TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Поэзия

10 октября 2008 года

Татьяна Калашникова

    Из цикла "Разговор по душам"

 

 

 

 

 

*   *   *

Пшеничные поля. Ужели прежние?

Безболием, просторностью близки.

Близки своей диковинною нежитью,

клонящей хороводом колоски.

 

Кругами злак по полю гладко стелется,

прореженный нехитрым васильком.

"Все отшумит, все после перемелется", -

нашептывает колос и тайком

поет о том, что памятно, что дорого,

о том, что бередит тревожный сон.

Выводит шелест: "Поле... ставни... бороны..."

и повторяет грустно в унисон:

"Сверчок у дома, поле чисто скошено,

и бороны усталые - в отстой...

девичье платье смолоду не сношено,

за ставнями томится дом пустой".

 

 *   *  *

Шелест старых мхов под лёгким шагом

прошлогодней ветошью пахнёт, -

мне сегодня многого не надо, -

мха и трав душистых переплёт

стелется ажурною мережкой

в пёструю неровную гряду

и ползёт прерывистою стежкой

к ряскою покрытому пруду.

 

Томная вечерняя прохлада,

и распев лягушечьий густой, -

мне сегодня многого не надо, -

слышен у запруды под мостом,

переливом лунная дорожка

по воде усталого пруда

тянется печально и сторожко,

дышит грустью тёмная вода...

 

Одинокая синица

 

Ни ответа, ни привета,

ни подсказки, ни совета.

Хриплой выпью ночь отпета,

месяц завершает круг.

На вопрос тревожный "где ты?"

нет подсказки, нет ответа.

Растревожившись рассветом,

небо хмурится не вдруг.

 

На ветру ворожит жрица -

мается смешная птица -

не покойно ей, не спится:

"Где ты, где ты, милый друг?!"

Режет воздух, суетится

одинокая синица:

"Ох, ему бы воротиться.

Где ты, где ты, мой супруг?"

 

Где ты? Где ты? Где ты? Где ты?

Нет ответа............................

............................Нет ответа.

 

 

Разговор по душам

 

Затосковал ворчливый клён

и, молча призывая зиму,

желтел листвой сначала он,

потом в горелую корзину

за лето выжженной травы

все сыпал, сбрасывал уныло

остатки скрюченной листвы,

печалясь: "Всё теперь - немило"

 

Догадываясь о причине

соседа старого печали,

вздыхало озеро, кручинясь,

болотистыми берегами.

Себя рассматривая с грустью,

подумало: "Как надоела,

меня палящая насквозь

жара. Я жутко обмелело.

Я на себя уж не похоже!

Сквозь замутившуюся воду -

мою иссушенную кожу

такою адскою погодой -

торчат лопатки и ключицы

наружу серыми камнями.

И твари мелкие, и птицы

здесь спят вночи, болтают днями.

Сейчас бы серых туч. Пусть осень

дождями долгими придёт.

И всполошившиеся гуси

готовить станут перелёт.

Я так устало. Пусть летят

в далёкий край тепла и света,

на юг... или куда хотят.

Им лучше знать, где нынче лето.

А я, из осени кадушки

дождей напившись, спать прилягу

на водянистые подушки

из водорослей нежных прядей.

В своей дремоте долгой-долгой

проспав всю зиму, буду снова,

проснувшись с талою водою

встречать друзей своих готово."

 

Клён тихо озеру вторил.

Листвой сухою прошептал:

"Да-да, Вы правы, нету сил

так долго ждать зимы начала.

Да, серых туч и ветра, ветра!

Пускай сорвёт мою листву.

И снега свежего на ветви... -

я так скучаю по нему.

Как хорошо: Вы тихо спите,

вокруг белым-бело... Зима.

Покой. Серебрянные нити

мороз развесит на дома.

Корнями и широкой кроной

я стану крепче, хоть не молод,

под снежной ледяной короной.

Бодрит меня колючий холод.

А по весне быть может кто-то

меня обнимет в откровенном

порыве счастья или просто

в порыве быть соединенным

со мной, живой, могучей частью

земной природы. Может дети

взбираться станут, безучастны

ко всем серьёзностям на свете.

Да-да, весной, но не сейчас.

Сейчас пора иных мечтаний.

Пусть наградит природа нас

осуществлением желаний."

 

 

*   *   *

 

Голубушка, Вы приболели.

Болезнью Вы удручены.

Болеют с Вами клён и ели

ненаступлением весны,

 

болеет старая беседка,

доской сырою потемнев,

скамейка во дворе наседкой

хранит пятно травы под ней,

 

покряктывает грузно небо

тяжёлым серым облакам,

освобождающимся снегом:

"Летите уж. Пока, пока."

 

Голубушка, ещё немного,

Ещё денёк, быть может, два...

Оттают сердце и дорога,

и снова прорастёт листва.

 

Моей берёзе

 

Горячим вихрем уносит лето

горячий шепот горячих губ.

Горстями меди крошит монеты

на стылый иней озябший дуб.

 

Проходят годы, уходят люди:

кому-то - вторник, кому - среда.

Уже не будет, её не будет,

её не будет здесь никогда.

 

Просильным тихо прошепчет милый:

"Я припозднился на Ваш уход".

Белеет срубом её могила,

темнея срубом от года в год.

 

Зима могилку её согреет,

весна омоет живой водой.

Зелёным стеблем у сруба зреет

её сынишка, её Святой.

 

 

 

 

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
284252  2008-10-11 22:25:04
Максим Есипов
- Понравилось

284253  2008-10-11 22:32:26
Максим Есипов
- Только не понравилось, что ╚святой╩

284256  2008-10-12 01:19:10
-

284258  2008-10-12 19:26:05
А Ш-С
- Стихи с земными тревогами, тоской-печалью, классическими рифмами:

╚Я так устало. Пусть летят...

на юг... или куда хотят╩.

В них Ваша меланхолическая душа, Танечка. Обратите внимание на ╚серебрЯНые нити, распев лягушеЧИЙ густой╩

284262  2008-10-12 22:42:27
ТК
- Спасибо за отзывы и замечания. Приведенные Вами строки, Антонина, были написаны много лет назад. Это единственное стихотворение в подборке из "раннего". Отсюда, наверное, и классические рифмы. Хотя я не вижу в этом ничего дурного и сейчас. Рифмы бывают разные. Главное, чтобы выбор рифмы соответствовал стилю и настроению стиха, и все было на своих местах.



Максим, "Святой" -- это сложно-ассоциативное (см. "Ангел-хранитель", Святой Патрик....). Спасибо.

284265  2008-10-13 02:59:24
Василий Пригодич http://prigodich.8m.com/
- Танечка, дорогая, поздравляю со столь ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ публикацией. Целую ручки. От года к году Вы в стихах МУЖАЕТЕ... Целую ручки.

284276  2008-10-13 21:09:46
ТК -- Василию Пригодичу
- Дорогой Сергей Сергеевич, Ваша, прекрасного поэта и критика, похвала мне особо дорога. Спасибо!

284279  2008-10-13 21:28:34
Василий Пригодич http://prigodich.8m.com/
- Танечка, дорогая, рад Вам служить. Целую ручки.

284293  2008-10-15 12:02:17
Л.Лилиомфи
- Уверяю Вас, дамы и господа, раскланиваться и целовать ручки на форуме - это не есть хорошо. А благодарить за похвалы - ну тут г-н Манилов отдыхает. Где находки, где свежесть поэтического восприятия?

Сплошной экзерсис в тему и без темы. Разумеется, упражнения выполнены добротно. ВСЕ СЛОВА НА МЕСТЕ.

Но разве этого достаточно, чтобы попасть в переплёт? Грустно, девушки, грустно. (15 окт 2008).

284343  2008-10-19 21:44:59
Marina
- Шелест старых мхов под лёгким шагом

прошлогодней ветошью пахнёт, -

мне сегодня многого не надо, -

мха и трав душистых переплёт

стелется ажурною мережкой

в пёструю неровную гряду

и ползёт прерывистою стежкой

к ряскою покрытому пруду...



Стихи тонкие и воздушные как паутинка, грустные как уходящая молодость, осенние стихи бабьего лета. Очень хорошо.

284350  2008-10-20 12:39:11
Л.Лилиомфи
- Тому, кому "МНЕ СЕГОДНЯ МНОГОГО НЕ НАДО" /

Так в этом то всё и дело, что многого не надо. Уважаемая М., это общие слова ( там, где про настроение покоя в стихах и отрешённости), а не оригинальное виденье Бабьего лета. Новый поворот, новая оригинальная интонация возникает чаще всего из очень, очень привычного.

Ну, вот как у метко подмеченное М.Задорновым восклицание нашего современника, непереводимое на английский язык

НИЧЕГО СЕБЕ!

И, действительно, как перевести? Так и у одного Сибирского автора Е.Д. Бабье лето выглядит очень привычно сначала:

НЕ КРИЧИ В ЛЕСУ, НЕ КРИЧИ

ТОЛЬКО ЗРЯ ТИШИНУ ПУГАЕШЬ.

НЕПОТЕРЯННОЕ НЕ ИЩИ,

А НЕ ТО И ВПРЯМЬ ПОТЕРЯЕШЬ.

УХОДЯЩЕГО ЛЕТА ДЕНЬ,

ПРОПОЛОСКАНО НЕБО СИНЬКОЙ,

НЕВЕСОМАЯ, СЛОВНО ТЕНЬ,

НА ЛИЦО ЛЕГЛА ПАУТИНКА.

Я ТЕБЕ ПОКАЗАТЬ БОЮСЬ

И СКРЫВАЮ ПОД СЕНЬЮ ВЕТОК,

ЧТО В ГЛАЗАХ МОИХ СТЫНЕТ ГРУСТЬ,

СЛОВНО ОТБЛЕСК БАБЬЕГО ЛЕТА.

Мне кажется, что здесь автор наткнулся на новую, не замыленную интонацию. А читатель надолго запомнит "не кричи в лесу, не кричи / Только зря тишину пугаешь ..." / Новосибирск, 20 окт 2008 /

284354  2008-10-20 19:48:20
Marina
- Ув. Лисинкер, не соглашусь с вами. У Татьяны Калашниковой лирика тонкая, нежная, женственная. Возможно именно это не находит резонанса в вашей душе и с вашими представлениями о прекрасном. Читая её стихи, неоднократно себя ловила на мысли, что стихи её напоминают тонкую, ажурную прядь, когда один рисунок плавно и почти незаметно переходит в другой. Я сама стихов не пишу, и потому не могу с уверенностью сказать, чем именно она добивается такого эффекта. Может быть тем, что не пытается закончить мысль или предложение одной, двумя стихотворными строками, как многие поэты?

284358  2008-10-21 07:26:59
Л.Лилиомфи
- М.+ тем, кому созвучны эти стихи /ПОНИМАЮ, ВАМ ЭТО БЛИЗКО /

Конечно, Вы правы. Если Вам эти стихи созвучны, вызывают встречное движение души, то и спорить не о чём. Единственный вопрос - а Вам хочется их перечитывать, возвращаться к ним время от времени ?

Если да, если вы снова и снова приходите в восторг. Это же надо, как у ней сказалось! То всё хорошо.

Ну, и на всякий случай приведу свои личные субъективные критерии:

Т_ЕКСТЫ Т_РЕТЬЕГО Т_ЫСЯЧЕЛЕТИЯ

частная коллекция, критерии отбора:

a/ текст живет больше одного поколения

b/ народ растаскивает строчки на поговорки

c/ емкая образность

d/ в этих стихах есть тайна

e/ фрагменты текстов легко запоминаются.

Та недосказанность, о кот. говорит М., - это и есть то, что я помечаю "тайной". Некоторые любители поэзии говорят о таких стихах - "качающиеся". Примерно так.

284365  2008-10-21 19:13:21
Marina
- Ув. Лисинкер, ваши личные критерии отбора в частную коллекцию не новы и ничем не отличаются от многожды повторяемого и в критической литературе, и на сотнях форумов любителей искусства. Но ответов на эти вопросы, как правило, современники дать не могут. Знаете ли вы, что Пушкина современники очень недооценивали. Его поэму "Руслан и Людмила" - потрясающее слияние ярких картин, характеров, рифм и мелодии как раз критиковали его современники, тогда как у нас не вызывает его гений сомнения. Я уже не говорю о тех тысячах гениев, которые блеснув однажды своим даром, ушли в небытие, зачастую нищими и больными. Это что касается будущих поколений. Все остальное относительно. Знаю точно, что стихи Калашниковой уже давно "растаскивают" на цитаты. Знаю даже человека (женщина, болевшая раком, выжившая), для которого книга Татьяны в самые трудные месяцы борьбы с болезнью была буквально настольной, чем-то вроде Библии.

284369  2008-10-22 07:49:05
Лисинкер
- Добавочный критерий /

Ув. Marina, есть ещё один критерий, кот. не встречается у других авторов частных коллекций:

f/ Гремучая смесь из резьбы по камню и смутных намёков.

А пример - некоторые стихи О.Мандельштама. Вообще, визитная карточка Мандельштама - недосказанность, туманность, качающиеся стихи. Вот посмотрите фрагмент:

Сначала думал я, что имя - серафим,

И тела легкого дичился,

Немного дней прошло, и я смешался с ним

И в милой тени растворился

И снова яблоня теряет дикий плод,

И тайный образ мне мелькает

И богохульствует и сам себя клянет

И угли ревности глотает.

А счастье катится, как обруч золотой,

Чужую волю исполняя,

И ты гоняешься за легкою весной,

Ладонью воздух рассекая

И так устроено, что не выходим мы

Из заколдованного круга,

Земли девической упругие холмы

Лежат спеленатые туго.

Резьба по камню - "счастье кактится, как обруч золотой / Чужую волю исполняя" и сравнение холмов с женской грудью. А смутных намёков благодарный читатель найдёт сам.

Ну, и чтоб Вам не заскучать среди смутных намёков более прозрачное стих - ние О.М.:

Отравлен хлеб, и воздух выпит:

Как трудно раны врачевать!

Иосиф, проданный в Египет,

Не мог сильнее тосковать.

Под звездным небом бедуины,

Закрыв глаза и на коне,

Слагают вольные былины

О смутно пережитом дне.

Немного нужно для наитий:

Кто потерял в песке колчан,

Кто выменял коня, событий

Рассеивается туман.

И, если подлинно поется

И полной грудью, наконец,

Все исчезает - остается

Пространство, звезды и певец!

1913

284380  2008-10-22 22:26:26
Marina
- Ув. Лисинкер, не стану оспаривать того, что Мандельштам - яркая фигура в русской поэзии, но строки, приведенные вами, не являются наиболее удачными. Первый фрагмент просто кишит примитивной рифмой, не говоря уже о сбоях по ритму (этим, кстати, Мандельштам грешит частенько), что простительно поэтам-песеннникам, но не поэтам, чьи тексты читатель должен воспринимать "в чистом виде", без приукрас голоса, музыки и аранжировки. Вот эти-то слабинки очень портят эффект от вполне поэтиченских метафор. За "намеками" теряется целостность образа, основной нити стиха. Второй фрагмент, на мой взгляд, более удачен. Но, в целом, О.М. не мой автор. Скучен.

284383  2008-10-23 08:11:06
Лисинкер
- 23 окт 2008 /

Мандельштам скучен, Пушкин - гений. Вы, ув. Marina, тоже не радуете оригинальностью своих суждений. Но, как говорил великий вождь, других писателей у нас для Вас нет. Скорее всего Вам нужна женская лирика, типа "мой милый, что тебе я сделала"

Или я ошибаюсь? Но Мандельштам не нуждается в нашем признаньи:

В игольчатых чумных бокалах

Мы пьём наважденье причин,

Касаемся крючьями малых/,

Как лёгкая смерть, величин.

И там, где сцепились бирюльки,

Ребёнок молчанье хранит.

БОЛЬШАЯ ВСЕЛЕННАЯ В ЛЮЛЬКЕ

У МАЛЕНЬКОЙ ВЕЧНОСТИ СПИТ.

Видите, как поэт трехмерное пространство ( x, y, z ) повязал со временем ( t ). Вы скажете - скучно. А если вдуматься. Вселенная большая, бесконечная ... и вдруг, как ребёнок в люльке. Конечно, такая поэзия предполагает, что читатель иногда задумывается. Но это, бог с ним. Важно другое, а что у вас ребята в рюкзаках? Что цените вы? Что перечитываете. Что готовы выдать напамять для примера?

Разумеется, вольному - воля. ( 23 окт 2008).

284387  2008-10-23 18:22:12
Marina
- Ув. Лисинкер, я не пытаюсь вас или кого бы то ни было поразить оригинальностью суждений. Мандельштам не нуждается в моём признаниии, равно как и в вашем заступничестве. Он свое дело уже сделал и получил лавры выдающегося русского поэта. То, что мне его стиль письма не нравится ничего не меняет. В приведенных вами строках на этот раз спасает по сути все стихотворение именно выделенные вами последние строки. Все остальное - наведение тени на плетень. Образ чумного бокала весьма сомнителен, игра в оригинальность. Что касается моих поэтических приоритетов, то на все 100% я приемлю Есенина. Нравятся отдельные стихи очень многих поэтов, но не всё творчество каждого из них в целом. Нравится любовная лирика Маяковского, некоторые стихи Бунина, Блока, у Бродского больше других нравится "Крик ястреба", Борис Пастернак - один из наиболее мною любимых поэтов.... В общем, мне кажется наша дискуссия плавно подошла к концу. Во всяком случае, я не вижу смысла её продолжать, поскольку не люблю, когда переходят на личности и ведут беседу в стиле "а ты кто такой?!"

284389  2008-10-23 19:52:55
Marina
- А вот, кстати, вчера как раз перечитывала стихи Эдгапа По. Очень люблю этого автора. Из стихов нравится "Ворон".



Этюд "В сентябре" - очень хорошо!

284390  2008-10-23 19:56:28
Marina
- Прошу прощения за опечатку. П и Р на клавишах рядом. Вот и промазала. Конечно же, Эдгар По.

284403  2008-10-24 03:33:04
ТК
- Уважаемые господа Л.Лисинкер и Л.Лилиомфи (это одно лицо? нет?), благодарю вас за то, что не оставили мои стихи без внимания. Не иронизирую.



Марина, дорогая, спасибо Вам за Вашу чуткость. Я обратила внимание, что рассказывая о своих поэтических пристрастиях, Вы пишете о классиках. Знакомы ли Вам такие имена, как Эвелина Ракитская и Леонид Скляднев? Если нет, то настоятельно рекомендую запустить их тмена в "поисковник" и почитать их стихи. Уверена, что Вы не пожалеете. Живая, горячая поэзия. Читая их стихи, чувствую себя зеленой и молодой поэтесской. Особенно приятно то, что это наши с Вами современники, ныне живущие и, слава Богу, здравствующие. И еще у меня к Вам небольшая просьба-вопрос. Известна ли Вам дальнейшая судьта той женщины, о которой Вы здесь упоминали. Напишите, пожалуйста, мне приватно. Адрес моей электронной почты за моими инициалами.

284404  2008-10-24 07:58:55
Лисинкер
- ДЕЛИТЬСЯ РАДОСТЬЮ, а не доказывать свою правоту /

Когда Вы выдали про 100% Есенина, то поневоле вспомнились его строчки, кот. Вы возможно не встречали в книжках:

ТИХО ВСЁ В ДЕРЕВНЕ / ДРЕМЛЕТ КОТ НА БРУСЕ

КТО-ТО ПОМОЛИЛСЯ / ГОСПОДИ ИСУСЕ.

Это только в монастырях так истово и скучно каждодневно исполняют то, что положено многовековой традицией. Зачем здесь на Форуме играть по монастырским правилам с обязательным спасибо-пожалуйста-целую ручки, пани.

ДЕЛИТЬСЯ РАДОСТЬЮ - только в этом смысл. Кстати, эта рубрика называется "Разговор по душам". Вы ещё и Маяковского приводили

Как здорово сделав удачный удар,

Смотреть, растопырил ноги как

И вот врага, где предки, - туда

Отправила шпаги логика.

А после в огне раззолоченных зал,

Забыв привычку спанья,

Всю ночь до утра провести глаза ...

А как там дальше?

/ 24 окт 2008 /

284407  2008-10-24 19:58:24
Marina
- ТИХО ВСЁ В ДЕРЕВНЕ / ДРЕМЛЕТ КОТ НА БРУСЕ

КТО-ТО ПОМОЛИЛСЯ / ГОСПОДИ ИСУСЕ.

Да, замечательные строки. В них столько тихой деревенской грусти. А Маяковского я не приводила, я его упоминала. Вернее упоминала, что нравится его любовная лирика. И еще немного про "Светить и никаких гвоздей". Остальное, нет.

284408  2008-10-24 20:07:19
Marina
- Дорогая Татьяна, мне кажется, что у вас нет причин "комплексовать" на фоне Леонида Скляднева и Эвелины Ракитской (сегодня часа два читала их стихи, за что спасибо вам). Вы не хуже пишете, вы - другая. Просто другая. У вас другое восприятие окружающего мира, менее эмоциональное и более лиричное. Скляднева и Ракитскую объединяет мощь выражаемых чувст и эмоций. У вас же чаще прослушивается музыкальная грусть, философичность, терепеливая мудрость. Вот сейчас пришла в голову такая аналогия. Есть люди, которые в горе громко и открыто убиваются, а есть люди, которые плачут внутри себя, так что могут заметить только самые близкие, и то не всегда. Не помню чьи это слова: "Мудрость не уменьшает страдания, но уменьшает жалобы". Я постараюсь узнать о той женщине. Напишу вам.

284410  2008-10-24 21:57:10
Извините, но это произведение не участвует в рейтинге!
- А почему?

284434  2008-10-27 16:57:32
ТК
- Дорогая Марина, благодарю Вас еще раз за все, за все. Удачи!

Уважаемый Владимир Михайлович, а стихи на самом деле выпали из рейтинга.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100