Проголосуйте за это произведение |
Искания и Размышления
1 октября 2022 года
В «Войне и Мире» Льва Толстого князь
Андрей
Болконский по словам писателя думал по французски…
Многие помнят эти слова Толстого.
Они невольно обращают на себя внимание
и
запоминаются.
Ведь мы обычно не задумывается о том на
каком языке мы думаем… А думаем мы именно на каком-то языке… Обычно самом
для
нас родном и привычном.
Как же так? - могут спросить многие
-
неужели князь Андрей Болконский не был русским человеком… Истинно русским по
складу характера, образу жизни, воспитанию, идеалам своим и
стремлениям…
Был конечно! Речь идет в данном случае у Толстого не о
национальном менталитете, а именно о языке с которым как бы срастается мысль
человека.
Конечно язык и менталитет -
тесно
взаимосвязаны обычно. Но все таки - это далеко не одно и то
же.
Человек с детства привыкает
мыслить опираясь на слова, на свою речь и практически всегда использует
слова,
речь и ее обороты когда думает… Даже если вслух при этом ничего и не говорит.
Это важно осознать не только для осмысления процесса мышления и особенностей
сознания человека - это важно понять
и
для того что осознать что такое Слово в жизни человека…
Почему было сказано в Библии
что
вначале было Слово…
Как мысль и чувства человека
могут
отразиться и воплотиться в Слове…
И наконец как осознать
что же такое по истокам своим и значению в жизни человеческой
словестное
творчество…
Что такое Поэзия и Литература по
своей экзистенциальной природе???…
Не побоимся и максималистского
утверждения - без языка, без слов человек - НИЧТО.
Собственно человеческое в нем в
таком
случае исчезает.
Пишут что телепатия например часто
обходится
без слов - что это некая передача образов на расстоянии посредством
неизвестных
нам энергий природа которых пока не установлена..
Возможно так и
есть.
Но любой образ - своего рода картинка, которая сделана из
определенного
энергетического и «физически реального» материала.
Если мы этот образ видим
перед собой, если он передается на расстояние и «приходит к нам», появляется
перед нашими глазами или в нашем
сознании значит от так или иначе реально существует и из чего-то
состоит…
И этот образ может состоять на
самом деле и из слов…
Он может быть воплощен в слова…
Только слова эти оживают в сознании человека, как бы материализуются и
превращаются «в плоть» реальной жизни…
Этим и жива настоящая Поэзия и
настоящая Литература на самом деле.
Она создает словестные образы
которые
по своей осязаемости не только сродни живописным образам, но нередко и
превосходят их по степени близости к реальной жизни, к осязаемой правде
материального бытия.
Такой вывод может показаться парадоксальным - ведь слова есть только условные знаки,
состоящие обычно из букв (если это не иероглифы конечно) … Но - лишь на
первый
взгляд.
Слово с самых ранних лет жизни любого
человека как бы врастает в его сознание.
И даже если слова неточны, не
точно
и казалось бы порой двусмысленно выражают мысль или чувство - они все равно
на
экзистенциальном уровне ясны если не вырывать их из контекста и знать кем
именно, когда и почему они были сказаны…
Потому что слова - больше чем
просто
слова на самом деле…
Когда человек их произносит
серьезно
слова во многих случаях как бы
материализуются и способны властно воздействовать и на других людей и на
окружающую реальность в целом.
Слова или лучше сказать Слово -
потенциально
обладает несомненным демиургическим энергетическим зарядом.
Слово - преобразовывает
реальность.
Пусть иногда потаенно, но нередко
очень и
очень действенно.
И
в высшей степени властно.
Потому слова порой - уничтожают… Потому они - превозносят до
небес
и прославляют… Потому - без слов так
иначе ничто в человеческой жизни не обходится.
-----------------------------------------------
Однажды я встретил в одном
литературном журнале любопытный текст о поэзии.
В нем говорилось в частности что в знаменитом стихотворении
Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и в не менее известном и любимом в
России ныне стихотворении Есенина
«Ты жива еще моя старушка…» на самом деле и
нет ничего особенного и удивительного - ни в плане особой глубины мысли, ни
в
плане особой яркости художественных образов…
И далее автор этого текста доказывал свою мысль что в этих гениальных стихах великих поэтов все
дело - в особой расстановке слов…
Да просто в том дело по его
утверждению что слова в этих
стихотворениях по особому расставлены
их
гениальными авторами.
Вот и все.
Вывод конечно неубедительный и
весьма спорный…
Но
так сказать «рядом с истиной» автор этого текста все таки оказался даже,
может
быть, и против своей собственной воли.
Дело в том что и стихотворение
Пушкина
«Я помню чудное мгновенье..» как и
в стихотворение Есенина «Ты жива еще моя
старушка…» заряжены удивительной по
силе
энергией глубокого и светлого чувства…..
Просто удивительной энергией живого и завораживающего чувства!
Это видит любой современный
читатель.
И именно это читателя и
гипнотизирует,
околдовывает и покоряет.
Вот в чем все дело.
А не в глубине мысли в этих
стихотворениях
и не в необычности и яркости присутствующих в них художественных образов
самих
по себе.
И не в некоей особой расставке
слов
в этих стихотворениях конечно..
Как именно достигли авторы
этих поэтических шедевров того, что сумели воплотить в своих стихах
поразительную и колдовскую по своей силе энергию живого чувства - мы не
знаем.
Это их тайна. И если
угодно
«тайна за семью печатями».
Потому что - Поэзия,
настоящая большая Поэзия есть Таинство которое далеко не равно «сумме
художественных приемов» и отнюдь не измеряется каким-то особым актерским
искусством владения
словом.
Настоящая Поэзия имеет дело
с
живыми энергетическими Сущностями человеческих стремлений и
чувств.
В известной мере это
относится и к настоящей большой литературе вообще.
Так Достоевский в романе
«Бесы»
действительно изобразил бесов.
Не русских фанатиков-революционеров
определенной
исторической эпохи, а бесов… Самых настоящих бесов, вечно живущих в этом
мире принимающих в нем как известно
самые разные обличья.
Так же и Гоголь - бесов изображал в тех
же
«Мертвых душах», а не русских провинциальных помещиков середины Х1Х
века.
Бесы вечны.
И
потому неудивительно что Бердяев в гениально прозорливой брошюре «Духи
русской
революции», стремясь осмыслить «суть» большевистской революции 1917-го
года назвал гоголевских Собакевичей.
Коробочек и Ноздревых - духами
Русской
Революции 1917 года…
Хотя что эти помещики
давнего
прошлого могли знать о большевиках и их революционном перевороте 1917-го
года? -
Ничего.
Если руководствоваться
обычным
здравым смыслом.
Но по сути и в глубоком духовном смысле
- прав был Бердяев…
Гоголь действительно видел
бесов.
Имел он этот мрачный дар видеть
их
темный и зловещий мир.
И сам его боялся.
В этом и коренятся истоки душевной драмы Гоголя - ясновидца
страшного и
уродливого мира бесов и близких им духов и сил тьмы.
----------------------------------------------------------------
Надо сказать что мы вообще все таки так и не знаем что же такое представляет собой
объективная
видимая и материально осязаемая реальность нашей жизни..
Вероятно эта совершенно
объективная реальность мира вокруг нас в котором мы биологически «прописаны»
действительно существует.
Естественные науки это
убедительно и неопровержимо это доказывают.
Но в нашем сознании эта
объективная материальная реальность
обычно
так удивительно видоизменяется что в ней уже остается очень мало
действительно
объективного и правят, властвуют
- наши собственные фантазии и
грезы…
Мы живем во истину
в
нами самими выдуманном мире.
Вместе с тем помимо грез и
фантазий решает очень многое в нашем восприятии мира - Энергия чувств и
мыслей.
Только энергетически
заряженные идеи и чувства -
побеждают.
Только те творцы, поэты
и
писатели, демиурги Слова, которые сумели наделить свои творения величайшей
энергией мысли и чувства - становятся великими.
Энергия - основа и
сущность
всего мироздания.
В ХХ1 веке это наконец стало
самоочевидным.
И в человеческом обществе Энергия Слова -
изначальна и неуничтожима.
Ибо сказано -
вначале
было Слово.
Проголосуйте за это произведение |