Проголосуйте за это произведение |
Рассказы
23 декабря
2012
Пигмалион уездного масштаба
Приходит время взвешивать сердца, к Осирису мы обращаем взоры. Строка, пришедшая к нему с утра, крутилась в голове как заезженная пластинка. Набережная была пустынна. Он стоял у перил, откуда взгляду открывался горизонт, и наблюдал за метаморфозами в природе. Случаются в приморской зиме дни, когда солнечное утро обманчиво. Вот и сейчас небо на глазах затянуло мглой, над побережьем нависла низкая облачность. И уже не верилось, что полчаса тому море светилось бирюзой, а на его поверхности весело играли солнечные брызги. День обратился в сумерки, и не разберешь - утро ли, вечер. "Царь Света, одноглазый Гор, прощай", - послал он с усмешкой в небо слова и отбросил привязавшуюся строку.
С моря надвигалась подушка тумана. Открытая взгляду полоса свинцовой воды плескала в береговую гальку. Теперь он смотрел то на полосу воды, то в туман, ёжась от холода. Ко всему ещё мелко-мелко заморосил дождь. Земля затосковала, и тоска эта эхом отозвалась в его душе. Зачатый накануне пейзаж продвигался туго, оставленное на мольберте полотно ждало развития. Он обвел взглядом округу, представил на миг этот вид на полотне и произнес: "Бр-р-р". Для задуманного ему нужна была совершенно иная натура - чередование снежных зарядов и солнца.
- Ну и погодка!
Звонкий голосок справа, буквально под ухом, заставил его вздрогнуть. Он повернул голову - рядом стояло человеческое существо, похоже, женского пола. На существе имелась курточка, а также джинсы и кроссовки. Из-под капюшона, надвинутого на лоб, торчал маленький носик, покрасневший от холода. И всё лицо - маленькое, худое, но миловидное - и глаза на нём большие, серые, бойкие. На вид лет двадцать пять, не больше, и уж точно годится ему в дочери.
- Озябли? - продолжила она и втянула носом.
- Зябко, - равнодушно ответил он и кашлянул.
- Меня зовут Аля, - тут же известила она, обрадовавшись ответу.
Он усмехнулся:
- Надо же, а я думал Лиза Дулитл.
- Какая ещё Дулитл? - на лице её отразилось изумление.
- Ты Шоу читала? - бросил он.
- Шоу смотрят, - нашлась тут же она.
- Ты вообще книгу в глаза видела? - съязвил он.
Она обиделась, но не очень, потому что через небольшую паузу продолжила:
- Могли бы и представиться, если с вами говорит дама.
- Дама? Ну, раз дама, - он ухмыльнулся, расшаркался и представился: - Игорь Петрович.
- Петрович, значит, - отметила она тихо и уже громче добавила: - А меня, представляете, Игоревна. Бывают же совпадения.
Он неожиданно вскипел:
- Не понимаю, вам-то всё это зачем?!
Она внимательно окинула его взглядом и спокойно ответила:
- Разве мы не люди.
- Люди, люди - дальше что?
- Разве не должны проявлять внимание и участие друг к другу?
Этот странный вопрос поставил его неожиданно в тупик.
- Вот так? к каждому встречному и поперечному? - пробурчал он, остывая.
- А разве встречные и поперечные не люди?
- Люди. Только на всех внимания и участия, пожалуй, не хватит. Дай бог, чтобы ближним досталось.
- Бывает так, что и встречно-поперечные оказываются ближними. Да и разве я не ближняя, вон как близко от вас стою, - произнесла она с едва заметной иронией и улыбнулась.
Ему почудился в её иронии слабый отголосок непонятной для него надежды.
- Близко то близко, да не ближняя, - взял он строгую дистанцию.
Она оценивающе посмотрела на него и выдала:
- А ведь вы живете один.
- Как можешь знать?
- Экстрасенс я, - ответила она и усмехнулась.
- Ну да, ясновидящая, - вновь съязвил он.
Она не ответила и перевела разговор на другое:
- Промерзла до чертиков. Пригласили бы куда-нибудь погреться.
- По ресторанам первых встречных не вожу, да и закрыты кабаки, рановато ещё для выпивки.
Лицо её слегка дрогнуло, но ответила спокойно:
- Я не хожу по ресторанам.
- А куда же ты ходишь?
Она оглянулась вокруг и махнула рукой как-то неопределенно в направлении картинной галереи.
- Неужели ценительница живописи? - спросил он, и едкая усмешка расползлась по его лицу. Она заметила эту усмешку, ему стало стыдно, и он тут же торопливо поправился:
- Ну конечно идем. Я и сам уже лет пять туда не заглядывал.
На входе в галерею красовалась табличка: "В дождь галерея закрыта". Дверь действительно была заперта изнутри. Он дернул её несколько раз на себя, чертыхнулся и проворчал:
- Выходит, ещё пять лет сей храм искусства простоит без меня.
Она молчала, только скукожилась от холода ещё больше, спрятав кулачки под мышки. Ему вдруг стало жаль её, и он отозвался:
- Идем, чаем напою, а то не дай бог пневмонию схватишь.
И двинулся с места. Шагов через десять, не чувствуя её рядом, остановился и оглянулся. Она стояла на том месте, где он её оставил, всё в той же позе замерзающей птички.
- Ну что же ты? Идем, не бойся, я не кусаюсь! - уже выкрикнул он и жестом пригласил следовать за собой.
Теперь он слышал за собой шаги и легкое сопение. Поднялся ветерок, задувая в спину. "Видно быть норд-осту. Он всегда здесь дует в спину, - подумал он: - Вот и хорошо, разгонит морось".
- Будет сракопад, - сказала она.
- Как?
- Сракопад, - повторила она уверенно.
- Ну да, раз снегопад, камнепад, водопад, то почему бы и не сракопад.
В ответ она только прокашлялась.
Дома, увидев, как легко она одета, - под курточкой была только блузка - он тут же налил коньяка и предложил выпить. Она ловко опрокинула стопку, затем, правда, закашлялась. "Однако", - подумал он и принялся готовить чай. Она находилась рядом и с интересом наблюдала. Заварив чай, он поискал чего-нибудь к чаю, нашлась только банка вишневого варенья, чудом уцелевшая с прошлого года.
- Шикарно! - воскликнула она и тут же справилась: - Мука найдется?
Мука нашлась, нашлось и яйцо, и даже масло. Через десять минут на сковороде уже выпекались блины. Отметив её сноровку, он не удержался и прокомментировал. Она пояснила: "Блины - жратва моего детства".
Несмотря на миниатюрность тела, блины она глотала словно дровосек после рабочего дня. "Голодна", - подумал он и спросил:
- Где живешь, с кем? если не секрет.
- Недалеко отсюда, на побережье, в поселке. С матерью живу.
- А в Феодосии что?
- Так, по делам, - ушла она от прямого ответа.
Лицо её раскраснелось, глаза сделались веселыми и чуть закосили. Горячий чай поверх коньяка сделал своё дело. Она перешла без церемоний на "ты" и принялась рассказывать о своих, в общем пустячных, как ему показалось, делах. Среди её щебета у него вдруг зримо возник новый образ переднего плана картины, показавшийся интересным. И он, чтобы не упустить, как это с ним не однажды бывало, поднялся тут же от стола и отправился к мольберту, приговаривая: "Ты ешь, ешь. Не обращай внимания". Через пару минут он уже забыл о присутствии гостьи.
Вернул его к действительности табачный дым. Он обернулся, она стояла у него за спиной и курила сигаретку. Кивнув головой в сторону мольберта, спросила:
- Ты этим заколачиваешь на жизнь?
Он переспросил и в ответ рассмеялся:
- Если бы я этим зарабатывал на жизнь, то давно бы умер с голоду.
- А мы вот с матерью голодали, - произнесла она, сделав упор на последнем слове.
Эта фраза его встряхнула, он отринул работу и спросил:
- Что так?
- Трудно было с деньжатами.
- Отец пил?
- Отец-овец; оставил мать с носом, обрюхатил и бросил.
Он поёжился, стало неловко, будто речь шла о нём. Резко тронулся с места и стал быстро ходить по комнате. Она наблюдала за ним некоторое время, затем с явной насмешкой поинтересовалась:
- Что затанцевал? Может музон врубить?
Сделала несколько шагов к музыкальному центру, добавила:
- Что у тебя здесь? попса, рок?
И нажала клавишу. Зазвучал орган и тут же, нарастая, взлетел к поднебесью женский голос. Этот голос заставил её замолкнуть, она слушала с некоторым удивлением на лице.
Когда музыка затихла, спросила:
- Это кто пел?
- Впечатлило? - задал он вопрос в ответ.
- Сила, настоящее.
- Почему так решила?
- Потому что вечное всегда будто настоящее.
- Почему будто?
- Потому что только вот было, и уже нет. Одна пустота осталась.
Он удивился, услышав подобную сентенцию из её уст, и ответил, наконец, на её вопрос:
- Ольга Басистюк пела. Запись сольного концерта в костёле Святого Николая. Диск купил там же, после концерта.
- Это где?
- В Киеве.
Она подошла к висевшей на стене репродукции, долго рассматривала и поинтересовалась:
- А это кто?
- Один голландский сановник. Вообще это репродукция с Рембрандта. Подлинник в музее, в Амстердаме. Здесь висит как память о музее.
- Я не была ни в Киеве, ни в Амстердаме. Я вообще нигде не была, - проронила она.
- Какие твои годы! Успеешь ещё.
Она, не спеша, принялась ходить по комнате, служившей ему мастерской, и всё разглядывала. Поднимала полотна в подрамниках, сваленные в углу, устанавливала их по очереди на подоконник и подолгу рассматривала. Он заметил, что против света плохо, лучше изменить положение картины. Она оставила полотна в покое и перешла к стеллажу, где на полках в беспорядке пылились результаты его упражнений в лепке. Дотронулась до некоторых статуэток пальцами рук и неожиданно спросила:
- А зачем всё это?
Он рассмеялся:
- Спроси что-нибудь полегче.
- Но всё-таки?
- А зачем едят, дышат?
- Чтобы жить.
- Вот и это, чтобы жить, - пояснил он.
- Серьезно?
- Лишь в той мере, насколько вся моя жизнь может быть воспринята серьезно.
- Кем воспринята?
- Людьми, разумеется.
- Разве не всё равно?
Он задумался, усмехнулся и ответил:
- Ты права. В душе лишь рябь тщеславия или обид от их мнения. А так я сам давно знаю себе цену.
- Если знаешь, то зачем это? - и она обвела рукой вокруг.
- Настырная ты. Наверно для того, чтобы не повеситься, - заострил он и, усмехнувшись, добавил: - Выходит всё-таки, чтобы жить.
Она посмотрела на него по-женски жалостливо и вдруг попросила:
- Нарисуй мой портрет.
- Давай, - и он сдвинул плечами.
- Нет, нет. Если сложно, то не надо, - как бы извиняясь, зачастила она.
- Не мудри, - прервал он её, установил стул и, взяв за руку, усадил.
Затем отставил полотно с пейзажем в сторону и установил на станок доску с листом ватмана. Примеряясь, несколько раз поправлял положение её тела и головы. Затем уверенными движениями принялся набрасывать контуры будущего портрета. Увлекшись работой, пробормотал: "Неплохая натура, черт возьми".
- Это ты про меня?
- Про тебя, про кого же ещё.
- Голой что ли рисуешь? - заерзала она на стуле.
- Для обнаженной ты больно тощая. Не дергайся, смотри в точку, что указал.
Глаза на рисунке выходили странные - за легким туманом скуки проблеск нагловатости. Он попытался подправить и показать ту искорку веселого возбуждения, что промелькнула в них за чаем. Но ничего не получалось, проблеск оставался, разве что менее яркий. "Так тому и быть", - решил он. Минут через сорок, закончив с последними штрихами, он произнес:
- Принимай работу, стрекоза.
Она подошла к мольберту, внимательно посмотрела на рисунок и спросила:
- Это я?
- Ты, ты.
- Не, это не я. Я лучше себя знаю.
- Не спорю. Но я вижу тебя такой.
- Лечить надо зрение. И может быть ещё что-то.
- Ну, знаешь, - вспылил он и отвернулся.
А она, как ни в чем не бывало, принялась рассматривать серию акварелей сложенных на стеллаже. Затем спросила:
- Подаришь одну?
Он откликнулся, подошел и стал перебирать акварели. Она бесцеремонно добавила:
- Только самую лучшую.
Он остановился и произнес:
- Самая лучшая ещё не написана.
- Почему?
- А черт его знает! Так выходит!
С чувством бросил картонку на полку и изрёк:
- Пора кончать эту комедию!
И здесь в его голове осязаемо вызрел замысел, и название - творческая комедия. "Вот это и будет последняя", - подумал он и вдруг развеселился, рассмеялся.
- Что, очень смешно? - серьезно спросила она.
- Подрастешь, поймешь. И запомни, смех объединяет людей.
Она задумалась на некоторое время и уточнила:
- Даже злой?
Теперь думал он. Спонтанно возникающее желание поболтать после многих дней одиночества ставило его иногда в неловкое положение.
- Ты права, сморозил ерунду, - поправился он.
Дальше поймал себя на стремлении казаться умнее, мудрее; не удержался и добавил:
- Знаешь, ничто так не разъединяет людей как разные представления о добре и зле.
Она оставила его слова без ответа и подытожила:
- Да, немного ты наработал.
- Хватит и этого.
- Разве?
- Да, о чём не пиши, всё выходит об одном, о своём.
Она вновь оставила его слова без ответа и принялась рассматривать содержимое книжного шкафа. Вдруг спросила:
- А есть здесь эта, как её, Лиза Дулитл?
Он быстро нашел том, раскрыл на нужной странице и подал ей. Глянув, она поинтересовалась:
- А пигмалион, это что?
- Пигмалион не что, а кто.
- А, вспомнила. По телеку видела, это такие коротышки.
- Племя что ли?
- Ага, племя, и без штанов.
- Вынужден тебя разочаровать. Пигмалион - персонаж древнегреческого мифа, скульптор, - сквозь смех пояснил он.
Она восприняла его слова молча, уселась в кресло и тут же взялась за чтение. Читала быстро, видимо с целью ознакомления, пропуская местами текст. Это было заметно и со стороны. Но он не стал мешать и такому прочтению, а отошел в сторону и принялся за свои дела.
Минут через тридцать полного молчания раздался её голос:
- Клёвая история. Только вот не врублюсь, при чем здесь Пигмалион.
Он коротко пересказал ей миф о Пигмалионе и Галатее. Она высказалась:
- Кудряво. Только история эта не про меня.
Подняла голову, посмотрела хитро на него и добавила:
- И не про тебя.
- Пожалуй, - согласился он.
- Ну, мне пора! - неожиданно объявила она.
Бог знает отчего, вдруг захотелось, чтобы она осталась ещё на некоторое время.
- Куда ты, на ночь глядя? И добраться уже нечем в твой поселок. Утром отправишься.
И стал быстро одеваться.
- Подожди. Сбегаю прикупить чего-нибудь к ужину. Я скоро, - произнес он уже на ходу.
Хлопнул дверью и сбежал вниз по лестнице, слегка прихрамывая на левую ногу. В дороге, припомнив её рассказ, подумал, что и в его жизни лет двадцать пять назад могла произойти подобная история. Попытался вспомнить, но без результата. Женщины, конечно, были, но следа в памяти не оставили. И всё-таки ему определенно хотелось пофантазировать, предположить, что дома его ждёт близкий человек. Он даже подумал, что неплохо было бы её немного обтесать, приобщить к культуре, дать образование. Воображение подгоняло, и он, забыв о тромбе в ноге, прибавил ход.
На этаж поднялся уже с отдышкой, открыл дверь и, раздеваясь, крикнул: "Смотри, что принес!" В ответ тишина. Вошел в комнату, от гостьи остался только дым сигарет. На свободном поле портрета, что стоял на мольберте, выделялись размашисто набросанные слова: "Прощай, пигмалион. Я твоё лучшее творение. Остальное так себе, скука. Портрет тебе на память".
Волна отчаяния захлестнула его. Оставив за спиной без внимания "ловлю кайф, подкалывая старых ослов", - набросанное той же рукой поверх Рембрандта - он бросился вдогонку. Выбежал на улицу, огляделся растеряно по сторонам и, задыхаясь, неизвестно зачем поспешил к набережной.
Норд-ост набирал силу, раскачивая деревья и громыхая кровлей; норд-ост дул в лицо, сбивая и без того неровное дыхание. Набережная была пустынна. Сквозь сумерки светили, мигая, дальние огоньки мыса. А губы как заклинание бормотали слова: приходит время взвешивать сердца.
Проголосуйте за это произведение |
|
А что, разве есть разница, Александр Леонидович?) Хороший рассказ, человечный. Феодосией пахнуло. Феодосийская аура - ни с чьей не спутаешь. Спасибо автору.
|
Конечно же есть. И преогромнейшая. И ваше непонимание разницы возможно лишь по двум причинам: а) sancta simplicitas б) лукавство. Хотелось бы верить, что обе причины неверны. Думаю, автор, которому я также симпатизирую, отчётливо понимает, в чём дело, но ему в тексте не хватило буквально нескольких фраз, чтобы и я, читатель, принял какую-то точку зрения
|
Думаю, в данном случае ничто не мешает читателю принять свою точку зрения. Именно каждый и дорисует по-своему. Там в контексте есть такая свобода.
|
"O sancta simplicitas (лат. ╚о, святая простота!╩); в русском произношении: [о санкта симплицитас] выражение, приписываемое Яну Гусу. Приговорённый католическим Констанцским собором к сожжению как еретик, он будто бы ПРОИЗНЁС эти СЛОВА на КОСТРЕ..." / из википедии / Да, уж. Здесь профессора и простые смертные по-взрослому диспутируют. Впереди - костёр.
|
|