TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 Критика
8 декабря 2019 года

Сергей Носов

 

 

ГДЕ КОНЧАЮТСЯ ИГРЫ?


ЭССЕ

Философическое эссе

 

 

Когда маленький мальчик возит в своей детской комнате по полу паровозик с высокой трубой или ярко раскрашенную игрушечную машинку и увлеченно кричит во весь голос «би би»… Или подражая паровозному гудку который слышал в детском приключенческом фильме завывает протяжно на всю квартиру «туу-у- у…ту» …

Мы понимаем что он никуда не едет на своем паровозике или машинке, а просто играет.

Но когда футболисты играют в футбол на огромном переполненном стадионе под умопомрачительную какафонию криков и скандирований разного рода многих тясяч их болельщиков и при этом порой отдают в игре свои последние силы без остатка - мы уже далеко не всегда понимаем что они «просто играют»…. Вот как мальчик в комнате на полу со своим паровозиком и машинкой.

Нам кажется что эти футболисты делают какое-то очень серьезное и важное дело… Ведь оно вызывает такие неподдельные эмоции, такие волнения и переживания у многих и многих тысяч людей и на стадионе и во время просмотра матча на видеоэкране дома в кафе или где бы то ни было.

Игра превращается в некое сакральное действо… И обретает едва ли не магические черты.

И любое священнодействие на самом деле - в той или иной мере игра…

Даже и богослужение в церкви.

Вот это хождение священника вокруг алтаря, пение хора… Все это - имитация чего-то иного и происходящего не «здесь и сейчас» а в потустороннем и недоступном земной жизни мире…

Священнослужители играют что они в этот потусторонний и высший невидимый мир проникают, что они с этим миром общаются…

Хотя на самом деле они остаются в храме среди верующих все время службы и в их организме продолжают идти те же процессы что и у всех обычных земных людей.

Налицо лишь имитация чудесного и игра в чудесное возвышенное и неземное если называть вещи своими именами.

Игра - это всегда имитация, подражание тому что «по настоящему» происходит или происходило когда-то.

Я помню как один патриотически настроенный российский публицист приглашенный в эфир оппозиционного радио «Эхо Москвы» для интервью удивлялся - ну вот выиграл московский «Спартак» или петербургский «Зенит» какой-то там матч… И повсюду ликование… Люди выходят на улицы танцевать и обнимают друг друга пребывая в диком восторге… А отчего собственно? Что произошло? Ну закатили мяч или два мяча в какие-то ворота обтянутые сеткой… И что с того? Можно подумать что всенародную войну выиграли или спасли моряков с тонущего корабля… Или космический корабль с космонавтами на борту вернулся с Марса…

Комично было это недоумение нашего «коренного» российского патриота футбольным страстям и восторгам. Но ведь - и не беспочвенно.

Действительно все эти игры подобные футболу - это развлечение, никак не заслуживающее особенно серьезного отношения.

Но оно используется в обществе чтобы дать выход «страстям человеческим» - выход по возможности безобидный и для всего общества и особенно для правящих элит.

Не будь футбола и хоккея многие молодые люди из числа «фанатов» запросто вышли бы например на политические демонстрации - нынешнюю власть, любую власть причем, в значительной мере продажную повсюду, и богатеев прижившихся «при власти» эта молодежь конечно не любят…

Но футбол хоккей и другие спортивные развлечения подобного рода отвлекают их от недовольства властью и своим положением в обществе…

Потому кстати в немалой мере тот же футбол любые власти повсюду в мире и поддерживают даже с большим энтузиазмом чем они поддерживают официальную церковь - это отвлекающие «злобу масс» институты и затеи, которые власть имущим выгодны. И помогают им жить и богатеть спокойно и вне конкуренции «со - стороны голытьбы».

Игры вообще выполняют в человеческой жизни самые разные функции. Ребенку игра помогает научиться быть взрослым и понять взрослую жизнь, приготовиться в ней к той или иной роли.

Это давно известно психологам и философам. И они об этом немало писали в разные времена.

Девочка играя в куклы и в «дочки-матери» конечно учится быть матерью - в чем состоит одна из ее важнейших будущих функции на этой земле…

Мальчик играя «в войнушку» к сожалению уже с детства учится и привыкает воевать… Как будто заранее зная что его рано или поздно на войну отправят и может быть на ней и убьют.

Но все таки игры - играми… А что-то в жизни должно же происходить (и происходит действительно) всерьез.

Любой популярный современный политик пафосно говорит во всеуслышанье что он заботится о благе и процветании народа и жизнь готов за это отдать - такова его роль в политической игре.

А на самом деле же он обычно выполняет требования всевластного крупного бизнеса и капитала… И плевать ему на народ и на простых людей…

Второе - правда жизни. А первое - игра.

И так во всем. Какую бы сферу нашего существования мы ни взяли.

Русский писатель и философ Василий Розанов как-то признался что боится заходить в гримерную артиста… Боится увидеть там «пустое место».

Это гипербола конечно. И Розанов такие шокирующие публику гиперболы любил.

Но ведь и правда в этом признании Розанова - тоже есть…

Когда я изучал воспоминания Федора Шаляпина я обратил внимание на его признание, что мол мы мол артисты легко приняли советскую власть - мы привыкли играть.. Ну стали играть комиссаров и коммунистов… Как могли бы играть Египетских фараонов или вождей племени Мумбо-Юмбо

И Шаляпин был правдивым русским человеком и человеком умным конечно. Ему можно верить.

Игра - то что может быть полезным, может приносить радость.. Но то что не на самом деле… То что принадлежит к миру вымысла , имитаций и подделок.

Если мужчина понимает что девушка играет (и притворяется) когда говорит что она его любит и что она мол от него без ума - ему же всегда больно и обидно…

Он понимает тогда что значит девушка лишь разыгрывает свою мнимую влюбленность и на самом деле ей нужны не его ласки а что-то другое - его деньги, его наследство или возможность за его счет прославиться… А вовсе не его любовь.

И так во всем когда в действие вступает ИГРА.

Девочка, нежно играющая в куклы, может вдруг из озорства оборвать им не только платье но и уши.. Глазки куклам выколет и выбросит их на помойку… Будущая мама.

Мальчик из игрушечного ружья «убьет» приятеля и будет гневно кричать ему - падай гад, ты убит… Я больше с тобой не играю. Будущий воин.

Только когда ты понимаешь что перед тобой маленькая девочка а не пластмассовая кукла и перед тобой твой добрый приятель во дворе а не «фашист» времен великой войны с ними ты перестаешь играть и становишься по настоящему человеком - ты чувствуешь неподдельную нежность к этой маленькой девочке и ты хочешь помочь своего доброму приятелю во дворе, а не орать на него чтобы он умер поскольку ты уже давно его убил…

И известный профессиональный футболист когда поймет хотя бы только для себя наконец что ему важно не забить мяч в чужие ворота а много денег заработать и прославиться… Тоже будет вести себя сдержаннее в жизни на самом деле. Хотя от любви к большим деньгам и шумной славе его уже не отучить.

И все бы были другими - если бы в жизни не было ИГРЫ.

Мы конечно знаем знаменитую книгу Хейзинги «Человек играющий» - но эта книга и величайший философский обман и величайший самообман автора.

Хейзинге кажется что вся жизнь человеческая состоит из игры.

Ну так что же тогда - когда человек умирает например… Он тоже играет в смерть?

Вот на сцене он играет что едва дышит, что задыхается… Потом играет в то что неподвижными стеклянными становятся его глаза.. Открывается бессильно его рот.. И что он наконец умер.

И слышатся тогда бурные аплодисменты из зрительного зала и крики «браво»… Дамы бросают ему букеты цветов…

Великий актер встает с кровати посреди сцены и кланяется зрителям..

Такова что ли жизнь на самом деле?

Нет господа … жизнь совсем другая. Жизнь - это когда ты умер и тебя больше не стало. Навсегда.

Жизнь - это когда ты перестал наконец врать и притворяться, играть и кривляться. А вспомнил что врать стыдно и грешно.

Настоящая жизнь - это когда ты стал самим собой и выбросил ложь и притворство из своего поведения навсегда.

 

 

Если ты этого не сделал и не сделаешь - ты родился клоуном и обманщиком. И таким и умрешь.

И вот в этом и состоит - подлинная ПРАВДА ЖИЗНИ,

 

----------------------------------------------------------

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.

Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.

После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «ЮНОСТЬ», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова» и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.

 

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100