Проголосуйте за это произведение |
Критика
16 февраля 2009
года
Территория искусства не есть территория нейтральная. Это
земля прорыва из-за колючей проволоки маргинального сознания, раскалённая
сухая
почва которой с одинаковой лёгкостью впитывает слёзы, пот и кровь. Это Курукшетра - поле битвы, и дерево исполнения желаний -
Кальпаврикша - растёт на ней. То
что невозможно человеку - возможно Богу, и то, чего нельзя объяснить
словами,
застревающими в толстом кожаном щите всегда обороняющегося индивидуума,
можно
растолковать оружием искусства - в арсенале художника есть и таран, и
смертельные бактерии прекрасного, и ядовитые семена сомнения, и специально
обученные жучки-шизоеды. Искусство кажется
безобидным, и уже поэтому опасно - человек не
принимает несомой им угрозы всерьёз, пока не становится поздно - брешь в
круговой обороне пробита, ты плачешь и смеёшься, и испытываешь дискомфорт от
невозможности поговорить со своим бухгалтером о бретонском
периоде в творчестве Гогена.
Ты ещё этого не понял, но ты уже попал, ты на игле, коллега, у тебя
появилось
внутреннее убежище на Небесах, откуда земное может казаться мелким и
марионеточным. Искусство поднимает человека на высоту, при взгляде с которой
вся привычная шкала ценностей меняется, летит в тартары, потому что жизнь и
смерть, любовь и ненависть, ложь и правда, к нашему удивлению, волнуют нас
больше, нежели дебет и кредит.
Искусство не средство украшения жизненного пространства, это могучее
средство
очистки пространства внутреннего от многолетнего мусора пережёванных и
выплюнутых эмоций, это боевая колесница, расчищающая дорогу для Грядущего за
ней. Чистота восприятия - необходимое условия для раскрытия сердца и
наполнение
его музыкой сфер. Как сладостно поёт муэдзин на минарете, как дивен заречный
колоколец над пасхальной Москвой, как замирает дух от
удара
в большой гонг руки в шафрановом рукаве, и что сравнится с трубным голосом
шофара на Рош ха-Шана?
Один мастер всегда раскрыт для другого мастера, и один разбуженный
искусством
человек для другого такого же. Недооценённая объединяющая сила искусства не
имеет ничего общего с глобализацией, ничто национальное не чуждо искусству,
но
объединение любящих его людей происходит в надмирном,
в наднациональном пространстве. Любые конфликты между людьми видятся с этой
высоты детской ссорой во дворовой песочнице. При
всей
силе воздействия прекрасного на человека, характер этого воздействия не
имеет
ничего общего с насилием. Лишённые идеологии, музыка и живопись открывают
перед
нами дорогу, но не тянут по ней на аркане впертости тянущих, и не толкают на неё пинками убежденности
толкающих.
Искусство освобождает человека, ветер свободы одинаково свистит и в смычке
скрипача и в кисти живописца. Не распознанный в своё время аппаратами
подавления, он вырвался за крепостные стены княжеств, ханств и цитаделей
бюрократов, чтобы окрепнув, вернуться торнадо разрушающим, смести с лица
Земли
ненужные стены между народами, поднять-закружить в вихре света вчерашних
врагов
и опустить их на обновлённую Землю братьями и сёстрами.
Речь должна завораживать. Есть тайна звука
и есть тайна знака. Сливаясь воедино, они образуют материю литературы. Но
кроме
утилитарной функции передачи звука на письме, знак имеет миссию - через него
мы
связаны со всей толщей культуры. Отказ от национального алфавита
переживается
обществом болезненно. Не надо пытаться и своё национальное искусство
объявлять
доморощенным. Войти в небесный храм искусства много проще через привычную
дверь
в соседнюю мазанку, хижину, бунгало, шатёр, избу или чум. Наукообразный,
искусствоведческий подход к искусству - ущербен изначально, говорить об
искусстве
уместно только языком искусства -
универсальном языком лобового воздействия на эмоциональный мир
человека.
Он может быть выражен различными словесными, звуковыми,
обонятельными или изобразительными средствами, не существует отдельного
языка
музыки, поэзии, живописи, танца или кинематографии - есть один язык,
понимаемый
всеми различающими его среди иных земных голосов, и различные средства
.говорения. на нём. Любой язык имеет своих носителей, и есть широкий круг в
том
или ином объёме язык выучивших. Носитель языка искусства это Мастер,
Художник. Он приходит в наш мир уже слышащим стихии и непосредственно у них
учится этому языку дальше. Языку искусства можно научится
и у людей, но носителем его только рождаются. Истина же не рожается в спорах, она раскрывается
человеку по мере раскрытия духовного зрения. Но в чём предназначение
искусства,
зачем снова и снова приходят в мир носители его языка, почему в той или иной
мере общество готово оплачивать их труд, покупать музыку, поэзию, картины,
архитектуру... Зачем нужна живопись? Стихи? Музыка?
Почему мы не хотим жить в комфортабельных коробках приятного чёрного цвета?
Какое это всё имеет значение для выживания нас как биологического вида? Или
не
имеет, а только отнимает общественный ресурс у науки, медицины... И, если мы говорим о всеобщем языке искусства, то
существует ли вообще искусство национальное, а если да, то что это такое?
Ответ
кажется таким - эмоциональный мир человека нуждается в определённой пище.
Алчущими её мы созданы природой, эволюцией, Богом, ими в шесть рук - каждый
определяет это для себя сам, но отторгнуть самих себя мы не можем - сами для
себя мы тоже аксиоматичны. Человек сознательно стремится к счастью - то есть
к
состоянию полного душевного комфорта, к определённому химизму мозга,
зависящему
и от внешнего и от внутреннего. Умение быть
счастливым
- величайшее из человеческих умений, в погоне за этим умением, в попытках
овладеть им - и создана вся наша цивилизация. Средства достижения счастья
усложнялись вместе с нами, пока в письменных памятниках древней Бхараты не предстали в своём сегодняшнем виде. Человек
древнеиндийского эпоса - это человек сегодняшний. Ни малейших различий не
нахожу я между персонажами Рамаяны и .Независимой газеты.. Итак, счастье -
величайшая из человеческих валют - напрямую связано с эмоциональным
состоянием,
а общечеловеческим языком, напрямую воздействующим на наши
эмоции является искусство. Искусство помогает нам быть счастливее.
Но, как от качества пищи зависит телесное здоровье, так и от
качества искусства, входящего в нашу жизнь, зависит качество нашего нетелесного счастья... Странно, что другие раздражители
так
же напрямую воздействующие на наш эмоциональный мир и, казалось бы, более
важные для выживания - секс, деньги... не могут заменить это странное и
эфемерное чувство восторга или душевного комфорта от воздействия на нас
искусства тварного и нетварного
во всём его видимом и слышимом диапазоне. Но душа художника жаждет искусство
особого рода - искусства обнажающего сердце мастера в его диалоге с Творцом
Неба и Земли. Мексиканское искусство - это поиск
свободного прохода
между миром горним и низшим, искусство индейцев кри -
поиск гармонии в отношениях человека и дикой природы, русское искусство
всегда
казалось мне поиском покоя и света, а еврейское искусство это жажда
праведности
и святости, диалог с Богом об их возможности на Земле...
Мастер всегда открыт миру. Он чувствует его остро, бескожно,
слёзная железа мастера всегда наготове, об этом редко говорят - но свои -
знают. Все мы чувствуем прекрасное в природе. Очарование пейзажа, плеска
волны
и пения птиц. Нет лучшего мастера, чем она. У неё и только у неё учится
художник, у природы и духов её, только они-то и делают мастера мастером.
Но, если излияние природы непрерывно, излияние подлинного
художника
всегда лавинообразно - искусство в нём копится, а потом или художник сам
открывает некие шлюзы, или помимо его воли сходит лавиной певчее слово,
полотно, симфония... Живописцам более характерна эта лавинность,
сколь многие мастера сдерживали в себе искусство до среднего возраста, до
сорокалетия,
а потом оно прорывалось из них, сносило и прибрежные постройки и
самих
мастеров, потому что копится всегда над нами, выше, и если хлынет, то унесёт
этим мощным потоком и нас самоих... Гоген, Ван Гог, Чотнвари, Заполянский... называю самые дорогие мне
примеры.
Примеров - ярких и убедительных - сотни. Этот сдерживаемый до времени поток
разрушает привычный уклад безопасной жизни. Выбирая между искусством и чем
угодно иным - любовь, деньгами, карьерой... художник всегда выбирает
искусство.
Всё остальное приносится в жертву. Отношения художника и искусства -
жертвенны.
Искусство, действительно, требует жертв. Эти вынужденные жертвы редко
приносятся добровольно. Мастер жертвует тем или иным не потому, что готов к
этой жертве, а потому что у него не получается жить иначе. А, если
получается -
он не становится мастером. Стоит ли говорить, что тысячи
молодых людей готовы пожертвовать благополучием своих близких ради
искусства?
И жертвуют с чувством собственного высокого предназначения. И ничего
значимого
не создают. Художник никогда не готов к жертве. Она мучительна для него.
Казалось бы, всё бы отдал, чтобы удержаться от неё, чтобы погрузиться в
спокойную жизнь. Но не может. И не чувство собственного величия испытывает
он в
этом жертвоприношении, но чувство безмерной вины перед своими
близкими. Потому что мастер открыт не людям, а Богу.
Искусство принадлежит миру. Родившись в иных сферах, оно спускается на землю
для ежедневной работы в человеческих душах. Умение принять дар
вырабатывалось
обществом долго, неозначенному диалогу художников и мира тысячелетия.
Индивидуум всегда в обороне. Всё, способное потревожить покой, нарушить
безопасный уклад жизни подвергается сомнению или отторжению. Но искусство -
пробивающее защитную оболочку, принимаемо миром как лекарство. Чтобы пробить
человеческую броню, нужна некоторая критическая масса. Не отдельный кадр, а
фильм; не пара нот, а симфония; не строка, а песня; не один холст, а целый
музей - умело выстроенный визуальный ряд. Хороших с этой точки зрения музеев
в
мире сегодня нет. Музеи России, например, в большинстве своём даже не
провинциальны, а колониальны. Третьяковская
Галерея,
Эрмитаж... это не художественные музеи, а лавка древностей. И это уже не
аксиома, а беда. Потому что искусство, призванное служить всем и каждому,
служит единицам, способным собрать этот музей внутри самих себя,
отфильтровать,
промыть серую породу, собрать золотой песок и сплавить его крупицы воедино.
У
каждого из нас есть своя маленькая домашняя вера. Я верю, что 21 век станет
веком настоящих музеев. Подлинных храмов изобразительного искусства,
способных
перевернуть внутренний мир человека, обратить его лицом к прекрасному.
Сперва - к прекрасному, а потом как неминуемое следствие - к Творцу прекрасного. Я слышу гул, шум незримых крыл, пенье флейт,
трубные
звуки шафаров, чувствую огнь обжигающий - грохот
срывающейся в мир лавины великого изобразительного искусства. Несущего нас к пока неоткрытому наукой Богу.
Проголосуйте за это произведение |
Это манифест. Хорошо сказано о счастии. Всё верно.
|
Самое оптимистичное в Вашем тексте это: "ИСКУССТВО ПОМОГАЕТ НАМ БЫТЬ СЧАСТЛИВЕЕ" Так что же такое искусство? Средство самовыражения художника или Средство познать истину, тайные пружины мироздания, Истоки всех пороков и страстей человечества. Культура - это не только сфера досуга. Культура - это то, чему необходимо обучать человека с малого возраста, потому что ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ ЖИВОТНЫМ. Это доказал пример выживания грудного ребенка в волчьей стае - МАУГЛИ. Но хочется верить, что "ИСКУССТВО ПОМОГАЕТ НАМ БЫТЬ СЧАСТЛИВЕЕ" / Нов - ск, 17 фев 2009 /
|
|
А в спорах избегай амбиций, Дурные силы не тревожь... Не дай Бог, истина родится - Где сиську ей тогда найдешь?
|
|
А в спорах избегайте споров, А убегите в лес, укоротив свой норов. Не дай вам Разум истину искать, Не дай вам Мать её сыскать. . Но без толку, всё напрасно: Искать ведь будут все и это-то ужасно\прекрасно!
|
Вышла маленькая ошибка. Вариации. А в спорах избегайте споров, А убегите в лес, укоротив свой норов. Не дай вам Разум истину искать, Не дай вам Мать её сыскать. . Но всё без толку, всё напрасно: Искать ведь будут все и это-то ужасно\прекрасно!
|