Проголосуйте за это произведение |
Я спускаюсь по полуразрушенной лестнице старого города, приютившегося в самом центре современной столицы.
Голова полна всевозможных идей, разбросанных в таком беспорядке, что даже тридцати пяти градусная жара отходит на второй план перед моими мыслями.
Их миллионы, миллиарды, триллионы ...
С мимолетной скоростью, с умопомрачительной силой, врываются, кричат ....
Бешенные, сумасбродные, дикие; через минуту - успокаиваются, превращаясь в шелковую нить души, плетут тишину, сладкие иллюзии и теплые образы ...
Какая приторная скука, хотя уже нет, - я вижу небо, прозрачно голубое, жмурясь, поднимаю глаза еще выше и вижу солнце, яркое и жгучее! ... Солнце, небо ...
Думаю не о чем, а вместе с тем обо всем вместе.
... смешная, грустная, слишком пафосная, слишком глупая ... простая - вот то, что нужно!
Простая про счастье, простая про любовь, простая про облако, которого не найти в полдень на южном небе ...
Сложная! Сложная про кибернетику, сложная про астрономию, сложная про преломление света ...
О чем думать? Что делать? Идти ...
Поток суетливых и отчаявшихся мыслей; они блекнут, исчезают, испаряются - слишком жарко - и нет ни одной, хотя не правда, есть одна, довольно простая, истинно правдивая, посоветовавшая мне " открыть глаза " и посмотреть на окружающие меня предметы ...
Мой взгляд остановился на дубовых воротах скромного дворца Ширван - шахов, миниатюрной копии сказочных замков, и я поняла, что старый город - это все, что я хочу видеть в данный момент, все о чем я хочу думать и вспоминать в холодные зимние вечера ...
Открылось второе дыхание, пришло вдохновение, спасительное счастье, окрыляющее чувство, испытать которое хочется еще и еще раз. Нет вдохновения - нет гармонии, потому что мысль не слушает сердца, а душа терзается сомнениями ...
Но у меня нет сомнений, потому что я оказалась именно там, где могу быть честной с самой собой.
Древний, мудрый, теплый город: сколько взглядов, жестов и речей впитали в себя его многовековые стены, обвитые плющом и тайнами.
Маленькие оконца теснящихся домишек, узенькие улочки и приветливые старцы. Здесь ты можешь не притворяться и не лицемерить, потому что ложь кроме тебя тут никому не нужна, здесь ты отдаешься в руки фантазии, вспоминаешь о рыцарях и прекрасных дамах, о властных правителях, колдунах и алхимиках, здесь ты задумываешься о жизни и вечных ценностях, замечаешь то, на что бы никогда не обратил внимание, идя по шумной улице и отмеряя взглядом этажи небоскребов ...
Я погружаюсь в это пространство, в этот бесконечно интригующий мир и получаю заряд невероятной энергии и положительных эмоций ... куда делась головная боль, сетующая на жару и пыль, раздражительность и усталость? ... ищу, но не нахожу, казалось бы, самых типичных своих проявлений! Сладкое ощущение, заставляющее невольно улыбнуться!
Мне под силу любые преграды и любые испытания, хотя о каком испытании можно говорить, когда ты с упоением рассматриваешь безделушки на лоточках маленького магазинчика, ровесника города, и слушаешь о них легенды старика-хозяина, мерно поглаживающего бороду ...
Невозможно не любить покосившиеся черепичные крыши и резные ставни с цветными стеклышками, вывески над входом в чайные и маленьких собачек, прячущихся от солнца в тени чинар.
Бродя по теплым улочкам и жадно рассматривая замысловатые узоры на цветных коврах, украшающих маленькие точеные балкончики каменных домов, следя за озорными лучами солнца, весело играющими в кронах деревьев и бросающих разноцветные блики на стекла, я вспоминаю восточную лирику, и сразу на ум приходит рубай Омар Хайяма, один из тех, которые воздают вечную хвалу Бахусу:
Когда я чару взял рукой и выпил светлого вина,
Когда за чарою другой вновь чара выпита до дна,
Огонь горит в моей груди и как в лучах светла волна,
Я вижу тысячу волшебств, мне вся вселенная видна.
Непосвященный в тонкости восточной культуры, сразу же найдет в четверостишье богохульные ноты и мгновенно обвинит в никчемности религиозные догмы ислама, но такой невежда вряд ли будет задумываться над истинным смыслом стиха, а тем более над тонкостями поэтики Востока.
" Как же так, - скажет " знаток " - Аллах запретил мусульманам употреблять вино, так как оно затуманивает рассудок и толкает человека на греховные деяния, а поэты во всю прославляют этот виноградный напиток! Неувязочка ".
Суть в том, что речь идет об этической стороне культуры виноделия и употребления напитка, речь идет о красоте тех традиций, которые сопровождают эти процессы, но не об одурманивающем, хмельном напитке, употребляемом в неограниченном, диком (!) количестве Омар Хайямом или, скажем, Низами Гянджеви, после чего им кажется, что они видят мир с высоты птичьего полета (конечно, я немного утрирую, но, по-моему, именно так многие воспринимают подобную поэзию).
Все должно быть в меру! - вот в чем одна из истин, следуя которой, после глотка вина, ты станешь вести себя честнее перед самим собой и чувствовать разницу между злом и добром (истина в вине), а не нести бессмыслицу и совершать дикие поступки, выпивая бокал за бокалом, - " здравый разум лучшей ведет нас из лучших дорог! " (Абулькасим Фирдоуси)
Отличие восточной поэзии от поэзии других культур заключается в том, по моему мнению, что красота стиха, образованная искусным сплетением слов и рифм, обязывает на красоту внутреннего содержания произведения. Гармония не должна вызывать сотни вопросов, ею должны наслаждаться.
Я не просто так заговорила о поэзии и вообще о культуре Востока, описывая впечатления от соприкосновения с историей и древностью, но во время моего пребывания в старом городе, внутреннее состояние и мысли, приходящие в тот момент, слились в такой гармонии, что параллель с упоительными впечатлениями от стихов Омар Хайяма сразу же пришла мне в голову.
И это истинная правда: невозможно не любить старый город, свое прошлое, невозможно не чувствовать дыхание ветра, несущего запахи пряностей из маленькой пекарни, невозможно не ощущать абсолютную идентичность ценнейших частиц своей души с загадками, случаями и историями, правдивыми или выдуманными, произошедшими много лет тому назад на этой улочке, в этом доме, у этого финикого дерева, или не происходившими вообще, но бережно хранящимися в наших сердцах, в сердцах людей современности, даже и не подозревающих об этом. Главное не пренебрегать этим ценнейшим кладом.
Только тогда, когда, ощутив гармонию и познав свою душу, определившись в стремлениях и сформировав индивидуальные ценности и нравственные устои, поверя в себя и в Бога, ты сможешь понять, что означают эти две строчки:
Огонь горит в моей груди и как в лучах светла волна,
Я вижу тысячу волшебств, мне вся вселенная видна.
Чтобы свершился момент истины, должны совпасть множество обстоятельств.
Что касается меня, то я уже определилась с обстоятельством места ...
Проголосуйте за это произведение |
|