Проголосуйте за это произведение |
О реформе системы образования России
Мнение депутата Госдумы академика Российской Академии медицинских наук С.И.Колесникова по поводу перехода на 12-летнее обучение в школе.
Основные аргументы авторов данной концепции основаны на нескольких либо спекулятивных, либо заведомо ложных посылках.
1. Прежде всего следует прислушаться к известным социологам и экономистам, утверждающим, что в период серьезных социально-экономических потрясений в последнюю очередь следует реформировать социальную сферу - надо во что бы то ни стало удерживать уровень ее финансирования.
2. Тезис о необходимости реформы для сохранения и обеспечения здоровья учащихся,
страдающих от перегруженности школьных программ. Тезис неверен, поскольку исследования Института педиатрии и репродукции человека Восточно-Сибирского научного центра и Иркутского Института повышения квалификации работников образования показывают, что ухудшение здоровья учащихся связано с неправильной организацией учебного процесса, его усредненностью, отсутствием индивидуального психофизиологического и анатомического подхода, плохим использованием мотиваций в обучении и др. Опыт внедрения так называемого экологического (содружественого) обучения .в нескольких школах г.Иркутска в течение последних пяти лет позволил не только не допустить ухудшения здоровья учащихся, но и улучшить его без изменения учебных нагрузок.
3 . Тезис об обеспечении рабочих мест учителям в связи с резким падением рождаемости и демографическим кризисом в стране спекулятивен, играет на боязни остаться без работы и не выдерживает критики, поскольку рабочие места можно сохранить за счет снижения количества учеников в классах (чего уже многие годы добиваются учителя) и увеличения объема внеклассной работы (что позволит отвлечь ребят с улиц, отвлечь от наркотиков и дать навыки профессий).
4. Встраивание в мировые стандарты образования также не выдерживает критики по причине резких различий в уровне финансирования и оснащенности наших образовательных учреждений. Видимо, Минобразование не очень представляет себе каков уровень оснащенности школ в глубинке, где один компьютер приходится подчас на целый район. Первой задачей является направление средств на перевооружение учебного процесса, физического воспитания, методическую и учебную литературу, а после создания такой базы уже можно говорить о каких-то мировых или европейских стандартах. Вместо этого деньги будут направлены на экспериментирование, переписывание с 10-летнего на 12-летний стандарт (трата средств), издание "новых" учебников (трата средств) и т.д.
5. Таким образом, и экономическое "обоснование" реформы не выдерживает критики. При слабом бюджетном финансировании (которое вряд ли будет стремительно нарастать) вместо концентрации средств для переоснащения школ, увеличения зарплаты и наращивании удельного финансирования на одного учителя и особенно ученика (за счет снижения количества обучаемых на одного учителя), средства будут размазаны тонким слоем на дополнительные два года. Резкое наращивание затрат (на 20-30%) будет происходить за пределами школы и ляжет бременем на самую необеспеченную часть населения (покупка учебников, тетрадей, формы и т.д. ) . Это фактически реализация одного из тезисов Минобразования - так называемы переход на "самообеспечение" не только высшего, но постепенно и среднего образования (читай -платное образование). Лично я не видел экономического обоснования перехода на 12-летку .
Все это и побуждает меня и как ученого-медика, и как Депутата ГосДумы и как дедушку 7-летнего внука выступать против непродуманного переноса зарубежных моделей образования в Российскую специфику .
Проголосуйте за это произведение |
|