Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и споры
5 августа
2013
Кизяки
Заметки в формате
3D
Злословье греет нас зимой
И освежает жарким летом.
Лопе де
Вега
Поэты-прозаики - плоть от плоти народ! Ничто человеческое им не чуждо.
А потому не знаю ни одного чародея изящной словесности,
властителя
дум, отказавшего себе в удовольствии запустить в пиита -
коллегу по цеху
-
дерьмом. Немного
отпустит... фу-уу... можно какое-то время нормально дышать, жить, пророчить.
(Это так узнаваемо, так трогательно! так по-человечески...) Я любовно собрал
эти "артефакты культуры", спрессовал, высушил на солнце, разрезал штыком
лопаты. Получились аккуратные кизяки.
Стал складывать друг на друга:
""Путешествие в
Москву", причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень
посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге". (А.
Пушкин о
Радищеве); "Выбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с парохода
современности". (Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников);
"О
Горьком. Много бегал по свету этот человек, поселяя иллюзии среди простецов,
и,
наконец, был привлечен к самому делу. Этого бегуна поставили лицом к лицу с
последней реальностью, со смертью, а нас всех привлекли свидетелями. И он
публично перед всеми оказался трусом и убежал". (М. Пришвин); "Я на
днях прочёл "Авторскую исповедь" Гоголя - как жалка эта смутная чепуха,
эта
самолюбивая возня с самим собою""
(август
его дешевые сочинения и ему поставили
в
Москве памятник, я получил больше десяти писем от разных крестьян с
вопросами о
том, почему так возвеличили Пушкина? "Пушкин был человек больше чем лёгких
нравов, умер он на дуэли, т. е. при покушении на убийство другого человека,
что
вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень
неприличные". (Л. Толстой); "Горький как художник и не начинался". (А.
Блок); ""Злобный автор, совавший Христа во все свои бульварные
романы".
(Бунин о Достоевском); "Достоевский писатель не великий, а довольно
посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы,
чередуются с
длинными пустошами литературных
банальностей"" (В. Набоков); Ну,
какой же Леонид Андреев - писатель? Это просто помощник присяжного
поверенного,
из тех, которые ужасно любят красиво говорить..." (А. Чехов);
"Достоевский -
богатое содержание, серьёзное отношение к делу и дурная форма. Тургенев -
прекрасная форма, никакого дельного содержания и несерьёзное отношение к
делу""
(Л. Толстой); "Сейчас повсюду восхваляется Есенин, дряблый, вялый,
приторно-слащавый стихотворец". (Г. Адамович); "Верно сказал Блок: "У
Есенина талант пошлости и кощунства"" (И. Бунин); "Как ни различны
Горький и Алёша Толстой, а в чем-то
сходятся:
в характере своей хитрости". (М. Пришвин); "Достоевский, как пьяная
нервная баба, вцепился в
"сволочь"
на Руси и стал пророком её". (В. Розанов); "Горизонт до того тесен, до
того
узок, что задыхаешься. Так, "тьфу", нечего и передать, бессмыслица,
болтовня". (В. Розанов о всём творчестве Гоголя); "Например, известный
вам
Фет. Человек пятьдесят лет писал только" глупости, никому не нужные, а его
юбилей был чем-то похожим на вакханалию: все старались его уверить, что он
пятьдесят лет делал что-то очень нужное, хорошее" И он сам в это верит".
(Л. Толстой); "Вся поэзия Волошина - подделка". (Г. Адамович); "Пушкин молодым писателям нравственно вреден.
Его
лёгкое отношение к жизни безбожно". (И. Бунин); "Дочитал Гиппиус.
Необыкновенно противная
душонка, ни одного живого слова,
мёртво
вбиты в тупые вирши разные выдумки. Поэтической натуры в ней ни на йоту".
(И.
Бунин); "Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с
префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого
достоинства - всем этим восхищаться нелегко". (В. Набоков); "Так или
иначе,
но этот путь возможного полного исчезновения родного, близкого
действительного
человека и одновременное возрастание славы и богатства, появление вокруг
внешних людей и есть тот путь, по которому шёл Толстой и то, о чем он молчал (по Горькому), было ничто, Толстой до
конца
дней своих выдавал людям векселя и в
заключение остался банкротом". (М.
Пришвин); "У Алексея Толстого всё испорчено хулиганством, отсутствием
художественной меры. Пока будет думать, что жизнь состоит из трюков, будет
бесплодная смоковница..." (А. Блок); "Я не понимаю, почему" вообще вся
молодёжь без ума от Горького? Вот вам всем нравится его "Буревестник",
"Песнь
о соколе"... Но ведь это не литература, а только набор громких слов..."
(А.
Чехов); "Стихи Мандельштама - наперекор всем его суждениям об искусстве -
всего только бред". (Г. Адамович); "А вот в числе ненормальных
вспоминается
ещё некий Хлебников. Хлебникова, имя
которого
было Виктор, хотя он переменил его на какого-то Велимира, я
иногда
Выходит, нет НИ
ОДНОГО!
приличного писателя.
встречал ещё до революции (до
февральской). Теперь не только в России, но иногда и в эмиграции говорят и о
его гениальности. Это, конечно, тоже очень глупо". (И. Бунин);
"Апухтина,
Алексея Толстого, Голенищева-Кутузова я не могу назвать истинными поэтами:
все
у них выдумано, стих растянут, а не сжат; нет удачных сравнений". (Л.
Толстой); "Маяковского ещё в гимназии пророчески прозвали Идиотом
Полифемовичем". (И. Бунин); "Символическое искусство будет
главенствовать
до тех пор; пока не устоится современное брожение мысли или - наоборот - не
усилится настолько, чтобы его можно было гармонизировать поэтически. Вот
почему
стихи Бунина, как и других эпигонов
натурализма, надо считать подделками,
прежде всего - потому, что они скучны, не гипнотизируют. В них всё понятно и
ничего не прекрасно". (Н. Гумилёв); "Научившись грамоте, простак пишет
не
Бог, а х" Недалеко от этого ушла и вся масса, разорвавшая связь с отцами
"интеллигенции",
"сознательная" и бессознательная. Вот что и создало славу Горькому".
(М.
Пришвин); "Лесков, писатель вычурный, вздорный, его уже давно не
читают".
(Л. Толстой); "Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные 20-е
годы,
когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного
кодекса, а
"руководствовались революционным
правосознанием., ох, не ту меру наказания получили бы эти
оборотни!" (М. Шолохов по поводу
осужденных годом раньше А. Синявского и Ю. Даниэля); "Вечная тревожная
загадка для нас К. Бальмонт. ...В дикой вакханалии несутся все эти
"стозвонности"
и "самосожженности" и прочие бальмонтизмы. "Начинаешь свыкаться со
странной мыслью, что и очень крупный поэт может писать очень плохие стихи.
(Н.
Гумилёв); "А почему /не атакован Пушкин? /А прочие /генералы классики?"
(В.
Маяковский); "Ничтожество ваш Пушкин" (Д. Писарев); "Я, душа моя,
написал
пропасть полемических статей, но, не получая журналов, отстал от века и не
знаю, в чём дело - и кого надлежит душить,
Полевого или Булгарина". (А. Пушкин в письме к Дельвигу),
Et
cetera.
***
Горы!
Горы кизяков девяносто шестой пробы. Горы - до
неба!
Тяжёлое, гнетущее впечатление...
Со своей колокольни
лягнуть
Небеса и светило -
за счастье!
Собрату в пенсне
звездануть,
Чтоб душа изгнала
ненастье.
Облегчившись, сбросив
гнёт,
На чело нагнав
меланхолию,
Можно вновь созерцать
полёт
И закат рифмовать
в портфолио.
Ну, и зачем мне эта пахучая коллекция, спросите вы?
Затем, чтобы познать Истину"
Раньше я лишь смутно догадывался, теперь знаю твёрдо:
божественный
внутренний мир мудрее видимого внешнего. Доверься своему сердцу. И если
слово
Поэта осияет, греет душу, то "пусть у него бабка, хоть трижды еврейка",
эфиоп его мать! хоть с сумой он или тюрьмой, приводы в милицию в детстве,
родственники за границей, хулят оголтело...
Из-за пятен на поверхности отказаться от благости солнца?!
Нет.
Даже не солнца...
Заприметил ночью огонёк - иди навстречу, иди, не раздумывай. И
в
чёрной холодной тьме не дай угаснуть лампадке, светляку малому. Вступись за
робкий лучик. Капельку света! Счастье, чудо великое, коли источник света не
один. Твоя душа прирастает их душами.
А ежли крылаты слова свои-ии... Не удерживай их!
Пусть с Богом летят.
И пусть в этой Великой баррикаде из кизяка не будет твоего
кирпичика.
*
02 августа 2013 года, Ильин день
Александр Костюнин
Проголосуйте за это произведение |