Проголосуйте за это произведение |
Бесконечность жизни
Алексей Мурзин. Старо
Поле.
Шадринск, 2004.
С Алексеем Мурзиным я познакомился в
Переделкине на семинаре, устроенном одним издательством. Было это в прошлом
году, зимой. Первое впечатление обманчиво. Немногословный, невысокого роста,
он
внешне никак не выделялся среди прочих участников. Есть, знаете ли, такой
тип
людей, который всегда выглядит уверенно, с первенством во взгляде и
суждениях,
с подготовленным и уже забежавшим вперёд них неким подобием известности,
которому они деловито соответствуют. Их назначение куда бы то ни было (в ту
же
литературу) состоялось, и окружающим с этим фактом просто остаётся
соглашаться,
чтобы не задавать лишних и неудобных вопросов. А вопросы, естественно, могут
возникнуть - после ознакомления с творчеством, когда вдруг окажется, что
внешняя декларативность ничем, собственно говоря, не подкреплена.
С Алексеем Мурзиным дело обстояло
совсем
иначе. Мы, как это заведено, обменялись написанным, но тогда открытие его
как
писателя у меня не состоялось. Как-то не было времени вникнуть в текст
по-настоящему, действительно вчитаться, - был занят собой, судьбой своей
рукописи. И лишь потом, вернувшись домой, спустя какое-то время я получил по
почте скромную тоненькую книжечку под названием "Старо Поле" и
наконец-то
получил представление о том, какой замечательный писатель живёт в городе
Шадринске Курганской области.
"Много чудес на свете. И зачем они
так
нужны людям? Едут за ними в Тридевятое царство или усядутся к телевизору, и
не
оторвёшь - чуда ждут. И невдомёк, что есть чудеса попроще и поближе, надо
только чуть остановить суетный бег, и они нахлынут, успевай лови да
запоминай".
Эта книга о чуде, которое есть наша
жизнь.
В ней ничего не придумано, но ощущение чуда от этого не исчезает. Небольшие
истории, совсем короткие новеллы, но их ёмкость настолько велика, что впору
говорить о бездонном космосе, какого в большом городе не почувствуешь
никогда.
Для этого надо по крайней мере уехать куда-то далеко, расстаться с жилой
скученностью, теснотой мысли и упёртым в асфальт взглядом. Только так можно
освободиться для того, чтобы увидеть наконец-то мир вокруг
себя.
"Ночь выдалась ясная, звёзды
разбежались
по небу, и было их столько, что разум мутился. Казалось, от каждой идёт
какое-то древнее вечное живое тепло. Так только в августе бывает, что звёзды
греют. Осенью, а тем более зимой, каждая мерцает, как холодный кончик
иголки,
пронзая своим светом и холодом до костей".
Это первозданная, природная жизнь,
отринутая от изменчивой социальной составляющей, - то, что не проходит, а
остаётся навсегда. Уходит человек, уходит река, покидая своё русло, но
основание всего сущего остаётся прежним: жизнь только вытягивается в
бесконечность. Водная стихия, лес, охота, рыбалка - вокруг них, собственно,
и
выстраивается сюжет книги. Кто-то скажет, обыкновенные рассказы о природе. И
пойдёт чесать: деревенская литература, этнография, география... Вспомнит
Паустовского, другие имена. И будет не совсем прав. И даже совсем не
прав.
"Раскладываем костёр, ломаем
нестерпимо
громко трещащие ветки. Странная штука - огонь. Вот только что не было его, и
мир был вроде как чужой. Сидели, прижавшись друг к дружке, да так, чтобы ни
шороха, ни звука, а уж к воде пойти - ну как на кладбище. А заиграл
синевато-жёлтый язычок, и всё: спины распрямились, голоса окрепли, и за
пригорок пойти - да пожалуйста!"
Здесь всё находится на виду, имеет
знакомые очертания, зависит от взгляда человека, но обретает свою плоть в
результате ещё какого-то чувства, которым дышит сама природа. Подлинное
здесь
охвачено преображением. Любой горожанин хотя бы раз в жизни выезжал за
город, в
деревню, но этот мир по обыкновению всё равно располагался на ладони одной
руки
- так удобнее им пользоваться. Вся ширь и необъятность открывшейся картины
больше
подразумевалась, чем познавалась. Если же её измерять в телекоординатах, то
вообще окажется, что периферия это одни только заброшенность и умирание -
чуть
ли не родовое её свойство от многих веков. А открыть глаза пошире, и вместо
заброшенности окажется самостоятельность, равность самой себе, жизнь
настоящая,
а не виртуальная, где пространство вымеряется не длиной улиц или высотой
домов,
а полётом утки, длиной лодки или взглядом на утреннюю зарю.
В этом мире Алексей Мурзин чувствует
себя
уверенно. Каждый новый рассказ словно придаёт ему и книжке силы. Маленький
частный мирок скатывается с ладони и разворачивается в широкую ленту,
опоясывающую всю Землю. Внутреннее содержание начинает принадлежать внешней
неохватности. В этом измерении умещается вся планета Алексея Мурзина,
которая
носит разные названия: Старо Поле, Коврига, Рёлка, Исеть, Соловьино,
Убьённовский лог, Быстрая Копань, Боровлянка... И все они верные, родные.
Это
Россия за Уралом, для многих неведомая планета.
Масштабному пейзажу отвечает зрелое
письмо. Прозрачность и глубина реки соотносится с прозрачностью и глубиной
стиля.
"Лодка легко скользит, разгоняя ряску
тугими бортами по спокойной воде. А за бортом бегает стайками, шарахаясь от
каждой тени, рыбья мелюзга. Иной раз рыбёшки посыплются дождиком по воде,
блестя серебром чешуек, ошалело выскакивая в воздух от атакующих окуньков.
Над
нашими головами где-то высоко-высоко шумит на ветру листва. Мы плывём как в
тоннеле, зажатые глухим зелёным сумраком, вглядываясь в загадочные
тальниковые
дебри".
Свой первый рассказ Алексей Мурзин
опубликовал в 1999 году, а уже спустя пять лет, после выхода этой книжки,
можно
вполне определённо говорить о появлении зрелого мастера. Интересно, что вся
его
жизнь (а родился он в 1973 году) неразрывно связана с родными местами. В
селе
Ковриге окончил первую свою школу, потом учился в Шадринске, закончил
естественно-географический факультет Курганского пединститута, преподавал
географию в школе. Ныне уже пятый год является директором Шадринского
краеведческого музея.
Наверное, главной особенностью
рассказов
Алексея Мурзина являются их чистота и ясность. Это как раз то, чего нам так
не
хватает в сегодняшней жизни. И ясность эта в данном случае ни в коей мере не
сродни той простоте, которая хуже воровства. Этот случай желанный и много
обещающий на будущее. Ясности сопутствует знание, попытка переосмысления,
потребность разобраться, например, в том, не воробей ли является той самой
легендарной сказочной Жар-птицей. Так наступает время
открытий.
"И получится не "вор", а
высветится
древнее светлое и жаркое слово "ра" - солнце. Выходит: имя это - высокое
звание, не многим данное: во-ра-бий - во солнце бывший. Возвещать о светлой
жизни явилась в мир Жар-птица воробей - непоседливый лучик солнца".
Свою книгу Алексей Мурзин посвятил
памяти
отца. Отец проходит через несколько рассказов - учителем, помощником,
советчиком, добрым другом. Он даёт сыну необходимые уроки человеческого
существования и отношений с природной средой, учит его слышать и видеть - в
общем смысле, чувствовать. Чувствовать и понимать коварный нрав реки, ловить
карасей в пруду, добывать уток на охоте, отыскивать в лесу колонии
груздей...
Прочитав "Старо Поле" уже никогда не забудешь породистого кокер-спаниеля
Мухтара, охотничью собаку с изъяном, панически боявшуюся ружейных выстрелов,
или деда Киприяна, накопавшего лечебной глины, использовать которой ему так
никогда и не довелось.
Здесь нет ничего лишнего, всё имеет
свой
вес, всё к месту и к сердцу. В конце сборника - примечания с объяснением
разных
топонимов, диалектных слов, использование которых (а как без них?) придаёт
всему повествованию дополнительную теплоту и доверительность.
Этой книгой Алексею Мурзину уже удалось
главное - оставить свой неповторимый след,
рассказать даже не о себе, а о людях, которые были рядом, в те минуты, когда
полнота жизни брала через край, проникновенно рассказать о тех местах, без
существования которых всё сравняется с пустотой и забвением.
"Наверное, там, вдали, кто-нибудь
увидит
мой костёр. И он станет вместе с рекой и ветром ещё одним маленьким
звенышком в
тонких цепочках событий, что творят земной мир, нашу Вселенную. Тех цепочек,
которые и называют - жизнь".
Проголосуйте за это произведение |