Проголосуйте за это произведение |
Злободневное
02.XI.2006
О русском предательстве
В последние годы все более и более сосредоточенными
становятся размышления о том, каково же реальное содержание нынешней России
-
страны больной духовно и ослабленной физически. Так или иначе, во всех этих
рассуждениях речь идет не меньше, чем о стране, т.е. о некоем
сверхобразовании -
географическом, историческом, метафизическом. Делаются различные
констатации,
ставятся самые разнообразные диагнозы, предлагаются бесчисленные способы
политического и общественного лечения занедужившей Державы. Сама ли она
виновна
в собственных язвах или же была преступно заражена прокравшимся в ее дом
недоброжелателем, - об этом написано достаточно много работ, и все они в
определенной степени убедительны, даже если и являются плодом
недружественного
взгляда и эгоистичного ума исследователя.
Вместе с тем, практически все сентенции, адресованные
России,
исходят из уст индивидуальных - и адресованы слуху и разуму коллективному, массовому.
Здесь
есть определенный изъян. Он заключается в том, что любой аналитик - без
труда
и, кажется, уже привычно - примеряет на себя роль судьи, выбравшего для
своей
личной речи площадку, которая обычно возвышается
надо всей израненной и гноящейся поверхностью земли, которую мы зовем
Родиной.
А эта земля, безусловно, вправе
требовать от нас, чтобы мы называли ее именно так и никак
иначе.
Почему же возникает такое гнетущее неудовлетворение всем
тем,
что мы слышим и читаем сегодня о России? Ведь многое в негодующих словах и
мыслях весьма верно, хотя и склоняет душу читателя к тоске и отчаянию.
Конечно,
в них нет преображающего пафоса, а надежда на лучшие дни выглядит вполне
риторической фигурой. Однако суждения эти, по зрелому размышлению, страдают
еще
одним общим недостатком. В них рассматривается целое, но упускается из виду
часть, которая во множестве это целое наполняет. Часть больная, почти не
способная соединиться с себе подобной и очевидно ближайшей, сделать это раз
за
разом и в итоге предстать гармонично сложенным духовным и национальным
монолитом. Речь идет о русском человеке и о его тайной болезни, которую
обобщенно можно назвать так: русское
предательство.
Что же стоит понимать под этим почти оскорбительным для
нашего человека словосочетанием? Все то, что адресуется России, однако не
переносится на всякого русского человека, дальнего и ближнего, и уж тем
более -
не переносится исследователем на себя самого. Это может происходить в силу
удобного внутреннего компромисса с конкретными условиями, в которых человек
живет и думает, хотя заметим: всякий компромисс просто обязан иметь
вход в некое тактическое
"соглашение
о недобром" и выход из подобного - исключительно временного - соглашения. В противном случае,
компромиссная
жизненная практика становится комфортной и уже целенаправленно ведет
лишь к обустройству частной жизни.
С прискорбием скажем: все это касается многих речей и
поступков нашей патриотически настроенной интеллигенции, которая никак не
может
отделаться от чисто крестьянского, рачительного подхода к собственному интеллектуальному
хозяйству. Но если
для крестьянина такой
хозяйственный эгоцентризм во многом продиктован особыми
его
отношениями с землей, когда человек и его почва практически нераздельны, -
то
каждый, кто взял себе в качестве профессии работу ума, не вправе
пользоваться
крестьянской практикой и поистине обязан относиться к себе куда более
жестко,
нежели к обществу и собеседнику. Не требуй от человека больше, чем ты сам
способен совершить. Об этом важно подумать прежде, чем взгляд наш обратится
на
русского человека как такового, сегодня растерявшегося и почти утратившего
внутренний нравственный закон.
Русский милиционер, который пропускает чеченский автобус с
взрывчаткой и берет деньги за негласный проезд...
Русская девушка, что идет на работу к кавказцу: чуть выше
зарплата, но интимная связь с хозяином - обыденность...
Русский чиновник, практически убивающий всех тех, кто неделями и месяцами не может добиться
положенного ему по закону...
Русский законодатель, готовый за отступное продать в
чужие,
жадные руки реки и горы, поля и леса...
Русский офицер, безразличный к судьбе своего солдата или, хуже
того -
продававший его в чеченское рабство в период войны с волчьей
Ичкерией...
Русский солдат, убивающий боевого собрата за какую-нибудь
дрянь, вроде пачки сигарет, домашнего сала - или за не оказание должного
почтения старослужащему...
Русская мать, которая душит собственного новорожденного
младенца и прячет его бездыханное тельце в куче бытового
мусора...
И, наконец, самое обыденное и горькое: русский обыватель, способный
едва
ли не перегрызть горло своему соседу из-за житейской ерунды. Тут почти
Гоголь с
его ссорой двух Иванов, только желаемый результат этой бессмысленной схватки
-
бездыханный труп противника и полная собственная
безнаказанность.
Кажется, никогда еще не было столь большой розни на Руси.
А
может быть - у нас короткая память, плохое знание истории, грубая жизнь
- и
неуемная
любовь к своему телу, к своему почету, к своей выгоде и к своей власти над
ближним... Русская самость - это есть, во многом, существо русского
предательства. Сколь угодно много можно говорить о бедах
"матушки-России",
однако в таком случае наша Родина никогда не станет нам матерью, за которую
жизнь положить - долг выполнить. Ведь если нет у "самовитого" человека
земной жизни - то и
не
сможет он насладиться благами мирскими.
Стоит вспомнить здесь слова гражданина Минина: "Продадим
дворы, заложим жен и детей наших, но выкупим Отечество и Веру!" На деле же
-
мы все видим и все знаем: как национальная риторика легко совмещается с
самой
пошлой коммерцией; как высокие литературные слова соседствуют у одного и
того
же автора с бездарным, квазинародным опусом; как одни группы влияния на умы
схватываются с другими - и все они апеллируют к нравственности народной; как борцы
с
буржуазным чтивом почти с физиологическим наслаждением живописуют порок и
жестокость - дескать, вот картинка наших дней, якобы лермонтовское
"горькое
лекарство"...
Не Россия больна сегодня - болен русский человек. И теперь
самая главная задача для него - избавиться от внутреннего соответствия
неприглядному образу русского предателя. Важно постоянно соизмерять себя с
этим
страшным понятием, начало которого содержится в поступке Иуды, и стараться
избегать даже малейшего сходства с ним.
Очевидно, что бывают предатели иной национальной окраски:
грузинские, ингушские, татарские, еврейские, арабские - всякие... Не наша
задача вникать, как предают те или иные люди сердцевину своего национального
духа, память рода и веру отцов. У русского человека - своя боль, свои
надежды,
свои жены и дети. И свои заветы.
Не нужно забывать: русскому многое дано свыше и многое с
него
спросится там, за смертной чертой. Эта простая и не новая мысль должна стать
для нас неукоснительным правилом.
Вот тогда и будет сделан, быть может, самый главный шаг на
пути к нашей Правде. А все слова о возрождении и величии настоящей России
перейдут из письма и звука в поступок и судьбу.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|