Проголосуйте за это произведение |
Злободневное.
12
ноября 2016
На Пятничном вечере 11 ноября 2016 г. главным редактором старейшего литературного русского интернет-журнала была зачитана статья Иннокентия Федоровича Анненского "Достоевский".
Семнадцать лет назад, я оставался вечерами в институте и сканировал статьи для интернет сайта "Современная русская мысль".
Еще не было "Русского переплёта", не было толстых журналов в Интернете, а русская литература была представлена русскоязычными конкурсами и сайтами под пролеткультовскими девизами "Классика устарела".
В моде были ушедшие ныне в небытие бездарные кривляния Марата Гельмана, неталантливые литературные "заголения" Виктора Ерофеева ("Русские цветы зла"), всякого рода "слависты" подъедающие гранты в Европе и в Штатах Северной Америки на славе великой русской литературы 19 века, затаптывая ее в грязь, псевдоисторики русской литературы переписывали советские учебники, которые составлялись такими же как они литературоведами (Поймал себя на том, что никак не могу вспомнить их имён - слава Богу!).
Вот что писал однофамилец замечательного русского писателя Венедикта Васильевич Ерофеева в своих "Цветах зла":
"В русскую литературу вписана яркая страница. Классический роман XIX века уже никогда больше не будет учебником жизни, истиной в последней инстанции. Внесены зубодробительные коррективы. Чтобы выразить силу зла, в русскую литературу пришло поколение далеко не слабых писателей."
И этот человек почти 10 лет проповедовал свои эпатажные взгляды на канале "Культура", куда и сейчас нет дороги настоящим русским писателям.
Все эти скороспелые литераторы и литературоведы, ради славы (хотя бы и геростратовой) двигали вперед дурацкую наивную гуманитарную идею о прогрессе в Искусстве. Идея эта списана из совершенно другой сферы - сферы научно-технического прогресса. Эти ребята так заигрались в любимую игру шестидесятников "физики и лирики", что вдруг возжелали равенства. В их "эвклидовых" (слово придумал Ф.М.Достоевский) мозгах возникла схема, что мол подобно тому как на смену реализму 19 века пришел импрессионизм, потом постимпрессионизм, потом кубизм, потом... А, скучно все это! Люди сходите в храм и посмотрите на любую икону - что там изображено, господа атеисты? Там изображено то, чего - НЕТ!!! С вашей точки зрения - НЕТ! Какой же прогресс, если живопись последнюю тысячу лет живет как символическое, абстрактное, формальное искусство!
Так где же прогресс? Малевич рисует не абстрактную картину, а по его собственному выражению - ИКОНУ!. История искусства это не эволюция и не прогресс - это пазл, который собирается всеми гениями от поэзии Сафо до Николая Рубцова одновременно.
Но если это так, то сделайте следующий шаг и подумайте какой божок изображен на ваших современных полотнах?
Только не надо возмущаться - причем тут Достоевский? "Раскривите" свои эвклидовые мозги - прямое отношение имеет! Вот уж вторую сотню лет мы проходим мимо Достоевского - создателя новой формы литературного романа и одного из создателей русской философии.
Лет 20 назад, мне попалась в руки книга Иннокентия Анненского. Я был поражен, насколько близки были мне мысли человека, которого называли отцом "Серебряного века" (сами поэты серебряного века), и мысли которого были в основном отвергнуты, теми самыми поэтами в большинстве.
Вот поэтому вчера, на дне рождения Ф.М.Достоевского в "Русском переплёте", я читал полностью статью Иннокентия Аненского о поэзии Достоевского.
А слушали меня - Дима Кувшинов, Юрий Проскуряков, Кирилл Рожков, Наташа Ковба и по планшету поздравляли Наталью Арбузову, у которой в тот же день тоже был день рождения.
Остальные московские поэты не дошли - завязли в серебряном веке. Жаль.
ЛИТЕРАТУРА.
Иннокентий Аненский, "Достоевский"
Проголосуйте за это произведение |