Проголосуйте за это произведение |
ДЕТСКИЙ ХОР
Длины и ширины и
глубины
Был полон
день. По площади
собора
Плыла весна, рожденная из
хора,
И хор летел, рожденный из
весны.
Потоками недавнего
дождя
Промыт был город. Дети шли рядами
И ангельскими пели
голосами,
По главному проспекту
проходя.
Какой был это праздник для
детей!
Их голоса входили в
промежутки
Вокруг ладов простой
пастушьей
дудки,
И двигались и с нею и за
ней.
Мелодия была так
весела,
И так прекрасны голоса их
были,
Что взрослые невольно
выходили
На улицу, забыв свои
дела,
Вслед за детьми. Но тут же, устыдясь,
Вновь ювелир садился за
огранку,
Вздохнувши, столяр шел назад
к
рубанку,
Цыган --
к
цыганке, и к княгине -- князь.
А хор летел стремглав и
прямиком
А хор покинул стены
городские,
В ворота вышел главные
стальные,
И
замолчал, как срезанный
ножом.
И снова онемели
небеса,
Но воздухе
звенела отчего-то
Последняя ликующая нота --
Потом клялись
-- почти что полчаса.
Но звук истаял и пронесся
страх,
Почувствовали люди
перемену,
И выбежали взрослые за
стену
В чепцах, рванье,
в шелках и кружевах.
И тишина как смерть была
жутка,
Потерянные,
словно на чужбине,
Родители тропы на
середине
Нашли свирель речного
тростника.
А за спиной отцов и
матерей
В петле прозрачной трех
речных
излучин,
Их город, вымыт и
благополучен,
Стоял как склеп. Без крыс. И
без детей.
17 декабря 2006
Москва
СОН И ЯВЬ
Наши сны -- это явь
животных:
Во сне бездумно-спокойны мы, правда
ведь?
Мы убиваем во сне бесстрастно,
Берем и отдаемся мужчинам и
женщинам,
Можем красться,
Летать мы можем,
А если страх -- то темная
паника,
И нет сомнений, раздумий нету.
Сны животных -- то явь
растений,
Когда спит дельфин, собака ли, кошка
ли,
То стонут во сне или улыбаются,
Середины нет -- либо то, либо
это,
Так у растений
--
У дуба, пихты --
Только два чувства -- "плохой",
"хороший",
И иного нет, никогда не было.
Растений сны -- явь земли с
камнями.
И так как деревья спят всегда почти
что,
К земле деревья гораздо ближе:
Земля имеет тоже только два
чувства:
Что-то дает,
Либо что-то берет она,
Бесстрастно этот обмен
продолжается,
Пока Земля наша существует.
Сны камней, земли -- это явь
бога,
Как же иначе?
Ведь
всему живому
Снится то, из чего они вышли,
Мы спим животными, деревья --
почвою.
А Земля из чего
Только может взяться?
Только из бога, откуда еще же?
(Если не рассматривать другие
теории.)
Из бога -- Земля, из Земли --
растения,
Из растений звери когда-то
вышли,
Животные человеку снятся,
А кто во снах нашу явь имеет?
Кому же снится
Жизнь человека?
По утрам кто говорит с
удивлением:
"Какой странный сон, будто я --
человек."?
Опять только богу это доступно,
Только бог нас так может видеть,
Только бог может знать наверно,
Что сильнее он человека,
Что человек перед ним слабее,
И все закольцовано,
Все идет по кругу,
Циклу,
Экватору.
Посмотри:
Наши сны -- это явь
животных:
Во сне бездумно-спокойны мы, правда
ведь?
Норфолк 11 декабря 2003
БУЛЬ
Недавно вычесанный буль!
Своим пером изображу ль,
Как, императорски
хорош,
На землю царственно кладешь
Ты продолжение хребта
--
Обрубок толстого хвоста?
Живот, подернутый жирком,
Рифмует в выдохе одном
Округлость ляжек позади
И белое пятно груди.
Ты гипнотичен как
кошмар,
Чуть-чуть утоплен в тротуар
Когтей очиненный графит,
А шерсть короткая блестит
Прохладой серой полыньи.
На помесь жабы и свиньи
С клыками тигра, глазом льва
Твоя походит голова.
Хозяин твой, аристократ,
Буэнос-айресский
экспат,
Известный всем как дон Хесус,
Стоит и гладит черный ус
Одной рукою. А
другой
Ошейник крепко схвачен твой.
Ошейник сделан на заказ,
Со звездочками крупных
страз.
Выписывает их витьё
--
И-У-Д-А --
прозвище
твоё.
5 ноября 2007 Москва
Все мне дано, как Пандоре,
сполна,
В этой стране я такая
одна:
Я сплетена для земных
королей
Из паутин шелковичных
червей,
И золотое сеченье
мое
Ножниц кроило стальных
острие,
Сшита я крепко, от альф до
омег,
Хлопковой
белою нитью навек,
Были обмётаны парой
портних
Восемь петель золотистых
тугих,
Вставлен
для пуговиц в обод стальной
Заподлицо перламутр
голубой,
Дышит, трепещет, и бьется
листок,
Сердце моё, из батиста
кусок,
Вшит он подмышкою, вот,
посмотри --
Сложенный вчетверо, слева,
внутри.
Всё о моих благородных
правах
Сказано там
на пяти языках:
"Гладить сквозь марлю, на
мягком пару,
Мыть лишь вручную, сушить на
ветру".
Ткани точнейший состав. Модельер.
Производитель. Артикул.
Размер.
Я совершенна сияньем
моим,
За исключением только
одним.
Этим обязана я
пустяку:
Дырочке, проткнутой в белом
шелку,
А от неё по диаметру вширь
Красная клякса как мерзкий
волдырь.
Кровь и прореха. Из разных
потерь
Эту
поправить возможно, поверь:
Грязь отстирать и на белую
нить
Все залатать, аккуратно
зашить.
И не иначе. Воды волшебство
Смоет позора пятно
моего.
И не иначе. Вернется
уют.
Высушат, выгладят, шелком
зашьют.
Лишь не забудьте вы в этой
возне
Вынуть лежащее тело во
мне.
Пусть удобрением, жирным
сырьем
В мягкий зароют его
чернозем,
Станет живым, то, что было
мертвó:
Вырастет дерево пусть из
него,
Пусть шелкопряд на
двенадцатый
год
В дереве этом свой кокон
совьет,
Пусть этот кокон растянется
в
ткань,
Пусть рассечет её острая
грань,
И возвратится все, шпулькой
снуя,
Снова на петли и круги своя.
Зак. 8 мая 2006 Москва - Барыбино
Полностью
-- нет,
но полу-видящий взгляд во
взгляд,
На коврике две цыганки,
женщины
две сидят.
Сидят на коленях, близко,
так,
что ноги одной
Касаются юбкой красной синей юбки другой.
У той, что слева -- потоки прозрачных её седин
Идут параллельно темным
складкам борозд-морщин.
У той, что справа, ресничек
на
каждое остриё
Нанизаны бусы сонных
семнадцати
лет её.
Кверху ладонью держат, друг
с
другом накоротке,
Подруги левую руку в правой
своей руке.
Слышит с гневом и страхом,
радостью и тоской,
Вторая судьбу от первой, а
первая -- от второй.
Девчонка древней старухе
воздуха сквозь стекло
Гадает о том, что было, о
том,
что уже ушло.
Пророчит девчонке старый
черный
беззубый рот
О будущем, о грядущем, о
том,
что произойдёт.
Шепчут они друг другу, звук
различим едва,
Поочередно, тихо, знаний
своих
слова:
"Ты шестерых убила." -
"Ты
четырех убьешь." -
"Ты родилась в субботу."
--
"В пятницу ты умрешь." --
"Ты в темнице сидела." -
"Будешь
и ты сидеть." -
"Двух ты мужей
имела." - "Будешь ты трех
иметь."
Сидят, у обеих кожа муарова и смугла,
Взаимно отображая друг друга
как зеркала.
Старуха с девчонкой смотрят,
наедине вдвоём,
Видят себя
напротив, в Будущем и в Былом.
"Господи, дай мне силу."
-- "Господи, успокой."
"Я ведь тобою стану." --
"Я
ведь была тобой."
И, сколько бы ни клали, что
бы
ни говоря,
Жертвы годов на плаху голову
декабря,
Сколько б ни отрубал их
Время,
слепой палач,
Сколько бы ни сменилось лет
на
осенний плач,
Сядут они
-- и
юбка красно-огненного сукна
Сольется с юбкой другою,
синего
полотна,
Сядут. Возьмут ладошки, взорами их свербя,
И предрекут друг другу, как
и
всегда, себя.
Сентябрь
2005
Москва-Барыбино
Полуистлевшей и
старозаветной,
Страницей первой, первою
строкой,
Бессмертный Дух во пропасти бессветной
Носился надо мною, над
водой.
Себя
приняв
за сердце и основу,
Я родила живое
вещество
Комочком по Божественному
Слову
Их хаоса движенья
моего.
Жидка, двуводородна,
однокисла,
Меж катаний людских, людских
мытарств,
Текла я через Бытие и
Числа,
По книге Иоиля,
книге Царств,
Дождем чумы, чернилами
закона,
И кровью войн сквозь Ездру и
Эсфирь,
--
Текла я песней песен
Соломона,
Через Исайю, Судей и
Псалтирь.
Стенами
расступаясь для прохода,
Чтоб пропустить евреев
караван,
По слову Моисея в день
Исхода,
Смыкалась я над воплем
египтян.
Священным меньшинством из
легиона,
Среди пока еще безгласных
труб,
Тянули меченосцы Гедеона
Меня с ладоней шестьюстами
губ.
Полусыра,
над
почвой Палестины,
Летела смерть, уже
полусуха,
На Голиафа шаром желтой
глины,
Скрепленным мною в пальцах
пастуха.
В водоворотах вечного
прозренья
Всегда блистал со Словом
рядом
Меч.
И сорок два неспешных
поколенья
Растила я пророков и
предтеч.
И все сошлось по древней
теореме,
Одно тысячелетие спустя,
Когда перед волхвами в
Вифлееме
Обмыли мной священное
дитя.
Во время жатвы, помню и
поныне,
Как иудейской
теплою зимой
Под голос вопиющего
в пустыне
Его крестила я сама
собой.
И перед тем, как краткими
словами
Он оторвал их от
односельчан,
Во мне ловили старыми
сетями
Андрей, Симон,
Иаков, Иоанн.
В мирах обоих, явном и
незримом,
Из корчащихся бьющихся
людей,
В пределах Завулона
с Неффалимом,
В меня ввергал он бесов и
свиней.
В его устах спокойными
словами
Наказ звучал, приказывал
закон.
Я каменела под его
ногами,
Когда по мне ступал спокойно
он.
На Иерусалим как из
ушата
Шел ливень жаб со мной
напополам,
И я текла по Понтия
Пилата
Холодным и трясущимся
рукам.
А в будущем, все заданное
сделав,
Как смертный гной из
вспухшего
свища,
Из
мной самой назначенных пределов,
Я выйду, распухая и
хлеща.
И люди побегут, и скот
заблеет.
Рожденные и
мной, и из меня,
Всю Землю под копытами
развеют
Четыре неподкованных
коня.
Увижу семь смертей и семь
зачатий,
Увижу меч и руку среди
туч,
Семь ангелов откроют семь
печатей,
И семь церквей возьмут из
бездны ключ.
С кровавым ртом царица и
блудница
Под зиккуратом
затанцует вновь,
И Солнце станет словно
власяница
И диск луны как спекшаяся
кровь.
Весь мир, что я когда-то
сотворила,
Сгниет в моей утробе
соляной,
И снова будет так, как
раньше
было:
Слепая бездна с Духом надо
мной.
Зак. 10
августа 2006 Москва
Свет --
а
точней, отрезок света
Меж ультрафиолетовой
Харибдой
И инфракрасной теплокровной
Сциллой, --
Те его волны, то
есть,
Что
проходят
Меж
волноломов
Крови и
Фиалки,
Меня
коснувшись,
Тут же
отразились
И
откатились
Вдаль по геодетам,
В себе
имея отпечаток мой.
Конечно,
копию,
Конечно же, с
изъяном,
Ведь точных копий даже Бог и
Дьявол
Возможность не имеют
создавать...
И слепок мой упал на твой
экран.
Двумерной
копией
Вошел
В твою
сетчатку,
Чуть вздрогнул, по
пути
Переломившись
в
хрусталике,
Встав с ног на гóлову
Симметрией
обратной,
В зенице
исказившись еще раз...
... И говоришь ты, что меня
ты
любишь ...
Твой мозг, твой бог, судья
твой
и ревнитель,
Замешкав чуть, всего лишь
полмгновенья,
Но все ж замешкав --
Как всегда,
потратил
На обработку данных
полсекунды,
Потратив так же, тратит как
читатель
Иль
слушатель
Два-три удара
сердца,
Чтобы понять вот этих
строчек
смысл...
Мозг дал тебе
сигнал.
И ты, прозрев,
увидел...
Но здесь
обман,
Ты видишь не
меня,
А ту, какой была я
полмгновенья,
Всего лишь
миг,
Но все
же
Миг
назад...
Фантом мой
световой,
След
метеора,
Или звезду, чьё
прошлое
Сквозь
тьму
Мы
видим
Через пять
тысячелетий
В
посланьях
Гелиографа
её.
И я --
не
я...
И гонится так
вечно
Корабль
Ума
За Времени
дельфином,
Отстав
чуть-чуть,
Отстав на
полсекунды,
На миг всего
лишь
Время не
догнав...
... И говоришь ты, что меня
ты
любишь ...
Ты любишь не меня, но
вспоминаешь
С секундным
опозданьем
Символ,
образ,
Идею,
форму,
Призрак
отраженный
Неточный слепок, зрением и
мозгом,
С моей модели снятый,
Потерявший
В процессе измерение
одно.
...И говоришь ты, что меня
ты
любишь?..
Да,
--
Отвечаешь,
--
Я люблю
тебя.
16 марта 2005 Москва
КОНСТАТАЦИЯ
Я равнодушен, я полностью
равнодушен.
Вечен как абсолют, как
Вавилон,
разрушен.
В том равнодушьи
я сам и себе же каюсь.
Падая в руки, вниз, в двух
плоскостях вращаюсь
Под добродушной и под
ледяной
насмешкой
Солнца или луны я то орлом,
то решкой,
Справа я раскален, слева
белеет
иней,
И из руки беру с сетью все
тех
же линий
Эту монету я, ту, что в
подхалимаже
Громко моля с колен,
выклянчил
у себя же.
В спектре души моей, вечной
и
монохромной,
Светлая часть равна
полностью
части темной.
Левой рукою я, праздною и
лукавой,
Всё разрушаю то, что
создаётся
правой.
Зыбь
осушив, хлещу я наводненьем сушу
Сам свою сущность, суть,
сердце
свою и душу
Пеплом
испепелив, пламенем пламенею
В тянущиеся век сутки моей Помпеи.
Жизнь моя, то ль назад, то
ли
вперед влекома:
Дважды за день, входя и
выходя
из дома,
Полуслепым скользнув
взглядом
лицо в лицо, я
Сталкиваюсь в дверях снова с
самим собою.
Не примирить мне мощь дела и
силу слова,
Каждый мой шаг встает вечным
распутьем снова,
Где, от себя закрыт
только одним моментом,
Сам же себе стою бронзовым
монументом.
Найден самим собой, сам у
себя
украден,
Я на самом себе взвешен и
легким найден,
Словно Гермес, лукав, как
Ганимед послушен,
Я равнодушен, я полностью
равнодушен.
Свято я не живу, хоть не
живу
порочно,
Вроде не близорук, не
дальнозорок точно,
Но на письме моё с детства
двоится зренье:
В каждой балладе и в каждом
стихотвореньи
Звуки начальных строк, до
запятой, до точки,
Эхом звучат всегда самой
последней строчки.
Все мои беды суть дочки
одной хворобы:
Что бы ни начал я, и ни
закончил что бы,
Пóд руку шепчет мне скромность
или
тщеславье
Кончить за упокой все, что
начну за здравье.
Мучаюсь я - и пусть глас мне
ответит божий,
Кто же первичен -- я, или второй, похожий
Так на меня, вон тот, там,
за
зеркальной гранью,
Равный в
движеньях мне, внешности и по знанью,
Вечный вопрос (хотя все
суета
из сýет):
Кто же из нас двоих пишет, и
кто диктует?
Сам же в себя влюблен, сам
от
себя отсушен,
Я равнодушен, я полностью
равнодушен.
Как бы ни бушевал, ждет
вдалеке
затишье:
Вот, написав почти тридцать
одно двустишье,
В них отрицаю сам, ветреный
и
дремотный,
Четную строчку я каждой
строкой
нечетной.
Ставлю всю жизнь мою, мучимый вечной жаждой,
Лыком себе в строку минус и
плюсик каждый,
Сам же себе
не дав вечной свободы шанса,
Взаимопоглотясь,
все приведя к балансу,
Нету для
тела дел, нет для души отдушин,
Я равнодушен, я полностью
равнодушен.
апрель-март
2007
Москва
На
Гее-матери
И под
Ураном-небом,
В вялотекущем Кроносе-отце
Играли,
пели
Боги и
богини
Бессмертные,
И знали люди,
что
Их боги
живы,
И --
что
боги жили,
И то, что
вечно
Боги будут
жить...
Ансамбль громадных
Чýдных
инструментов
Из
мрамора
Святых полдневных
гор
Создáли
люди
Зá два
поколенья,
Чтоб лучше
слышать
Музыку
богов.
И боги снисходили и
играли...
И боги снисходили,
создавая
Ступени семибуквенных
созвучий:
До,
Ре,
Ми,
Фа,
Соль.
Пауза.
Ля,
Си.
Своею
музыкою
Сами же
рождали
Героев
древних
И для них
чудовищ,
В закланье предоставленных
мечу.
Труба рубила бурный
тёмный Хаос,
Хтонических
Титанов,
Старой
Геи
Одновременно
Сынов и
внуков,
Братьев и
мужей...
Сдвоенный же
диск
Литавр
летящих
Ритм давал
Вселенной,
И этот ритм рождал на свет
Геракла,
В нем восставали стены Илиона,
И за руном отчаливал
Арго...
А музыка вилась, не
утихая,
Играли боги, боги
замыкали,
Сплетали боги музыкой
своею
Конец с
началом,
С зарожденьем
гибель,
Аида
царство
С золотым
дождем.
И флейты звук пронзал
насквозь
Геракла
Сраженной им Лернейской гидры ядом,
Сквозь струны
Лиры
Строились
созвездья
В безмолвного Троянского
коня,
В стрелу
Париса,
Скиллу и
Харибду,
Энея
бегство
И Эдипа
смерть.
Играла
арфа
Мертвою
рукою
Орфея,
Каждой своей
нотой,
Струною
каждой
Каждым была
шагом
С мечом
Медеи
В спальню дочки с
сыном,
И шла
Медея,
Дряхлый шел
Ясон
Полуслепой,
Хромая,
На
погибель,
В могилу под
Обломками
Арго.
Играли боги, музыка
была,
И эхом
продолжалась,
Слышным
людям,
Слегка
дрожа,
Когда уже
давно
Крутились по
орбитам
Саркофаги
С богами мервыми:
Нептун, Юпитер,
Марс...
И вот
--
Затихло
эхо
Отзвуком
последним,
Очнулись
люди,
И огляделись. Ах! -- Они
одни.
Совсем
одни
На равнодушной
Гее,
В
себя
ушедшей,
Грустной,
полумертвой,
Титанов нет --
есть горные вершины,
Нет Гелиоса --
есть горящий диск,
А грустная прекрасная
Селена
Теперь
оскаленный
Являет людям
череп
Облезлой,
желтой,
Ледяной
Луны...
Вокруг лежат обломки
инструментов:
Огрызки
флейты,
Остов старой
арфы,
Колок и
клапан,
Завиток
струны,
Свирели
трубки,
Круг от
барабана,
Литавр
кусок,
Мундштук и
сочлененья
Когда-то
гордой
Каменной
трубы...
И ходят люди, ходят в это
место,
Его
забыв
и цель и назначенье,
Но притяженье
чувствуя и грусть,
Взбираются,
пыхтя,
И смотрят,
смотрят,
Задумавшись,
А гид им
говорит:
"А вот
Акрополь"...
Афины --
Москва
май-июнь
2005.
Прости, коль сделала я
больно,
Лишь обожая, лишь
любя,
Прости, коль оскорбила
вольно
Или невольно я
тебя.
Сейчас, в прощено
воскресенье,
Сжав сердце бедное в
горсти,
Я у тебя прошу
прощенья,
И, если можешь, ты
прости,
Прости за то, что я
любила,
Прости за слезы и за
кровь,
Прости за то, что
уходила,
За то, что возвращалась
вновь,
Прости, что я старухой
стала,
Ведь бог не внял моей
мольбе,
Прости за все, о чем
молчала,
И что сказала я
тебе,
Прости за бури и за
штили,
За остановки, за
пути,
Прости за то, что дети
были,
И что разъехались -- прости,
Прости, что я слепой не
стала,
Что видела твое вранье,
И что, конечно же,
узнала
И про тебя, и про
нее...
Прости --
я
не по правомочью
На душу смертный грех
взяла,
Прости за то, что прошлой
ночью
Я вам обоим яд
дала.
Крепки гробы, гробы не
гнилы,
Надолго сохранится
прах...
Прости, что вырыты
могилы
В двух разных кладбища
концах.
Прости решенье, мою
волю,
Прости --
ты
должен понимать,
Что никогда я не
позволю
По смерти рядом вам
лежать.
Прости, небес святая
сила,
Что я слаба, что я
горда,
Прости за то, что не
простила,
И не прощу я
никогда.
4 января 2005
Москва
Проголосуйте за это произведение |
|