Проголосуйте за это произведение |
Культура, 20 февраля 2010 года
Гимн бессердечности, или
праздник ограниченности
(записки по поводу сериала "Райские
яблочки")
Я не люблю сериалы и
неохотно
смотрю их. Даже несмотря на то, что иногда в них
развиваются интересные события, играют отличные артисты, я стараюсь не
начинать
смотреть тот или иной сериал. Но к сожалению, на
российском ТВ в основном идут фильмы, которые длятся месяцами. Мне жаль своего времени, мне не хочется быть привязанным каждый
вечер в одно и то же время у телевизора только для того, чтобы увидеть, как
какой-то денежный мешок зарабатывает себе вагон денег, как возвеличенный до
национального героя обыкновенный мошенник или грабитель разделывается с ему
подобными, как Маша любит Петю, а Петя в свою очередь любит Машину сестру,
которая любит не Петю, а Петиного друга и так далее. В большинстве
сериалах сюжет примитив, события предсказуемы и развязка ясна как божий
день.
Конечно, есть на телевидение иногда хорошие и трогательные программы. С
удовольствием смотрел программу "Лучшие годы нашей
жизни", профессионально поставлен сериал "След" на первом канале. На
телеканале "Страна" идёт отличная программа "Золотое сечение",
которую
ведёт Ирина Палей. Есть и фильмы, которые посмотрев, долго не можешь забыть.
Так было с фильмом "Царь" режиссера Павла Лунгина.
Получил истинное удовольствие от многосерийных фильмов "Таксистка" и
"Сваты".
Но это скорее исключение, чем правило. Огромная же часть транслируемого
времени посвящена бесконечным сериалам, у которых
не
проглядывается даже намека на скорый конец. Мне могут возразить, что на
Западе
тоже идут сериалы. Да, это так. К примеру, на RTL идет уже несколько лет сериал "Gute Zeiten, Schlechten Zeiten" ("Хорошие времена, плохие времена").
Как
правило, он идет до новостей, длится всего полчаса, а после него
транслируется
фильм или же какое-нибудь интересное шоу.
Так и на других программах. То время, когда вся семья собирается у
телевизора, посвящено серьезным программам, хорошим односерийным фильмам.
Здесь
уважают зрителя, очередной сериал не сменяет другой и примитив не имеет
никакого шанса появиться на экране.
Сериал "Райские
яблочки",
идущий на программе РТР-Планета, меня угораздило начать смотреть. Соблазнило наверное, хорошая завязка фильма. Задушевная песня, сцена, в которой встречаются два мужественных
ветерана, один из которых был главным врачом областной больницы, другой тоже
врач, но академик из Москвы. Казалось бы, смотри, наслаждайся.
Возможно,
получился бы хороший фильм, если бы за дело взялись знающие люди. Но из
хорошей
затеи получился, как сказано в названии, гимн бессердечности и праздник
ограниченности. Удивило, до какой степени люди, берущиеся ставить фильм о
давно
прошедших временах, не знают на самом деле этого времени. Фильм буквально
заполнен штампами и надуманными жизненными ситуациями. В фильме за
исключением
нескольких человек, сплошь и рядом живут изверги и бессердечные люди. Тетя
Шура
издевается над своей собственной племянницей, милая Катюша притворилась
беременной от Паши и испортила жизнь не только себе, но и его родителям. Её
мать, зная об обмане своей дочери, продолжает терроризировать семью Павла.
Мало
того, она едет специально за тридевять земель только для того, чтобы на
свадьбе
Павла и Кармен проклять их брак. Сами родители Наумовы, изгнав без причины
сына
из дома, несколько лет не пытались с ним помириться. Семнадцать лет Анна
даже
не проявляла интереса к внучке, дочери её единственного сына. В день похорон
Павла его родители не появились на кладбище, чтобы бросить горсть земли в
могилку, и справляли поминки отдельно от его жены и ребёнка. Да и Павел -
главный герой первой части сериала, оказался как человек не на высоте.
Умирая,
он на прямую предал Кармен, заявив, что прощает ей
её
измену и чужого ребёнка. Более тяжёлой мести за несуществующую измену трудно
себе представить. Он поверил сплетням и ушёл из жизни не оставив жене шанса
на
возможность доказать, что она была
всегда
ему верна. Своими предсмертными словами он убил будущее Кармен.
Гимн бессердечности
продолжался и во второй части фильма. Создалось такое впечатление, что
авторы
фильма усиленно хотели нам доказать, что хороших людей было мало в нашей
прежней жизни. Поэтому такие надуманные сцены, как приход Веры к женскому
врачу
на прием. По замыслу события происходят в областном центре. Откуда могут
знать
посетительницы поликлиники о том, что Вера забеременела, не будучи замужем?!
Ещё труднее было поверить эпизоду возвращения Веры из родильного дома.
Мальчишки,
представленные монстрами, злобно дразнят молодую мать с ребёнком на руках.
Что
хотели доказать этим эпизодом авторы фильма? Что у детей того времени
изначально отсутствовал элементарный такт? Что их не воспитывали должным
образом? Ситуация до такой степени надуманная и брутальная, что становится
неудобно не только за детей, но и за авторов фильма, наивно полагавших, что
так
на самом деле было. Глубокое заблуждение и опасное заблуждение. Опасно тем,
что, возможно, этот фильм смотрит молодёжь, у которых может сложиться
мнение,
что такое отношение к женщине-матери -нормально для
того времени.
Многие эпизоды фильма
фальшивы до обнажённости. Взять хотя бы эпизод с болезнью маленькой дочери
Павла и Кармен, когда у них не оказалось денег на лекарство, которое,
кстати, в
то время выдавалось по рецептам бесплатно. Это настолько высосано из пальца!
Не
могло этого быть, потому что Павел работал на стройке, а Кармен на заводе.
Работая вдвоем и воспитывая только одного ребенка, получая даже минимальную
зарплату, можно было неплохо жить. Поэтому так неправдоподобно смотрится
убогая
обстановка в комнате, годами не меняющийся один и тот же дешёвенький халатик
на
Кармен. Так жили в то время только семьи, где получку пропивали в
течении одной недели, а потом ходили занимать у соседей на
хлеб.
Авторы фильма
постарались
своих героев представить ограниченными людьми. Взять хотя бы Кармен.
Невольно
по ходу фильма у меня появлялось чувство, что она умственно отсталая. Разве
позволит здравомыслящий человек, даже несовершеннолетний, выгнать себя из
своего собственного дома. Но когда зрелая женщина, у которой нет денег на
лекарство для родных, подписывает купчую на свой собственный дом с
обязательством ежемесячно выплачивать определенную сумму продавцу, то есть
своей тете, тот тут уже явно засомневаешься в нормальности этой женщины.
Юные девочки, заканчивая успешно школу, одна за другой становятся беременными от случайных мужчин. Ставишь себе, естественно, вопрос, нормальные ли те девочки, которые буквально через пару вечеров ложаться в постель к малознакомому человеку? Не связано ли это с умственной ограниченностью? Я не собираюсь морализировать на тему нравственности. Ничего не вижу плохого в том, что женщина в силу определённых обстоятельств вынуждена родить ребёнка без отца. Но с другой стороны, я знаю, каковы были моральные устои в семьях того периода, о котором идет речь в фильме. Поэтому странно видеть, как молоденькие девочки, забыв всё, чему их учили родители, от чего предостерегали, о чём шептались со страхом с подружками, вдруг бегут на прием к женскому врачу. Какую цель преследовали авторы фильма этими повторяющимися эпизодами? Хотели предостеречь от поспешных шагов современную молодёжь? С этим они опоздали лет на двадцать Сейчас каждая 15 летняя девушка знает, как предостеречься от беременности во время секса.
В целом о фильме
складывается впечатление, что он снимался поспешно, нужные детали не
оговаривались и не анализировались. От этого столько досадных ошибок в
фильме.
Только несколько примеров: Лида идет с объявившейся бабушкой покупать платье
для завтрашнего выпускного бала. В палисадниках буйно цветёт сирень. Я
уверен,
что и сейчас в российских школах выпускные экзамены заканчиваются не раньше середины июня, а выпускной бал
планируется на его конец. Сирень же цветет в мае; Парторг собственной
властью
объявляет в персональной беседе выговор коммунистке Кармен, а в другом
эпизоде,
заводской партком исключают её из партии и парторг требует от неё выложить
на
стол партбилет. Не могло такого случиться. Во
первых,
парторг не мог самолично объявлять выговор. На это имели право партийный комитет или партсобрание.
Во-вторых, исключить из партии правомочно было только партсобрание, а билет
сдавался тогда, когда это решение утверждалось на бюро райкома партии; В
фильме
Вера и Оля рожают своих детей почти в один день, но дальше по ходу фильма
оказывается, что у Веры дочка на два-три года старше Олиных. Она бегает по
двору, ухаживает за бабушкой, а в это же время двойняшки Оли продолжают
сидет в
ясельках, пьют из бутылочки кашку и, похоже, еще не ходят; Удивительно
старомодно выглядит в фильме секретарь райкома. С папиросой в руке, с
военной
выправкой и заштампованной речью, она сидит в бедно обставленном кабинете,
интерьер которого не меняется в течении двадцати
лет.
И костюм на ней на протяжении десятилетий один и тот же.
Авторы фильма забыли о
том, что времена уже были не сталинские. В противном случае они не вытащили
бы
на свет такую одиозную фигуру, как заместитель директора по учебной части.
Времена, действительно, были не сталинские и поэтому совершенно
неправдободобно
выглядит сцена, когда по навету этой идиотской фигуры директора школы
увольняют
с должности только за то, что ее дочь родила ребёнка не
находясь с кем-то в браке.
Особенно много вопросов
возникает в связи с пропажей кольца. Оно случайно закатилось под комод.
Закатилось недалеко. Но в семье академика Наумова пыль под мебелью не
вытирается десятилетиями. Вообще, когда шел этот заштампованный эпизод с
потерей кольца, мне было уже ясно, что оно скоро найдется, а до этого,
кто-то
должен ответить за его пропажу. Но то, что кольцо так долго пролежит в куче
пыли, превзошло все мои ожидания. Смешно, если не было бы так
грустно.
Непонятен также и
принцип,
по которому отбирались артисты. Наверное, так же наплевательски, как и к
написанию сценария, постановке, подбору интерьера и всего прочего в фильме.
Если был бы серьёзный подход, то на экране не появился бы такой артист,
который
должен по замыслу авторов фильма играть соблазнителя санитарки Лидочки. Было
тошно смотреть на жесты, выражение лица, ужимки артиста, пытавшегося всеми
силами представить нам заправского Казанову. Его игра напомнила артистов
времён
немого кино в заигранных мелодрамах дореволюционных
салонов.
Я не знаю, какие условия рассчета у телепрограммы с авторами телепродукции. Но по фильму "Райские яблочки" очевидно, что рассчет идет за время показа. Поэтому авторы фильма растянули его на несколько недель. И телепрограмма РТР-Планета и авторы фильма обокрали таким образом своих зрителей. Украдено самое дорогое - время. Тягучие меланхолические сцены, примитивные диалоги, бесконечное смакование пьяных сцен тормозит действие, убивает на корню интерес к фильму. Всё что хотели авторы сказать в двадцати с лишним сериях вполне уместилось бы в трёх. Зато в фильме была бы динамика, смена сюжетов, напряжение.
Авторы фильма,
по-моему,
увлеклись показом негативного в жизни советского прошлого послевоенного
периода. Увлеклись настолько, что забыли об элементарной порядочности.
Вымысел
само собой должен присутствовать, но и вымысел должен
по меньшей мере выглядеть правдоподобно. На каких зрителей расчитывали
авторы?
На наивных простачков, не живущих в то время?
Думаю,
что не только я возмущался тем, что в фильме в областной больнице (!) стоят
ржавые койки, что на всех дверях, как правило, обшарпана краска, стены не
белены и обои ободраны. Создается впечатление, что в то время жили
бездельники,
пьяницы, сплетники, бессердечные и ограниченные
люди.
Когда закончилась
восьмая
серия "Райские яблочки" (жизнь продолжается), началось документальное
кино
о съёмках фильма "Экипаж", в котором снимались такие легендарные
артисты,
как Жжёнов и Филатов. Он начинался тоже с кадров хроники, в которых сняты
улицы
Москвы, демонстрация, трибуна мавзолея с "великими" вождями, идущий в
поле
комбайн, трудовые будни страны. Точно так же, как в начале фильма "Райские
яблочки". Эти кадры, действительно, стали штампом. Но во втором случае,
после
титров фильма и этих (исторических) кадров, начался увлекательный рассказ о
том, как снимался фильм, как подбирались артисты, как строились
комбинированные
сцены. Забылись заезженные кадры начала и, получая удовольствие, смотрел с интересом не отрываясь до конца. Фильм
"Райские
яблочки" еще раз доказал мне, что лучше сериалы не смотреть. Много
полезней,
если ничего интересного по телевизору не идёт, взять в руки книгу и спокойно
предаться чтению.
Проголосуйте за это произведение |
|
О недостатках текста. К сожалению, встречаются длинноты и прямые ошибки. Например, в первом абзаце автор пишет: "Конечно, есть на телевидение иногда хорошие и трогательные программы. С удовольствием смотрел программу "Лушие годы нашей жизни"..." Правильно будет: "на телевидении". В этих двух предложениях автор повторяет однокоренное слово "программы", "программу". Слух режет. Во втором случае это слово вообще можно опустить без ущерба для смысла. И так всё ясно. Второй абзац. Читаем: "Соблазнило наверное, хорошая завязка фильма." А нужно: "соблазнила", и "наверное" с двух сторон запятушками выделить. Ввводное слово. Далее автор пишет о том, что "получку пропивали в течении одной недели". В данном случае "втечение" следует писать в одно слово. Это предлог. Если бы речь шла о течении реки, тогда др. дел. В остальном - хор. Растёшь, Валдемар. Жму лапу, Ыыгыльгын.
|
---------------------------------------------------- Браво! Не всякий способен придумать оригинальный предлог! ............................... .......В Т Е Ч Е Н И Е......... Предлог придумал я удобный Получку разом пропивать. ╚Втечение╩ - вот термин годный, Чтоб слова ╚пьянка╩ избегать! - ╚Втечением одной недели╩ Запой недельный назовешь Текли ли трубы иль горели, Уже тогда не разберешь! - ╚Законом связанных сосудов Все объяснимо! говори. Что убавляется в посуде, То прибавляется внутри!╩. - Соврешь начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, запотевший бок бокала, Закуска, выпивка ... фонарь! - Константин Штемлер
|
Прошу простить. Чукча не знаток, чукча стрелок. В. Э.
|
|
http://www.lawmix.ru/docs_cccp.php?id=8216 Народный Комиссаръ по просвещенiю А.В.ЛУНАЧАРСКIЙ
|
|
|
|
Но, похоже, чукча щекотки не боится... P.S. А ведь и верно: невозмутимость - это положительно добродетель! Иные, к примеру, могут положив руку на сердце с независимым видом закинуть руки за спину, закрыв глаза на грамоту, блох созерцать и вещать как в рот воды набравши...
|
- признать излишним написание буквы ь в конце слов после ж и ш, ч и щ в именительном и винительном падежах единственного числа женского рода (рож, ноч, плеш, вещ), во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени (ходиш, даш), в окончании наречий и союзов (лиш, сплош, настеж), в неопределенной форме глагола (толоч, убереч -- толочся, уберечся); - после ж, ш, ц писать ы: жыр, сушыть, станцыя; - после ж, ш, щ, ч, ц под ударением писать о (жорнов, шол, течот); - в дательном и предложном падежах слов женского рода типа Мария и в предложном падеже слов мужского и среднего рода типа Василий, здание писать по общему правилу не и, а е. Как бы там ни было, впоследствии (в чем? в последствии!?) этот пункт 13, а также пункт 5 (об использовании горемычной буквы ╚ё╩) были отклонены и не вошли в декрет Совнаркома ╚О введении новой орфографии╩ от 10 октября 1918 года за подписью Бонч-Бруевича.
|
Спасибо автору за рассказ "Дождь виноват". Встревожило, что с 19 часов одного дня до 9 часов следующего появилось и функционировало несколько слегка нетрезвых компаний: в баре, в вагоне поезда. Надеюсь, что это флуктуация, надеюсь, что скоро выйдет Солнце. С поклоном.
|
|