Проголосуйте за это произведение |
Роман с продолжением
25 августа
2009
года
Из сборника притч
"Плевочки-жемчужины"
МОРОК
Светлой памяти Николая Васильевича
Гоголя,
автора
"Мертвых
душ", "Портрета", "Вия" и других замечательных книг
написана в дни празднования его двухсотлетия притча
сия,
а потому ему и посвящается-
Автор
Рисунок Н. Рауповой
Встреча с
читателями прошла, как говорится, в теплой и дружественной обстановке.
Он
рассказал о себе, прочитал отрывок из своего будущего романа, ответил на
вопросы, а они спросили, как всегда, о том, что он ожидал, подсунули ему его
старые книги для того, чтобы он расписался на них, купили штук двадцать
томов
последнего издания сборника рассказов, которые привез сюда издатель, а потом даже попросили прочитать
еще что-нибудь - на бис, так сказать, из этой вот, только что выпущенной книги.
Он стал читать,
а
расстроенный недостаточной продажей издатель сел в автомобиль и уехал,
сославшись на свою якобы занятость и отсутствие времени на слушанье текстов,
которые и без того ему известны.
Издатель,
конечно
же, лгал. Книг писателя он не читал, да и вообще ничьих произведений не
читал.
Он умел делать деньги на издании и продаже книг - и больше ничего. Но именно
поэтому издатель считал, что писать может каждый, что издавать можно все
подряд
- ибо все, что в книгах написано - это и не важно. Главное - суметь книгу
продать. И увеличить счет издательства в банке. Все остальное - ерунда. Он
давно уже стал миллионером и известным человеком в стране, а теперь хотел
стать
миллиардером и уничтожить всех конкурентов, стать единственным в книжном
бизнесе лицом. И тогда-то уж он всем покажет! Он всех пришедших на встречу с
писателем читателей заставит купить по книге. Нет, по десять книг! По
сто!
С мыслью этой
издатель уехал, а писатель остался наедине с пришедшими в старый актовый зал
старого Дворца культуры людьми. Они попросили его по своему выбору прочитать
что-нибудь из книги, которую купили двадцать из ста человек - и он выбрал
историю, которую назвал "Dixi",
что в переводе с латинского означает "Я все сказал".
А потом случился
спор. Говорили сначала по очереди, а потом наперебой, пока не случилось
говорить и даже кричать всем.
Писатель в этот
момент и ретировался. Незаметно. Захватил свой посох, с которым уже не
расставался много лет, да и вышел сначала в двери актового зала, а потом и
вовсе из Дома культуры. Отправился по главной улице отсюда
прочь.
Чтобы не
оказаться
этим людям обузой. Чтобы не приглашали переночевать у себя, чтобы не сидеть
за
столом, который заранее приготовили устроители этой встречи, не слушать
дурацких тостов и не говорить в ответ подобную же чушь. Чтобы не получать
гонорар за встречу, собранный с этих агрессивных
людей.
Потому что он не
понимал никогда подобных гонораров: люди тратили свое время на то, чтобы
общаться с ним и с его героями, а от них требовали за это платить. Ему же
было
достаточно ощущать себя нужным людям, понятным им, видеть благодарные глаза
своих читателей.
А рассказ
"Dixi" оказался ими понятым совсем не однозначно. Потому
что то была правдивая история из старой жизни - о
работавших
в далекой таежной экспедиции бичах, о том, как один из них обворовал отряд,
как
его догнали бичи и заставили сворованные деньги съесть.
Рассказ этот он
написал совсем еще мальчишкой - чуть более двадцати лет ему было, когда
случилась эта история как раз в этих вот местах. Читал тридцать пять лет подряд он ее
многим -
и все понимали писателя правильно, то есть так, как он этого хотел. Но никто
и
никогда этого рассказа не печатал. И вот напечатал его, наконец, издатель,
который не читал сам ничего и никогда - а читатели вдруг заспорили. Публика
в
актовом зале раскололась напополам: одни оказались на стороне похитителя общих денег, другие
-
на стороне тех, кто поступили с ним жестоко. При этом, наиболее
законопослушные члены общества обвинили бичей - людей, вышвырнутых из
общества,
- в жестокости, и говорили только о ней.
То, что было
ясно
ему тридцать пять лет тому назад, вдруг стало зыбко, расплывчато в его
сознании. Слишком много слов было во время спора, слишком много мнений,
слишком
сильно было напряжение слушателей. Словно они - не посторонние этой давней
истории люди, а участники ее, да не просто давние участники, а современники
события, и переживают его напрямую, именно сейчас.
Он взял все
время
стоящий в углу посох, и ушел из этого клубка тел и мнений потому, что понял:
ему стали неинтересны мнения читателей, которые... которые сами могли бы
украсть эти деньги. Украсть - и найти объяснения такому поступку, оправдать
себя и даже возвеличить себя преступлением.
Ему
были уже неинтересны жители этого города, неприятны их мысли и их дела, ему
претил сам вид их, их голоса, зал, в котором принимали его с таким внешним
восторгом, и при этом не удосужились даже подмести полы и стереть пыль с
кресел. Его передергивало от
воспоминаний о том, в какой сарай превратили слушатели-читатели некогда
великолепный Дворец культуры. Ему вдруг стало ясно, что эти люди не только
не
работают, но и не хотят работать, зато за эту неработу хотят получать
деньги, и
мечтают проживать их с
размахом.
А ведь когда-то
он
строил этот городок. Точнее, даже не строил, а прибыл в эту таежную глушь,
чтобы вбить там первый колышек, раскинуть палатку и начать вырубать здесь
площадку под первый дом, под первые улицы, под будущий комбинат. А потом приехали те, кто стал строить
завод, -
и он уехал в другую глухомань - строить следующий город, потом следующий,
следующий... И строил города до тех пор, пока
встреч и
впечатлений набралось столько, что захотелось рассказать о знакомых ему
людях -
и он стал писателем, осел в столице - в городе, который заложил далекий его
пращур, такой же неуемный первопроходец и работяга, как и
он.
Но люди этого
города продали комбинат. Конкуренту из-за границы. Дорого, на первый взгляд.
Новый хозяин комбинат закрыл. Потому что другой принадлежащий ему комбинат
был
достаточен для рынка, а два комбината удешевили бы выпущенную
продукцию.
Деньги у
продавцов
довольно быстро кончились. И город стал умирать и вымирать.
А горожане
разучились работать...
Зачем покупатель
приезжал сюда?
Чтобы у завода
за
тысячи километров отсюда не было конкурентов.
Забыли горожане
и
про первый колышек...
... и вообще про
то, что люди они...
Сейчас
вот идет он по разбитой, не ремонтированной уж четверть века, а когда-то
покрытой асфальтом, теперь состоящей из колдобин дороге, к знакомой
железнодорожной
платформе, где в былые годы станция была забита поездами, а теперь каждое
утро
останавливается на минуту электричка.
Три пустых вагона и довезут его до большого города. А оттуда он как-нибудь
доберется и до столицы.
Чтобы исчезнуть
с
этого места на Земле навсегда...
И никогда больше
не
будет писать о городе, которого больше нет...
С мыслями этими
шел
писатель по полю, расстилающемуся перед ним до самого горизонта. Когда-то
здесь
был лес, потом здесь растили картошку и зерновые. Но когда у горожан
появились
шальные деньги за продажу комбината, они забросили даже поля. Теперь бывшая
пахота выглядела клочковатым, полным бурьяна, кипрея, малины, осоки и осота
диким пространством. Кое-где уж проклюнулись первые белые березки и серая
ольха. Пройдет пяток лет - и поле зарастет мелколесьем, под сенью которого
начнут расти елочки - и лет так через двадцать-тридцать здесь возродится
дремучая тайга. Будто и не было на месте этом ни юного будущего писателя, ни
тех друзей и коллег его, что пришли в эти края с намерением превратить эту
дикость в светлое будущее.
"Так фишка
легла
всему народу, - подумал писатель. - А ведь все случилось с того, что решили
они
соорудить новую дорогу к храму".
Подумал так - и
вдруг увидел возле дороги церковь: высоченную, белобокую, с куполами
золотыми,
с колоннами резными. Но без привычной уже глазу богатой ограды вокруг -
милости
просим, заходи.
"Смотри-ка, -
удивился он. - Хоть что-то соорудили. Не только проживают да ломают. Даже дерево вон оставили", - и ускорил
шаг.
Идти ему было до
платформы всего-ничего: от силы семь-восемь
километров. Был лишь вечер, а электричка прибудет лишь утром. Отчего не
зайти в
церковь, не посмотреть, чем теперь живут те, кто когда-то работал на
комбинате,
налогами своими кормил половину края?
Дерево, что
росло
на задах церкви, еще больше заинтересовало его. Ни одного такого в округе
нет.
Раз сохранил его народ, значит, людям оно нужно. И он свернул с
дороги.
И вновь потекли
в
писателе мысли о том, что деревья переживают людей, а люди переживают сами
себя:
молятся то одним Богам, то другим - и всегда истово, проклиная тех, кто
молится
не по-ихнему, норовя иноверца убить при этом... с призывами, однако, о
милосердии.
Дерево не лжет,
не
суетится, растет себе помаленьку - тех, кто под сенью его лет так сто тому
назад проходил, пережило, на внуков да правнуков их с высоты своей кроны
смотрит, да шелестом листьев своих о чем-то
рассказывает...
Когда же подошел
писатель к дереву, то увидел, что это - явор.
"Откуда здесь
белый клен? - подумал он. - Лес здесь хвойный, северный. А яворы на юге
растут,
на границе с Диким полем".
Ибо был писатель
зело мудр, знал писатель много.
- А оно здесь
давно
растет, - услышал ласковый женский голосок. - Лет двести, наверное.
Оглянулся.
Девушка.
Неописуемой красоты! Во всяком случае, словами не опишешь...
Да и художнику не удастся передать все прелести этого изменчивого,
влекущего мужское сердце лица. И никакой фотограф не сможет ухватить нужного
для истинного портрета мгновения.
- Здравствуйте,
-
сказал он, чувствуя трудно преодолимое влечение к
ней.
- Откуда вы знаете?
- Про явор-то? -
улыбнулась она. - Да вы сами посмотрите: три моих обхвата. Как раз двести
лет.
Не само же оно сюда откуда-то пришло.
Это было
логично. И
логичность эта сразу как-то успокоила его. Писатель слишком долго изучал
многих
людей, чтобы влюбляться в одну лишь женскую красоту и не обращать внимания
на
присущие ей пороки. Этой девушке явно хотелось понравиться ему - и это было
неправильно: ему было под шестьдесят, ей - едва ли двадцать.
Девушка весело и
задорно расхохоталась.
- Какие пустяки!
-
сказала при этом. - Пойдемте со мной, - и потянула его в сторону стоящего с
противоположной стороны от церкви длинного дощатого стола с двумя рядами
лавок
вдоль него и с сидящими там людьми. - Вас ждут.
Он сделал шаг за
ней, но чуть не споткнулся о свой посох.
- Да оставьте вы
эту палку! - рассмеялась она вновь. - Там ваши читатели, - и, выгнув
локоток,
взглядом предложила взять ее под руку.
"Странно, -
подумал он, подчиняясь ей и подставляя ладонь под ее локоть. - Меня никто по
дороге не обгонял. Неужели здесь кривые дороги короче прямых?"
- и пошел вместе с ней к столу.
Там
сидели именно те люди, кого видел он в зале Дворца культуры: мужчина лет
шестидесяти в черном смокинге, белой рубашке и при голубом галстуке, женщина
лет тридцати пяти в розовом платье, низкорослый лет пятидесяти, на первый
взгляд хлипкий, но на самом деле крепко сложенный и лысоватый, с бегающими
маленькими глазками мужичонка в спортивном костюме, сорокапятилетняя
красавица
восточного типа с сытыми глазами
старой кошки, другие официальные и неофициальные лица. Все те, кто спорил о
его
рассказе, и были, как ему кажется, не на его стороне.
Они поднялись со
скамеек при виде писателя, держа в руках рюмки и фужеры, поднимая их над
головой и приветливо улыбаясь.
"Человек
пятьдесят, - прикинул в уме писатель. - Целый
автобус"
Писатель
улыбнулся
всем. Сел на предложенное место, и оглянулся: давешней девушки рядом не
оказалось. Автобуса он тоже не заметил. Зато увидел, что высокие, кованные двери церкви крепко заперты на огромный амбарный
замок, и тропы никакой к ним в густой траве не идет.
"Не открыли
еще,
должно быть, - подумал он. - Или внутри отделочные работы не
закончили".
- Пьем за нашего
гостя! - торжественно объявил шустрого вида изрядно немолодой мужчина со
спрятанными под густыми бровями глазами.
И все вновь
встали.
И вновь выпили. И тут же принялись есть.
Ему показалось
странным, что каждый ест сам по себе, не смотрит по сторонам, мужчины не
помогают дамам накладывать на тарелки пищу, а женщины не улыбаются и не
стреляют по сторонам глазами. Еще страннее было то, что никто не пододвинул
к
нему тарелку и столовые приборы. Мол, что хочешь, то сам и
бери.
Женщина
потянулась
вилкой к куску лакомо светящейся на большой тарелке семги - и тут же
получила
по руке двумя вилками и ножом:
- Не хапай! - прозвучало над чавкающим столом. - Не
твоё.
И окровавленная
рука немедленно убралась.
Писатель понял,
что
есть ему совсем не хочется.
Снедь, разложенная по столу, вызывала эстетический восторг
и
одновременно раздражала. Здесь были: расстегаи с телом белой и красной рыбы,
почки заячьи верченные, опята в сметанном соусе, запеченные с мясом кролика
в
горшочке, фазаны жаренные на открытом огне, жаркое
из
павлина, холодное из глухаря, жаркое из тетерки, фаршированные куропатки и
дикие утки с соусом и капарцами, рябчики по-американски, марешаль из
рябчиков,
пироги с визигою длинные, стерлядь на шампанском, телячьи ножки под белым
соусом, суп королевский с греночками и кнелью, щука
фаршированная под соусом, суфле из сметаны, заливное из поросенка, жаркое
каплун с соусом из трюфелей, суп белый с пирожками из говядины, торт
миндальный, торт "Наполеон", торт "Пражский", торт "Птичье
молоко",
каша рассыпчатая из смоленских круп с рябчиками, шарлотка из яблок с
гренками,
несколько бараньих боков, пудинг из сабо с сабоином, говядина-бульи с тушеными грибами, пудинг из свинячьих мозгов, ростбиф с
грибами-лисичками, пломбир яблочный, суп-пюре из артишоков, блины гречневые,
блины пшеничные, блины ржаные с черной и красной икрой, с фаршем из телятины
и
с фаршем из зайчатины, пироги из рассыпчатого теста с различными ягодами,
мидии, омары, крабы, морские гребешки, артишоки, жардинер, холодные супы и
ботвиньи да закуски к трем сотням сортов вина, к двадцати названиям
водки и к трем сортам виски: "Шотландскому", "Бурбон" и "Белая
лошадь". Названий остальных блюд он просто не
знал.
"А на покупку
книг у них денег хватило только на двадцать штук... - подумал писатель с
грустью. - Впрочем, из здесь присутствующих никто, кажется, не купил ни
одной.
А мой издатель рассчитывал именно на них".
Опять оглянулся
в
поисках давешней красавицы. Все-таки смотреть на это прелестное личико
гораздо
приятней, чем пялиться на эти сопящие и хрустящие,
жующие и жрущие, чавкающие и отрыгивающиеся никак не наедающиеся хари. Да и
вонь шла от перемешанных запахов по-различному
приготовленной пищи изрядная.
Хотелось встать
и
уйти. Но при этом он понимал, что поступит таким
образом неучтиво, а главное - обидит пригласившую его к столу девушку. Да и
задница словно прилипла к скамейке, не хотела
подниматься.
"Тьфу на
тебя!"
- подумал он о самом себе, таком излишне и глупо деликатном. В конце концов
ведь, что его объединяло с этими людьми днем - в
Дворце культуры, - то уже прошло, а то, чем они хотят его объединить с собой
сейчас, не столь уж ему и нужно, чтобы сидеть среди этой толпы ненасытных, и
думать только о жратве.
Поднапряг ноги -
и
встал.
Никто из соседей
его по столу движения этого даже не заметил. Люди были поглощены пожиранием
пищи.
"А я-то думал,
что это я буду неучтив", - улыбнулся он про себя, и отвернулся от
стола.
Идти в закрытую
церковь не имело смысла. Надо вернуться к явору, взять свой посох, и топать
к
железной дороге.
Но тут он увидел
ту
самую девушку. Она стояла возле какого-то странного
сооружения,
похожего на старую теплицу, в которой по весне его мама в далекие теперь
годы,
когда была еще жива, выращивала помидорную рассаду: сложенные "домиком"
древние оконные рамы, купленные ею по случаю на базаре, пропускали на
огороженный ими кусочек земли весенний свет и уберегали от заморозков
всходы.
Только та теплица была деревянной, а эта сварена из железных уголков с
железными же фрамугами. Но без стекол
-
выбили, должно быть. Да и железо уж основательно
проржавело.
"Надо
попрощаться, - подумал он, направляясь к девушке. - Ей бы в кино сниматься с
такой красотой, а не в этой глухомани жить..."
Уже в трех шагах
от
нее, гладя на счастливое девичье лицо, вдруг подумал:
"А на кой ляд
ей
идти в кино? Испоганят там такую чистую и такую
свежую,
пережуют, да и выплюнут. Кино - это ловушка для юных дев, гнездилище
и рассадник пороков".
Лицо девушки
погрустнело.
"Словно мысли
мои
читает, - удивился он. - Неужели все сейчас продуманное у меня на лице
написано?" - и сказал:
- Спасибо. Было
вкусно. А теперь я...
- Чем ты
занимаешься? - перебила она. - Каким занятием
кормишься?
Эта новая мода
обращаться к старшим людям на ты его раздражала.
Из-за
этого он не любил выступать на телевидении. Тамошние модераторы все время
норовили похлопать его по плечу и сказать в его адрес какую-нибудь
глупость.
- А разве это
важно? - пожал он плечами, ибо всегда несколько смущался этой своей близости
к великим: к Гомеру, Сервантесу, Пушкину. А эта девушка,
по-видимому, не была на встрече с ним, не читала его книг, то есть он был
для
нее таким же нулем, как и все остальные пялящиеся на нее молодые и старые
мужчины. Ибо писатель был, как ранее сказано, зело
мудр.
- Ну, как же, -
ответила она. - Человек - это то, что он производит своими деяниями для
общества, а не то, что он говорит о себе. Вон тот - кивнула она в сторону
по-прежнему сидящих за столом и пожирающих деликатесы людей, каким-то
странным
образом выделив из них одного - худого, горбоносого мужчину в черном плаще и
черной шляпе, - мастер перевоплощения и знаток тайных струн человеческой
души.
А вон тот, - выделила теперь
обрюзгшего
с красным носом, с лысиной, в клетчатой рубашке пузатого и коротконогого
мужчину, - мастер граненных стаканов и излияния
пороков.
- А
вы?
- Я? -
улыбнулась
она. - О, у меня самая лучшая профессия: я лишаю людей
мудрости.
- Зубов
мудрости? -
решился поправить он.
Она впервые
удивилась:
- Каких ещё
зубов?
Мудрость скрывается в душах.
Было странно
слышать подобное наукообразное высокоумие из уст юной красавицы, поэтому он
спросил:
- Так вы все
здесь -
специалисты по душам? Разного профиля, получается.
- Как и ты, -
улыбнулась она. - Как и все, - и повторила свой первый вопрос. - Вот ты чем
занимаешься?
- Литератор, -
признался он, чувствуя, как краснеет от этого слова до корней волос. - Книги
пишу.
Ибо на самом-то
деле он книги-то писал, но издавали его редко, от случая к случаю, а
собрание
сочинений пообещали выпустить лишь тогда, когда рак на горе
свистнет.
- Вот видишь:
инженер человеческих душ, - ласково улыбнулась она. - Самая бесполезная на
свете профессия.
Он обиделся.
Слегка. Но возражать не стал. Оглянулся по сторонам,
сказал:
- Извините, - и
пошел в сторону церкви, белеющей в наступающих сумерках метрах так в
трехстах
от них. Ему показалось, что он оставил свой посох возле
нее.
Как ни странно,
девушка
последовала за ним.
- Вы напрасно
обижаетесь, - при этом говорила она. - На самом деле, мы с вами занимаемся
одним делом.
- Каким это? - вырвалось у него.
- Человеческие
души
калечим.
Он остановился.
Набрал воздуха в легкие побольше, чтобы одним духом
возразить. Оглянулся.
Девушки за его
спиной не было.
- Тьфу, ты! -
сплюнул. - С нами крестная сила!
Нежный,
воркующий
смех из сгущающейся темноты был ответом на его слова.
- А где твой
посох,
литератор? - спросил другой голос, мужской. И тоже из темноты.
Посоха и впрямь
возле свежепобеленной церковной стены не было. И тут он понял, что не может
вспомнить, где мог оставить его. То ли еще за столом под ноги себе положил,
то
ли когда поднялся из-за стола, отправившись за этой... кто
она там? За зубным врачом либо техником.
- За подушным, -
весело прозвенел ее голосок. - Согласно ревизским сказкам.
Он опять
отплюнулся, и опять сказал:
- С нами
крестная
сила, черт
возьми!
И помянешь
нечистого - он тут, как тут. Совсем такой же, как в старом
фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки" в исполнении Г. Милляра:
вполуприсяд, со спиной в холуйском наклоне, с носиком-пятачком и с хвостом,
закрученным в спираль. Еще и голый, и весь в шерсти. С признаками
мужского достоинства.
- Ты куда? -
спросил черт. - Куда идешь, спрашиваю?
- Куда надо, -
огрызнулся он. - У тебя не спрошу.
- Напрасно, -
ухмыльнулся черт. - Я бы показал тебе правильное направление к
железнодорожной
станции. У тебя поезд отходит в пять часов сорок три минуты? А теперь вот
иди
сам, один.
Сказал так - и
исчез.
Женский голосок
опять прозвенел тонким, коротким смехом.
Он оглянулся в
поисках посоха. Потому что без посоха - какой он
путник, а без пути - какой он литератор? Литератор всегда должен быть в
пути, в
поисках истины.
Но посоха видно
не
было. Даже возле пиршественного стола, где ни народа, ни блюд с разносолами
в
темноте уже не разглядеть.
"Быстро они
тут
едят, - подумал он. - А со стола убирают еще
быстрее".
Сумерки все
сгущались и сгущались...
- Да вон твоя
палка, - сказала девушка, которая стояла, казалось, все время возле него, и
никуда не уходила. Взгляд ее был направлен под сень дерева, возле которого
они
встретились. Посох действительно стоял там, прислоненный к
стволу.
Он
сказал:
- Спасибо, - и
направился к явору.
Но по пути
почему-то заблудился. Всего-то не более полусотни метров по прямой, а
свернул,
чтобы обойти крохотный цветник с пионами, которого сразу и не заметил, - и
сбился с пути, оказался опять у стола.
Здесь вновь
сидели
люди. Человек пять. Не ели.
Только пили.
Вино,
кажется.
- Что потерял? -
спросил его мастер граненных
стаканов.
- Да так,
ничего, -
буркнул он, собираясь повернуться к явору опять.
- Ну, так
значит,
свободен, - удовлетворенно произнес его собеседник. - Садись,
побеседуем.
Писателю бы
послать
его подальше, а он спросил:
- О
чем?
- О жизни. Ты
ведь
живешь?
-
Живу.
- А я нет.
- Как это? - не
понял он. - Вы это в фигуральном смысле?
- Разницы нет: в
фигуральном или в прямом. Не живу - это значит, не живу.
А
когда жил, то значит и в фигуральном смысле жил, и в прямом и во всех
остальных.
- Вы извините, -
сказал он любящему пофилософствовать мастеру граненных
стаканов. - У меня нет времени, - и
побежал к явору.
Потому что
стемнело
уже так, что он лишь различал ствол и крону этого дерева, совсем не мог
разглядеть на фоне бугристой коры своего посоха.
- Извинение
принимается, - услышал за спиной.
Оглядываться не
стал, чуть ли не стрелой помчался к явору. Ибо сейчас казалось ему, что
достаточно
взять посох в руки - и вся эта чертовщина и галиматья,
которая ему мерещится в этом месте, исчезнут, он выйдет на дорогу, дойдет до
платформы и успеет на электричку. А к обеду уже будет в городе, к вечеру
дома.
Но сколько он ни
стремился к явору, дерево не приближалось. Все остальное - церковь, цветник,
-
проносились мимо его бокового зрения, а явор, как стоял в полста метрах от него, так и продолжал
стоять.
И тогда он
остановился, сказал вслух:
- Да ну его
тогда,
этот посох. Пойду просто так.
И развернулся
спиной к явору, оставив теперь церковь слева от себя. А справа была все та
же
теплица. Только теперь она выглядела почти новой. Даже стекла в ней были все
вставлены. Изнутри теплицы лился ласковый желтоватый, теплый свет.
- Иди туда, -
ласково пропел все тот же нежный женский голос. - Посмотри.
И он пошел к
теплице. Потому что непонятно было, когда это отремонтировали ее и кто, если
все, кого он видел здесь, сидели с ним за столом и пили-ели, но не работали.
Теплица
оказалась
большой - в его рост, походила на крышу дома без самого дома, была насквозь
прозрачной, даже железные уголки каркаса, удерживающего стекла, казались
прозрачными - так много света было внутри. Однако мрак вокруг теплицы не
рассеивался почему-то. Даже в десяти сантиметрах от нее было темно.
- Чудны
дела Твои, Господи! - сказал он, и подошел к теплице так
близко,
что казалось, будто еще один шаг - и он окажется внутри
нее.
- Смотри, -
услышал.
Он посмотрел
сквозь
стекло.
Внутри теплицы
не
росло никаких расстений, даже травы мокрицы, как
это
бывало в маминой теплице после выкопки рассады. Там была прозрачная вода,
под
которой был рассыпан золотого цвета песок, местами выглядывающий наружу
подобно
холмистым островкам.
- Ну,
как?
- Красиво, -
согласился он.
-
Нравится?
-
Конечно.
- Так
возьми.
Он подумал
мгновение, потом ответил:
- Не
могу.
- Почему? -
удивился женский голос.
- Это все - не
мое,
- ответил он. - Я так много не заработал.
- Забери хотя бы
столько, сколько заработал, - предложила она. - Ну, же! Смелей! Протяни руку
-
и всё.
- Что - всё? -
спросил он.
- Всё твоё.
Сколько
пожелаешь. Ты ведь сам знаешь, сколько стоит труд литератора, сколько
бессонных
ночей и горьких минут стоили тебе твои книги. И вот теперь получи
расчёт.
- Это - не
расчёт,
- ответил он, пытаясь сделать шаг назад, но ноги его не пустили - они словно
пустили корни в землю рядом с теплицей - как у того
явора.
- А что же это?
-
обиделась девушка, которая стояла теперь уже возле теплицы с пртивоположной
стороны, глядя на него сквозь два стекла. - Разве ты не видишь сам, что тебе
дают любую цену за труд твой?
- Вижу, -
ответил
он. - Но я не понимаю.
- Чего ты не
понимаешь?
- Кто оценил мой
труд именно в такую сумму.
- Ты
сам.
-
Когда?
- Сегодня.
Днем.
Он вспомнил, как
на
вопрос о том, сколько получает писатель за публикацию, с языка его
сорвалось:
- Сколько не
плати -
всё будет мало.
И вот теперь ему
предлагали много, даже чересчур много. Если даже глубина ванночки этой
теплицы
сантиметров в двадцать, то золота тут не менее, чем
пять тонн.
- Пятьсот
шестьдесят тонн, - поправила девушка, направляясь в обход теплицы к нему. -
Больше ты не заработал... - и добавила, - ... пока.
Шутка показалась
ему приятной. На такие деньжищи можно
купить не просто дом, а целый остров или даже архипелаг, поселиться так,
чтобы
слуги жили на других островах и ухаживали за ним незаметно, а он бы только
писал, размышлял и предавался удовольствиям... хотя бы даже с этой
дамой.
- А я и не против, - поддержала его мысль остановившаяся рядом с ним
девушка.
- Ты мне нравишься. И даже очень.
Она глядела в
него
глазами небесной голубизны, волнистые светлые волосы ее шикарными волнами
рассыпались по плечам, губы были призывно приоткрыты, большая, красивая
грудь
возбужденно вздымалась и опускалась. Воистину кинодива
- да и только.
Он видел ее всю,
каждую предлагаемую ему черточку, хотя вне теплицы было темно, свет изнутри
не
прорывался наружу ни на сантиметр.
Это было
странно. И
он спросил:
- Ты
ведьма?
- Да, - ответила
она призывным низким голосом, какой случается вырваться из груди всякой
красавицы,
когда она жаждет любви. - Я - чаровница твоя. Я
ведьма.
- Значит, ты
старуха. - произнес он с
сожалением. - А мне только пятьдесят семь лет.
Едва сказал, как
тотчас волосы у женщины поредели, выпрямились, потемнели и поседели,
обнаружили
две пролысины, щёки ввались, лицо покрылось глубокими морщинами, из
раззявленного рта выглянул клык, да и тот корявый, желтый и гнилой. В лицо
ему
сквозь два стекла пахнуло запахом прели и гноя.
-
Врё-о-ошь! - прошипел по-змеиному скрипучий голос,
возникнув теперь за его спиной. - Своли-ишь!
С этими ловами
она
бросилась всем телом на опешившего от такой метаморфозы писателя - и, сбив с
ног, толкнула прямо на стекло.
Он провалился
внутрь теплицы без всякого хруста и звона, присущего изделиями хрустальной
промышленности, шлепнулся в воду и в золотой песок прямо
лицом.
Было слегка
больно
и чуточку смешно. Он даже подумал:
"Вот, блин,
нелепо-то как: баба с ног сбила, да к тому же еще старуха древняя. Как
сказал
бы персонаж Чехова: "Полный променад!"
И еще он подумал
о
том, что все время этого дурацкого нахождения его в этом таинственном и
странном месте ему не было страшно. Совсем. Как при просмотре американских киноужастиков: тебя пугают, а тебе не
страшно.
Только любопытно: что там еще такого придумают сценарист, режиссер и
художник?
А после изобретения компьютерной анимации и это перестало удивлять писателя
-
все кинострашилки стали для него на одно лицо, да
и
то условно-японское.
Лежать вниз
лицом
было неудобно. И он перевернулся на спину. Удивился лишь, что ничего к нему
не
прилипло - ни песчинки золотой. И отсюда - снизу - было видно, что остов
теплицы на самом деле ржавый и все-таки с выбитыми стеклами. И в небе светит
луна.
Луна была
ярко-желтая и красивая. Как на юге. Не такая, как ближе к умеренным широтам,
где на нее и внимания-то почти не обращают, а такая, как в Персии, где о
луне
слагают песни, красоту ее сравняют с красотой юных дев.
Лик луны
прикрыла
тень старухи - без лица, один черный косматый контур.
- Бери! -
прокаркал
ее голос. - Всё бери. Всё твоё. Хочешь лопату? Хочешь ведро? Мешок. Тележку.
Машину с кузовом. Можешь всё забрать.
- Пока не
прокричит
первый петух, - продолжил он, опираясь на локти, а потом и вовсе начиная
подниматься на зад и далее на ноги. - Но даже не в
этом дело.
- А в чем? -
удивилась
старая карга.
- А в том, что
это
все - не мое, - ответил он, расправляя колени и показывая на груды золота
под
ногами. - Взять это - значит, своровать.
-
Это - гонорар! - произнесла она каким-то таинственным, шелестящим голосом,
вновь помолодев, став женщиной сочной, ядреной, красавицей зрелой,
освещенной
светом, исходящим из теплицы. -
Бери-и!
- Тьфу-ты! - вырвалось у него. - Пропади ты пропадом! На
фиг мне это все надо?!
Только сказал так, как женщина исчезла,
остался лишь голос ее:
- Бери, не
бойся.
Халява...
Шагнул он в
проем
фрамуги - а там стекло, да такое прочное, что ударил разок-другой носком
ботинка - а оно оказалось упругим, назад ногу откинуло.
- Коли возьмешь
-
то выйдешь, - произнес другой голос, таинственный и бесполый. - А не
возьмешь,
- прогремел вдруг грозно, - навеки
здесь
останешься.
- Еще чего, -
ответил он. - Шантажировать вздумали. Будто я сказок не читал, рассказов об
ужастиках не слышал, фильмов мистических не видел.
- Посмотри вниз,
-
велел голос.
Он опустил
взгляд. Там из воды и из золотого песка медленно всплывали лицами вверх
различные люди - мужчины и женщины - все смутно знакомые, где-то им
виденные, у
всех на щеках и в глазных впадинах, в складках одежды, в ямочках под
кадыками
было золото, и руки у всех то ли позолочены, то ли сами по себе
золотые.
- Видишь, они
тоже
не захотели брать, - сказал голос, - и остались.
Всплывший первым
мужчина в черной шляпе и в черном костюме, с лицом, похожим на какого-то не
то
политика, не то артиста, открыл глаза, сказал уверенным
голосом:
- Останешься
здесь.
Будешь сидеть с нами за общим столом. Тебе лучше взять золото - и будешь
свободен.
Пузатый мастер
граненных стаканов - или как там его? - тоже тут же
плавал,
тоже распахнул глаза, тоже вещал, словно пророк
Даниил:
- Не возьмешь -
останешься здесь. Надоем тебе! - и засмеялся гаденько, подленько. -
Хе-хе-хе!
Это я умею.
Зрачки обоих
были
золотого цвета.
А другие
всплывшие,
покрытые золотыми тиной и илом люди, с золотыми руками, с золотой пудрой в
волосах и с золотыми глазами поддержали его:
- Будет, будет
надоедать. Он такой. Всегда был такой. И будет.
Всплывших
писатель теперь узнал: они сидели за тем самым столом, за которым шел пир в
его
присутствии. А еще он
заметил
своего издателя. Тот ничего не говорил, а лишь гаденько посмеивался, глядя
на
своего автора, плавая в дальнем от
него
углу теплицы.
- Надоели вы мне
все, - вздохнул писатель, опираясь локтем о стекло. - Думал, люди вы, а вы
просто блазнитесь. Тьфу на вас еще
раз!
- Не плюй в
колодец
- пригодится, - прокаркал за спиной его голос карги. -
Второй раз оскверняешь дружбу нашу.
- В шестой, -
поправил её кто-то.
- Какая это
дружба?
- ответил он, разглядывая то всплывающие, то тонущие в золоте трупы. - Посох
украли, а богатство подсовываете.
- Никто у тебя ничего не крал, - возразил юный
девичий голос. - Ты сам посох оставил.
- Врешь, старая, - ответил он. - Это ты подстроила так, что я его
отставил. Хотел галантным выглядеть, руку тебе подал, чтобы
помочь.
- Вот и помоги
до
конца, - сказала она нежным голосом, вновь представ в стекле пред ним юной
златокудрой девой. - Нам всем помоги.
Возьми золото, освободи нас.
- Отчего это? -
удивился он.
- От проклятия.
Не
пускает оно нас в храм. А ты золото возьмешь - и мы все в церкви
окажемся.
- Помоги нам!
Помоги! - со стонами и мольбой в голосах подхватили тотчас начавшие в
неимоверных количествах всплывать различные люди, протягивая вверх руки,
хватаясь на ноги его, за щиколотки, за колени. - Спаси! Возьми золото!
Избавь
нас от него!
Он отшатнулся от
копошащихся в ногах его тел и прижался к стеклу уже не локтем, а спиной.
Теперь
ему становилось уже страшновато. Да и свет луны поблек.
- Все возьми!
Только вызволи! - кричали люди все громче и громче, протягивая вверх руки. -
Избавь нас!
Он знал, что
долг
человека - протягивать руку помощи.
"Но... только
нуждающемуся в помощи..." - тут же поправил он себя,
вспомнив, что буквально недавно, с вечера, он сидел с этими людьми за одним
столом - и они не просили его ни о чем, они лишь потребляли, ненавидя друг
друга.
Подумал так - и
луна засветила ярче.
А может ему это
показалось...
- ПОМОГИ!!! -
взвился в небо полный боли и требования мужской голос, высокий,
пронзительный,
раздирающий барабанные перепонки. - ПО! МО! ГИ!
Писатель
сказал:
- Да тьфу на
вас! -
и сплюнул.
Тотчас стекло за
спиной
его исчезло - и он вывалился из теплицы наружу, больно ударившись плечом о
кочковатую с редкой травой землю. Вслед за ним вылетели в обезлуневшее небо
и
все те, кто только что плавал в золотом песке и
в золотом иле, кто требовал от него сострадания.
- Он плюнул в
седьмой раз! - прогремел сверху тот самый мужской голос, что звал на помощь
громче всех. - Он преступил черту! Он должен быть
уничтожен!
- Вия! - тут же
откликнулся ведьмин голос. - Позовите
Вия!
- Убить!
Растоптать! Уничтожить! - завизжала и заулюлюкали
остальные. - Растерзать! Развеять по ветру! Вия! Вия сюда! Он нам
поможет.
Толпа покрытой
золотыми
пятнами и потеками нежити попыталась сомкнуться над лежащим писателем, но
незримое кольцо сдержало их.
- Возьми же
злато! -
завизжала умоляюще ведьма. - Возьми!
- Вия! -
перекрыл
ее голос рев толпы.
Старый явор
преобразился в великана с огромными веками, опустившимися ему и на глаза и
даже
на грудь.
- Кто Вия звал? - спросил он громоподобным
голосом.
Нечисть застыла. Все эти бесчисленные смокинги и бальные
платья
словно онемели. Черношляпый вытянулся во фрут и дрожащим от напряжения и
страха
голосом повелел Вию:
- Узри... этого,
-
и ткнул пальцем в центр круга.
Писатель
оглянулся
в поисках хотя бы камня, чтобы было хоть чем-нибудь защититься. А то ведь и
впрямь эта орда уродов навалится и, если не
растерзает, не придушит, то придавит.
Глядь - а рядом на земле посох его лежит. Схватил он палку,
да
на ноги вскочил. Ибо страх все-таки проник в него.
"Черт-те-что,
а
не поездка! - успел подумать. - Съездил, называется, подкалымить... - а сам
свой посох за тонкий конец ухватил, да так его перед собой выставил, словно
ружье это, а не палка обыкновенная. - Ужо так
просто
не дамся. Ишь обнаглели!"
У
Вия же на плече опять чёрт
возник
- тот самый, из кинофильма по Гоголю. Уселся на корявое плечо Вию, да и
молвил
голосом Милляра:
- Труса
празднуешь,
человечишко. Еще чуть-чуть - и дожмём.
"Все ясно, -
понял писатель. - Бояться не надо..." - и рассмеялся, опустил посох, встал
прямо, посмотрел на нечисть
гордо.
Вий тут как
прогремит жутким голосом:
- Поднимите мне
веки! Желаю видеть его.
Тут вся нечисть,
сопя и толкаясь, и полезла на Вия - веки ему
поднимать. А черт соскользнул вниз, да и подскочил к
писателю.
- Ужо, говоришь? - хихикнул. - Словечко-то славное. Да
забытое. Теперь все больше по иноземному говорят,
не
на родном языке-то. Ась? - приставил ладонь к уху. - Чего
молчишь?
- Смотрю, -
ответил
писатель. - Любопытно все-таки. Когда еще столько мрази зараз увижу:
министры,
капиталисты, банкиры.
- Почему
"когда
еще"? - удивился черт. - У тебя нет этого самого - "когда еще". Кранты тебе пришли. Амба.
- Так ведь удача
редкая - Вию в глаза заглянуть, - ответил
писатель,
глядя на то, как умостившиеся на теле чудовища недавние его сотрапезники
тяжеленные веки поднимают, напрягая мускулы и багровея лицами от напряжения.
-
Может, никогда больше и не удастся столкнуться с
таким.
Как сказал - так
веки Вия и распахнулись, взвились вверх, да и
сшибли
пару доброхотов с монстра, полетели те на землю
кубарем.
Смешно стало от
вида этого писателю, как в цирке смешно. Хотя на самом деле он цирк за
глупые
шутки тамошние не любил, а теперь - вишь ты, смешно
стало.
Тут-то они и
глазами встретились: писатель да Вий.
Глубокие
оказались
у Вия глаза, бездонные, пустые. Как могила без
мертвеца и без гроба. Холодом из них тянет, тоской и
одиночеством.
- Экий ты бедолага, - сказал с грустью в голосе писатель. -
Я-то думал, что ты - ужас, а ты - печаль.
Рухнули веки,
полились из-под них двумя ручьями слезы.
Отшагнул Вий
назад,
сказал:
- Не вижу
ничего.
Глаза чем-то застит.
- Стыдом, -
объяснил писатель.
Тут вдруг петух
как
запоет!
Вся нечисть гурьбой в теплицу и полезла. С криками, с визгом,
похрюкиваниями, толкаясь, щиплясь, раздавая друг другу
тумаки...
Один черт остался. Сказал
писателю:
- Устоял ты,
смертный. Единственный из всех них устоял, - кивнул
на
исчезающих за ржавыми фрамугами существ. - Министры, президенты, короли,
миллионеры не устояли. Души всех тут покоятся. Что хочешь за это в награду?
- Да пошел ты к
черту! - ответил он.
И чёрт
исчез.
А Вий
превратился в
явор.
Церковь сжалась,
превратилась в крохотную старенькую часовенку с потемневшим образом
Спасителя в
Спасах над входом.
Петух пропел
второй
раз.
Писатель
оглянулся -
а пиршественного стола нет, словно и не было там никогда. Голая полянка,
заросшая травками "гусиные лапки", "калачиками" и островками
клевера.
Петух пропел в
третий раз.
Теплица
скукожилась, стала высотой писателю по пояс, переплеты выглядели
проржавевшими
с малым числом оставшихся лохмотьев давней серо-зеленой
краски.
"Ловушка, -
понял
он. - Морок это был".
Где-то наверху
согласно каркнул ворон.
"Можно было
бы и порушить капкан, - думал он, направляясь от явора к
дороге. - Да зачем? Пусть стоит. Путников на свете много, всякий должен
искушение преодолеть... Или не
преодолеть..."
Взял посох
крепче в
руку, да и зашагал по дороге.
А впереди уже
брезжил рассвет...
Проголосуйте за это произведение |
Осилил одноактовку? Понял, что твое место в ХОРЕ? А хотел ты выглядепть МЕНОНОМ... Но место занято Аргошей, Райзером, Вернером и Кройцбергами. Тебя это очень обижает? Схешь конфетку. Потому как следующая пьеса - про Дон Жуана. Подготовься к ней, почитай на испанском соотвествующие книги,найди мои ошибки и сделай замечания.буду очень благодарен.
|