивым коммерсантам организующим все эти «лавочки» деньги за свое наивное тщеславие.

Тяжелые времена переживает русская литература… Очень тяжелые.

Трудно было предугадать, что падение советской власти и вообще «прогресс человечества» (в том числе технический) приведут вот к такому жалкому и позорному положению нашу великую когда-то русскую литературу.

Советская власть писателей конечно мучила (жесткой цензурой, ограничениями в творчестве, «руководящей ролью» коммунистической партии и пр.), но она писателей - все таки кормила и ценила… И всерьез относилась у писательскому труду.

Писатели были уважаемыми и обеспеченными людьми в советском обществе.

Теперь же писатели и поэты - неуважаемые и никому не нужные люди в России, маргиналы, нищие и полунищие… «Бомжи» нашей эпохи.

Наверное «не здорово это» и восхищения отнюдь не заслуживает, что Россия пришла к такому пренебрежению к литературе в ХХ1 веке. И утвердила его в своей ценностной школе уже не первое десятилетие.

 

-------------------------------------------

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.

Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.

После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «ЮНОСТЬ», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова» и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100