TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение


Искания и размышления

Русский переплет

Сергей Магомет

ПРОТОЯЗЫК

 

1. Ключ

 

Казалось бы, нет ничего самоочевиднее, естественнее и доступнее для человека, чем родной язык. Большинство людей за всю жизнь даже не задаются вопросом о том, что это такое. Между тем вряд ли найдется другой такой предмет, который, при всей внешней прозрачности и обыденности, был бы до такой степени темен и непознаваем в своей великой тайне. Язык подобен "синей птице", которая сидит у нас на веках, когда мы спим, и мгновенно уносится прочь, едва мы проснемся и потянемся ее поймать. Перед бездной этой тайны, являющейся абсолютным вместилищем целого мироздания, замирали в священном трепете еще мудрецы Шумера и Египта.

Поистине язык вещь в себе. Единственное учение, которое ничему не учит, это учение о Логосе. А единственная философия, которая ничего не открывает, это лингвистическая философия. Недаром Иоанн Богослов говорит об Иисусе, как о Слове, воплотившемся в плоти и крови. Этот библейский образ, как и другие библейские образы, обычно воспринимается как чистая аллегория. Впрочем, известно, что существует также крайнее суждение, заключающееся как раз в том, что библейские тексты не следует воспринимать ни аллегорически, ни метафорически, ни вообще символически. Их следует понимать буквально. В этом, якобы, состоит единственный способ и метод познания истины. Не знаю, как насчет истины, но если взглянуть с этой точки зрения на феномен языка, то действительно просматривается идея, которая обещает быть плодотворной. К тому же известно, что при символическом воспроизведении реального события причина и следствие часто меняются местами. Поэтическая аллегория о Слове, которое стало плотью и кровью, перестает быть таковой и обретает вполне конкретный смысл, если осознать, что на самом деле произошло, конечно, прямо противоположное. А именно: не слово стало плотью и кровью, а плоть и кровь воплощаются в слове.

Конечно, здесь требуется небольшой комментарий. Иначе формула о "плоти и крови, воплощающихся в слове" просто в силу привычки снова может быть перетолкована в каком-нибудь аллегорическом смысле, как это, скажем, произошло с хлебниковской идеей о "буквах-семенах". К тому же, Хлебников был склонен анализировать слово по слогам, поскольку это открывало для него чисто изобразительные возможности. "Жизнь" - жито, "жито" - хлеб, хлеб - семя и т.д. То есть та же условная система символов. Как для всякого поэта, не то крестьянина, не то язычника, главным для него был художественный образ явления, а не само явление.

Я же намерен добиться, чтобы моя мысль была понята предельно буквально и однозначно: человеческая речь, язык, слово, буква, элементарные звуки нашего языка - имеют самую непосредственную, органическую связь с телесными ощущениями. Более того, являются их продолжением.

Язык - это не что иное, как телодвижение и "телоощущение". По-моему, ошибочен сам взгляд на слово как на что-то качественно новое по отношению к телу. Если можно так выразиться: слово - одна из форм бытия тела. В слове нет ничего абстрактного. Так же как в дыхании или мускульном сокращении.

Дело даже не в том, что по своему происхождению язык "телесен" и, так сказать, генетически физиологичен. А в том, что и в своем современном виде, и в пору своего архаического становления, он является сиюминутным и реальным проявлением жизни, ее непрерывным потоком, стихией - самим течением крови и биением плоти.

Каждый отдельный звук, который человек издает (или "мыслит") является определенным и относительно элементарным телесным ощущением. То есть фактически действием. А каждое отдельное слово, как более сложное синтетическое образование, соответствует вполне определенному процессу, который, так или иначе, является непосредственным выражением целого комплекса действий.

В обычной жизни мы имеем дело (осознаем) лишь верхнюю часть языкового айсберга - слова и фразы. И мы действительно манипулируем языком, словно это набор абстракций. Однако существует и громадная нижняя часть - протоязык (пра-мета-пара - или сверх-язык), представляющий или подразумевающий собой реальные процессы непосредственного восприятия действительности - иначе говоря, наше индивидуальное бытие.

Это ключ к тайне. Перед нами - особый метод расшифровки родной речи. Нам предстоит понять, какой именно процесс соответствует тому или иному слову, тому или иному звуку. И, по мере возможности, систематизировать добытые сведения.

Соединение звуков есть последовательность ощущений или даже объемная частица бытия. Прислушаемся же к языку, прочувствуем его и попытаемся ощутить в слове и звуке собственную жизнь.

Следует сказать, что все-таки в самой основе предлагаемого метода интерпретации звуков лежит сугубо интуитивный подход. Использование интуиции в данном случае превращается в некую процедуру.

Увы, здесь просматривается также нечто сомнительное, субъективное и особо мною нелюбимое, но такое модное теперь - эзотерическое. Некая эмпирическая замкнутость, солипсизм. Что ж, я сознаю возможные опасности, двусмысленности и упреки, которые могут возникнуть на этом пути. Я учту это с тем, чтобы тщательнее использовать этот странный и капризный предмет - интуицию.

 

2. Звуки, слова, соответствия

 

Вот, кажется, общепринятое мнение: звуки - гласные и согласные - возникли как результат неких физических, мускульных усилий. Из них сформировались слова. Но, конечно, не формально - то есть не простым сцеплением, - а синтетически - то есть, сливаясь вместе, образовав единую систему. Таким образом, всё в языке соответствует определенным физиологическим или биологическим проявлениям.

Особый вопрос об эволюции, вообще, о развитии языка. Кстати, термин "протоязык" вовсе не указывает на то, что существовал некий допотопный язык, из которого развился язык современный. И современный язык подчинен тем же законам. А именно, законам тела. Даже сугубо формальные инородные включения в родной язык (я имею в виду иностранные слова) обусловлены конкретными процессами адаптации и даже коренного переосмысления слова. Не говоря уж о том, что в инородное слово, включенное в родной язык, может быть вложен некий совершенно иной смысл. Однако в строгом соответствии с той "биологией" и "физиологией", которыми это слово обладает в теле. Часто этот смысл является как бы скрытым, потенциальным и проявляется лишь в перспективе.

"О" - звук, который в любом его проявлении - выкрике, выдохе, проговаривании, - всегда есть самоидентификация. Или, скорее, даже самоощущение. Всегда сугубо внутреннее, сущностное, наполняющее. Как бы "очувствование" своего личностного бытия.

"Б" - что-то вроде отталкивающего жеста ладонью. Отделение внешнего мира от собственного Я. Оболочка, вроде воздушного шара. Статичность и в то же время динамичность и сила. Отделение или отталкивание от себя чего-то или кого-то. Обозначение себя среди природы и природы вне себя.

"БО" - источник силы или вообще сила. Некий необходимейший и первоосновный элемент силы. "Бо-дать" - передавать силу. "Бо-лишь" - лишать силы. Кстати, "бо" - означает также "потому что". Причина. "Бо-г" - т.е. действие само по себе, и мотив и следствие одновременно. Соответствует также значению слова "ради" (чего-либо). В частности, "бо-житься" - действовать ради сохранения самой жизни, грубо говоря, ради хлеба. "Бо-роть-ся" - ради рта своего. "Бо-го-с-по-ди" - ради-жизни (пищи)-дай.

"А" и "О" - всегда самочувствие и мироощущение, еще, может быть, не разделенные между собой. Обозначение для значимого. "О" имеет внутреннюю направленность. "А" имеет направленность внешнюю. Однако и то и другое - производные чувства в самом широком смысле. Кстати, возгласы "Ох!" и "Ах!" очень хорошо иллюстрируют эту противоположность направленности - "внутрь" и "вне" соответственно.

"Т" - дотягивание. "Т-о" как бы тянуть к себе нечто ощущаемое.

"К" - как бы усилие выразить что-либо. Особенно - выражение мысли (например, через слово). Выдавливание, вымолвливание. Между прочим - какать. Также отчасти дотягивание.

"М" - функционально и по происхождению близко к "К". Только нечто более общее. Мычание. Самое общее, размытое усилие что-либо выразить. Может быть, желание чего-либо. Претворение в форму, замыкание в ней. Нечто.

"МА-МА" - сочетание "М" и "А" безусловно означает стремление, усилие, желание, мольбу, тягу удержать ту единственную, которая дает комфортное ощущение себя в мире. Причем комфортное самоощущение практически сливается с самой матерью, как объектом внешнего мира. Определенная физиологичность, необычайное удобство произношения - два коротких выдоха и длинный вдох-пауза. Две четверти плюс половинка.

"У" - несомненно имеет оттенок окрика.

Некоторая родственность "М" и "У". "У-а" - плач, иначе говоря, требование.

"П" - оттенок отделения, отмежевания. Определение чего-то внешне стоящего. "Па-па", в отличие от "Ма-ма", в процессе развития и становлении мировосприятия уже следующая ступень. Отделение мира от самого себя. Отсюда "П" содержит ощущение поверхностности. Или более того - противоположности. Заметим, кстати, смысловую и фонетическую близость "Б" и "П". Бог и Папа.

Вещь, конечно, не начинает "существовать" для человека лишь будучи названной. Ее существование начинается уже на стадии эмоционально-мускульных реакций, буквально при физическом контакте с предметом. Иначе говоря, слово не было вначале. И слово не было богом. Оно, как я уже говорил, было плотью и кровью.

"Л-и" - сама артикуляция чрезвычайно напоминает капель или струю. Действие освобождающее и выпускающее. "М-о-лить" - самое общее желание выразить (м) всё ощущаемое (о) - с тем, чтобы выпустить это вовне как струю, поток (ли).

"БОЛЬ", "БОЛЕЗНЬ" - последняя капля силы.

"И" - нечто длительное и соединяющее; заполняющее или даже само по себе составляющее определенный объем; пространство между чем-либо. Живое, "одушевленное" пространство. "И" часто неразделимо сливается по звучанию с "Е". В этих случая они тождественны. Приближение.

"Е" также заключает в себе смысл напряжения, натянутости. Нечто застывшее. Окаменевшее пространство.

"Ж" - своеобразно статическое обозначение дыхания. В слове "жито" (хлеб) "ЖИ" одновременно и дыхание (впускание воздуха, духа, жизни) и жевание. "ЖИ-ТО" - то есть стремление удержать в себе, притянуть к себе саму жизнь.

Таким образом "БОЖЕ" - сама основа жизни, основа самоощущения Я. Вложенное дыхание.

"АМ" как детское обозначение приема пищи. В сравнении с "ЖИ" это не выпускание воздуха, а наоборот захватывание, замыкание в себе внешнего "А". Прожевать - значит прочувствовать.

"Р" - загадочнейший звук. Выражение какого-то чрезвычайного напряжения или возбуждения. "Р-р-вать". "Р" - как бы возникает и материализуется при энергичнейшем потрясании кулаком.

Дыхание, жестикуляция (и, в конечном счете, артикуляция), а также "проба ртом" вообще - вот основа происхождения языка и суть функциональности издаваемых звуков. Это так сказать первая половина гипотезы. А с другой стороны, как я уже говорил, происхождение языка надо было бы исследовать с точки зрения общей физиологии организма. Причем, видимо, не только человеческого, но по физиологии-анатомии всего живого - собаки ли, слона ли, лягушки и т.д. Таким образом, проблемы языка смыкаются с тайнами биологии. Именно биология должна объяснить не формальные, а глубинные причины того, для чего потребовались жест, звук - в качестве, например, способов коммуникации и тому подобного.

"РОТ" - энергично дотянуться, удержать саму жизнь, самоощутить жизнь. "РУКА" - здесь "К" подтверждает версию дотягивания, а "У" из окрика превращается в нечто материально действующее (как бы шарящее) во внешне ощущаемом пространстве "А".

Кстати сказать, идея того, что в некоторых случаях расшифровка должна вестись с конца слова, с последнего звука подтверждается не только выводами и методами психоанализа, но и тем, что дети, едва начиная говорить, часто произносят лишь последний звук или слог слова. "КА" вместо "РУКА".

Возможно, слово даже есть некая объемная, многомерная структура. Объемно его и следует рассматривать. Гласные звуки в слове - что-то вроде ядра, а согласные - оболочки.

"РУСЬ" - напряжение, окрик, самоощущение - все вместе. Реальность, сама себя осознающая через напряжение. Вот смысл чудесного слова.

"Кора" - усилие, преграда (К, Р) стоящие между "О" и "А".

"Э", "Ы", "Э-А", "Й-А" - эти звуки сопровождали либо момент дефекации, либо момент оргазма и, как средства выражения, непосредственно связаны с сексуальными ощущениями.

"Бы", "Быть" - самопроявление во внешнем бытии (в Боге) посредством прямого (сексуального) самоощущения. "Жыть" - самопроявление, самоидентификация в пищевом и сексуальном смысле.

"Роды" - наиболее радикальное средство самоощущения (О) путем максимального напряжения (Р), а затем облегченной развязки (Д). Плюс все это под знаком сексуальности (Ы).

"Мы-слить" - здесь явное указание на сексуальное содержание явления (Ы). Тут как сугубо "половое", так и, опять-таки, "дефекационное" усилие. Вдобавок, звуки "ли", по артикуляции напоминающие капель или струю, еще более определенно указывают на усилие, которое направлено на то, чтобы нечто выпустить.

"Й" - эрекция в чистом виде. Действительно самая неприличная буква и звук.

"Х" - нечто леденящее, отвердевающее, по меньшей мере, твердое и грубое.

"Х" - непосредственная ассоциация - окрик и демонстрация полового члена, который держат в руке, а звук "Х" в данном сочетании соответствует ощущению поднимания, оттягивания члена - усилие, чтобы сделать его, член, более заметным, впечатляющим и т.д.

"Я" - й-а, а-й, о-й, й-о - представляет собой как бы момент обнаружения своей "живости", чувствительности, способности к наслаждению, уязвимости и страдательности. "Я" как "Й-А" - есть не что иное, как предельная самоидентификация - "поимев" весь остальной мир. Поэтому для человека так важны сексуальные отношения. Посредством их он самоидентифицируется.

"Ты" - прекрасный пример расшифровки по методу, основанном на гипотезе протоязыка. Само слово наполнено самым прозрачным и сочным смыслом. Сексуальное (Ы) дотягивание (Т). Нечто чрезвычайно осязаемое, зримое, яркое, нечто даже выглядывающее наподобие полового члена, жезла, - слово, которым один человек хочет "прикоснуться" к другому человеку, сообщить тому о своем внимании к нему...

Гипотеза. Изначальное "конструирование" языка всегда происходило и происходит под "мужским" углом зрения. Мужское мироощущение как бы первично по отношению к женскому, центрально.

"Д" - звук, который "развязывает", "отдает", "выпускает" (дыхание). Выпускание как непосредственное ощущение. Не только в пространстве, но и во времени. Отсюда - ДА. То есть разрешение, согласие. А также ДА-Р - то есть "да" плюс жест рукой.

"Дом" - место, где можно спокойно и безопасно "развязать" свое "О".

"Лоб" (голова, череп) - нечто, резко отграничивающее, отсекающее (Б) все внутренне (О) ощущаемое (Л).

"Дым" - красивый образ. Нечто освобождающееся (Д), бурно, даже эротично клубящееся (Ы) и таким образом выражающееся (М).

"В" - указание направления. Также "выпускание" как смысловой оттенок ощущения. Вкупе - выпускание в каком-либо направлении. Вообще указание. "Вон", "Во", "У-о" - слова, явно указывающие направления. Может быть, "в" даже возникло из "у-о".

Кстати, это говорит о теснейшей связи между жестом и звуком. В чем нет ничего удивительно. Язык звуков есть продолжение языка жестов. Но эта констатация важна, чтобы еще раз подчеркнуть "физиологическую" основу и происхождение звука. Звук - непосредственное выражение "физиологии".

"Вед-ать", "Вед..." - напряженное стремление в совершенно определенном направлении ("В" плюс "Е"), в финале которого стоит развязывающее "Д" - вздох понимания. Даже по характеру дыхания можно проследить напряжение и спад - "Ве" есть восходящий участок, а "Д", "Дать" - участок спада. Снова мы сталкиваемся с тем, что звуки и буквы есть непосредственный продукт какого-то конкретного основополагающего рефлекса. Снова мы приходим к очевидному предположению, что слово есть непосредственный "отпечаток" материи, движения.

"Воля" - состояние или действие, когда Я выбирает то направление, в рамках или границах которого возможно самоощущение. Вол-я. Также дотягивание внутрь ("В") и ощупывание ("Л") всего собственного "О" - приложение к этому в качестве своеобразного фаллического рычага "Я".

"Дьявол" - дающий волю. Посредством отделения от Бога.

"С" напоминает опробование собственного дыхания. Прислушивание. Попытка ощутить себя "извне". Ощутить себя частью внешнего мира ("а"). Отсюда САМ, которое расшифровывается как двусмысловое ("с" и "м") выражение сущности ("а").

"Суд", "с-удить". То есть направить уд в соответствующем направлении (например, в небеса или преисподнюю), а "у-дить" - управлять дыханием или даже самой жизнью. Брать (в том числе кого-либо) под свой абсолютный контроль.

"С-мерть" - попытка смерить, выразить, опробовать и выразить метафизику состояния "Е", - то есть эту страшную, устрашающую натянутость, окостенение и напряжение мертвого тела, вплоть до стиснутых кулаков. Некое судорожное состояние, вроде агонии - "Р". И вытянутость смерти - "Т".

"З" - нечто симметричное "С". То есть опробование внешнего. Что подтверждает, кстати, уже функциональное содержание предлога "За".

"Сын" - выделение ("Н") через сексуальность ("Ы") своего самоощущения ("С").

"Дочь" - та, которая позволила освободить (Д) внутреннее самоощущение (О), а также привести ситуацию к состоянию покоя, успокоенности, умиротворения (Ч).

"Сон" - замкнутость и отстранение ("Н") самоощущения ("С") всего внутреннего ("О").

"Страх" - предельно трепетное самоощущение ("С"), дотягивание ("Т"), в перспективе которого ожидание какого-то чрезвычайного напряжения ("Р"), которое, в свою очередь, входит в то мое, мною ощущаемое вовне ("А"), - и наконец, парализующее, леденящее "Х".

"Аз" (я) - я, то есть то, что находится вне меня. То, что не-Я.

"Зло" - нечто внедряющееся, просачивающееся по каплям (Л) извне (З) в саму душу (О).

"Испуг" - мгновенный переход от "С" через "П" в "У". Достигнувший ("И") и перевернувший все нутро ("Г").

"Боязнь" - не вдаваясь в подробное выписывание состояния через звуковую структуру, можно расшифровать это как своеобразную компрессию следующей фразы: "Я знаю Бога" или еще вариант: "Я знаю, сознаю себя".

"Видеть" - "В" плюс "И" плюс "Д" - все, что открывает реальность в направлении "от меня", от Я.

Ощущение, что между "Г" и "Ж" имеется некое соответствие. Например, Бог - Боже. "Г" как антипод "Ж".

"Г" - нечто исторгаемое, отрыгиваемое или наоборот пожирающее. Гроб, огнь, голод, горе, гром, говно, глас, гора, град, глагол... Процессы сходные с грызением, травлением, уничтожением и т.п.

"Ад" - куда уходит (Д) все сущее (А). Преисподняя.

"Гад" - нечто пожирающее, явившееся из ада...

"Рай" - некая иная действительность "А", которая во много раз более великолепная (Р) нежели обычная...

"Бес" - застывшее (Е) и отринутое (Б) самоощущение. Омертвелая, мертвая жизнь. То, что противно Богу.

"Убить" - энергичнейшее (У) отделение-прекращение-пресесечение (Б) того живого, что длиться (И) и пытается длиться (Т).

"Ц" - еще пример звука, имеющего сложную внутреннюю структуру - "Т" плюс "С". Отсюда и смысл.

"Цап" - захват чего-либо внешнего с поверхности.

"Птица" - глядя на птицу, мы испытываем желание ловли, обладания, захватывания (ЦА). Мы мысленно пытаемся приблизиться (И) к ней, дотянуться (Т) до нее. Птица как бы очерчивает для нас траекторию всего доступно-недоступного.

"Н-а" - в языке предложение чего-либо. "Н" действительно ощущается как "протягивание", как желание отдать. Но и отстранить что-либо. В постоянно встречающемся дуализме ощущений нет ничего удивительного. Смысл сам по себе - перевертыш. В зависимости оттого, в частности, на какую точку зрения встать - взгляд внутрь или вовне... Поэтому "Н-а" естественным образом трансформируется в свою противоположность "Н-е", "Нет". НЕТ - уже не просто отстранение вообще, но предельно конкретное - от чего-либо, кого-либо. Вдобавок, жесткое наполнение "е".

"ОН" - совершенно обособленное самоощущение. Другое "О".

"ОНА" - обособленное самоощущение, которое, однако, выражено в "а" (или продолжено вовне) в частности уже самим фактом и способностью женского начала к рождению.

"Воин" - как бы продлевание, продление собственного "О". Самоутверждение.

"Меч" - нечто (М) вытянутое и застывшее (Е), при помощи которого можно что-либо остановить, заглушить (Ч).

"Часть" - нечто сосредоточенное, замершее (Ч). То, что, дотянувшись (Т), можно ощущать как "А" посредством опробования (С).

"Я", "Й-а" - как бы самосозерцание собственного напряженного фаллоса. Фаллос - есть с одной стороны нечто такое, что является самым ярким символом всего "внешнего", а с другой стороны он есть наша сокровеннейшая принадлежность и даже сущность. Вот прекрасный пример дуализма, двойственности восприятия. "А" - с одной стороны это вообще весь внешний мир, а с другой стороны "А" как оболочка "О", как наша телесная сущность.

"Имя" - все пространство, все внешнее, что окружает (И) и принимает в себя или само тяготеет к самовыражению (М) некого объекта (Й), который отграничен от упомянутого пространства (А).

"Ш" - шелест. Приглаживание, выравнивание, приглушение, округление. Настороженность. Нечто режущее, острое. А главное, нечто плоскостное. Либо дающее почувствовать характер поверхности. Шип, Шпора, Шар, Шапка, Ширь...

"Добро" - нечто чрезвычайно благообразно сказывающееся на "душе" и на процессе дыхания.

"Дело" - ни что иное, как самоощущение (О), которое удалось выделить (Л) с определенным, однако, усилием (Е), хотя это усилие затем и принесло определенное облегчение и развязку (Д).

"Звук" - выражение или обозначение (К) того, что способно привлекать к себе внимание (У) и что по направлению (В) есть явление внешнее (З).

"Любить", "любо" - структурно выглядит так: "л-ю-бо". Может быть, особый вид прочувствования "Ль" посредством "У", - прочувствование самой сердцевины, самой жизненной сути "Бо". А с окончанием "Вь" (то есть "любо-вь") это прочувствование не вообще, а в направлении конкретного объекта.

"Ю" есть "Й" плюс "У".

"Юн-ый" - то есть то, которой еще всего лишь пытается "дотянуться". "Ю" плюс "Н".

"Вьюн", "Вйун" - нечто весьма непристойно протягивающееся.

"Ф" - нечто весьма чуждое и противное Я. Отсюда - "Фу!"

"Щ" - "С" плюс "Ч".

"Ь" - функция мягкого знака (особенно, если он стоит в конце слова) заключается, по-видимому, в некой "привязке" или фиксировании "точки отсчета" действия или объекта, - в чем заключено определенное их "индивидуализирование". Направление. Путь, червь, рать, мать...

"Мать" - то первое во внешнем мире, до чего мы способны дотянуться, то, что составляет начало отсчета и внешнего мира, то, к чему мы обращаемся с усилием выразить себя.

"Муж" - то существо, которое имеет потребность самовыразиться (М), которое можно окрикнуть, то есть установить контакт, а также... жующее, то есть едок. Это своеобразная в каком-то смысле исчерпывающая характеристика человека как такового. Как философская категория.

"Жено, жена" - во-первых, жующая. Во-вторых, нечто дающее ощущение вытянутое и охватывания (Е). В-третьих, позволяющая другому (мужчине) ощутить себя как существо, ощутить изнутри (О)... Или ощутить внешний мир (А). Это тоже определение женщины как таковой - уровень философской категории.

"Чел-о-век" - представить полный анализ данного понятия я пока что затрудняюсь. Для этого потребовались бы значительные интеллектуальные усилия, чтобы совместить в одной категории переплетения всех составляющих состояний, которые дают представленные в слове звуки. Однако если начинать анализ, то первым делом следует обратить внимание на то, как своеобразно "упакован" в другие звуки (ощущения) звук "О", соответствующий внутреннему ощущению.

"Москва" - необычайно сокровенное выраженное самоощущение (МО), которое постоянно переосмысливается (С) и становиться частью новой реальности (КВА).

Парадоксальное "мене-текел-перес" в данной транскрипции есть что-то вроде громкого понуждения оборотиться на самого себя, познать самого себя, понять себя. Едва ли не "заталкивание" себя "вовнутрь" собственной души.

"Время" - самоощущение (МЯ), которое имеет характер продленности (ВР) и, подобно натянутой струне, внутренне напряжено и непрерывно (Е).

"Час" - познание и ощущение всего внешнего (А). Сначала затаиться, замереть (Ч), а затем опробовать собственное дыхание (С).

"Счастье" - звуки, составляющие это понятие, подобраны как нельзя точнее, чтобы характеризовать как раз то состояние, которое языком поэзии выражено следующим образом: "Остановись, мгновение, ты прекрасно!.."

"Язык" - нечто, составляющее процесс выражения (К), благодаря которому сексуальная энергия человека (Ы) реализуется вовне (З) и самоидентифицируется в том же духе (Я).

 

3. Другие идеи и разрозненные замечания. Возможные следствия

 

Анализ проводился по буквам, а не по реальным звукам. Хотя я и старался максимально приблизиться к живому языку.

Вопрос о многозначных словах. Они требуют особо тщательного анализа. Нет ли в их произношении своего рода различных "микро"-ударений, - причем "на согласные"?

Куда более сложный вопрос. С первого взгляда кажется, что изложенная выше "теория" происхождения языка (родной устной речи) должна привести к очередной гипотезе о том, что, поскольку язык есть "плоть и кровь", то это должно говорить в пользу расовой теории. То есть наличие разных языков говорит о том, что люди, населяющие землю, действительно должны быть в расовом смысле различны в огромной степени, - даже в смысле чисто физиологическом. Между тем сразу всплывает явное противоречие. Человека другой расы очень просто воспитать в стихии другого языка, и никакая внутренняя "физиология" этому не помешает. И негр, и чукча отлично будут говорить по-русски, и - наоборот... В чем тут дело?.. Вспомним, кстати, о том, что очень часто язык называют душой народа. Именно так в таком смысле его и надо рассматривать. Будучи "вложенным" в человека язык действительно неразрывно сливается с его плотью и кровью, и на этом этапе уже нельзя говорить о том, что является первичным во взаимовлиянии - язык или физическая оболочка. Вернее, язык (душа) как бы обретает второе бытие (будучи влитым в тело) и на этом этапе действительно реализуется и актуализируется в качестве непосредственного продолжения жизни тела.

Таким образом, можно говорить как бы о совершенно разных расовых теориях. Первая - это теория телесных рас. Вторая - теория о расах душ, о расах языка. При этом, конечно, нужно учитывать, что тело как оболочка для души во многом определяет то, как душа сможет себя в нем проявлять. Как и вообще в животном мире человек может отличаться от себе подобных в разной степени. Есть виды, подвиды и т.д. Один из известных критериев - возможность скрещивания особей и возможность получения потомства. Это первейший показатель степени близкого родства. Однако, вероятно, есть и более глубокие критерии. Что же касается языка, как души, то и "языковые особи" также могут рассматриваться с привлечением подобных критериев. Например, возможность скрещивания, продолжения рода и т.д. Очевидно, есть языки родственные, взаимопревращаемые. Но есть языки антагонистические, практически не смешиваемые.

С другой стороны особый вопрос о живом существе как носителе языка. Насколько подходит "носитель" для того или иного языка. Тут речь даже не только о человеке. Ведь и животные отчасти тоже усваивают в какой-то степени языки.

Язык... Чистая идея... Душа.

Сам факт существования различных языков при видимой идентичности рас в смысле анатомии и физиологии является закваской множества самых необыкновенных гипотез, которые будут нарождаться снова и снова при попытках его, этот факт, объяснить. Так одна из возможных гипотез - "искусственная" привнесенность всего - "душ", "культур" и "архетипов", - за исключением одной единственной структуры (и одного из языков как отражения этой структуры), которая есть непосредственное порождение Тела. Как это выяснить? - другой вопрос.

Однако что же тогда такое все то, что попадает под определение языка как продолжения внутренней душевной жизни? Не есть ли это сонмы фантомов - бог весть откуда занесенных и насажденных насильственным путем в нашу "анатомию"? Может быть, это идеальные следы принципиально других - исчезнувших "физиологий" и "анатомий"? Вплоть до гипотезы божественной привнесенности души внутрь тела... В случае же если ничего подобного не было и не существовало, а множество языков есть различные линии эволюции, трансформаций и дробления протоязыка, то встает вопрос о поисках конкретных механизмов подобных превращений и вообще объяснения таковых. Как бы там ни было должна быть сильнейшая причина, которая заставила протоязык дробиться и множиться до такой степени - при сохранении, по крайней мере, видимой расовой схожести человеческих типов.

Любопытно было бы также проанализировать схожесть некоторых "понятийно и бытийно-базовых" слов в разных языках. Например, луна и mооn.

Те же механизмы приводят к возникновению внутри отдельного языка массы диалектов, наречий, сленгов. Общие условия психологического и физиологического бытия определяют общие чувствование и отношение к реальности внутри каждой более или менее замкнутой группы людей. Простейший анализ специфического произношения в русском языке слов с упором на "а" и на "о" показывает, что в основе различного выговора лежит именно различное чувствование. Например, у русских и украинцев, москвичей и вологодцев. "А" определенно указывает на определенную общую экстравертированность, обращенность вовсе, а "о" на индивидуальную социальную интровертированность, самопоглощенность, независимость, даже "куркулистость".

Феномен усвоения языком пришлых, например, иностранных слов указывает на определенную обратную связь между словом и человеком. Так будучи сформировано "на базе" нашей анатомии, слово есть непосредственное отражение нашего физиологического реагирования на окружающий мир и самих себя. Но с другой стороны, как в случае с иностранными словами, слово способно само формировать ощущения. Можно было бы, наверное, провести оригинальный психологический эксперимент, когда хорошо знакомый объект (например, солнце) переименовывается в нечто другое (например, луну). По-видимому, через некоторое время в наших ощущениях по отношению к солнцу появиться что-то схожее с тем, что мы ощущали по отношению к луне. Грубо говоря, в нашем глубоко субъективном мире солнце отчасти превратилось бы для нас в луну.

В этом смысле вовсе не обязательно анализировать конкретные, реальные слова - с целью постичь их концептуальное значение. Было бы интересно анализировать любые сочетания звуков - с точки зрения их рефлекторного влияния на нашу "физиологию". То же касается разного рода заклинаний, парадоксальных сочетаний и просто исковерканных слов.

Было бы также весьма занятно составить эдакий "толковый" словарик. Хотя бы наиболее употребляемых слов. С тем чтобы таким образом освежить восприятие языка - напоминанием истинного смысла слов. Даже самый поверхностный анализ дает яркую конкретику. Например, "удовольствие" есть не что иное, как "воля уду".

Важно отметить, что подобная акция имела бы не столько литературное (т.е. отвлеченное), сколько самое непосредственное бытийное значение.

Конечно, вся идея о протоязыке - спекуляции и гипотеза в чистом виде. Я намеренно выстраиваю рассуждения от предположения, которое может оказаться ложным, так как считаю, что и в этом случае то, что нам удастся нащупать (хотя бы в виде вопросов об истинном положении вещей) является самоценным и, несмотря на то, что вся система, выстроенная на ложном основании, может рассыпаться в любой момент, у нас останется масса материала и наблюдений, которые нам удалось проявить и собрать именно благодаря идее ложной... Так к подсадной утке слетаются утки живые. Так благодаря алхимической идее о философском камне нащупано немало реальных закономерностей и собран материал, позволивший высказать гипотезы более реалистичные.

Усвоение языка ребенком напоминает настройку музыкального инструмента. С одной стороны есть определенные изначальные потенциальные формы выражения звука, а с другой есть некая вариация систем организации звуков.

Остается множество открытых вопросов. Например, феномен взаимопревращения гласных. Например, "о" в "ё". Каков смысл этих взаимопревращений? Может быть, они отражают определенное устройство нашего тела и процессов в нем?

Особая узкая, но чрезвычайная любопытная тема это анализ чисел. Един - один. Два - трещина. Три - то, что способно заделать трещину... И т.д.

И совершенно особая и глобальная тема на будущее - это то, как слова взаимодействуют между собой. Какие искры высекаются между первыми и последними звуками слов, какие силовые поля составляются при сближении конгломератов звуков, коими являются слова. Собственно живая речь.

Вообще, продуктивный анализ подобных сложных вещей вероятно возможен при создании определенного компьютерного метода. Грубо говоря, мы не должны ломать голову и пытаться уместить в своем ограниченном воображении многие и многие атрибуты и влияния. Мы должны поставить вопрос перед компьютером, который, руководствуясь "азбукой" анализа, описанного в данной работе, выдаст нам полный "перевод" и трактовку.

Еще о расах. Конечно, теоретически человек любой расы способен (особенно, в детском возрасте) воспринять язык любой другой расы как свой собственный. Однако было бы любопытно проанализировать самые тонкие особенности такого усвоения. Изучив эти нюансы, можно было бы, вероятно, более четко ответить на вопросы о существе расовых различий между людьми. И прочие вопросы, вроде тех, что смыкаются ли расы? имеют ли они общий корень?

Если, скажем, в разных языках имеются звуки и буквы абсолютно "непересекающиеся" и "неродственные", то, стало быть, это указывает на различие в самой природе рас - буквально на уровне физиологии. А различия, пожалуй, должны быть таким значительными, как, скажем, между землянином и марсианином. По крайней мере, тот факт, что в одних языках присутствуют такие звуки, которые совершенно чужды другим языкам, говорит о том, что Творец использовал как минимум разные сорта глины, когда лепил первых людей. Именно тогда, очевидно, "слово было плотью", - а не во времена Иисуса. Во всяком случае у интернационалистов и космополитов есть основание для оптимизма: насколько мне известно, у человечества не существовало и не существует языков принципиально различных по набору звуков.

Обращает также на себя внимания тот факт, что различия звуков лежит почти целиком в области "согласных". Тогда как гласные все произносят более или менее идентично. Пожалуй, и это может стать предметом для дальнейшего исследования.

Затем следовало бы обратить внимание, что большинство звуков человек осваивает лишь в детстве, а в младенчестве обходится лишь несколькими. Связано ли это с отсутствием у него зубов при рождении? - и т.д. Было бы интересно понять функциональность тех или иных звуков в самом узком прикладном смысле. Звуки ведь весьма определенно подразделяются на группы, - хотя бы в зависимости оттого, каким образом произносятся: губами, языком, дыханием. Звуки как своеобразный щуп, при помощи которого человек познает реальность. Причем, опять-таки, щуп в самом буквальном смысле. Вернее, это, конечно, не внешний щуп, а так сказать его метафизический аналог - все то, что преображается и систематизируется там - в некоем таинственном центре "я".

Таким же образом можно было бы прийти к выводу о том, что самым лучшим тестом на расовую идентификацию были бы некие языковые тесты, которые бы выявляли в какой степени конкретный язык естественен для того или иного человека. Это куда надежнее, чем измерять черепа.

Впрочем, по моему личному ощущению, которое дает мне элементарный опыт, в каждом человеке, независимо от расы и от различий в языке, а, следовательно, и в "физиологических самоощущениях", имеется нечто объединяющее, общее. Это общее лежит даже глубже физиологии... Может быть, это тот общий "дух жизни", тот "огонь жизни", который Создатель вдохнул в первых людей и который передается по эстафете, от человека к человеку, словно олимпийский огонь?

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
253409  2003-09-13 17:00:35
Дворцов
- Сотворение арийского мира ╚ОУМ╩. ╚О╩ - вертикаль вверх, ╚У╩ - вертикаль вниз. ╚А╩ - восходящая, ╚И╩ - нисходящая. ╚Е╩ - горизонталь, ╚У╩ - подземный ход Гласные динамика, согласные материя: мммм. Особое значение согласным (бездыханным звукам) придают ╚авелиты╩ - кочевые племена, а для оседлых народов важнее гласные. Протоязыки у разных детей Адама явно различны. Поэты, а каковы ваши ОщУщЕнИА?



Ссылка на Русский Переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100