Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и споры,
Злободневное
04 июля
2012
года
Откровения советского человека. (Русский Мартин Иден).
Я хочу рассказать тебе, читатель, о судьбе человека, которому пришлось жить
на изломе эпох.
Да если советские эпохи сменяли друг друга
поэтапно: 30-е, 40-е, 50-е, то 91 год это был излом эпох резко изменивший
судьбу России. Вернее, это произошло не сразу, он занял период с 85 по
91 год. Дело в том, что я родился в 1960 году: начало космоса, начало
транзистора, начало поколения.
Развивался я чувственно. До идиотизмаи
сколько себя помню всю жизнь фантазировал везде: в садике, на улице, в
школе, в троллейбусе - постоянная работа фантазии.
Извиняюсь, если материал получится сумбурным,
просто хочется, что - то вспомнить, что - то осознать. Иногда наступает
момент, когда хочется подвести итоги и понять правильно ли ты шел и
куда пришел.
Почему получилось так, что сегодняшнюю жизнь я
не принял с ее роскошью, изобилием, весельем, не принял сегодняшнюю культуру
верхней прослойки. Но и с простым рабочим народом мне скучно и досадно,
который все, что увидел хорошего в социализме, так это низкие цены на
продукты и товары и только.
Помните, как у Джека Лондона Мартину Идену было
противно находиться в фешенебельныхверхних палубах светского общества, но и
матросы ему теперь казались примитивными и неинтересными.
Мартин Иден решил проблему: он отстал от корабля
и, чтобы побороть силу жизни, нырнул как можно глубже, а если захочется
вдохнуть воздуха, чтобы уже не успеть ввернуться на поверхность .
Человек не захотел жить светской богатой жизнью,
но и чаяния простого народаему стали не интересны: американский пролетарий
стал чужой ему и вот расплата. Поэтому чисто по Джек-Лондонски
по-американски, я не хотел бы так заканчивать жизнь. По иронии я сам
ныряльщик, с детства занимаюсь этим, мне часто приходится задерживать
дыхание, но суть не в этом.
Ни в том же ли положении оказалась Россия, как
этот Мартин Иден? После 1991 года часть населения кинулась накапливать
стартовые капиталы, обогащаться, часть осталась с коммунистами. Огромная
часть осталась в растерянности, которую десятилетиями учили жить идеями
пролетариата простого рабочего народа. Сегодня на все это плюют! Помните,
как у Виктора Цоя: "Нам из заплеванных колодцев не пить", как чувствительная
талантливая натура, он все предвидел, но он вовремя ушел. Недаром он сказал
в своем последнем альбоме: "Мне не нравилось то, что здесь было, мне не
нравилось то, что здесь есть", а это уже был конец перестройки ярко
прослеживались новые времена. Хотя в начале перестройки Цой пел: "Мы ждем
перемен",он явно ждал не тех перемен, к которым мы пришли, раз в конце пути
сказал, что ему очень не нравится всето, что происходит.
Какой - то из коммунистов сильно бесился на
страницах своей газеты от этой песни Виктора ("Мы ждем перемен") и даже
назвал Цоя фашистом. Представляете: Цой и фашизм. Грамотные у нас коммунисты
были в стране, чуткие. Видимо он считал, что коммунисты не сбились с путив
последние десятилетия, и никаких перемен не надо было. Это я описываю конец
80-х -остатки социализма.
А как все начиналось. Для меня это была середина
60-х.Самое странное то, что я помню в начале моей сознательной жизни -
это то, что я рано начал интересоваться женским полом. Началось все еще в
садике, это были чистые возвышенные фантазии, необремененные еще
биологическими подробностями. Это потом, с возрастом, жизнь человека
обрастает пошлостями, извращениями, сексом. Видимо, природа человека так
устроена, что в самом начале жизни она дает высшие культурные начала,причем
без художественных и гуманитарных институтов маленькое развивающееся
сознание инстинктивно движется в жизненном направлении.
Не знаю, все ли мальчики на свете начинают
так развиваться или я - аномалия. Я рано начал читать. Если это был
.Буратино", значит фантазии с Мальвиной, если "Том Сойер", значит воображал
себя с Бекки Тэтчер, если "Снежная Королева", то Герда. Я сам придумывал
схожие фантазии, она лилась из меня потоком. Наша советская
необремененностьинфернальными вещами жизньдавала высокий и тонкий полет
мысли. Знаете, как у Тани Булановой "летали в небе мы когда - в тяжелыхпутах
мы сейчас". Постарше это была уже "Дикая собака Динго. и опять необузданные
фантазии, доводящие до предела неестественного.
Моя чувственность накладывалась на советскую
культуру и получился интересный симбиоз, я полностью принял социализм еще в
детстве, без знания политических основ и трудов Ленина.Просто я считал, что
там, на Западе, из детей не может быть такой тонкой и возвышенной
жизни из - за инфернальных основ капиталистической жизни, когда
сознание постоянно испытывает угнетение и груз пороков их свободной жизни.
Человек слишком рано окунается в грязь взрослой жизни. И я не ошибся. Я
счастлив был, то живу в советской стране и с ужасом думал о том, что было,
если бы родился там, за железным занавесом.
Тема Мартина Идена не была развернута Джеком
Лондоном полностью. Приходится дописывать судьбу героя спустя сто лет после
гибели автора. Джек Лондон не дал выжить своему герою при американском
капитализме, да, наверно, это и правильно. Он просто не знал, как он будет
существовать в их культуре.
Ну что еще можно вспомнить из детства, помню,
что с удовольствием пошел в школу, мне так нравился процесс обучения: все
эти счетные палочки, пеналы, ручки. с такой же радостью много лет спустя я
изучал цифровую электронику, но это было уже потом.
Знаете, что меня больше всего убивает в
сегодняшней эпохе - это когда описывают жизнь наших советских актеров
(именно советских). То он с детства не мог запомнить таблицу умножения, то у
него была двойка по поведению, то начинают выкапывать все его внебрачные
связи, показывая моральный облик. А подсознательно этим говорят: "Вот
видите, эти люди выращены советской эпохой, посмотрите на их интеллект,
посмотрите на их нравственный уровень. Тем более, это ". актеры, которые в
советское время несли культуру людям. сознательно или не сознательно, но
этим они ставят советскую культуру выше своей. Вот то, что я сейчас
сказал - это ядро нашей сегодняшней российской культуры.
Я вам даю сравнительный анализ двух культур
разных эпох. И в тоже время они кричат о какой - то духовности. Но
духовность не может быть без интеллектуального и нравственного развития. А
нам советских актеров показывают какими-то дебилами.
Я не считаю те деньги, которые сегодня
зарабатывает капиталист, как это делает народ, мне за культуру обидно! Когда
я среди людей произношу слово "культура", на меня смотрят оторопело, как
будто я сказал что - то не понятное.
Кстати наши режиссеры и сценаристы тоже особо
интеллектом не блещут, когда показывают в фильме скрещивание гена человека с
геном кобры и получают тип боксера. И такой чушью, далекой от реальности,
забит наш сегодняшний кинематограф (о западном и вообще не говорю).
Сегодняшний зритель более развит и более требователен, а наше кино отстало.
Наши боевики и детективы - это вообще "шедевр", наверное мы прославимся на
тысячелетия вперед, ведь все сохранится на пленках и дисках и это будут
просматривать наши развитые потомки.
Но больше всего меня веселят исторические драмы
на советскую тему. Особенно, когда они показывают советского человека или
офицера, я смотрю и думаю, как же мы в этом кошмаре выжили, мы должны были
погибнуть всей нацией в этом горниле социализма, эти конъюктурщики, далекие
от нашихреалей, от того, как мы развивались. И представьте, с этим нужно как
то жить, продолжать свое сосуществование. Цой сказал: "Нам из заплеванных
колодцев не пить". это ему не пить, потому что он ушел, для него больше не
существует проблем этого мира. Но мы то смотрим телевизор и все, что
происходит "мне не нравилось то, что здесь было, мне на нравится то, что
здесь есть". Конечно, социализм не был идеален, речь идет о развитии
человека вообще на уровне двадцатого века и коммунистическая палка может и
не нужна с ее завышенными моральными требованиями к простому человеку. По
природе я натуралист и смотрю на мир, как он есть на его текущие
возможности.
Да,может тогда и не все было шикарно, но мы хоть
как - то двигались вперед, а по натуре я прогрессист и этот жующий, визжащий
от восторга сегодняшний мир, мне абсолютно не нравится, с его шикарными
машинами, лоском, блеском и прочей ненужной человеку дребеденью.
Я обещал описывать становление сознания
советского человека, чем оно "питалось. и как росло. Здесь нужно сказать об
одной важной для меня вещице. Когда я стал постарше, где - то в средних
классах стал увлекаться советской научной фантастикой. Это особый род
литературы незаслуженно забытый.
Это сейчас фантастика нашпигована средневековыми
мечами, драконами, мистикой и всякой чушью. Или бесконечные звездные войны "
фильм не о чем - то, что принесла нам западная культура. Там с
инопланетянами всегда почему - то только воюют, и еще показывается
безысходный крах земной цивилизации.
А советская фантастика - это был полет
человеческой мысли, где показывали совершенных людей будущего, живущих без
пороков, преступлений и обладающих совершеннейшей техникой. Как
мечтательная натура,жаждущая прогресса, могла пройти мимо этого? Только
советская эпоха могла позволить себе рисовать картину будущего.
Там была и мечта человечества встретиться с
внеземным разумом, но не воевать с ним, и полеты к дальним звездам со
сверхсветовой скоростью, которой наверняка никогда не достичь нашим
кораблям. Но это был особый пафос данной литературы, показывалась сила
человеческой мысли, ее стремления. А главное, там не было грязи и
несовершенства реального мира.
Естественно, я не мог пройти мимо такой
литературы, она оказала сильное влияние на формирование моего сознания. Я
знал ради чего стоит жить и развиваться, когда сегодня говорят, что, если
встретите человека, который знает, куда надо двигаться человечеству, то
плюньте ему в глаза - это очень лукавые люди. Развитый, грамотный человек
отлично знает, куда надо двигаться, у развития человечества есть четкие
законы, я называю это вектором жизни, он устремлен в бесконечность. Чтобы
провести его в будущее, нужно отложить точку в сегодняшнем и точку в далеком
прошлом и провести между ними линию, помните, как в геометрии. То есть
проследить путь нашего развития, как развивалась душа, интеллект, техника.
Все это поддерживает друг друга и развивается в совокупности.
Я сам настроил эту философию развития жизни и
считал, что только социалистическое общество может дать это развитие. Мне
казалось, что там, на западе люди только борются с собственными пороками и
не могут вырваться из какого-то замкнутого круга.
По моему вектору получалось, что человечество
веками пыталось сбросить с себя эксплуататоров, формировавшихся еще в
первобытно - общинном строе, когда племена начали расслаиваться на старшин и
исполнителей, то есть появилась первая привилегированная прослойка. Так, в
борьбе формировались дух и нравственность человечества, и вот в 1917 году
народ впервые сбросил со своих плечэтих нахлебников.
Как видите, мое мировоззрение формировалось не
на идеях Маркса, Ленина, я шел своим путем, изучая историю развития
человеческого общества.
Сейчас кричат, что надо вытравить из себя рабов,
я не знаю, кто были рабами в советское время. Тогда, я помню,как высказывал
директору завода, что хотел, а сегодня при хозяине фирмы я боюсь даже рот
раскрыть, я сегодня как раз чувствую себя рабом. Честно говоря, я и
социализм не очень ценил, когда он был, а вот когда увидел, что такое новый
русский капитализм после 1991-го года я стал всерьез изучать советскую
эпоху, но не по трудам Ленина, а стал читать советскую художественную
литературу и смотреть прекрасные советские фильмы. Чтобы сегодня не говорили
по телевизору, но это именно советские фильмы с советскими людьми и
тематикой.
Сегодня перед человеком свободный выбор: либо ты
с теми, кто живет чужим трудом, либо сам трудишься - это нравственный выбор
определяемый духовным опытом, а у молодого поколения этого опыта очень мало.
Часто задумываюсь, а кто я сам по принадлежности, к какой прослойке
отношусь? По происхождению я вроде как интеллигент, потому что у меня мать
учитель.
Но Ленин сказал про интеллигенцию нехорошее
слово, что интеллигенция это "Г", я сам не люблю эту чванливую, истонченную
прослойку. В 1917 году вместо того, чтобы своими знаниями, своим интеллектом
помочь простым неграмотным людям поднять промышленность, наладить экономику,
создать новую еще нигде не виданную в мире культуру рабочего человека, они,
не поняв его простой, природной культуры, капризно тиканули на запад на уже
готовенькую жизнь, все эти Бунины, Булгаковы с их "собачим сердцем".
Немногие согласились отдать свои знания, свою душу чему - то новому и
непонятному, тому, что еще недавно они презрительно держали за пустое место
биороботы, исполнительные механизмы, чернь.
Это она - пишущая интеллигенцияв годы
перестройки начала призывать слабые места советской страны подготавливать
плацдарм для основного удара. Это она услужливо и расчетливо кинулась
переламывать наши устои и ценности с экрана телевизора и газет. Они
лихорадочно начали создавать духовный портрет для бездушного российского
капитализма, кинувшегося делить советское имущество.
Я сам, когда включаю в себе "солдата прогресса",
начинаю беситься на простой народ и грубые, и не очень чувственные, и не
умеют высоко летать, и интеллект какой - то дохлый, живут простыми вещами, и
к женщине не очень высоко относятся. Хотя коммунисты и расписывали высокую
культуру советского человека, но проблем там выше крыши. Собственно
социализм поэтому и рухнул. Тот мыльный пузырь, который надулигореидеологи
последних десятилетий социализма, лопнул. В коммунисты тащили для
количества, не думая о качестве. Если большим коммунистом был такой человек,
как Ельцин, который потом эту партию и прикрыл в 90-е годы, о чем еще
говорить.
Как видите, мытарства русского Мартина Идена
продолжаются. Он и не совсем с народом из-за специфики своей натуры, и
верхний, и средний класс принять его не может из-за экологии своей души.
Потому что, если он займет их сторону, не совсем будет чист. Это высшая
эстетика эгоизма, требующая абсолютного значения, ты подходишь к своей душе,
как художник - помарок не должно быть. Он понимал, что в этой работе ему не
помогут ни новые русские, ни правительство, ни даже народ с интеллигенцией,
ему тоже было противно разбирать слабые места коммунистической идеи и
оправдывать несовершенство сегодняшней жизни!?
В средние века жил такой монах - философ
Кампанелла. Он говорил, что мировоззрениечеловека во многом определяет его
профессия. Когда рухнула советская эпоха, многие занялись торгашеством и
бывшие советские инженеры и бывшие многие рабочие, "челноков. развилось
полстраны, но, извините, это - не профессия, это биологическое выживание. Я
в 1992 году был в Бресте и наблюдал на вокзале, как приходят поезда из
Варшавы. Из дверей вагонов ломились люди с огромными сумками, которые с
трудом проходили в двери, ручки у сумок лопались все это падало на землю
сзади напирали другие. Было и смешно и горько наблюдать эту коммерцию. Из
моих знакомых все, кто позаканчивали институты, не один не работает по
специальности, все в торговле.
Один раз только увидел сознательного парня на
базаре. Он торговал спутниковыми тарелками. Он с иронией и грустью сказал:
.Раньше я был электронщиком, а теперь кто я -барыга". Отличное советское
слово, определяющее образ жизни, а значит и суждение о мире, человек
перестает быть полноценным. Тот же Кампанелла сказал: "в обществе
будущего человек будет 4 часа заниматься физическим трудом, 4 часа
интеллектуальным трудом остальное время будет заниматься или спортом, или
еще чем - нибудь".
Вот было бы здорово наш народ заставить полсмены
заниматься интеллектуальным развитием, а кое-кого наоборот заставить
поработать ручками. Это общество за века развития слишком расслоилось.
Я признаю только людей, создающих материальные
ценности или интеллектуальные, то есть ученых, или людей создающих настоящие
культурные ценности, стоящих на жизненном векторе, как на правильной дороге,
в этом я - максималист. Слишком много в мире появилось ненужных профессий, а
значит много появилось и синтетических культур, живущих непонятно чем.
В силу профессиональных причин, мне в девяностые
годы пришлось побывать в донских хуторах, даже пожить в среде сельских
людей. После рухнувшего СССР колхозы развалились и эти люди ведут убогую
жизнь. Но это - нравственные люди, у них своя простая культура, которую надо
уметь видеть. Сегодня в наших сериалах герои либо менты, либо бизнесмены,
печально. Да, эти сельские жители много пьют спиртного, но это еще не
критерий человека.
Кстати, я в своих фантазиях могу доводить
собственную психику до такого кайфа, до такой высшей эйфории сознания, что
такого не получишь никакими наркотиками, никакой водкой. Ты мечтаешь о чем "
то высшем абсолютном и, в эти минуты психика находится в высшем состоянии,
так я отдыхаю от несовершенства этого мира и мне не нужно никакого
спиртного, чтобы расслабиться или наоборот достичь высшего напряжения. Жаль,
что многие люди не умеют так делать.
Проблемы этого мира во многом от того, что люди
не умеют красиво и глубоко фантазировать, доводя сознание до высшей эйфории.
Они мыслят или гнусно, или мрачно, или мелко. Когда человечество научится
высоко летать в своих фантазиях, оно избавится от проблем, мир станет
совершенным.
Еще немного хотелось бы сказать в защиту
простого человека, и эта тема для меня очень болезненна. Представьте себе
автора, спорящего с редактором, о революции 1905 года. .Да поймите же
Вы, тогдашнее отношение офицеров к матросам достигло критической точки. К
рядовому составу относились, как к скотам, к быдло. И в гражданской среде
происходило то же самое. Просто к началу 20-го века народ нравственно
развился настолько, что требовал к себе более культурного отношения. Поэтому
такой сердобольный и внимательный к простым матросам офицер, как лейтенант
Шмидт возглавил восстание на "Очакове". Он понимал, что оно преждевременно и
не нужно, но все возниклоспонтанно, матросы больше не хотели выносить
хамского отношения офицеров.
Поймите, это был первый звонок, первое
предупреждение властьимущим кругам, что народ уже совсем другой и требует к
себе другого отношения. Дело не в деньгах, да народ и не жадный. Это был
нравственно - культурный кризис между классами внутри самой России. Но
власть оказалась дубовой и не пластичной, не способной перестраиваться под
чаянья и требования времени, вот и получился 1917 год. Правящие классы сами
спровоцировали революцию неумением, да и нежеланием что - либо менять в
отношении к народу. Самоуважение и гордость - это тоже компоненты природы
человеческого сознания. Все произошло по природным законам. И горе тому, кто
не учитывает динамику развития человеческого сознания. Это законы природы и
их надо уметь учитывать".
Вот такую приблизительно речь держал бы автор,
философ, наблюдающий развитие человеческого общества.
Я слышал такую байку, что это пьяная матросня
брала зимний дворец. Так могла сказать какая - нибудь "сухопутная крыса", не
знающая истории культуры развития российского флота и далекая от судьбы
моряка.
Сейчас происходит тоже самое, постоянно вижу
грубое и хамское отношение "новых русских. к рабочим, я очень болезненно к
этому отношусь. Конечно, сейчас это может быть и не так выражено, как в
начале 20-го века,все таки какой никакой, а прогресс есть, но все равно мы
требуем новых качественных показателей. Как говорил Виктор Цой: "Мне нужно
место для шага вперед". Вот так и мы хотим сделать свой шаг вперед на пути
прогресса.
Ну ладно, буду дальше повествовать о том, что
формировало мое советское сознание, мою душу, а для материалиста эти понятия
неразделимы.
В 14 лет в моей жизни произошло одно событие,
которое в корне изменило мою жизнь, я впервые побывал в Крыму.
Представляете, при моем чувственно-эстетическом
восприятии мира, которая даже советская эпоха не могла до конца
удовлетворить и увидеть все эти заливы, бухты, скалы, горы и природу Крыма.
Я тогда впервые понял, что такое счастье.
Я впервые полюбил и никакую - нибудь мистическую
девочку из моих фантазий, а живой настоящий полуостров, существующий в
природе. И тогда я понял, что любовь - это не просто красивая фантазия, а
тяжелая работа напряжения всех физических и духовных сил. Если я не смог
встретить женщину своей мечты, то, по крайней мере, я нашел для себя
небольшой участок земли, существующий в той Вселенной, на этой планете. Меня
изумляло все: и богатая история этой земли, и огромное количество народов,
которое жило на этой земле и его связь с древними цивилизациями. Я страдал,
когда целый год не видел Крыма и жил мечтами от лета до лета.
Да, это было трудное счастье, но оно дало мне
новые ощущения жизни, оно вдохнуло в мои фантазии реальность. Мне
нравилось, что столько всяких поэтов, художников, писателей, виноделов жили
и творили в Крыму, я рад был, что наши эстетические вкусы совпадали. Дома я
организовал свой маленький музей Крыма, стал собирать путеводители,
фотоальбомы, открытки, карты Крыма. Стал всерьез изучать историю и культуру
Крыма, жизнь наполнилась смыслом и целью.
Я вот что хочу сказать, раз уж речь зашла о
бытовой культуре, о наших привязанностях и отдыхе. Раз государство не может
финансировать наши культурные и бытовые потребности, мы сами прекрасно можем
решить эту задачу. Пускай у нас не хватает средств на Монте - Карло, Египет,
Таиланд и прочие мировые курорты. В этом плане мне повезло: мои культурные
потребности и не распространяются дальше славянских территорий. Крым
устраивает меня во всех отношениях. Там отличные литературные сборники типа
.Брегатавриды. - западную литературу я ненавижу. Там отличные еще советской
постройки санаториев, которые нравятся своей скромной лаконичной
архитектурой. Там отличные парки, созданные руками наших дизайнеров,
средиземноморский климат, отличные места для ныряния, кавказский берег мне
не нравится он слишком ровный и однообразный, а в Крыму пейзажи почти как в
Италии, особенно в районе Нового Света. Вина Крыма такого объединения
.Массандра. я считаю даже вкуснее, чем французские, особенно крымские
десертные вина, как мускаты - очень своеобразныевыработанные столетиями
винной культуры, местными условиями и фантазией наших виноделов. Не хотите
сладкие вина, есть прекрасные сухие вина тонкие, как: "Алиготе", "Совиньон",
.Рислинг",.Алушта красное. и другие.
Прекрасная зимняя рыбалка в ялтинском порту:
ловится и кефаль, и барабулька, а если выйти в море, то можно наловить
небольшой черноморской ставридки.
Я считаю, что набережная в Ялте даже красивее
чем французская ривьера. Памятники старины и дворцы, оставшиеся от царских
времен, на которых можно отлично пофотографироваться. Один Воронцовский
дворец не уступает лучшим образцам европейской культуры, от одной его
оригинальной архитектуры наступает благоговение.
Но, по моим детским впечатлениям, что меня
ошарашило, так это роскошные развалины генуэзской крепости в Судаке. И все
эти наклоны, ракурсы, объемы, краски.
Теперь смотрите, в мае месяце я делал турне по
городам Крыма - это как путешествие по небольшой стране. Останавливался в
центральных гостиницах городов. В Феодосии в гостинице "Астория", где жил
Александр Грин, прямо на набережной в Судаке в гостинице "Сурож.в центре
города, а в Алуште в высотке с одноименным названием. Каждый день я выпивал
в течение дня по 6 бокалов муската по 150 грамм за порцию, а это самые
дорогие крымские вина. Разъезды, переезды из города в город, на все про все
у меня ушло 11 тысяч российских рубле и на 8 дней путешествия. Это на уровне
2011 года. Причем куча удовольствия от общения со своеобразной татарской и
украинскими культурами. Где славянские традиции скрестились с востоком.
Украина - недорогая страна и удовольствия куча.
Одиннадцать тысяч - это меньше, чем какая.нибудь
электронная безделушка в больших магазинах. Мне ребята рассказывали, что они
в ночных бильярдных клубах за ночь столько же спускают.
Смотрите, на наши копейки мы можем шикарно и
более осмысленно и культурно отдохнуть, чем на каком - нибудь западном
курорте.
В этом материале я вас уже учил, как
эйфорировать по жизни не заливая мозгов водкой. Теперь рассказал, как за
небольшие деньги пополнить здоровье и просветиться.
Просто я хочу, чтобы у каждого человека в жизни
был свой Крым. Пусть это будет Кавказ или Сибирь, или Прибалтика, или просто
средняя полоса, лишь бы тупо не зарабатывать на водку или барахло.
Да, мы потеряли что - то свое, то, что многим
прагматичным людям не понять, пришла новая эпоха, новые люди, но всегда
можно сбежать от этой Поп - Артовской культуры, которую несет сегодняшний
телевизор, от этих глупеньких сериалов. Всегда можно найти свою отдушину,
чтобы не превратиться в дебильное животное, которое должно просто
биологически выживать.
Смотрел по телевизору поединок Прохорова с
Зюгановым. На стороне Прохорова сидел наш известный актер Ярмольник, он
выступал в его поддержку. Этот Прохоров хочет сделать 10-часовой рабочий
день, а рабочую неделю 6 дней, то есть он хочет превратить нас в биороботов.
Наш народ и так не очень любит развиваться духовно и интеллектуально, а тут
вообще превратится в безмозглый исполнительный механизм индустриальной
машины. Представителя культуры - Ярмольника, видимо, это устраивает, чтобы
его народ был не развит. Правда, Прохоров обещал поднять зарплаты, но кому
нужны его деньги сегодня, проблема человечества в другом. Возможно, пищевая
промышленность скоро накормит все бедные слои населения, а машиностроение
даст всем качественные недорогие машины, которые народ так любит. Но это не
даст нам человека будущего -духовно и интеллектуально развитого, я романтик,
мечтатель, фантазер.
Ярмольник говорит: "Дайте Прохорову миллиард, он
вам сделает из него два", да, но какой ценой, какой виток инфляции при этом
захлестнет Россию. Любые деньги должны быть подвержены валовым продуктом,
иначе это будут дутые бумажки. Сколько можно любоваться мировыми кризисами,
происходящими в Европе. А ведь это низкая культура экономики, порождаемая
капитализм, а также низкая культура потребления, при которой требуются
огромные средства. Вот видите, мы опять заговорили о культуре. Без высокой
культуры не будет не только нормального искусства, но и нормальной
экономики. А Ярмольник этого не понимает, а Зюганов только хлопал глазами,
слушая его высокопоставленную актерскую речь.
Вообще о советских актерах это отдельная большая
тема. Я обещал говорить о том, что формировало наше советское сознание, а
без нашего советского кино это представить невозможно. Ведь мы - мальчишки
росли не на показах съездов партий, в которых мы ничего не понимали, а на
наших фильмах - чистых, неагрессивных, человечных, показывавших простого
советского трудягу или инженера, или ученого, или просто нормальных людей
без психических вывихов, идиотизмов и прочей чернухи, который пестрит наш
сегодняшний кинематограф. Показывался человек такой, какой он должен быть, а
не такой, какой он есть, и в этом, я считаю, основная задача и цель
искусства. Сегодня во все это плюют, говорят, что все это было надуманно.
Может в какой-то степени и надуманно, но кому интересно смотреть на
уголовников, идиотов и алкашей. Видеть все это несовершенство жизни вокруг
себя, а потом прийти в кино и смотреть тоже самое?! Если в советское время
кино было воспитательным, то есть воспитывало красоту человеческой натуры,
то сегодня оно чисто развлекательное или даже разрешительное, то есть
культурное назначение искусства для общества исчезло. А многие актеры просто
этим зарабатывают себе на жизнь, потому что больше ничего не умеют.
Представьте, я пришел на работу и гоню брак, а мне за это еще и платят
бешеные деньги, а сегодняшнее искусство - это сплошной брак. Мы хотели
увидеть человека будущего, серьезных капитанов звездных кораблей, какими
рисовали их художники в иллюстрациях к советской фантастике. А увидели
малого, злобного, растерянного человека, нашпигованного пороками, у которого
высота полета чутьчуть превышает высоту навозной кучи, в которой он живет и
от которой никак не может оторваться.
Когда смотрел на экран, я искренне верил, что
вот эти актеры, которые играют благородных героев или ответственных
работников - люди высшего уровня, что всем, кому попало, не позволяет стать
советским актерам. Я уважал их за актерскую игру, за способность быть
убедительными на экране, я привык к советскому качеству искусства.
Но потом началось что - то новое.Это случилось в
перестройку - я смотрел фильм по произведению Булгакова "Собачье сердце".
Там профессор медицины, которого играет Евстигнеев, говорит такие слова:
.Да, я не люблю пролетариат, а почему я должен его любить?!. Впервые плюнули
в тот класс, который столько десятилетий превозносился нашей идеологией. И
впервые я увидел рабочий класс таким смешным и ничтожным. На примере этой
прооперированной собачки был показан низкий уровень культуры простого
человека, все это выглядело сильно написанное пером большого художника.
Кроме низменного Булгакова в нарождающейся России ничего не увидел. Но самое
страшное, что я себя не отделял от таких же пролетариев рабочих, значит
плевали в меня, притом те, кого я привык уважать.
Позже, когда уже появился интернет, я написал об
этой роли Евстигнеева на форум коммунистам. Они начали пространно
оправдываться "да это понимаете просто у актера роль такая". Но, извините,
актер же не кукла ходячая - видит, что играет.
Тогда, этим фильмом был нанесен первый удар по
идеологии советского государства, а для нас - простых людей - это был
плевок в душу и, при этом, коммунистическая партия еще управляла страной, но
художественная критика уже не действовала. Да дело и не в партии, просто
трогать простой народ не принято было даже в девятнадцатом веке из-за его не
очень высоких качеств. После семнадцатого года народу очень быстро надо было
расти. Чтобы там не кричали про "кухарку, правящую страной", но у них
получилось. И еще такие эпитеты раздают люди, не очень блещущие
благородством и снисхождением. Не знаю к какой прослойке они себя
причисляют, может быть прогнившая духовно интеллигенция.
Я не знаю, что увидел Булгаков в первые годы
революции, но со временем сложилась такая уникальная прослойка, как
советская интеллигенция, она создала свою культуру, свое искусство. Это ее
плодами мы пользовались последние десятилетия социализма. Это при ней
появилась такая область литературы, как советская фантастика с ее полетом
мысли. Западу было до нас далеко, они превосходили нас только барахлом,
которому мы не очень уделяли внимания и качеством машин. Может именно
поэтому сегодняшние крикуны прозвали наши десятилетия годами застоя. Да,
технически было много упущений у советской эпохи, но душевно мы также
развивались, как и раньше, как видите я не примитивный пустой пролетарий, о
которых писал Булгаков.
Смотрел фильм с участием Леонова, я всегда
глубоко уважал этого актера за его беззлобные простые роли. Фильм был снят
на сломе эпох, потому что там все время ездили какие-то танки по улице и
происходил какой - то бардак, но фильм запомнился одним эпизодом. Тем Леонов
играет директора какого - то маленького дурацкого магазинчика, в котором
ничего нет, кроме маленьких бюстиков наших советских вождей. И вот заходит
какой - то иностранец и Леонов предлагает ему купить всех вождей оптом,
дешево, по доллару за штуку. Я подумал, если так дешево стоят все эпохи,
прожитые в советское время под руководством этих вождей, то за что нам
зацепиться, рожденным в советское время, неужели за царское время, которое
мы даже физически не могли ощущать. Вот бы всех этих воспевателей царских
времен сунуть в ту эпоху. Жаль я не верю в создание машины времени, о
которой писали писатели-фантасты, а то бы я предоставил им такое
удовольствие, певцам царизма и дворянства. Какой современный человек,
живущий в развитом демократическом обществе захочет возврата к прошлому?!
Такое впечатление, что 70 лет советской эпохи ничего не дали для культурного
развития России, если нужно реанимировать ту плесень и несовершенство
социального мира.
Хотел с опозданием посоветовать Леонову, ну
пусть вы не помните всех тех, кто правил все эти годы страной, но сохранить
культуру человека, которого взрастила советская школа актерского мастерства
(я это подчеркиваю два раза!) Ваша слава выросла именно на народной
культуре, так зачем потакать всем этим нечистоплотным кликушам прогнившего
социализма, потому что деградация прослеживается на лицо. А все началось в
60-е (увы это, когда я родился), когда появилось это дурацкое слово
.стиляги", вычурные галстуки, вычурные ботинки, странные брючки вообще не
наши советские парни - это погоня за западным. Сегодня их взахлеб воспевают
с экрана телевизора. Да это борьба культур, борьба образов жизни о политике
это уже вторично. Когда я сказал на форуме коммунистов, что вкусы, привычки
и внутренняя культура определяют принадлежность человека к той или иной
партии, этот болван мне не поверил. Мне сказали: "У вас слишком много
времени размышлять", вот бы нашим коммунистам не мешало побольше
размышлять.
В начале произведения, я сказал, что развал
советской эпохи занял период от 1985 года по 1991. Это не совсем так: развал
начался еще в 60-е годы.
Но больше всего из актеров меня удивил Броневой,
когда сказал перед камерой, что в художественном училище заставляли учить
такую непонятную дисциплину, как советская эстетика.
Странно, я всегда считал, что это самая
доходчивая дисциплина. Советская эстетика - это тот "прибор", который
позволял нам в жизни выбирать правильные вкусы, направления, смысл и цель
развития. Советская эстетика - это тот компас, с помощью которого мы
удерживались на векторе жизни, учитывая многовековой опыт человечества.
Эстетика - она шлифует жизнь человека, давая ему качественный показатель.
Только настоящая эстетика, которая формируется на трудном пути развития. Как
Броневой мог не понять такой простой истины назначения эстетики в жизни
человека. Эстетика - это то, чем мы руководствуемся, выбирая жизнь по вкусу,
но этот высший вкус трудный и недоступный маленькому человеку.
У капиталиста тоже есть эстетика, он тоже
выбирает жизнь по вкусу, но его эстетика порой вычурная, злая и уродливая с
пошлыми началами, вот, где разошлись капитализм с социализмом, социализм
отучал от пошлого в быту и искусстве, капитализм наоборот тянет к пошлому.
Сегодня пошлостью забит весь наш телевизор.
А знаете, что еще ляпнул Ярмольник главному
коммунисту, что победа советского народа во второй мировой войне не является
заслугой социалистического строя. Вот тут с "глубокимпонимателем
человеческой натуры. я никак не мог согласиться. Советские лидеры смогли
создать такое чувство патриотизма, да даже не советские лидеры, а тот вкус
новой жизни, которые почувствовали советские люди за недолгие десятилетия
существования советского строя заставлял их яростно сопротивляться
взбесившейся империалистической машине Германии. Знаете, как у Цоя: "можно
было бы умереть, но было бы за что умирать. советские люди знали за что
умирать. Они знали, что Германия им несет новое рабство, от которого они
недавно избавились. Сегодняшние сказки про заградительные отряды и штрафбаты
- это большая чушь, эти люди с их низким жизненным пафосом ничего
существенного не могли принести в войне с фашизмом, поверьте мне, как
психологу, понимающему глубинные механизмы человеческого сознания. Многие не
понимали романтического порыва людей в новом прогрессирующем строе, многие и
сегодня не понимают своими фригидными душами. Я не буду рассказывать вам про
Павку Корчагина, многие не верят в существование таких людей, а кто верит -
цинично ухмыляются. Да, многие не поняли пафоса новой жизни, вот тогда
социальная машина применяла насилие - это 30-е годы. Стоял вопрос, кто
дальше будет двигать страну вперед. Происходили внутренние разборки, новое
всегда болезненно, но это отдельная большая тема. Я вообще против насилия,
просто человечество еще не научилось плавно двигать прогресс без насилия,
крови, надломов. Но хочу сказать одну вещь в защиту большевиков - это не они
развязали гражданскую войну, они просто хотели строить свою новую экономику,
им было не до этого. А вот белые кинулись защищать свои старые устои, вот
тогда и началась бойня. Это было тоже самое, что плевать против ветра.
Многие не понимают механизмов развития человеческого общества, не учитывают
опыт французской революции и всех революций, которые были. Кстати, если
смотреть на шкалу человеческой цивилизации, то революции появились только в
последние века. Это показатель того, что жизнь требует более быстрого
качественного движения вперед, как в экономической, так и в социальной
сфере. Многие инертные умы брызжут слюной, не понимая требований передового
сознания. Вот только жаль Перовскую, хотя ее жертва не прошла даром.
Человеческому обществу свойственно двигаться вперед, в противном случае мы
сейчас находились бы в каком - нибудь первобытно - общинном строе и ели
сырое мясо. Рабовладельческий строй, феодализм, капитализм - это
естественные этапы развития человеческого общества, это закономерно. Только
я думаю, что сегодняшний капитализм это еще не последнее звено в
человеческом обществе и не самое совершенное. Как советский человек, я все
равно считаю, что эксплуатация человека человеком - это безнравственно. И
неважно, крупный ты бизнесмен или мелкий барыга - спекулянт, ты косвенно
все равно эксплуатируешь тех, кто производит ценности в этом мире.
Может быть когда - нибудь ученые создадут совершенного
робота, который заменит рабочего на производстве и в сельском хозяйстве.
Тогда рабочий класс исчезнет, будет эксплуатация только механизмов. Да, я
больше чем уверен, технический прогресс к этому и приведет. Я уверен, что
человечество будет жить в материальном изобилии. Но проблема не в этом
-проблема в культуре, в духовном росте человека, на протяжении всего
рассказа я все время бью в эту точку. Если раньше люди боролись за
материальное преобладание, то теперь нужен более качественный скачок, нужно
переходить к более тонким материям. В 1917 году большевики боролись за то,
чтобы убрать гнет капиталиста и дать бедному народу более богатую жизнь.
Сегодня революции будут носить интеллектуально - духовный характер, будет
борьба культур, она уже происходит.
В 14 лет еще одно важное событие случилось в моей жизни,
я увлекся подводным миром. Моим кумиром стал Жак Ив Кусто. Я собирал его
книги, смотрел фильмы, а также узнавал, что у нас делается в этой области в
стране, подклеивал вырезки о подводных домах, которые стояли в Геленджикской
бухте. Тогда стали открываться по стране секции подводного спорта и я тут же
записался.
Мой романтический мир наполнился еще одним ярким
впечатлением эстетикой подводного мира. Тут тебе и природа, и научные
открытия, и оправданный благородный риск, связанный с нырянием, требующий
точного расчета и трезвого анализа. И тогда понял, что море - это моя
стихия, без которой не могу жить. Я стал нырять у изрезанных бухтами крутых
берегов Крыма и это наполнило еще большим смыслом мою любовь к этому
полуострову.
В 17 лет я пошел на производство, и вот тогда я впервые
столкнулся с реальностью. Как вам сказать, я увидел животную жизнь сложной
особи (если человек - это самая сложная особь) в рабочей обстановке. Это был
своего рода микрокапитализм, где все боролись за то, чтобы захватить
побольше заготовок, которых никогда не хватало, потом погоня за объемом
изготовленных корпусов, в конце дня подсчет заработанных рублей на
количество выполненной продукции. И все это под подробное описание
биологических отношений с собственной женой, рассказом про вечернюю драку и
количества выпитого накануне. Вся эта бытовая жизнь сдабривалась хорошей
порцией анекдотов на правительственную тему. И все это проходило под лозунги
и программы нашей партии с экрана телевизора. Они быстро научили меня пить.
Мерзкое, обволакивающее мозг состояние, снижающее внешнее восприятие мира,
этому мое сознание всегда сопротивлялось. Это было не мое тонкое
эйфорирующее состояние, к которому я привык.
Я понял, что эти люди убивают мой маленький социализм.
Мы абсолютно не были похожи по внутреннему содержанию и это ошеломило меня.
Помните Цой сказал в одной своей песне: "Чай на столе, а все остальное в
нас". Да, весь наш мир внутри нас и некому ему показать, да и не зачем, все
эти люди, борющиеся за свое биологическое существование и заливающие
несовершенство сознания водкой, просто не поняли бы меня. Я был одинок среди
людей - вот где во мне начали проявляться мартиновские качества. Шли годы,
но простой труд ради зарабатывания денег не устраивал меня. Хотя я также
продолжал развивать свои отношения с Крымом, также продолжал фантазировать,
правда моя чувственность мешала развивать отношения с людьми, но я научился
жить двойной жизнью. Один Геннадий Королев был для рабочих, который научился
залихватски травить пошлые анекдоты и говорить на примитивные темы, а второй
был сложный и непонятный. Цой пел: "Но высокая в небе звезда зовет меня в
путь", - вот это звезда и не давала мне покоя.
Жить двойной жизнью было противно, да еще понимание, что
ты обманываешь этих людей, прикидываясь будто ты такой же как они, а
однообразная бессмысленная жизнь нагоняла тоску и если бы не Крым.
Но вот волей случая в 24 года попал в электронику, стал
изучать цифровую технику. Я мгновенно оценил и увидел огромные перспективы
электронной логики, да еще это совпало по времени с появлением в нашей
стране первых персональных компьютеров. С новым огромным удовольствием
взялся за учебу, а когда появился свой персональный компьютер, писал на
ассемблере мыслимые и немыслимые программы - это был шикарный тренажер для
ума и логики. Для меня вся эта область науки была, как звучащая прекрасная
музыка, тем более я был натурой увлекающейся, романтичной. Тогда по всей
стране открывалось много учебных комбинатов по цифровой электронике, новые
знакомства, новые города и республики, ты и обучался и знакомился с огромной
страной, да и люди меня окружали теперь совсем другие.
Но вот начался 1985 год.
Минуточку, отматываем на несколько лет назад 1982 год. Я
смотрел на экран телевизора, как опускают тело Брежнева в яму и сказал сам
себе: "Страну ждут большие изменения, то чем мы жили до этого, уже не
будет". Я почему - то не верил, что те, кто остался наверху управлять этой
огромной страной, могут сохранить прежнюю стабильность. Уже было видно
невооруженным глазом, что народ тяготеет к западному образу жизни и начинает
потихонечку ненавидеть высокие требования коммунистов. Его уже не сделаешь
радостным, если просто дать достаточно хлеба не 20-е, 30-е годы двадцатого
столетия.
И вот наступил 85 год, не знаю, что конкретно
происходило, сейчас уже не помню деталей и подробностей, но запомнился один
эпизод. Лежал в больнице и у нас в палате зашел разговор о стране. Я
произнес красивую зажигательную речь о преимуществах и достоинствах
советского строя. Все время пока я говорил, мужик рядом на кровати издавал
нечленораздельные звуки: "Мда, мля, а-а, э-э.", стараясь меня заглушить. И
вообще я замечал, стоило мне начать говорить, как люди впадали в психоз,
начинали вести себя неадекватно. Видимо к этому моменту в стране назрела
ситуация, заставившая людей в-открытую говорить на подобные темы, даже в
палатах больниц.
В 1986 году в Ташкенте на эподроме я выступил перед
молодежью. Там были программисты, электронщики. Я сказал, что если партия
будет продолжать в том же духе, то через несколько лет советский строй
рухнет. Те смутные подозрения, которые меня посетили при взгляде на похороны
Брежнева, начинали свершаться.
1987 год, Алма-Ата, высокогорная лыжная база Чимбулах. На высоте 3100 метров
разговаривал с казашкой - проводником о том, почему нельзя откровенно
говорить о том, что думаешь. И знаете, что она ответила? Она сказала:
.Сколько можно в кровь разбивать себе физиономию?. Значит уже тогда нас,
приверженцев советского строя, оставалось слишком мало, раз нужно было
молчать.
Тогда же в 87 году выходит первый знаковый фильм "Асса",
за ним в 88 году фильм "Игла", в 89 - картина "Зима в раю". Все эти картины
о нашем тогда еще молодом поколении, остро чувствующем быстрые изменения в
стране. В конце фильма герои картины "Игла. группкой выходят на улицу, падал
первый снег, один из героев поднял голову и говорит: "Теперь это надолго".
Начиналась долгая жестокая зима, и когда она закончится, неизвестно. Потом
пошли долгие, никому не нужные дебаты по телевизору. Стало как - то скучно и
серо, я потерял интерес к политической активности. Последнее, чем мне
запомнилась советская эпоха - это выход фильма в 90-м году, да и то не наш,
а французский. Обычно снимающий боевики и всякую светскую чушь, в этот раз
запад удивил меня. Фильм оказался культовым назывался "Голубая бездна. - это
тонкая возвышенная притча о двух друзьях бесконечно влюбленных в море и в
глубину, и всегда соперничающих друг с другом. В картине много и смешного, и
трогательного. Это фильм - вызов несовершенству жизни на земле. Поэтому,
один из героев, которого зовутЭнцо умирал на руках у Жака Майоля после
слишком глубокого нырка говорит: "Ты прав, там, в глубине лучше, опусти меня
туда".
Второй герой тоже погибает уходя в глубину за
мистическим дельфином и оставив на берегу любимую женщину. Но смерть героев
не вызывает ни ужаса, ни жалости - настолько высок пафос произведения. Этому
фильму надо было появиться еще в 70-е годы, когда мы зачитывались рекордными
нырками настоящего Жака Майоля, преодолевающего 100-метровую глубину. Этот
фильм был завершающим аккордом нашей романтической эпохи.
И вот начался 1991 год, я смотрел на экране телевизора и
видел радостную беснующуюся толпу заполнившую улицы Москвы, люди строили
баррикады и мне стало все ясно, что жить придется по новым правилам, нам еще
не знакомым.
Рассказ был бы неполным о моем советском сознании, если
не сказать о моем отношении к женщине. Про мои детские впечатления вы уже
знаете.
Понимаете, для советского мужчины, тема женщины это
очень сложная и тонкая материя. Слишком огромные требования как к ней, так и
к себе, потому что, если ты хочешь получить что "то очень большое, то ты
должен уметь и отдать на том же уровне. Это высшая жизненная философия
современного мужчины, да и с женской стороны должно быть то же самое "
только так дорогие мои.
Я обещал быть до конца откровенным. Если люди в жизни
прячут свой примитив за сложностью фраз, то я наоборот всю жизнь прятал от
людей все свое сложное за пошлостью, наигрыванием, подыгрыванием в общую
игру и я не бравирую, а всю жизнь страдаю от этого.
Меня всегда бесит, когда сегодняшняя культура
утверждает, что секс - это самый большой кайф, который может получить
современный человек, других кайфов, вроде, как и нет, нет есть - еще водка.
Или описывают, сколько любовниц было у советского актера (именно советского,
а не сегодняшнего) ну да, он же творческая натура, ищет свою музу.
Я писал, что рос чувственным ребенком и моя натура
строилась сложно в условиях реального социализма и когда после 1991 года
всплыла вся муть человеческой натуры, все "прелести", которые мы быстро
перехватили у запада, я мучился - основной удар был нанесен именно по
культуре, а потом уже по экономике.
Поэтому, когда в середине 90-х годов я услышал голос
Тани Булановой, именно услышал, потому что, когда увидел ее - это уже был
второй шедевр в придачу к голосу. Представляете, такая чувственная работа
голосом с глубокой передачей темы - я еще никогда не видел, чтобы певицы так
работали голосом и при всем при этом такая чистота линий, лица, его
правильные формы. Но самое главное - это глаза такие большие и теплые с
глубокой передачей всего сложного внутреннего мира, с какой - то легкой
грустинкой может быть потому, что этот мир не может дать все, что нужно этой
непростой творческой натуре. При этом огромное женское обаяние, когда она
держится в кадре (я люблю наблюдать за ней в клипах, часто прокручиваю их на
компьютере). Я и не подозревал, что такие существа могут существовать на
белом свете.
При этом ее чистейший репертуар без пошлостей,
примитивизма и надуманности сюжета, заставляющий глубоко работать душой.
Кстати воспитательная роль песен Тани Булановой для
мужской натуры огромна. Она поет о сильной женской натуре, которая любит,
даже не получая ничего взамен. Или поет о несовершенной мужской натуре с
глубокой иронией в голосе, так или иначе она заставляет тебя работать душой.
Невольно ты начинаешь сравнивать себя с мужчинами, о которых она поет.
Ее образы - это женщина настоящего, но также и будущего.
Это та женщина, которая будет жить в нашем совершенном будущем, способная и
на жертву, и на подвиг (в женском понимании), и на огромную любовь - вот в
чем сила ее творчества, она настоящий художник.
Песни Тани Булановой даже лучше, чем советские песни и
больше мне нравятся.
И в них есть оттенок трагизма может в силу той эпохи, в
которой они появились. И, представляете, такая певица с ее репертуаром
появляется в первой половине 90-х - самый разгул дикого начального
капитализма и пошлости в России. Это истинно русская певица, кстати, на Руси
песня началась именно с плакальниц. Русская душа всегда отличается немного
грустинкой от веселой западной натуры и стабильно.уравновешенной восточной,
когда они тянут свои песни.
Один раз от парня услышал такое изречение: "Таня
Буланова поет, как будто из норы за душу тянет". Да, не любят наши мужчины
душой работать, так и кажется ему, что из его темной норы тянут за его
маленькую душонку. Больно ему, не привык он к большим переживаниям, когда
Таня Буланова исполняет свою лирику, я бы сказал даже миниатюрные драмы. Ну
что же, может оно так легче и проще жить.
Разговор о сознании советского человека был бы неполным,
если бы я не задел тему религии. Вопрос, конечно, щепетильный, но я не могу
обойти его стороной.
Кстати, сегодняшнее коммунистическое движение принимает
в свои ряды и верующих, но, извините, зачем смешивать две различные
культуры, которые абсолютно не смешиваются, коммунисты всегда были
материалистами до мозга костей. Коммунистическое движение выродилось по
своей сути, сегодня они хотят быть привлекательными для массового человека,
а религия, скажем так, стала модной в сегодняшнем мире.
У меня по этой теме три основных пункта.
Первое: о появлении человека. Для меня - материалиста,
существование живой материи - это один из законов природы - такой же, как
существование атомов, молекул или движение электронов по орбите ну бегают
они и все тут. Те силы, которые заставляют атомы объединяться в молекулы,
такие же силы заставляют примитивную материю интегрировать до таких сложных
образований, как человек и этот закон справедлив для любой точки вселенной,
только нужны подходящие условия. Смотрите, если бы в природе существовали
более "тонкие материи. по представлениям верующих, то зачем нужно было
заморачиваться с такой грубой и несовершенной структурой, как материальный
мир. Зачем природе нужно было изобретать генетический код, который передает
информацию от поколения к поколению. Зачем женщине нужно рожать в
материальных муках, чтобы потом это существо перешло в более тонкий из
миров, неэффективно. Я хочу сказать, что представления верующих слишком
неконструктивны для развитого современного сознания человека, это то, что в
сотворении мира. Теперь второе: духовные ценности. Для меня - материалиста
духовные ценности слагают из тонких вещей, как культура, искусство, наука,
спорт, литература и даже профессиональные навыки. Для меня духовными
ценностями является и моя память, потому что все, чем я жил, то, что успел
увидеть в этом мире полюбить и понять. Поймите, сознание оперирует только с
информацией, оно запоминает и накапливает в процессе жизни информацию. Для
меня духовный мир - это и мои мечты о совершенном и полноценном мире
человека будущего. Даже постоянно развивающееся мое сознание это тоже
духовные ценности для материалиста.
А что этому может противопоставить верующий: любовь к
богу, любовь к загробному миру, который мы никогда не видели, за всем этим
как - то принижаются ценности того мира, в котором мы живем.
Мои духовные ценности - это и высшая любовь к женщине,
точнее к ее абсолютному образу, это и фантазии моего чувственного мира,
которые развивались с детства - вот чем живет человек.
Остался третий пункт. Это нравственно - этические нормы
человека, живущего материальным миром. Дело в том, что для сознания
материалиста глубоко противно принижаться или ставить выше себя, будь это
бог или кто другой, считать себя "рабом божим". Мне было глубоко
омерзительно, когда Михалков встал на четыре конечности посреди храма и
начал целовать пол перед всеми камерами и фотоаппаратами. На месте верующих
я даже обиделся бы на этого.
Когда кто - то говорит "вот бог водит моей рукой", меня всегда
это бесит. Когда я программирую на ассемблере, у меня от напряжения начинает
ломить лобные доли и это моя боль, это моя работа сознания и никакой бог не
управляет этим процессом. Я считаю все, что создано человечеством за века, "
это создано его потом и трудом, его напряжением мысли и всего, чего мы
достигли, мы обязаны только самим себе. Вот моя этическая и нравственная
позиция.
За те морально - нравственные ценности, которые имеет
современный человек, он заплатил кровью миллионов жизней, льющейся из войн,
междоусобиц, несовершенства жизни тянущихся тысячелетиями. Надо признать,
что монахи призывали мир к благоразумию, они уходили в монастыри от убогости
окружающего мира. Они же дали письменность народам. Они несли просвещение и
культуру варварским народам. Монахи встали первыми на путь научного познания
мира. Это они укрепляли моральную стойкость и дух людей на их тяжелом и
долгом пути развития. Но сегодня мы шагнули дальше их простых заповедей из
библии. То, что когда - то было прогрессом, стало тормозить нашу потребность
в развитие сознания. Они часто идут против науки, выступают против
интеллектуалов, упрекая их в чем-то. Нас уже не заманишь их райскими кушами,
мы хотим управлять атомом, регулировать генетику человека, чтобы не было
больных и уродства, хотим узнать, из чего слагается наш материальный мир,
познать его самые глубины. А бессмертие нашей души нас, смертных
материалистов, в том, чтобы перерезать наши знания и духовный опыт будущим
поколениям, чтобы они стали жить еще лучше. Мы лучше создадим рай здесь, на
земле, наш материальный рай, чем ждать загробной жизни, и все это мы сделаем
своими руками и напряжениям ума, а не будем ждать помощи от бога. Мы
научимся тонко любить женщину, уважать друг друга, но не с помощью силы, мы
научимся лечить все болезни, в том числе и рак, я верю только в науку и в
сознание человека, поэтому я оптимист, я верю в будущее развитое и
полноценное человечество.
Вы спросите мнение материалиста о боге. С моей точки
зрения Иисус Христос - простой человек, но с огромными интеллектуальными
способностями - это был глубоко душевно развитый человек. Среди тех страстей
и пороков, которыми страдало человечество на заре своего становления,
появление такого человека было уникально. Представьте,маленькие глупые люди
с убогой душой, голод, нищета и болезни, еще нет кинотеатров, компьютеров
нет, даже нормального быта, и вдруг появляется Иисус Христос с его душой и
интеллектом. Для людей он был свет в конце тоннеля, он дал людям надежду, он
указал им путь к развитию. Злые люди знали, чем он опасен для них, поэтому и
распяли его. Естественно, память о таком человеке пронесется через
тысячелетия.
Иисус Христос для меня - человек, который первый стал на
путь прогресса среди того хаоса и первобытной жизни, которые творились
вокруг.
Вот и все мои материалистические представления о
религии. Теперь вы знаете, чем я живу, чем дышу, о чем думаю.
В сегодняшней жизни меня радует одна вещь - это внешняя
политика нашего государства. Несмотря на сменившейся политический строй,
Россия сохраняет свои традиции и устои. Я имею в виду гуманизм, который так
хорошо развит в российской культуре 19 века, и Лев Толстой, который своими
корнями уходит в глубь веков российского государства. Россия постоянно
держит политику невмешательства и поддержки как на ближнем востоке так и в
северной Африке по сравнению с агрессивной политика запада. Куда бы они не
сунули свое ехидное рыло, везде начинается бардак, а Россия всегда была
мощным стабилизатором ближневосточного региона. Кстати, когда Грузия начала
геноцид против маленького кавказского народа, Россия тут же вмешалась,
сработал мощный механизм гуманизма славянского народа. В общем то все, что я
хотел рассказать о своей жизни и о моем отношении к сегодняшней России
подходит к концу.
А теперь самое интересное. Знаете как сложилась
дальнейшая судьба русского Мартина Идена и как он решил свои проблемы?
Он не закончил как Джек-Лондонский герой. Он нашел свой
истинно русский вариант. Поняв, что этот мир глубоко несовершенен и движется
непонятно куда, знаете как в той песне: "Пусть этот мир долетит сквозь
столетия, но не всегда по дороге мне с ним", - вот и наш герой, поняв, что
ему не по дороге с сегодняшней эпохой, направился туда, где ему было хорошо,
он уехал жить в свой любимый Крым. Мало того,он наконец определился в своем
выборе, вернулся к простым людям. Он стал виноградарем - это простой и
благородный труд, дающий полезную ягоду и вкусное вино.
Он понял одну простую истину, что, если бы у каждого
мужчины была своя Таня Буланова, свой Крым и красивая полезная профессия, то
не надо было строить бы коммунизм, мир был бы и так прекрасен.
Проголосуйте за это произведение |
|
1/ Автору - это Ваше высказывание: "они, не поняв его простой, природной культуры, капризно тиканули на запад на уже готовенькую жизнь, все эти Бунины, Булгаковы с их "собачим сердцем"." - М.Булгаков жил в России (СССР), а не на Западе после 1917-го года. Если не трудно, исправьте этот момент в своей исповеди. 2/ Тут бы тоже надо кое-что подправить: "В 1986 году в Ташкенте на эподроме я выступил перед молодежью." - Нет такого слова "ЭПОДРОМ". Понимаете, заявка у Вас наполеоновская. Русский Мартин Иден. Но пока материал исповеди (автобиографической повести) - НЕ ДОТЯГИВАЕТ. Не зажигает, оставляет читателя равнодушным. Типа, - "чужое дело - не наше дело". Но стремление быть полезным обществу вызывает уважение. Дерзайте. Л.Л.
|