Проголосуйте за это произведение |
24 октября 2008
года
Поэзия
Злободневное
Хищный заяц
Зайчишка серенький, слетав за океан,
И там усвоив местные порядки,
Решил, что хищником отныне будет сам
И что с него тогда любые взятки гладки.
"Я, - закричал он, - жажду перемены!
Дрожите все!.. Бегите кто куда!
Коль надо, сокрушу дома и стены,
А доведется, так и города!
Не в радость мне к обеду лист капустный;
Мне мяса подавай, а не морковь!
Охотник я с известных пор искусный,
И нынче же пролью живую кровь!"
Сказавши так, схватил Ежа за пятку,
Мышь укусил. "Ну, - думает, - теперь,
Глядишь, и Волка призову к порядку,
Коли и сам я буду лютый зверь!"
О хищном Зайце слух идет по миру,
Дивится свет, послы к нему спешат,
Поют осанну новому кумиру
И помощь небывалую сулят.
Орел презентовал ножи и вилки,
Чтобы сподручней резать было дичь;
Кабан - горилки, двадцать две бутылки,
В расчете на солидный магарыч;
С карпатских гор шлют крымскую мадеру,
С морей - бочонок шпрот... И вот
Косой на дóбычу идет,
Утратив прежний страх и меру.
Тут Волк его поймал и говорит:
"Любезный друг, я на тебя сердит;
Здесь все мое!.. Так по какому праву
Ты учинил в лесу моем расправу?
Ужель ты возомнил, что я тебе в угоду
Сам тотчас перейду на хлеб, бобы и воду!
Иль ты забыл, кто я?! Иль сил невпроворот?
Иль мало у тебя иных забот?
Постой, с тобой я посчитаюсь..."
От страха еле жив, дрожа и заикаясь,
И в оправданье что-то бормоча,
Косой привычно задал стрекача...
_____
Для публики мы говорим с поклоном:
Не Зайцу все ж по волчьим жить законам;
Ему бы лучше проявить сноровку,
Когда в норе он кушает морковку.
Проголосуйте за это произведение |
Перекликается, между прочим, с "Волком на псарне" Ивана Андреевича, и тут же мысль возникает, много раз цитированная на этом форуме: ничему-то не научилось человечество за тысячи лет. С тех пор, как научился человек обжигать кол на костре, чтоб был он потвёрже, с тех пор и воюет он с соседями, а дружит с соседями соседей и конца-краю этому не видно... Вот какие грустные мысли посетили меня, прежде чем нажал кнопочку. В. Э.
|
|
╚Зайчишка серенький, слетав за океан, И там усвоив местные порядки, Решил, что хищником отныне будет сам И что с него тогда любые взятки гладки╩ это установка. Но, как рядовой читатель, выражение ╚слетав за океан╩, могу воспринять, как нечто вроде рифмы. ╚Здесь все мое!.. Так по какому праву ты учинил в лесу моем расправу?╩ ╚Расправу-не- расправу╩, а почему бы не "учинить" порядок? Это ведь благодаря трусливым зайцам Волки властвуют, покоряют, унижают и прочая, прочая ╚ют╩. А каков вывод? ╚Не Зайцу все ж по волчьим жить законам; Ему бы лучше проявить сноровку, Когда в норе он кушает морковку╩, то есть, зайчик, посапывай в две дырочки. Дело не в ╚волчьих законах╩... "Волк на псарне" - не лучшая басня Крылова. Она была актуальна для Отечественной, а потом в школах замылили из патриотических соображений. А какое там обобщение? И в той, и у Вас - случаи, а басня - это типизация. Из-за этого и резонанс случается. Мировой. Я бы, Сударь, хотела видеть более широкий смысл человеческий. Вот когда ягнёнок смел ╚мутить питьё с песком и илом╩, это типично, а здесь, простите, я типичности не вижу. Не знаю, сумела ли я убедить.
|
Что касается вторичности твоего сюжета, то оппоненты твои, Олег, слегка упрощают проблему. На самом деле, драматургических сюжетов насчитывается в мировой литературе всего 54 и все они были использованы баснописцами еще античных пор, дошедшими до нас под собирательным именем легендарного Эзопа. Здесь даже было бы уместней провести параллели с басней С. Михалкова ╚Заяц во хмелю╩, тоже являющейся русским переложением древнегреческой истории о животных, нежели с крыловскими версиями. Ибо у Ивана Андреевича все-таки конфликты сильных личностей выходят на первый план, а у тебя, согласно веяниям новорусского бесполого времени, нет героя, есть Гамлет-размазня фигура в мировой драматургии весьма редкая, а уж в баснях, где драматургический сюжет является базовой основой, и вовсе уникальная. Если следовать логике примата сюжета в литературном тексте, то всякий американский блокбастер есть шедевр литературы. Если следовать логике примата характера и образа, то твоя басня произведение высокой литературы. Однако, свойство басни состоит в том, что она, по сути своей, является жанром площадной литературы, а потому правильнее всего оценивается не личностями, а массой, от имени которой может говорить каждый, кто захочет. А хотят чаще всего высказаться те, кому важна не соль басни, а стремление себя показать. Отсюда умничанье и глубокомыслие Эйснера, туманность намеков его и прочая внелитературная хренотень. Для меня твоя басня история русско-грузинской войны сего года с агрессором-инфантилом Саакашвили. При этом, история эта передана нам не сторонним наблюдателем, как было это у тебя в предыдущих баснях, а сквозь призму видения равно как грузинского, так и осетинского и русского народов. То есть перед нами несомненный рывок в выбранном тобой жанре. Очень советую познакомиться с книгой великого грузинского сказочника и баснописца Орбелиани ╚Зеркало мудрости╩, людям твоего поколения практически неизвестной. При внимательном чтении анималистических сюжетов (они все в прозе) окажется, что ты с твоим талантом стихотворца можешь создать целую галерею современных типов и тем прославишься.
|
|