Проголосуйте за это произведение |
Проэзия
13.XI.2008
Моя первая учительница всегда
носила на голове платок. Один и тот же, в любое время года - голубой,
шёлковый.
Когда я вспоминаю о ней то первое, что представляется мне, это именно он -
платок. Мама объяснила, что учительница - баптистка, и ей положено его
носить.
Мне всё равно. Не помню, каких либо особенно добрых дел совершённых ею,
впрочем, как и злых. Помню только её голубой платок и разъяснение слова -
.сознание..
1
9 мая - День Победы в Великой Отечественной
войне. День встречи с ветеранами. День преемственности поколений. Святой
день.
Был. Есть. Будет. Скорее Ленина похороним, чем изменим Дню
Победы.
Мы - 1-.А. класс - сборище мальчиков и
девочек
Заводского района. Самые разные дети, умные и не очень, воспитанные и уже
кое-кто из специнтерната, красавица (евреечка променявшая мою любовь и велосипед .Школьник.
на
смех какого-то гопника и велосипед .Салют.), и два
рыжих друга (я и Лёшка Гайдай, тот самый гопник)
поставившие
своей целью взаимоуничтожение друг друга... 32 ребёнка 1978 года рождения.
Все.
Кроме красавицы - евреечки, она на год старше, поэтому самая умная.
2
Мы сидели и ждали ветерана, а
он,
оказывается, уже давно пришёл - это была наша классная руководительница -
баптистка, в голубом платке, как из песни...
-
Голубой партизанский платок!
О том, что она ветеран и сейчас расскажет
нам
о войне, нам звонко сообщила Лиза (евреечка, которая). Она всегда всё
сообщала,
что было важно и что будет важным для нас. К примеру, как-то учительница
спросила, кто мешает школе получить
табличку - .образцовая. и именно Лиза пропела: . - Климов!.. То есть, я.
Рыжий,
честный, влюблённый в неё...
Нынче Лиза тоже пела, какой это трудный
период
был в истории нашей страны, и какие жертвы мы положили на алтарь победы....
Учительница её оборвала и отправила на место, к букварю. Учи девочка
слоги:
-
Ма-ма мы-ла ра-му!
3
За окном
весна.
Звон стекла. Это солнечный луч стучится.
Первая фраза, кажущаяся
бессмыслицей:
-
Страшно.
Но
это было.
Война?
Страшно?
Мы знали войну по советским фильмам и думали, что фашиста можно давить
голыми руками и рубить сапёрной лопаткой... Страшно
весело!
А учительница - авторитет,
говорит -
страшно.
С самого детства одни
противоречия.
Слушаем дальше.
-
Страшно.
Но
это было. Мы собирались в эвакуацию, когда пришли немцы. Директора завода,
где
я трудилась, повесили на Рыночной площади. Женщины ходили мимо и плакали.
Позже
вешали и расстреливали часто, но директора мы часто вспоминали. Вспоминали,
когда делили хлеб, когда ходили по воду. Боялись, что так же где-то могут
повесить кого-то родного и близкого...
-
А почему
вешают за шею? - интересуется Лёша Гайдай, ему действительно интересно то,
что
он спрашивает.
-
Закрой
рот! -
это визжит Лиза. Она ещё не знает, что Лёша вырастет в прокурора заводского
рай
отдела с феноменально злой памятью.
Классная руководительница молча подождала, а может быть, она даже и не
слышала голосов. Я что спрашивал?
-
Пока было,
что есть в городе - немцы были добрые. Стреляли редко. А потом партизаны
очень
их стали доставать, к зиме, и фашисты по ночам ходили - заложников собирали.
Только это не помогало,... Партизаны их по-прежнему взрывали и
останавливаться
не собирались, так как на то приказ был от вышестоящего командования. Но это
вам знать не интересно...
-
Интересно!
- заныл 1-.А.
класс.
-
Я, когда
немцы по домам ходили, пряталась с сыночком Коленькой у сестры в землянке.
Землянка маленькая, выкопана у железнодорожной насыпи на скорую руку - с
трудом
умещались в ней. А всё же было хорошо! Я не скажу - плохо. Коленька, мы к
сестре бежали, варежки дома забыл. Очень он их любил маленький мой, и мы
возвратились. Зашли в квартиру, и я его услышала. Фрица. Высокий фриц, лицо
белое. Голодный. Воровать пришёл. По глазам моим видно понял, что я думаю,
закричал,
сорвал винтовку и ударил меня в голову. Я упала, глаза кровью заливает,
смотрю,
где же Коленька? А он маленький за мамку заступился, на фрица кулачком
замахивается...
-
Бей
фашиста! -
не помню, кто крикнул, может все разом, а может, мне от времени надумалось
лишнего.
Учительница вышла, резко хлопнув дверью. Отличница вскочила со своего
места
и закричала мне:
-
Не можешь
сидеть спокойно!
Я удивлённо уставился на неё. Близняшки
подстрекательно захихикали.
-
А это я
кричал? - привёл я довод.
-
Ты, -
предал
меня Лёша Гайдай, - Мы уже за тобой повторяли.
Я пошёл просить прощения за класс. Мне не привыкать. У меня рыжее
лицо.
В коридоре учительницы не было.
Заметил её платок во дворе. Бросился следом. По пути подрался с
восьмиклассником-дурачком Борюсенькой из-за пустяка, в результате крупно
отстал
и потерял след. Вернулся в класс. Учительница стояла на прежнем месте. Я
тихо
сел. Никто на меня не реагировал. 1 - .А. класс не сводил глаз со своей
учительницы. Шелестело по классу: . - Головку прострелил..
-
Меня уже
три
дня, как выписали, и я побежала работать, - учительница продолжала
рассказывать, - Надо было жить. Устроилась в дорожные работники. Меня
отметили,
как трудолюбивую и добросовестную. Дали комнату с девчатами. Прижилась и так
и
осталась. А потом война закончилась.... Стали после
войны пленных на работы присылать, я и приметила мальчонку чуть старше моего
Коленьки-покойника. Трудолюбивый такой,
сноровистый,
как собачонка. Мы ему кушать сначала носили, а потом я когда отдельную
комнату
получила, взяла его к себе. Усыновила. Никола его звали. Я его в Николяшу и
перевела. Стал он мне сынок родной. Когда болела,
ухаживал - на шаг не отходил. Во дворе, он, конечно, не ходил много. Боялся
- пацаны зарежут. Прошли годы, мой новый Коленька выучился
на
инженера. Сама его и подняла. Муж не вернулся с фронта. Пришла похоронка ещё
в
44-ом, но я после смерти Коленьки так выплакалась, что на отца его ничего и
не
осталось.
-
А вы нас
познакомите с Николяшей? - спросила Лиза.
-
Нет, -
учительница поправила невидимую прядь волос, - Он уехал к своему настоящему
отцу. Тот нашёл нас через военкомат у себя в ГДР. Нам, с Николяшей пришло
письмо на немецком языке. Николяша бегал по соседям радовался. И я с ним. В
письме том говорилось, что немецкий отец жив и .ждёт своего сына вместе с
его
русской матерью.. Мы прилетели. В аэропорту нас девушка в униформе
встретила,
сказала, что Николяшин отец неважно себя чувствует и ждёт нас у себя дома,
полчаса езды от Берлина. Приехали. Николяша постучал в дверь. Дверь
открылась.
Мальчик обрадовался - отец! А я вижу высокого, холодного фрица застрелившего
моего Коленьку. Он поворачивается лицом ко мне и произносит вежливо: . -
Guten tag!.
Больше она ничего не говорила.
Вот
так слово в слово она окончила свой рассказ и отвернулась от нас к весне в
окне.
-
А что
дальше?
- класс не устраивало такое окончание истории.
-
Я потеряла
сознание... - выдавила из себя учительница.
Мы посидели какое-то время, наверное, пару секунд тихо и
загалдели.
-
А вы нашли
его. - робко начала
Лиза.
-
Да, а где
он
упал? - поддержал класс.
-
Вы нашли
его?! - кричали хором.
-
Кого? -
вздрогнула учительница.
-
Сознание!
-
Сознание?
Понимаете, сознание - это... - слеза покатилась по её щеке, - Зачем я вам
всё
это рассказываю...
Она вышла за двери во второй раз.
Никто не пошёл следом. Мы были заняты, каждый изобретал своё понятие слова -
.сознание.. Мне лично оно грезилось особым сортом шоколада, потеря которого
неожиданна и неприятна, как чистка зубов в холодной воде.
4
Прошло достаточно много времени с
того дня, однако я так и не разобрался с .сознанием., скорее всего тому
виной
психотропные препараты, с которыми я имел глубокое знакомство после школы и
из-за которых меня теперь навещает мой школьный друг Лёша в новом качестве
прокурора.
Я не рассказываю Лёше, что мой интерес к наркотикам обусловлен тем, что он в
далёком 85 году отбил у меня Лизу, и я на всю жизнь потерял интерес к таким
вещам как дружба и любовь. Что я понял давным-давно так это прописную
истину,
не усвоенную моей глубоко верующей учительницей - не мести бисер перед
свиньями.
28.09.08
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
Рассказ действительно хороший. Я тоже голосовал.
|
|