1.
БОЛОТНАЯ ЦАРЕВНА
Королевна лягушка, кувшинка, нимфея,
Углекислая фея нечистых прудов,
Эвридика лесная речного Орфея,
Примавендерс Алиса чумных городов.
Примадонна Содома, примадомна Магнитки,
Примавера рейхсвера, как Марика Рёкк,
Королева катюш, Приснодева зенитки,
Беловежских трясин миномётный зверёк.
Необугленный Углич, невспыхнувший Нижний,
Деревянных столиц несгораемый куст,
И на площади Красной – всего неподвижней
Той, стрелецкой, несбитый бревенчатый руст.
На зубце – по стрельцу, а ещё – на Болоте…
Вечно русской лягушке оплакивать всех.
К Бранденбургским воротам летящей пехоте
Смерть, взгляни, так и льнёт из-под крыш и застрех
В день последний войны. И болотной царевне
Сквозь Мазурские топи и Берег Лазурный открыт
Путь на Рим наш Четвёртый за Лахтой и Новой Деревней,
И ничто не забыто – лишь облик твой скифский забыт.
2.
ВОЙНА
Не Глинки лепет колыбельный,
А вой и скрежет гробовой
Снарядов, рвущихся под Стрельной,
Земля, поросшая травой
От Биркенау до Треблинки
С их неостывшею золой...
И только жаворонок Глинки
Меж небом вьётся и землей.
18 сентября 2012
3.
ПАМЯТИ ГРИГОРИЯ ПОМЕРАНЦА
Омытый сенежской, саровской
И силоамскою водой,
С Карсавиным ты и Керсновской,
Сократом и Сковородой.
С Терезой, Гаазом, Гольдшмитом,
Как ангел, в газовую печь
Нисходишь к детям ты убитым,
Увы, не в силах их сберечь,
Иль вслед за матерью Марией
В кромешный ад, как в Равенсбрюк,
Ты души вывести живые
С Христом спускаешься сам-друг,
Иль, как из мёртвых сам Спаситель,
Из пыли лагерной восстав,
И Гитлера как победитель
И Сталина пятой поправ,
В хромом ли вновь очнёшься теле,
В раю ли, в каторжном краю –
Мы все, что вмиг осиротели,
За душу молимся твою.
А ты, очам земным незримый,
И нас хранишь от всех невзгод,
Для мира зла неуязвимый,
Как старчик с харьковских высот.
------------
Генрик Гольдшмит – настоящее имя Януша Корчака.
Старчиком называл себя Григорий Сковорода.
"Мир ловил меня, но не поймал" – автоэпитафия Григория
Сковороды.
4.
ЛАНДАУ
Ландау – лев и светский и советский,
Ежовских не избегнувший застенков,
В неистовствах любви – хан половецкий,
В них различая тысячи оттенков.
Кому – Непрядва, а кому – Каяла,
Кому костьми с дружиной лечь на Калке,
Иль безымянная какая доконала
Стугна, Дубна, не с ядерной ли свалки
Текущая под волжский бережочек
По жилам гения. Природа не скупится
И нового создаст без проволочек
Нам Пушкина, глядишь, или Капицу,
Но чаще – Муссолини с Аль Капоне,
Маньяка захолустного Адольфа –
Да мало ль гениальной шелупони! –
В спасительную Англию Рудольфа
Свалившегося, лет до ста в Шпандау
Почти что дотянувшего, Востока
Всех деспотов, а вовсе не Ландау,
Не Моцарта, не Бергмана, не Блока,
И уж не Коры любящей укоры –
Марии лик под пальмами Сиона
И вечность, где другой он ловит Коры
Минутный взор прощальный с Парфенона.
28 – 30 марта 2013
5.
ФЛАНДРИЯ
За руль впорхнув кабриолета,
Весенней пименовских дам,
Брабантский ангел Виолетта
Из грёз творит нам Амстердам.
Взмах рукава – и течь каналам
На скудной северной земле,
Венецианским карнавалом –
На пепелище, на золе,
Откуда с лязгом развернулся
На юг безумный Sturm und Drang,
Пока навек не захлебнулся
В слезах у дома Анны Франк.
А светлый ангел Виолетта,
Смеясь, оставив в стороне
Риальто мост и Каналетто,
Собор Руанский и Моне,
Забыв и Рим и злату Прагу,
Творит, забывшись в мире грёз:
Из грёз Спинозы нам – Гаагу,
Из Босха грёз – Хертогенбос,
Иль на правах сарматской Музы
Красавца Рубенса в окне –
Персея с головой Медузы
На эрмитажном полотне.
--------------------------
Композицию будущей эрмитажной картины "Персей и Андромеда" Рубенс
впоследствии повторил на фасаде своего дома в Антверпене (ныне Дом-музей
Рубенса).
6.
КАБРИОЛЕТ
Не об одном печалясь лете –
С прохладой зимнею в ладу –
И в стужу мы в кабриолете
И в зной палящий – на ходу,
Чтоб вновь, как Лермонтов в телеге,
Огни всё тех же деревень
Встречать, вздыхая о ночлеге,
Пронзая взором ночи тень,
Иль в лёгкой пименовской дымке
По новой разъезжать Москве,
Где пешеходы-невидимки
В рассветной тают синеве.
Меж танков, брошенных в кювете,
Под пушек беспрестанный вой –
Всё в том же мы кабриолете
И на дороге фронтовой.
И новый гений с пылу, с жару,
Не забывая о Москве,
Изобразит нам и Самару,
И Тверь, и город на Неве,
Вновь из окна кабриолета
Волшебной кистью в полный рост
Из дымки выхватив рассвета
Фонтанку иль Дворцовый мост,
Чтоб от ступенек Эрмитажа
В Антверпен, в рубенсовский дом, –
Нам не в закрытом экипаже,
А так и мчаться с ветерком,
Персея с Андромедой ради
Встав под заветное окно,
Где на трёхъярусном фасаде –
Пусть в камне – то же полотно.
9 – 15 июня, 1 ноября 2016
---------------------
Имеется в виду знаменитая картина Юрия Пименова «Новая Москва» (1937), где
изображена молодая женщина за рулём кабриолета.
«Фронтовая дорога» (1944) того же Пименова, своеобразное повторение
композиции «Новой Москвы», но в иных, военных, обстоятельствах.
Композиция будущей эрмитажной картины Рубенса «Персей и Андромеда» была
повторена им на фасаде своего дома в Антверпене (ныне Дом-музей
Рубенса).
7.
ЗАВОЕВАТЕЛЯМ
Союзники – на Эльбе, а Бонапарт бежал,
Хоть Францию с Парижем опять не удержал.
Союзники – на Эльбе, а Гитлер не бежит –
В разбомбленном Берлине, как цуцик, он дрожит.
А нет – поудирали б, не зная, где земля,
Ещё до всех блицкригов, как крысы с корабля,
Канарис – на Канары, Гелен – на Кергелен,
Чтоб не попасть на нары иль к нам в позорный плен,
А Гиммлер или Геринг – ещё до трупов груд –
Во льдах, где плавал Беринг, искали бы приют
И там вовек не смели б уж и привстать с колен...
Да вот, боюсь, не хватит на всех Святых Елен.
21 октября 2016
_________________
Впрочем, для генерал-лейтенанта вермахта Рейнхарда Гелена (правильное
ударение падает на первый слог, а не на второй, как в моём стихотворении)
плен у союзников оказался не таким уж и позорным – и впоследствии Гелен
возглавил Федеральную службу разведки Западной Германии.
8.
ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛИПСК И БРАННЫЙ БОР
В Лейпциг, Дрезден, Бранденбург
В Святовитовой дружине,
Как в Москву иль Петербург,
Прошвырнуться на дрезине,
Где в Проточном – Эренбург,
А на Заячьем – Трезини,
Иль ступить, как в первый раз,
Вновь на остров славный Рюген,
Заменявший встарь для нас
И Венецию и Брюгге,
Иль туда, где Гюнтер Грасс,
Проклиная гитлерюгенд,
В жестяной бил барабан –
Где ж, борусское ты поле,
Где кашубский наш дружбан,
Что стрелял в нас поневоле,
Где ж ты, русское раздолье,
Где ты, прусский автобан?!
6 ноября 2016, 26 февраля 2017
---------------------------
Летнее путешествие... – отсылает к названию стихотворения Гёте
"Зимнее путешествие на Гарц".
Липск и Бранный Бор (Бранибор) – Лейпциг и Бранденбург. Да и топоним
Дрезден –также, по всей видимости, славянского происхождения.
Святовит – бог войны и победы у части западных славян. Знаменито
святилище Святовита на острове Рюген на севере Германии.
Проточный – Проточный переулок в Москве. Смотри роман Ильи Эренбурга
"В Проточном переулке".
Заячий – Заячий остров в Петербурге, на котором расположена
Петропавловская крепость. Доменико Трезини – архитектор
Петропавловского собора.
Гюнтер Грасс – немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии. По матери –
кашуб. В апреле 1945 года участвовал в возрасте 17 лет в обороне Берлина
и был ранен.
Жестяной барабан – смотри роман Гюнтера Грасса "Жестяной
барабан" и одноимённый фильм Фолькера Шлёндорфа.
Боруссия – латинское название Пруссии.
9.
РОССИНИ
Как на руинах Роттердама
Создатель в первородной глине
Нам вместо ветхого Адама
Персея вылепит Челлини,
Так и в погибельной Мессине
Перед пришествием Мессии
Постигнем в звуках мы Россини
Предназначение России,
Едва в прозреньях Диотимы,
Открывшей истину Сократу,
Как чудо явит он Фатимы –
Бессмертную свою кантату.
22 марта 2017
----------------------------
Руины Роттердама – последствия варварской немецкой бомбардировки этого
голландского города 14 мая 1940 года.
"Персей" – знаменитая бронзовая статуя Бенвенуто Челлини во
Флоренции.
Погибельная Мессина – Мессинское землетрясение 28 декабря 1908 года,
сильнейшее
в истории Европы, число жертв которого, по некоторым оценкам, достигло
200 тысяч человек.
Бессмертная кантата – "Stabat Mater".
10.
ГЕРНИКА
Не все же розы у Карузо –
И Дузе их преподнесли,
И Розы Сальватора муза
Не Грёза ль муза иль Дали?
Едва надвинет шлем Беллона
И в муз беседке – тишина,
Из хоровода Аполлона
Вдруг вырывается одна.
То в Домреми, то в Орлеане,
Всегда наперекор судьбе –
Не с горностаем ты в Тоскане
Иль с попугаем у Курбе.
Колчан бессильный на бомбарду
Сменил Камен летучих вождь –
И геликоптер Леонардо
Смертельный изрыгает дождь.
Из потрясённого эфира
С масличной горечью вины
Не голубь к нам слетает мира –
Голубка грозная войны.
То Лебедь белая, то Леда
С таможни дядюшки Руссо –
Самофракийская Победа
С голубкой чёрною Толедо,
Войны голубкой Пикассо.
9 – 10 апреля 2011
11.
БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ
1.
И Зимний нам воздвиг и Смольный –
Пусть не дворец, так монастырь,
Колоратурой колокольной
Чухонский огласив пустырь.
В заморском царстве пролетарском,
В Ижорской гибельной земле,
В огнём преображённом Царском,
На пепелище, на золе –
Повержен ангел твой хранитель,
В руинах дивный твой дворец –
Не в райскую ль тебя обитель
Навек восхитил с ним Творец?!
Но и в заоблачном чертоге –
Кроша и мрамор и стекло –
И в нём войны слоновьи ноги
Растопчут Царское Село.
17 декабря 2012 – 1 января 2013
2.
Долгожитель и небожитель,
Всех барочных богов отец,
Всех высоких их зрелищ зритель,
Всех полночных дворцов творец,
Вопреки всем земным законам –
Жив, неузнанный, до сих пор...
Карфагенский по крутосклонам
Мчит на Рим твой во весь опор
Слон, как поезд через Симплону,
Топчет тяжкой своей пятой
То суворовскую колонну,
То Версаль царскосельский твой,
За Лугано и Беллинцону
На заоблачные луга,
Словно Китеж, перенесённый
И невидимый для врага.
12 – 13 декабря 2011
12.
ПРЕДВИДЕНИЕ
Неспроста Верещагин свои черепа
В мир в баварской явил нам столице,
Где спустя лишь полвека придурков толпа,
Морем злобы возжаждав излиться,
В штурмовых устремилась, беснуясь, цепях,
За маньяком, что вслед Тамерлану
Черепов гекатомбы и в наших степях
Взгромоздит по безумному плану.
3 – 8 мая 2018
----------------------------------------------------------
Знаменитая картина Василия Верещагина "Апофеоз войны"
написана в 1871 году в Мюнхене.