Проголосуйте за это произведение |
Рассказы
03 ноября 2016
Дубок
Притча
Из трилогии «Кавказ» (Хожения в Дагестан, Абхазию,
Ингушетию)
Молодой Дубок вертел-красовался своими редкими листьями и поглядывал снизу вверх на старые морщинистые громады дубов-предков, растущих невдалеке.
С ехидцей он размышлял:
— Листья у меня тоже красивые, с волнистыми краями, почему тогда старики — на виду, а я всю жизнь прозябаю в их тени? Чем я хуже?..
Пичужка села ему на ветку:
— Ой! Ты не очень-то!.. Своими когтями!!! Больно ведь! — взвизгнул Дубок, оглаживая свою нежную кожицу.
— Извините, пожалуйста!.. Я нечаянно, — обескуражилась птаха.
— За нечаянно — бьют отчаянно!
— Вы такой юный и уже дерзкий.
— Когда ещё быть дерзким, если не в юности?.. Мои прадеды и прабабки стоят, боятся шелохнуться, не то что дурной пример подать — развалятся сразу... Ах-хха-ха! — самодовольно расхохотался Дубок.
— Вы говорите о старших так непочтительно, что я вынуждена раскланяться с вами, — и птичка улетела.
— «Раскланяться»... Подумаешь, недотрога. Какая ей разница, где столоваться! Червяки везде одинаковые.
Дубок ещё долго запальчиво бросал колкие реплики в адрес улетевшей птички, но в душе понимал: что-то здесь не так. Даже если взять червячков-ползучков, всяких там гусениц, личинок, муравьёв и божьих коровок... На его нежных веточках их нет. Все они, как сговорились, селятся в толстом слое прелых листьев, которые годами, столетиями устилали землю, осыпаясь со старых дубов. А следом за личинками, паучками слетаются птицы, и вьют на разлапистых крепких ветвях старых дубов гнёзда. В гнёздах выводятся птенцы, из них вновь вырастают птицы и всё по-новой... Из века в век.
— Несправедливо! — покачивал головой Дубок. — Им — всё! Мне — ничего! У них прямой доступ к солнцу, а я из-за них годами сижу без света. Хватит!!! Натерпелись.
Желание сбросить путы, стать вровень... нет! выше их!!! краше, заметнее предков настолько обуяло Дубок, что он, в какой-то момент чуть не засох от зависти.
— Я им ещё устрою! Они у меня
поплачут!.. — злорадно вспыхнул он, угрожающе затрепетав всеми своими десятью листьями. Шума, гула не
получилось, поскольку листья не касались друг дружки, но трепет был
впечатляющий. — Нужно лишь найти союзника, — мучительно, днями и ночами,
сутки
напролёт мечтал Дубок. — Ветер! он мне поможет. Ему какая разница: он с ними
заодно, и ко мне заглядывает.
И ветер, откликнулся на его просьбу. Он поднялся сперва лёгкий, затем всё сильнее, сильней... Задул осенний ветер листодёр... да и не ветер уже — настоящий предзимний шквал откликнулся на призыв Дубка. С престарелых дубов полетели на землю огромные обломанные сучья, золотые листья срывались, сыпались веером с веток и вместе с желудями толстым слоем укрывали землю вокруг. А молоденький гибкий Дубок лишь слегка грациозно покачивался, словно в танце, и ему очень даже нравилось всё это действо... эта лесная дискотека. Он в такт порывам то приседал, то размахивал веточками и ли-ко-вааал... Он бесновался от радости, увидев, как вершина прадуба под бешеным ураганным ветром обломилась и по всему чёрному дряхлому стволу — с самого верха до основания — прошла глубокая трещина.
— Ура!!! — ликовал молодой дубок. — Так вам и надо!.. Пусть шторм всех вас вырвет с корнем. Тогда не будете мне мешать!
И ураган услышал его... Он грозно загудел, зарычал и, обратившись лютым смерчем, стал по очереди воздушной воронкой зависать то над одним старым дубом, то над другим, выдёргивая их с корнями, с грохотом, с пластами земли. Вот уже нет останков прадеда дуба, вот повергнут наземь дед... И лишь отец прикрывал молодой Дубок от северного ветра собой. Природа вокруг преобразилась... Вот уж и леса не осталось. Когда буря вырвала с корнями старые дерева, самые древние, самые сильные, всю молодь унесло по ветру, словно тростинки. Дубок в страхе выглядывал из-за широченной спины отца: вокруг, сколько хватало взгляду, лежала безжизненная холодная скалистая пустыня.
Где жучки? где паучки? где птичьи гнёзда?
Всё разорено ураганом...
— Что я наделал?! — в ужасе стал причитать Дубок. — Если смерч вырвет с корнями и отца — я погиб...
Дубок едва пережил штормовую ночь. К утру северный ветер стих, но пришла другая беда... На небосводе безжалостным огнём запылало светило...
Все растения и насекомые, всё, в чём едва теплилась жизнь — сгорело под палящими лучами солнца. Не осталось ни одного деревца, ни одного кустарника, ни одной зелёной травинки, лишь пожухлая иссохшая стернь... А Дубок спокойно, в тени могучей кроны отца-исполина, постепенно приходил в себя, охорашивался, рос и мужал.
В порыве благодарности он протянул к отцу свои ветви, но тот не отвечал.
Шторм и солнце окончательно иссушили, обескровили его... Дуб стоял уже неживой...
Он так и умер, стоя, прикрывая своими огромными ветвями сына от палящего солнца, от студёного ветра...
И весной жизнь вернулась в дубраву. Из желудей народились, проклюнулись липкие зелёные росточки, они тянулись вверх и росли, хорошели, крепли под сенью возмужавшего Дубка. Теперь он — самый старший в роду — трепетно, ревностно защищал молодые побеги от северного ветра и палящего солнца.
А пичужка свила в его крепких ветвях гнездо и вывела птенцов...
Жизнь продолжалась.
*
02 ноября 2016 г.
Александр Костюнин
Сценарий
Е.С.
Из цикла «Плацкартный
вагон»
(Дорожное
настроение)
Из
всех
искусств для
нас
важнейшим является кино.
В. И. Ленин
Поезд медленно тронулся...
Волнистый перрон в лужах, фонарные столбы, старухи с
плетёными корзинами, доверху забитыми яблоками, варёной картошкой,
огурчиками,
зелёным лучком, помидорчиками и румяными пирожками медленно поплыли...
поплыли
в окне вагона, сменяя кадр за кадром. Взгляд мой скользнул по зданию вокзала
— аршинные буквы на фасаде немо
свидетельствовали: «Вятские поляны». Юноша-попутчик обратил Её внимание на
аншлаг:
— Полюбуйтесь!
Она прильнула к стеклу и убитым голосом обречённо
произнесла:
— Вв-вятские
поляны.
В засыпающем вагоне эта фраза прозвучала отчётливо,
неутешительно, как приговор, который обжалованию не подлежит. Плацкартный
вагон
как-то сжался весь, скукожился, стало тревожно-тихо;
безутешный младенец в
соседнем купе и тот затих. В наши души заползала беспросветная серая
безнадёга...
— Это не просто название города либо
станции... нет, — указательным пальчиком Она изобразила на
запотевшем стекле словосочетание и, слегка отстранившись, полюбовалась им. —
Это экспрессивное ёмкое русское
выражение, — одним жестом смахнула влажные
буквы.
Прильнув лбом к холодному стеклу, соприкасаясь
головами,
они молча провожали глазами уплывающую вывеску.
— А что ещё может быть «вятским»?
— спросил он.
— Жизнь, — предположила
Она.
— Дороги.
— Архитектура.
— Погода.
—
Настроение.
— Шутки.
— Всё, — подытожил он. — У нас «вятским» может быть
абсолютно
всё.
Я с огромным интересом наблюдал их пикировку и лишь
немыслимым усилием воли, сохранял беспристрастный вид.
— Ты знаешь, я сейчас представил
короткометражный фильм минут на пять.
— Пять много — три.
— Ну, давай три, —
миролюбиво согласился он. —
Итак, российская глубинка: лето, комаристый вечер,
вседержитель земли русской стоит на взгорке, а вокруг, сколь хватает глаз,
бескрайние заброшенные поля...
— Нет... лучше не так, — глаза у неё озорно вспыхнули,
— заросшие поля — это ивовый кустарник и мелкий
березняк —
неочевидно, некрасноречиво. Лучше окраина деревни.
— ...Камера крупным планом снимает
пегую дворняжку с жизнерадостными глазами. Она лежит на траве у хозяйских
ног,
и, задрав мордочку, силится заглянуть ему в глаза...
— Собака подобострастно улыбается.
На
спине —
репейная колючка.
— Объектив с дворняжки передвигается
на
сапоги хозяина...
— Кирзачи: подошва стоптанная, носки бурые.
Изображение скользит вверх по тиснёным чёрным
голенищам...
— Суконные штаны с отвисшими
коленками... ширинка вольнолюбиво раскрыта. Как говорится, можем себе
позволить! — по-ленински
выставив ладонь вперёд, он картаво произнёс: «Скажу бойше, это
—
гыавное завоевание евоюции!»
— Скажу Мойше...
Они задорно рассмеялись.
— Но, оставим патетику! —
иронично прервала Она. — Итак...
— Ремень на брюках
узкий.
— Покуцанный.
— Фуфайка по-молодецки распахнута,
выцветшая рубашка, предположительно голубого цвета, заправлена за
пояс.
— Камера продолжает ползти
вверх...
— Замызганный ворот рубахи
расстёгнут — «из-под» щёгольски торчит край...
Край чего?
— «Тельняшка»
— наигранно,
искусственно.
— Жёлтой футболки.
— Петушиная шея переходит в седой
щетинистый подбородок. Щёки загорело-копчёные, в уголке рта
самокрутка...
— Нет, «самокрутка»
— вульгарно. Хабчик «Примы».
— Идёт сизый
дымок.
— Мужик хмурной, поскольку
трезвый...
Они согнулись пополам... и долго беззвучно тряслись в
унисон, не в силах успокоиться.
Я, затаив дыхание, заворожёно слушал творческий диалог
счастливой молодой парочки понимая, что на моих глазах рождается сценарий
фильма. Я отчётливо увидел и этого деревенского мужика, и дворняжку. Чудо
какое-то!
И как они спелись... Буквально десять минут назад все
мы
ехали нелюдимо уткнувшись в свои заботы. Она с серьёзным видом вычитывала
убористый текст с печатных листов, он — заполнял кроссворд. Ехали
буки-буками. А сейчас они перекидывались шуточками, с полуслова понимая друг
дружку, радостно смеялись, фразы их уже трудно было разделить на отдельные
реплики
—
это был единый развесёлый ручей, весенний, звонкий, полноводный. И ещё
свет...
Они излучали теперь какой-то загадочный лунный свет, сияние их нарастало.
Край
этой волшебной ауры согревал и меня.
— Нужно избегать
безликих
слов, русский язык богат. Можно сказать «человек нетрезвый», а можно «распьяным-пьяна-пьянёшенька».
— Трезвый, после вчерашнего.
— Совсем другое
дело.
— Меняем картинку —
камера
являет общий план: мужичонка стоит на околице, на самом краю деревни,
центральная улица уходит вдаль.
— В светлую даль.
— Разумеется!.. Улица
проезжая для тракторов. Две глубокие глинистые колеи заполнены водой. Забор
слева-справа вдоль дороги наполовину
повален.
— Лежит,
себе...
— Не ше-лох-нё-оотсятся!..
Уткнувшись лбами друг в
дружку, они заливисто хохотали, утирая слёзы.
— Крапива — по пояс.
Вдоль
улицы чёрные от дождей бревенчатые избы, крыши у некоторых
просели.
— Вдали старуха с
посохом
перебирается через улицу.
— Собака, заметив бабку,
унеслась вприпрыжку и там игриво крутится вокруг неё.
— Кругом запустение,
разруха, безысходность.
— Меняем план: объектив
крупно наезжает на лицо поселянина: ещё не старый, но жизнь... обязывает. Он
машинально поправляет замузганную ушанку, обводит
взглядом свою малую родину, последний раз затягивается, обжигая пальцы и
жмурясь от дыма, решительно бросает чинарик...
— С достоинством
выпрямляется и произносит...
— Да, именно в этот
момент
он разрешился от бремени этой классической фразой. Не нараспев, а так... словно
подытоживая,
с горечью, с досадой, обречённо: «Вв-вятские
поляны...»
— Не спеша, сутулясь,
уходит.
— Конец
фильма.
Взявшись за руки, они уплывали в глаза друг
друга...
***
Она сошла на одном из полустанков Самарской
области.
На прощание они украдкой
поцеловались.
Я чувствовал, как её локон горячил... мою щёку... и
собственные раны затягивались.
Без неё вагон как-то сразу осиротел, внутренне
опустился,
не желая скрывать нелепость бытия. Незнамый
спутник
её наглухо замолчал. В Самаре купе покинул и он.
Соитие по Bluetooth,
невольным
свидетелем которого я стал...
Рай сладостный... рассыпался в один миг, точно мираж.
Опустошённый, я уставился в чёрное окно и слушал, как
поезд, вторя мыслям, потерянно бормотал: как-так,
как-так, как-так...
Выйду в конечном пункте и я.
А поезд, потрясённый нелепостью человеческой жизни,
будет
сетовать и без конца повторять: как-так, как-так, как-так...
...Пока не сойдёт с пути.
*
02.11.2016
Александр Костюнин
Проголосуйте за это произведение |
|
- Так это же - Вступдение к Началу сценария. Там же потом идёт название кино_новеллы. Да, кстати. Здесь вроде знак вопроса пропущен : " ... я уставился в чёрное окно и слушал, как поезд, вторя мыслям, потерянно бормотал: как-так, как-так, как-так ... " . " ... я уставился в чёрное окно и слушал, как поезд, вторя мыслям, потерянно бормотал: как-так? Как-так? Как-так? ..."
|