Проголосуйте за это произведение |
Новые книги наших авторов
29 декабря
2013 года
Интервью взял Сергей Коновалов.
Книгоиздание
Как живёте, "Земляки"? (
к выходу в свет сборника рассказов и миниатюр Алексея
Курганова)
В подмосковной Коломне, в издательстве "Серебро слов" вышла книга коломенского прозаика Алексея Курганова "Земляки" (рассказы и миниатюры). Наш внештатный корреспондент встретился с автором и задал ему несколько вопросов.
- Алексей Николаевич, во-первых, хочу
поздравить с наконец-то вышедшей книгой. Мой первый вопрос, касается не
собственно сборника. В предисловии, написанном Сергеем Калабухиным,
говорится, что вы, помимо прозы, пишете ещё и стихи. Я сразу вспомнил, что у
вас
в этом году была публикация стихотворения в московском "Журнале ПОэтов",
но, честно говоря, не думал, что всё это так серьёзно...
Курганов: и правильно подумали. Что касается моих занятий поэзией, то в них действительно нет ничего серьёзного. Как сказал Белинский, "уметь писать стихи - не значит ещё быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательствами этой истины.". Лучше и не скажешь! Есть сочинители рифмованных строчек, такие, как я - а есть поэты, например, такие, как наш коломенский Вадим Квашнин. Сочинителей-рифмовальщиков - тучи, и они и останутся на уровне рифмовальщиков (говорю это им не в укор, а просто констатирую факт), а вот поэтов - единицы. Так было, так есть, так и будет.
- Понятно. Теперь о книге. Я ещё до её
выхода прочитал много ваших рассказов и миниатюр, и здесь, в "Земляках",
к
сожалению, не увидел таких "сильных" текстов, как "Листья прелые
(Карпатская сага)", "Апокалипсис местного значения" и некоторых
других...
- И это неудивительно. Формат книги ограничен. Если будут следующие сборники, тогда включу в них и названные тобою сочинения.
- А что, есть конкретные планы? Имею в
виду
следующий (или следующие) сборник?
- Планы есть, и довольно конкретные. Но говорить о них считаю преждевременным.
- Сглазить боитесь?
- Боюсь. Я - человек суеверный.
- Это откровенно. Тогда опять к "Землякам". Существует негласное правило: в каждом литературном
сборнике тон всей книге задаёт именно первое произведение. У вас первой идёт
миниатюра "Булыжник на обочине". Миниатюра откровенно грустная, хотя,
согласен,
по логике рассуждения совершенно справедливая...
" ... Вот так бывает и с нами,
людьми: пыхтим, трудимся, вертимся, бываем нужны (да что там нужны -
необходимы!) - и вдруг, в один момент оказываемся никому, даже самим себе,
совершенно ненужными..."
( миниатюра "Булыжник на
обочине")
- Это заслуга не столько моя, сколько упоминавшегося мною Сергея Калабухина. Он предложил поставить первым текстом именно эту миниатюру - я согласился, потому что она находится именно на своём месте, то есть, как ты и сказал, задаёт тон всему сборнику. А тон этот не очень-то и весел и оптимистичен, как не весела и не оптимистична сама жизнь.
- Но надеяться на лучшее всё-таки
надо...
- А как же! Без надежд, без иллюзий, пусть даже и совершенно необоснованных, жизнь вообще теряет всякий смысл.
-Ваши рассказы о войне - "Мальчик",
"Пилотка
с сахаром", "Осенний призыв" - я прочитал
ещё несколько лет назад в журнале "Сенатор" и ещё тогда обратил
внимание, что никаких победных ноток в них не слышится.
"Отец, Сашка и
Лёшка
ушли на фронт, и тринадцатилетний Колька,
младший из трёх братьев, хотя и не сразу, но опять повадился ходить
на
железную дорогу. Какой-то определённой цели в этих хождениях не было, просто
Кольке и раньше, ещё в мирной жизни, нравилось смотреть на проходившие
поезда,
наблюдать за этим живым, энергичным и, казалось, вечным
движением."
(рассказ "Пилотка с
сахаром")
Насколько я знаю, вы писали
эти
рассказы специально к 65-летию Победы в Великой Отечественной
войне...
- Не специально, хотя в международном творческом конкурсе к 65-летию они действительно участвовали и даже заняли в нём какое-то место. Значит, победы не чувствуется? Как-то не задумывался об этом... Терпеть не могу банальностей и громких слов (громкие, как правило, всегда лицемерные, а значит, фальшивые), но Победа досталась нашему народу действительно не только слишком большой, но, в первую очередь, слишком кровавой ценой. Может, поэтому и нет в этих рассказах особой радости?
- Алексей Николаевич, а как вы относитесь
к
критике?
- Если она, как это принято говорить, конструктивная, то есть по конкретностям - скриплю зубами, но уважаю.
- Тогда страница сто один: "Вот,
допустим,
у нас утром в составе отделения - пятьдесят бойцов". В таком составе
отделений в армии не бывает. В них, как правило, насчитывается 6 - 12
человек.
Это воинское подразделение входит в состав взвода, в котором может быть до
четырёх отделений. Или ещё один момент, касающийся армии. На страницах 116-й
и
118-й речь идёт о командирах Красной Армии периода боёв на подступах к
Москве,
и автор называет их офицерами. В Красной Армии и Военно-Морском Флоте
командиры
и начальники стали именоваться офицерами с 1943 года.
- Спасибо. Серьёзные замечания. Да, прокололся. Бывает.
- И о третьем разделе: миниатюры о
дедушке и
его внучках. Незатейливые, совершенно "отдыхательные" сюжеты, спокойные,
дружеские, семейные отношения, порой откровенно юмористичные - это что-то
новое
в ваших литературно-сочинительских пристрастиях...
"- Я, например,
могу
этих стихотворениев много написать. Как Пушкин
Александр. Даже сто миллионов тыщ, - добавила Маша
всё тем же пренебрежительным тоном.
- На столько никакой жизни не хватит,
-
вполне резонно возразил дедушка. - Ты
хоть одно напиши. А ты чего молчишь?- повернулся он к Кате. - И чего такая
надутая? Опять, что ли, в лужу упала? Где ты их находишь-то... Да нет, вроде
чистая...
- Я уже сочинила, - мрачно сказала Катя.
- Интересно! - поинтересовался папа,
появляясь в дверях. - И на какую тему творим?
- Не на тему, - не меняя интонации,
ответила девочка. - Про любовь. Настоящую! Которая прям по
взрослому!
Дедушка вытаращил глаза. Мама охнула.
У
бабушки выпала из руки поварёшка. Папа подозрительно сцепил скулы. Дядя Петя
непонятно сощурился.".
( миниатюра "МуХи
творчества")
- Корней Чуковский говорил: ""Когда я беру в руки перо, меня не оставляет иллюзия, что я все еще молодой и мне недавно исполнилось двадцать". Молодые люди (говорю это не только о литераторах) сейчас почему-то стараются показать себя чрезмерно взрослыми и, как бы это поточнее выразиться, универсально мудрыми. Вот, например, смотрю один из популярных сегодня телеканалов и порой просто смеюсь: парнишки и девчонки, вчерашние школьники, вполне серьёзно считают себя такими крутыми, прошедшими и огонь, и воды, и медные трубы профессионалами, что, как говорится, "мама, не балуйся!". Никакого ума и никакой мудрости в этих наигранных позах нет ни на грош! А почему? Потому что время не подошло. Говорю это ещё и к тому, что не нужно бояться казаться молодым и неопытным. Не нужно бояться валять дурака, балагурить и кривляться. Эти миниатюры о детях писались мною именно с таким расчётом: чтобы читатель почувствовал себя молодым раскрепощённым, если хотите, "дуракавалятелем".
- И последний вопрос и опять не по книге: когда ждать ближайших
публикаций?
- В новогоднем номере
общественно-литературного издания "Наша Канада", которое выходит в
Торонто,
опубликован рассказ "Селёдка под шубой". В редакционный портфель журнала
"Эстетоскоп"
принят рассказ "Ялта на три дня". Будут и другие публикации, в других изданиях, и электронных, и "бумажных". Я придерживаюсь принципа
замечательного советского беллетриста Валентина Пикуля: "собаки лают -
караван идёт". То есть, не обращай особого внимания ни на хулу, ни на
лесть,
ни на поклонников, ни на недругов! Пиши! Просто ПИШИ - и будь что будет!
- Замечательный принцип! Жёстко, зато
честно! Успехов!
Сергей Коновалов
Проголосуйте за это произведение |