Проголосуйте за это произведение |
10 октября 2008 года
Из цикла "Разговор по
душам"
* * *
Пшеничные поля. Ужели прежние?
Безболием,
просторностью близки.
Близки
своей диковинною нежитью,
клонящей
хороводом колоски.
Кругами злак по полю гладко
стелется,
прореженный
нехитрым васильком.
"Все отшумит, все после перемелется",
-
нашептывает колос и тайком
поет о том, что памятно, что
дорого,
о том, что бередит тревожный
сон.
Выводит шелест: "Поле... ставни...
бороны..."
и повторяет грустно в унисон:
"Сверчок у дома, поле чисто скошено,
и бороны усталые - в отстой...
девичье платье смолоду не
сношено,
за ставнями томится дом пустой".
* *
*
Шелест старых мхов под лёгким
шагом
прошлогодней ветошью пахнёт, -
мне сегодня многого не надо, -
мха и трав душистых
переплёт
стелется ажурною мережкой
в пёструю неровную гряду
и ползёт прерывистою стежкой
к ряскою покрытому пруду.
Томная вечерняя прохлада,
и распев лягушечьий густой,
-
мне сегодня многого не надо, -
слышен
у
запруды под мостом,
переливом лунная дорожка
по воде усталого пруда
тянется печально и сторожко,
дышит грустью тёмная вода...
Одинокая
синица
Ни ответа, ни привета,
ни подсказки, ни совета.
Хриплой выпью ночь отпета,
месяц завершает круг.
На вопрос тревожный "где
ты?"
нет подсказки, нет ответа.
Растревожившись рассветом,
небо хмурится не вдруг.
На ветру ворожит жрица -
мается
смешная птица -
не покойно ей, не спится:
"Где ты, где ты, милый
друг?!"
Режет воздух, суетится
одинокая синица:
"Ох, ему бы воротиться.
Где ты, где ты, мой супруг?"
Где ты? Где ты? Где ты? Где ты?
Нет
ответа............................
............................Нет
ответа.
Разговор по
душам
Затосковал
ворчливый клён
и, молча призывая зиму,
желтел
листвой
сначала он,
потом в
горелую
корзину
за лето
выжженной травы
все сыпал,
сбрасывал уныло
остатки
скрюченной листвы,
печалясь:
"Всё
теперь - немило"
Догадываясь
о
причине
соседа
старого
печали,
вздыхало
озеро,
кручинясь,
болотистыми
берегами.
Себя
рассматривая с
грустью,
подумало:
"Как надоела,
меня палящая насквозь
жара. Я
жутко
обмелело.
Я на себя уж
не
похоже!
Сквозь
замутившуюся воду -
мою
иссушенную
кожу
такою адскою
погодой -
торчат
лопатки
и ключицы
наружу
серыми
камнями.
И твари
мелкие,
и птицы
здесь спят
вночи, болтают днями.
Сейчас бы
серых
туч. Пусть осень
дождями
долгими
придёт.
И
всполошившиеся гуси
готовить
станут
перелёт.
Я так
устало.
Пусть летят
в далёкий
край
тепла и света,
на юг... или
куда хотят.
Им лучше
знать,
где нынче лето.
А я, из
осени
кадушки
дождей напившись,
спать прилягу
на
водянистые
подушки
из
водорослей
нежных прядей.
В своей
дремоте
долгой-долгой
проспав всю
зиму, буду снова,
проснувшись
с
талою водою
встречать
друзей своих готово."
Клён тихо
озеру
вторил.
Листвой
сухою
прошептал:
"Да-да,
Вы
правы, нету сил
так долго
ждать
зимы начала.
Да, серых
туч и
ветра, ветра!
Пускай
сорвёт
мою листву.
И снега
свежего
на ветви... -
я так скучаю
по
нему.
Как хорошо:
Вы
тихо спите,
вокруг
белым-бело... Зима.
Покой. Серебрянные нити
мороз
развесит
на дома.
Корнями и
широкой
кроной
я стану
крепче,
хоть не молод,
под снежной
ледяной короной.
Бодрит меня
колючий холод.
А по весне быть может кто-то
меня обнимет
в откровенном
порыве счастья или
просто
в порыве
быть
соединенным
со мной,
живой,
могучей частью
земной
природы.
Может дети
взбираться
станут, безучастны
ко всем
серьёзностям на свете.
Да-да,
весной,
но не сейчас.
Сейчас пора
иных мечтаний.
Пусть
наградит
природа нас
осуществлением
желаний."
* * *
Голубушка, Вы приболели.
Болезнью Вы удручены.
Болеют с Вами клён и ели
ненаступлением
весны,
болеет старая беседка,
доской сырою потемнев,
скамейка во дворе наседкой
хранит пятно травы под ней,
покряктывает
грузно небо
тяжёлым серым облакам,
освобождающимся снегом:
"Летите уж. Пока, пока."
Голубушка, ещё немного,
Ещё денёк, быть может, два...
Оттают сердце и дорога,
и снова прорастёт листва.
Моей
берёзе
Горячим вихрем уносит лето
горячий шепот горячих губ.
Горстями меди крошит монеты
на стылый иней озябший
дуб.
Проходят годы, уходят люди:
кому-то - вторник, кому - среда.
Уже не будет, её не будет,
её не будет здесь никогда.
Просильным
тихо прошепчет милый:
"Я припозднился на Ваш
уход".
Белеет срубом её могила,
темнея срубом от года в год.
Зима могилку её согреет,
весна омоет живой водой.
Зелёным стеблем у сруба зреет
её сынишка, её Святой.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
╚Я так устало. Пусть летят... на юг... или куда хотят╩. В них Ваша меланхолическая душа, Танечка. Обратите внимание на ╚серебрЯНые нити, распев лягушеЧИЙ густой╩
|
|
|
|
|
Сплошной экзерсис в тему и без темы. Разумеется, упражнения выполнены добротно. ВСЕ СЛОВА НА МЕСТЕ. Но разве этого достаточно, чтобы попасть в переплёт? Грустно, девушки, грустно. (15 окт 2008).
|
прошлогодней ветошью пахнёт, - мне сегодня многого не надо, - мха и трав душистых переплёт стелется ажурною мережкой в пёструю неровную гряду и ползёт прерывистою стежкой к ряскою покрытому пруду... Стихи тонкие и воздушные как паутинка, грустные как уходящая молодость, осенние стихи бабьего лета. Очень хорошо.
|
Так в этом то всё и дело, что многого не надо. Уважаемая М., это общие слова ( там, где про настроение покоя в стихах и отрешённости), а не оригинальное виденье Бабьего лета. Новый поворот, новая оригинальная интонация возникает чаще всего из очень, очень привычного. Ну, вот как у метко подмеченное М.Задорновым восклицание нашего современника, непереводимое на английский язык НИЧЕГО СЕБЕ! И, действительно, как перевести? Так и у одного Сибирского автора Е.Д. Бабье лето выглядит очень привычно сначала: НЕ КРИЧИ В ЛЕСУ, НЕ КРИЧИ ТОЛЬКО ЗРЯ ТИШИНУ ПУГАЕШЬ. НЕПОТЕРЯННОЕ НЕ ИЩИ, А НЕ ТО И ВПРЯМЬ ПОТЕРЯЕШЬ. УХОДЯЩЕГО ЛЕТА ДЕНЬ, ПРОПОЛОСКАНО НЕБО СИНЬКОЙ, НЕВЕСОМАЯ, СЛОВНО ТЕНЬ, НА ЛИЦО ЛЕГЛА ПАУТИНКА. Я ТЕБЕ ПОКАЗАТЬ БОЮСЬ И СКРЫВАЮ ПОД СЕНЬЮ ВЕТОК, ЧТО В ГЛАЗАХ МОИХ СТЫНЕТ ГРУСТЬ, СЛОВНО ОТБЛЕСК БАБЬЕГО ЛЕТА. Мне кажется, что здесь автор наткнулся на новую, не замыленную интонацию. А читатель надолго запомнит "не кричи в лесу, не кричи / Только зря тишину пугаешь ..." / Новосибирск, 20 окт 2008 /
|
|
Конечно, Вы правы. Если Вам эти стихи созвучны, вызывают встречное движение души, то и спорить не о чём. Единственный вопрос - а Вам хочется их перечитывать, возвращаться к ним время от времени ? Если да, если вы снова и снова приходите в восторг. Это же надо, как у ней сказалось! То всё хорошо. Ну, и на всякий случай приведу свои личные субъективные критерии: Т_ЕКСТЫ Т_РЕТЬЕГО Т_ЫСЯЧЕЛЕТИЯ частная коллекция, критерии отбора: a/ текст живет больше одного поколения b/ народ растаскивает строчки на поговорки c/ емкая образность d/ в этих стихах есть тайна e/ фрагменты текстов легко запоминаются. Та недосказанность, о кот. говорит М., - это и есть то, что я помечаю "тайной". Некоторые любители поэзии говорят о таких стихах - "качающиеся". Примерно так.
|
|
Ув. Marina, есть ещё один критерий, кот. не встречается у других авторов частных коллекций: f/ Гремучая смесь из резьбы по камню и смутных намёков. А пример - некоторые стихи О.Мандельштама. Вообще, визитная карточка Мандельштама - недосказанность, туманность, качающиеся стихи. Вот посмотрите фрагмент: Сначала думал я, что имя - серафим, И тела легкого дичился, Немного дней прошло, и я смешался с ним И в милой тени растворился И снова яблоня теряет дикий плод, И тайный образ мне мелькает И богохульствует и сам себя клянет И угли ревности глотает. А счастье катится, как обруч золотой, Чужую волю исполняя, И ты гоняешься за легкою весной, Ладонью воздух рассекая И так устроено, что не выходим мы Из заколдованного круга, Земли девической упругие холмы Лежат спеленатые туго. Резьба по камню - "счастье кактится, как обруч золотой / Чужую волю исполняя" и сравнение холмов с женской грудью. А смутных намёков благодарный читатель найдёт сам. Ну, и чтоб Вам не заскучать среди смутных намёков более прозрачное стих - ние О.М.: Отравлен хлеб, и воздух выпит: Как трудно раны врачевать! Иосиф, проданный в Египет, Не мог сильнее тосковать. Под звездным небом бедуины, Закрыв глаза и на коне, Слагают вольные былины О смутно пережитом дне. Немного нужно для наитий: Кто потерял в песке колчан, Кто выменял коня, событий Рассеивается туман. И, если подлинно поется И полной грудью, наконец, Все исчезает - остается Пространство, звезды и певец! 1913
|
|
Мандельштам скучен, Пушкин - гений. Вы, ув. Marina, тоже не радуете оригинальностью своих суждений. Но, как говорил великий вождь, других писателей у нас для Вас нет. Скорее всего Вам нужна женская лирика, типа "мой милый, что тебе я сделала" Или я ошибаюсь? Но Мандельштам не нуждается в нашем признаньи: В игольчатых чумных бокалах Мы пьём наважденье причин, Касаемся крючьями малых/, Как лёгкая смерть, величин. И там, где сцепились бирюльки, Ребёнок молчанье хранит. БОЛЬШАЯ ВСЕЛЕННАЯ В ЛЮЛЬКЕ У МАЛЕНЬКОЙ ВЕЧНОСТИ СПИТ. Видите, как поэт трехмерное пространство ( x, y, z ) повязал со временем ( t ). Вы скажете - скучно. А если вдуматься. Вселенная большая, бесконечная ... и вдруг, как ребёнок в люльке. Конечно, такая поэзия предполагает, что читатель иногда задумывается. Но это, бог с ним. Важно другое, а что у вас ребята в рюкзаках? Что цените вы? Что перечитываете. Что готовы выдать напамять для примера? Разумеется, вольному - воля. ( 23 окт 2008).
|
|
|
|
Марина, дорогая, спасибо Вам за Вашу чуткость. Я обратила внимание, что рассказывая о своих поэтических пристрастиях, Вы пишете о классиках. Знакомы ли Вам такие имена, как Эвелина Ракитская и Леонид Скляднев? Если нет, то настоятельно рекомендую запустить их тмена в "поисковник" и почитать их стихи. Уверена, что Вы не пожалеете. Живая, горячая поэзия. Читая их стихи, чувствую себя зеленой и молодой поэтесской. Особенно приятно то, что это наши с Вами современники, ныне живущие и, слава Богу, здравствующие. И еще у меня к Вам небольшая просьба-вопрос. Известна ли Вам дальнейшая судьта той женщины, о которой Вы здесь упоминали. Напишите, пожалуйста, мне приватно. Адрес моей электронной почты за моими инициалами.
|
Когда Вы выдали про 100% Есенина, то поневоле вспомнились его строчки, кот. Вы возможно не встречали в книжках: ТИХО ВСЁ В ДЕРЕВНЕ / ДРЕМЛЕТ КОТ НА БРУСЕ КТО-ТО ПОМОЛИЛСЯ / ГОСПОДИ ИСУСЕ. Это только в монастырях так истово и скучно каждодневно исполняют то, что положено многовековой традицией. Зачем здесь на Форуме играть по монастырским правилам с обязательным спасибо-пожалуйста-целую ручки, пани. ДЕЛИТЬСЯ РАДОСТЬЮ - только в этом смысл. Кстати, эта рубрика называется "Разговор по душам". Вы ещё и Маяковского приводили Как здорово сделав удачный удар, Смотреть, растопырил ноги как И вот врага, где предки, - туда Отправила шпаги логика. А после в огне раззолоченных зал, Забыв привычку спанья, Всю ночь до утра провести глаза ... А как там дальше? / 24 окт 2008 /
|
КТО-ТО ПОМОЛИЛСЯ / ГОСПОДИ ИСУСЕ. Да, замечательные строки. В них столько тихой деревенской грусти. А Маяковского я не приводила, я его упоминала. Вернее упоминала, что нравится его любовная лирика. И еще немного про "Светить и никаких гвоздей". Остальное, нет.
|
|
|
Уважаемый Владимир Михайлович, а стихи на самом деле выпали из рейтинга.
|