Проголосуйте за это произведение |
О повести Ивана Евсеенко
"Паломник"
С интересом прочёл в
журнале "Подъём" (NN2-3, 2002) повесть Ивана Евсеенко
"Паломник". Еe герой, мой ровесник, солдат великой войны, на исходе
жизни
совершает паломничество в Киево-Печерскую лавру. Подвигнуло на это его,
человека не крепкого в вере, видение на Страстной неделе: седой старик в
белых
одеждах, явившийся то ли во сне, то ли въяве, и прямо указавший: "Надо
тебе
идти в Киев, в Печорскую лавру и хорошо там
помолиться".
Николай Петрович -
так
зовут героя повести - это Платон Каратаев, совсем уж нежданно возникший на
рубеже XX и XXI веков. Нежданно потому, что в кромешной аду нынешней жизни
мы
так привыкли к мельтешению везде и всюду политических проходимцев,
оборотней, стервятников-приватизаторов, бомжей, алкоголиков и
наркоманов, что добрый, смиренный, Божий человек никак не вписывается в это
скопище. Да и есть ли он такой на самом деле? Может, и
нету,
и Иван Евсеенко, от доброты душевной, сочинил его
в
угоду уходящему, уже ушедшему поколению освободителей отечества, а еще поточнее сказать, задержавшемуся в мирской юдоли его
малому
остатку. Подсобрал то, что в нас, в каждом по отдельности,
сохранилось данного от рожденья да внушённого родителями, предками, историей
народа и его христианскими традициями, что не растрачено по митингам,
кабакам
да в разбойных междоусобицах, искусно слепил всё это вместе, окропил святой
водицей - и получился образ живого богоугодного человека, Николая Петровича,
последнего ветерана войны в российской деревне Малые Волошки.
Сон тот или виденье он воспринял как
веленье
Божие и в согласии со своей женою Марьей Николаевной, с ее благословением и
снаряженный ею, отправился паломником в Киев, в другое государство, в одну
из
великих святынь Православной Церкви - Киево-Печерскую
лавру.
Разных людей
встречал
на истинно тернистом своем пути наш паломник - худых и хороших, жестоких и
добрых, вороватых и участливых, таких, которые с готовностью одаривали его
куском хлеба, копейками "на Божий храм и поминовение", и таких, которые
обирали
его до нитки... Так и случилось на долгой дороге - на подводе и пешком, без
билета в поезде и на электричке, без документов и без денег (обокрали в
дороге), без сапог (отобрали на границе) добирался он до Киева и -
добрался-таки! Не без помощи, конечно, добрых людей и а России, и в Украине.
И -
находчив русский человек! - когда отобрали у него надетые в дорогу выходные
хромовые сапоги, оставив босым на холодной весенней земле, он углядел невдалеке липовую рощицу, надрал лыка и сплел
себе
две пары лаптей, в которых и продолжил путь. А что остался без копейки, так
тут
ему словно кто-то на ухо шепнул: "Да что ж тут думать, что ж сомневаться -
среди людей живешь и от людей же будет тебе помощь и благотворение!" Подобрал около себя брошенную кем-то жестяную коробочку,
почистил да помыл ее, проколол шильцем две дырки, вздернул в них
пригодившуюся
тут же веревочку, а потом, зайдя на почту да вооружившись шариковой ручкой,
написал на коробке: "НА БОЖИЙ ХРАМ И НА ПОМИНОВЕНИЕ". А там уж: "Не
откажите по силе возможности". И никакого греха за собою не чуял Николай
Петрович, так как по достижении цели-то своего паломничества он все эти
скромные подаяния, как и две гривны, пожертвованные цыганом, чтобы за него
отдельно помолиться, израсходовал по прямому
назначению.
Долго и истово
молился
Николай Петрович в Крестовоздвиженской церкви у
Малых
пещер. Возжигал свечи к иконам и молился за отца и матерь,
родивших и вырастивших его, родственников и друзей, за
сверстников-однополчан,
сложивших головы на поле брани, за встретившегося на пути и накануне молитвы
умершего старика матроса, по которому звонили колокола в русском и
украинском
селе Волфино, за санинструктора Соню, вытащившую
его
с поля боя. Он сотворил и "самую ласковую свою молитву" - за
Марью
Николаевну и, конечно, за детей и внуков. Потом молился "за всех болящих и
хворых", припоминая знакомых из них, и за своих погубителей, оставивших
его
без денег, документов и без обуви. И просил Господа о здравии всех добрых
людей, которые, кто чем мог, помогли ему на пути к храму Господню. Не забыл
он
и просьбу цыгана, особо помолился "за цыганское
бесприютное племя", попросив ему "хорошего кочевья, тепла и богатства,
честных гаданий".
"И молитва его была
услышана..." Я не буду цитировать дальше, может быть, самых интимных,
сокровенных строк повести, да и другими словами не смогу передать состояния
Николая Петровича, заставившего его пасть на колени перед Распятием и
зашептать
покаянные слова: "Прости нас, Господи!" "Прости нас и помилуй!" Это надо читать.
Посетил Николай
Петрович и пещеры. А свершилось все это в канун большого праздника, Дня
Победы,
о котором здесь, в Киеве, напомнили ему плакаты: "ДЭВЯТЭ ТРАВНЯ - ДЭНЬ
ПЭРЭМОГЫ" да группки ветеранов с орденами и медалями - таких же, как он,
стариков. И Николай Петрович засобирался домой, в Малые
Волошки, где у памятника павшим воинам нынче
некому,
кроме него, представлять солдат-ветеранов. Однако не мог он вернуться домой,
но
помолившись еще и в соборе Святой Софии. Туда и направил шаги Николай
Петрович,
да только споткнулся и, "прежде чем упасть, он воочию увидел, как прямо на
него идет от самого высокого и златоглавого купола Софии весь в белых
одеждах
мальчик, отрок, озаряя все вокруг радужным
неземным сиянием. А высоко над ним летит, и не успевает лететь,
белокрылый
ангел, так беспечно оставивший Николая Петровича у порога Киево-Печерской
лавры".
Тут и закончил свой
праведный земной путь паломник из России, солдат великой войны, крестьянин
деревни Малые Волошки.
...Не из одного
только
чувства благодарности старого солдата Ивану Евсеенко
пишу эти строки. Читал и другие сочинения этого писателя и хотел бы обратить
на
него внимание тех читателей, которым, возможно, поднадоела вафельная, с
различными лакомствами, сладенькими завитушками, затейливая проза и которые
не
прочь отведать простого хлебушка, испеченного из чистого золотого зерна
черноземной полосы России.
Иван Евсеенко - реалист. Самый традиционный. Его прозу многое
роднит с прозой Астафьева-рассказчика. Не романиста, даже не автора
повестей, а
именно рассказчика, автора таких шедевров, как "Ясным ли днем...",
"Людочка",
"Руки жены" и многих других. Та же неспешность повествования, отвлечения
от
основного сюжета, та же поразительная приметливость к мелочам жизни, из
которых
складывается на редкость пластичная, в гармонии своего естественного
круговращения, картина ее. Эта проза предполагает и такое же неспешное,
вдумчивое прочтение. И если людям старшего поколения, так или иначе
связанным с
деревней, она - как слезы первые любви, то молодым, не зачерствевшим душою,
может служить напоминанием о иных временах и иных людях, их родичах, их
предтечах: как и чем они жили, чему поклонялись, какие нравственные И духовные ценности несли в себе.
Может быть, и есть
длинноты в первой половине повести Ивана Евсеенко,
несколько затягивающие движение сюжета, зато вторая половина ее, при всей
опять-таки неспешности и обстоятельности, почти не оставляет времени на
отдохновение от сопереживания.
Очень бы не
хотелось,
чтобы повесть "Паломник" Ивана Евсеенко
упокоилась в журнальном комплекте. Ей прямая дорога - в
книгу.
Проголосуйте за это произведение |