Проголосуйте за это произведение |
Для того чтобы явилось в свет
какое-нибудь крупное зло, нужен один день,
а чтобы стереть его с лица земли,
потребуется несколько столетий. (Л. Блан)
"Если бы ложь, подобно истине,
была одноликою, наше положение было бы
значительно легче.
Мы считали бы в таком случае достоверным
противоположное тому, что говорит лжец.
Но противоположность истине обладает сотней
тысяч обличий и не имеет пределов. ( М. Монтень)
Вступление
Лживый мир не родился бы, если бы однажды лживый человек не произнес лживое слово, которое перевернуло мир, заставило людей говорить, не понимая смысла слов, думать, не отдавая отчета своим мыслям, видеть то, что на самом деле является всего лишь призрачной реальностью. Жизнь приобрела новый смысл, новый облик, каждый предмет, каждое слово, каждый человек имеет своего двойника, а некоторые и вовсе трансформировались в хамелеонов, лживых и двуличных. Нет гарантии, что такой идеализированный мир никогда не проникнет в реальность, поэтому актуальность проблемы данного общества является далеко не теорией, но истиной, на которую никто не имеет права закрывать глаза. Да, это страшно и мучительно, но это правда, хотя правда порой и лицемерит.
Вот и случилось " невероятное " : кто-то создал такой мир - другой мир - создал искусственно, на бумаге, но сотворить из ничего почти не под силу человеку, несмотря на все его духовные возможности, значит, есть эталон портрета эпохи - это мир, настоящий мир реалий! Так кто же этот мастер и что за общество он создал? Это Вильям Шекспир, писатель, которым я никогда не устану восхищаться, и его художественный мир Эльсинор. Вот оно, дитя лжи, успевшее донести свои " истины " до питомцев зла.
Эльсинор - реальность, лишенная дара речи, но эту функцию за нее выполняют другие, нет, не люди, а эмоции и страсти, лишенные стыда и не скрывающие отвратительную правду ... Эльсинор - это невероятный лабиринт, это замкнутое пространство, это жизнь сферической формы - как бы высоко не поднялся, никогда не устоишь и скатишься обратно в потоке бесчеловечья, ты не можешь взлететь, потому что нет простора для полета, но те, которые постигли науку Эльсинора, достигая вершины купола шара, обретают свой самый страшный образ; Эль-си-нор - прекрасное сочетание звуков, но это лишь видимость, это отравленное пространство, в котором все возможные щели давно уже не пропускают света, потому что паутина лжи настолько глуха, что, пожалуй, даже самое святое желание не разобьет ее толщи, - это мертвая жизнь, породившая монстров, отвратительных уродов с грязными помыслами, душами и поступками. Каждый герой уже при рождении обречен на ад в душе, почему? Добро и зло - это уже не две борющиеся крайности, это уже заведомо решенный спор в пользу того, что летает на крыльях, потому что размножается со скоростью света.
Здесь нет действий, подчиняющихся нравственным идеалам, все косвенно, все перевернуто с добра на зло.
Гамлет сделал свой выбор: он воссоединил видимость и реальность,
но сделал это огромной ценой, ценой самого хрупкого
человеческого сокровища - души.
Быстро прозреть может слепой, а зрячему, чтобы увидеть (!) правду нужно время и сила души.
Не кажется сударыня, а есть.
Мне " кажется " неведомы ...
Ни слезы в три ручья, ни худоба,
Ни прочие свидетельства страданья
Не в силах выразить моей души.
Вот способы казаться, ибо это
Лишь действия, и их легко сыграть ...
В университете мир представлялся Гамлету идеальной моделью, где все имеет смысл жить, но, войдя в опочивальню порока и злословия, герой понимает, что за красочным занавесом благополучия на сцене жизни Эльсинор играет отвратительнейшую пьесу в мире, в которой " с похорон на брачный стол пошел пирог поминный " . Гамлет задумывается над понятиями " преданность " и " измена ", " вы сделали такое, что угашает искренность и стыд " . Принц недоумевает: разбиваются его идеалы, он увидел совсем не живописные картинки своей Родины, а пошлейшее из предательств - свадьба матери и дяди после двухмесячной " скорби " по умершему мужу и брату. Истинны лишь душевные страдания. Жестокий удар, но это лишь начало ...
Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь свет в своих стремленьях!
Безусловно, первое потрясенье поражает душу Гамлета и ему противен весь мир. Принцу кажется то, что на самом деле должно не казаться, а быть, он уже начинает видеть правду, но пока это только на интуитивном уровне.
Выходит наружу порочность мира, Гамлет осознает, что лживость и пустота сло′ва - это нормальное явление: все льстят и все актеры.
Приведя в пример всего лишь один диалог, можно убедиться в том, как далеко в своих стремлениях и мыслях могут стоять друг от друга два на первый взгляд похожих человека, один из которых питомец Эльсинора.
Гамлет: Да, конечно, Дания - тюрьма.
Розенкранц: Тогда весь мир - тюрьма.
Говоря об одном и том же, приятели думают абсолютно по-разному: Гамлет, без малейшего намека на философию, провозглашает то, что видел своими глазами, он может привести множество доказательств, но не хочет шутить и играть в умствования; Розенкранц, университетский друг принца, прошедший ту же философскую школу, понял реплику Гамлета, как намек на философию и просто довел ее до мировоззренческого абсурда.
Ни один из друзей Гамлета так и не понял, в чем заключается причина " перемен " героя. Итак: одному казалось, что все игра, а другой видел, что игрушками в этом мире становятся священнейшие истины.
Гамлет, с холодным спокойствием, слышит о предательстве друзей, " таким образом, моя догадка предупредит вашу откровенность и ваша верность тайне короля и королевы не полиняет ни перышком " - сарказм, который кажется " друзьям " не понятен или они делают вид, что не поняли смысла слов.
Предательство в трагедии перманентно: его не ждут - оно уже присутствует, как главный герой; ложь ничего не предпринимает для того, чтобы появиться, потому что уже давно засело в душах людей и не волнуется о том, что будет не востребовано - это против правил. Но есть у предательства очень большой недостаток - оно всегда выдает себя само.
Гамлет начинает игру в марионетки, выбирая тактику заблуждения.
Гамлет - Полоний:
Г: Видите вон то облако в форме верблюда?
П: Ей - богу, вижу < ....>
Г: По-моему, оно смахивает на хорька.
П: Правильно: спинка хорьковая.
Г: Или как у кита.
П: Совершенно как у кита.
Период игр не кончается на этой " сатирической " ноте. Очень часто, перечитывая трагедию, мы задаемся вопросом о сущности, о реальности любви в произведении, и нередко мысль, что любовь - хорошо замаскированная игра, посещает наш разум. Пришел и ее черед сыграть свою роль, но что в трагедии любовь: видимость или явь? Одни видят в безумном поступке Гамлета, прыгнувшего в могилу, предназначенную для погибшей Офелии, любовь истинную и великую, другие считают поступок Гамлета нелепостью, третьи ничего не говорят, а пишут своего " Гамлета " . Я привела примеры реакции людей на трагедию в разные времена, но что говорит двадцатый век? Я понимаю, что рассуждать о любви трудно и нелепо; очень сложно понять, какова любовь в трагедии: Офелия и предает, и любит, она и восторгается и полностью отчаивается, но самое страшное в том, что, уповая на небесные силы, " О, помоги ему, всеблагое небо! " , она не ищет исцеляющее средство, противоядие для Гамлета в своей душе; инфантильность и абсолютное бездействие Офелии вводят в заблуждение не только читателя, но и Гамлета (в первом диалоге с Офелией он заканчивает две свои реплики противоположными по смыслу словами: " я вас любил когда-то ", " я не любил вас ").
Офелия - чрезвычайно сложный образ, говорить о ее преданности и любви, мне кажется, бесполезно, учитывая ее сумбурные речи в припадках безумия, нелепые, но невероятно мудрые, и я бы сказала разоблачающие; иногда мне кажется, что мы трактуем появление Офелии в трагедии неверным образом: ее роль не в предательстве и даже не в любви - возможно, ее устами в некоторые моменты глаголет шекспировское " я " . Но содеянного не воротишь: она поддалась на уловку отца и не стала бороться за счастье. Предала.
Да, Эльсинор легко спутал карты, но бумажный домик очень непрочен, любое дуновение ветра способно разрушить его каркас.
Безумство овладевает душой принца, в тот момент, когда он живет мщением. Он убивает Полония (для меня этот поступок был непредсказуем). Жестокое и безрассудное преступление повлекло принца в мир порока. Он убивает, играючи, и тем самым отрекается от разума.
Прощай, вертлявый, глупый хлопотун!
Тебя я спутал с кем-то поважнее.
Не кровь запачкала душу Гамлета, это зло проросло в ней. Он открыл для себя театральный занавес Эльсинора и увидел ужасную картину: актеры сняли маски, а лица их далеко не излучают свет благородных намерений. Идея мщения опьянила героя, за убийством следует отправка предателей-друзей на верную смерть, " многообещающий " разговор с Горацио (акт V сцена II), " я сам сотру его с лица земли " , но он не чувствует себя виновным, для него все решения являлись единственно правильными - в этом- то и заключается ловушка зла, поймавшая в свои сети еще одну жертву.
Мне не давала спать какая-то борьба внутри ...
Как часто нас спасала слепота ,
Где дальновидность только подводила !..
Гамлет комментирует свое приключение на корабле, говоря о " слепоте " , но опять в игру вступает загадка: идет ли речь о том, что по велению судьбы, в темноте, Гамлет перепутал конверты и предупредил свою смерть, или смысл заключается в " слепоте " , как реакции на несправедливость - закрыть глаза души и сердца и пропустить мимо себя поток всемирного зла, жить дальше без душевных терзаний, боли и отвращения ...
Что выбирает Гамлет? Смириться или продолжать бороться? Но пришло время бороться с самим собой, пришло время разобраться в себе, искать зло в своих помыслах ... трудно остановиться! Мосты сожжены, хотя возможно где-то принца и дожидается одинокий парусник, последняя надежда, но Шекспир, буквально взрывает конец драмы чередой убийств, признаний и разоблачений, диких и шокирующих, безнравственных и подлых ...
Эпилог
В невероятно фальшивой реальности жить с незнанием мира (жизнь в Университете), задавать вопросы, ответы на которые ты знаешь, но, углубляясь в их смысл, разочаровываешься даже в самом существовании предмета рассуждений, искать истину, говорить правду в лицо человеку, надевшему маску, - видимо, именно таких условий " достоин " герой, ищущий справедливости в бесправедном мире. Он умирает не от укола шпаги, и Шекспир предугадал конец ...
Зло в людях, точно море,
Не перестанет бушевать, покуда
Не обессилит самого себя.
Зловещий ветер Эльсинора, подхватывая мысли и речи Гамлета,
разносит их как пепел, взамен отдавая избыток зла, но, не давая ответа, не давая
объяснений, молча ... за этим молчанием - стена, о которую разбиваются души, разрушаются жизни, погибают чувства ...
Проголосуйте за это произведение |
Но не думаю, что Шекспир аккуратно написал план сочинения и "воплощал замысел", Остапа просто несло.
|