Проголосуйте за это произведение |
Критика
21 октября
2016
Двадцать первый век - странный по своей алогичности век. Совершенно нескрываемый, на уровне демонстрационности прагматизм – и в то же самое время постоянные разговоры о природе творчества и о его сути. Казалось бы, совершенно противоречивые - да какое «противоречивые»! Взаимоисключающие друг друга! – эстетические категории, и тем не менее, дискуссии продолжаются, и продолжаются с какими-то совершенно непонятными упорством и постоянством. В чём дело? Действительно ли есть желание докопаться до сути? Или это просто разговоры ради разговоров (таковых сейчас проводится полным-полно)? Откуда сегодня, в наше бездушно-расчётливое время берутся чудаки, которые всё же пытаются разрешить извечную загадку? Разговариваю об этом и некотором другом с культурологом С.В. Коноваловым.
- Сергей Владимирович, вас сегодня не умиляют подобные разговоры?
- Вы, Алексей Николаевич, сейчас произнесли очень верное определение – «умиляют». Именно, что умиляют! Потому что эти разговоры, по сути своей и своему большинству, совершенно бесплодны.
- То есть?
- Не помню, кто из современных искусствоведов на вопрос «чем сегодняшний век отличается от века ушедшего?», ответил просто-таки замечательно: «По сравнению с веком двадцатым, в сегодняшнем культура СЪЁЖИВАЕТСЯ.».
- Понятно. Проза «скукоржилась» до миниатюр и эссе, поэзия съёжилась до рекламных слоганов… А тут ещё Интернет…
- Как это не странно, но я считаю, что Интернет ни на прозу, ни на поэзию не повлиял. Да он и не может повлиять! Что такое Интернет? Новая информационная технология - и всё! При чём тут творчество? Другое дело, что с его появлением литературный суррогат стал более агрессивен! Это - да! Это – есть!
-И этот суррогат опасен…
- Сам по себе он безвреден. Опасны его агрессивность и наступательность. Суррогат пользуется тем, что в литературном творчестве очень много условностей – причём очень умело этим пользуется. Помните, у Лермонтова:
-
В уме своём я создал мир иной
И образов иных существованье,
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья.
Замечательно сказано: «я дал им вид, но
не
дал им названья»! Так оно и есть! Поэтому старания многих нынешних
доморощенных «литературоведов» докопаться до какой-то сути (до какой?)
творчества ( в нашем случае – литературного), это, как говорил Остап
Бендер»,
«детская игра в крысу». То есть, приятное, но совершенно бессмысленное
времяпрепровождение. Хотя не совсем и безвредное, потому что многим (в
первую
очередь, только начинающим интересоваться литературным сочинительством
людям),
может основательно, что говорится, «запудрить
мозги».
- Есть прецеденты. Насчёт «запудривания» никто не может переплюнуть прошедший Год литературы…
- А чего вы от него ждали? Что появятся сотни или даже тысячи великолепных книг, откроются сотни новых библиотек и читальных залов? Появятся новые литературные журналы, а у старых сегодняшние смехотворные тиражи увеличатся в десятки раз? Что, в конце концов, наш оболваненный этими совершенно идиотскими «менеджерством и маркетингом» народ, наконец-то, одумается и возьмётся за книги? Если вы думали действительно ТАК, то вы довольно наивный человек. Я уже говорил, готов повторить ещё раз: в обществе, где главное и единственной идеологией являются ДЕНЬГИ (причём, ЛЮБОЙ ценой!), ничего духовного развиваться не может.
- То есть, творчество и меркантильность – понятия несовместимые?
- Почему же? От гонораров, по-моему, никто никогда не отказывался и не отказывается.
- Сергей Владимирович, или вы слишком мудрёно рассуждаете, или сами себе противоречите. Скорее всего, именно второе.
- Не отрицаю. Творческие люди по психотипу – шизофреники. Утром говорят «да», вечером – «нет». Типичная логика для творческого человека. Не верите – читайте Юнга.
- Почему не Фрейда?
- Фрейд более склонен к физиологии, поэтому он больше подходит для т.н. «технарей». Юнг хотя и менее аналитичен ( это моя личная точка зрения, с которой многие не согласятся), но зато более эмоционален, а в своей эмоциональности – эгоцентричен.
- А я воспользуюсь в нашем сегодняшнем разговоре таким сюжетным приёмом, как окольцовка. Мы с вами начинали говорить о поэзии. В приложении к психоанализу поэзия - это…
- …да, самый эгоцентричный жанр – нет, стиль! – литературного творчества. Причём устойчиво эгоцентричный – и именно в отношении русской поэзии!
- В таком случае, прошу подтвердить.
- Пожалуйста. Классическое, пушкинское:
-
Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Далее - Есенин:
- Я усталым таким еще не был
В эту серую
морозь и слизь
Мне
приснилось рязанское небо
И моя
непутевая жизнь.
И третий
пример - наш современник, коломенский поэт Вадим
Квашнин:
- Я -
бродяга, и жизнь вся - дорога.
От подушек чужих, простыней
Поседел, полысел понемногу,
Но не стало мне мира видней. –
Убедил?
- Честно
говоря, не очень. По-моему, примеры не слишком удачные, хотя вашу мысль я
всё же понял. Кстати, у этих троих хватает и общественно-гражданской
лирики. Я сейчас пришёл к неожиданной мысли: поэзия по сравнению с прозой
менее читаема (это факт бесспорный), но более жизнестойка (или
жизнеустойчива). Потому что из-за своей условности гораздо эгоистичнее,
точнее – эгоцентричнее, прозы. Согласны?
- Согласен.
Для поэтов, в отличие от прозаиков, собственное «я» имеет принципиальное
значение. Но давайте сразу уточним: именно для ПОЭТОВ, а не для той массы
рифмователей строк, которые считают себя поэтами.
- Поэты, рифмователи, рифмачи… Это, извините, такая даже не дремучейшая,
а совершенно тоскливая тема, что о ней и говорить-то тоже
тоскливо.
- Мне - нет. Да, у поэзии много определений. Но лично мне более других нравится то, которое дал Пастернак к его переводам Шекспира: «“Метафоризм – естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач… [Он] вынужден…объясняться мгновенными… озарениями… Это и есть поэзия. Метафоризм – скоропись… духа”.
Ключевое слово здесь – ОЗАРЕНИЕ! У рифмосоставителей озарения не бывает. Ими движет сам процесс сочинительства. А поскольку ОЗАРЕНИЯ нет, то его пытается заменить навязывание, что само по себе есть агрессия.
- Сергей Владимирович, ещё раз убеждаюсь, что вы – злой
человек. Бывает- не бывает, как это определить? Невозможно! Хотят люди
считать себя поэтами – пусть считают! НАСТОЯЩЕЙ поэзии от этого не убудет и
никакого вреда ей не принесёт.
- Это так.
Но опять же для начинающих могут сместиться творческие ориентиры. Или они
могут, что говорится, «замылиться» за бесконечной массой «гениальных»
рифмоплётств.
- … и вот на
этой, не скрою – очень скользкой теме предлагаю наш сегодняшний разговор и
закончить. Благодарю вас, Сергей Владимирович.
Пояснение: Эгоцентри́зм (от др.-греч. Εγώ — «я» и лат. centrum — «центр круга») — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания.
Проголосуйте за это произведение |
Не до конца понятно, что вы хотели этим миниэссе сказать и какие ваши выводы, кроме фразы о том, что творчество – это процесс, а не результат, то есть мысли, которую тут никто не оспаривает, даже Воложин. Да и классиков вы боитесь, сказали хи-хи про Ходасевича и Хлебникова – и не разложили их по полочкам, как два первых стихотворения неизвестных авторов – про Егорку и любовь. Это, извините меня, игра в поддавки. Словом, простите меня, а эта статейка – халтура.
|
- Уважаемый А.Курганов, итак, - в результате ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА мы, читатели, знакомимся с чем ? - С ПРОДУКТОМ творческого процесса. И если таковой продукт, что называется, - ДУРНО пахнет, то его никто не купит, не приобретёт. А когда ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА идёт, говоря Вашими СЛОВАМИ, - "в позитивную сторону", то возникает ситуация, описанная В.Маяковским : Чтоб из КНИГИ - через радость глаз, От свидетеля счастливого, В мускулы усталые лилась Веселящая, бунтующая сила. === === === Мораль - если процесс творчества, не идёт В ПОЗИТИВНУЮ СТОРОНУ, то подобное творчество не заслуживает ВНИМАНИЯ. Или я не прав, уважаемый литературовед ?
|
Спасибо, Лазарь Шлемович, за поддержку. Вся эта наукообразная невнятица стало нормой в современгном русском литературоведении, пустозвонством и позерством. Создается впечателние, что про традиции, заложенные Пушкиным, Беенлинсаим, Добролюбовым, Писаревым, в криминальной России все уж забыли. А литературоведы забыли всех основательней.
|