Проголосуйте за это произведение |
ДВА ЕВРЕЯ - БОГАТЫЙ И БЕДНЫЙ
или еще одна поучительная история о свободе выбора.
(На сцену выходят два клоуна - толстый и тонкий. Толстый клоун - это БЕДНЫЙ ЕВРЕЙ, а тонкий клоун - БОГАТЫЙ ЕВРЕЙ. Толстый клоун держит на руках толстого льва, а тонкий клоун ничего не держит, даже зла).
ТОНКИЙ БОГАТЫЙ ЕВРЕЙ. Вот вам еще поучительная история о свободе выбора. Есть у меня приятель, тоже Игорем зовут. Родом он из небольшого украинского города. Учился он в политехническом институте, и однажды летом приехал в Москву на практику. Было это лет двадцать назад. А надо Вам заметить, что приятель мой был заядлый театрал. И как-то раз в театре имени Ермоловой - была такая великая русская актриса...
ТОЛСТЫЙ БЕДНЫЙ ЕВРЕЙ \нетерпеливо перебивает\. Читал, читал...
БОГАТЫЙ ЕВРЕЙ. ...на спектакле - уж не помню каком - знакомится Игорь с девушкой по имени Полина. Увидел Игорь ее и сразу понял - это судьба! Возблагодарил он мысленно Б-га за такой ценный подарок, а сам от счастья просто голову потерял. Да и как тут не потерять голову! Представьте себе стройную, жгучую брюнетку с королевской осанкой...
БЕДНЫЙ ЕВРЕЙ. Вы что же, видели ее?
ТОНКИЙ ЕВРЕЙ. Нет, но я могу же себе представить! По рассказу Игоря!
ТОЛСТЫЙ ЕВРЕЙ (примирительно) Да-да, конечно! Могу представить, как Вы себе представляете. Я тоже представлю. Себе.(представляет себе красавицу)
ТОНЕНЬКИЙ ЕВРЕЙ. Охватила Игоря горячая волна и понесла. Расщебетался он перед Полиной, раздухарился. А при этом у самого бровь разбита, пластырем прикрыта и на пол-лица синюшный отек. Это он на автозаводе травму получил. Однако девушку это не смущает (а может, и смущает), но она его вежливо слушает. А Игорь трещит без умолку о пустяках, нет бы о самой Полине побольше разузнать. Ну ничего, думает он, потом успею - еще антракт впереди. А сам в полном смятении.
Вот заканчивается первое действие, идут они в фойе. Хочет Игорь девушку в буфете угостить, но она вежливо отказывается. Он опять все соловьем разливается, знаниями о московских театрах похваляется, чтоб на Полину впечатление произвести; и потом - все о себе да о себе, да где он учится, да какой он сам актер-любитель... А у самого язык не повернется расспросить, чем же Полина занимается, учится или работает, и можно ли ее проводить или позвонить. Растерялся парень совсем. Ничего, думает, еще время есть, после спектакля обязательно провожу и все о ней подробно узнаю.
А надо вам сказать, что сидели они в разных рядах - Игорь в третьем ряду, а Полина - в шестом. Деталь эта очень важна для понимания дальнейших трагических событий. Билеты и Полине и себе Игорь купил с рук, так как в кассе их не было. Перед театром стояла большая толпа жаждущих попасть на спектакль , но Полину Игорь увидел сразу, увидел и обомлел. Она тоже была без билета. Как же назывался спектакль?.. Игорь мне говорил, но не могу вспомнить... Итак, сначала он купил билет в шестом ряду и вручил его Полине. А сам в третий ряд попал благодаря бабушке, которая поджидала подругу детства, да так и не дождалась.
ТОЛСТЕНЬКИЙ ЕВРЕЙ. Долго, видимо, ждала. С самого детства.
БОГАТЕНЬКИЙ ЕВРЕЙ. Приятель мой хоть и болтлив, да тут оказался неловок. Не догадался бабулю с Полиной местами поменять, или хотя бы самому в шестой ряд сесть, тогда Полина была бы на виду.
ТОЛСТОКОЖИЙ ЕВРЕЙ. Не мог он в шестой сесть, народу же битком!
УТОНЧЕННЫЙ ЕВРЕЙ. Теперь представьте: Игорь сидит в третьем ряду у левого края, Полина в шестом, у самого центрального прохода. Вот заканчивается спектакль, и Полина плывет с толпою к выходу. Игорь ее видит, может даже окликнуть, но между ним и Полиной энное количество людей, и он стесняется при всех. Но ему хотелось верить, что она его подождет у выхода. Хотя они и не договаривались об этом . Вы спросите, почему ему так хотелось ?
ТОЛСТОМОРДЫЙ ЕВРЕЙ. Да-да, спрошу.
ТОНКОНОГИЙ ЕВРЕЙ. Скорее всего потому, что он был самоуверенный болван. Проходить двадцать минут в антракте с красавицей и не спросить ни фамилии, ни профессии, ни телефона, не договориться о провожании - то есть не узнать ничего, кроме имени Полина! Глупость, да и только. Игорь объяснял мне всю эту нелепицу своей стеснительностью, боязнью быть чересчур навязчивым. Ну, согласитесь, какая там навязчивость!? Закомплексовал парень. И к тому ж эта разбитая бровь... Он еще спрашивал девушку, не шокирует ли ее это.
ТОЛСТОЛОБЫЙ ЕВРЕЙ (участливо) И что же она ему ответила?
ТОНКОСТРУННЫЙ ЕВРЕЙ (раздраженно) Да ничего она ему не ответила - головой качнула! В общем, он надеялся, что все успеет потом.
ТОЛСТОМЯСЫЙ ЕВРЕЙ (поглаживая толстого льва) Да -а...а потом - суп с котом...
СУХОЩАВЫЙ ЕВРЕЙ. Итак, я остановился на том, что Полина плыла к выходу, Игорь позади, подхваченный тем же потоком, и оба они вливались в черное чрево города Москвы; она, видимо, спокойно, под впечатлением спектакля, а он - беспокойно, - под впечатлением этой встречи, предвкушая дальнейшую беседу с Полиной. Полина была столь прекрасна, что Игорь разволновался не на шутку. И вот, выплыв наконец из театра, Игорь вдруг оказался в темноте, - ибо к десяти вечера темнеет летом на этой широте, - в темноте, где лиц не видать, а уж тем более короткой стрижки черноволосой Полины, которую тут же эта тьма и проглотила. Не хватило нашему герою двадцати секунд, чтобы ухватить за хвост свою жар-птицу.
ТОЛСТЕННЫЙ ЕВРЕЙ. Банальный случай. Сколько про это написано и фильмов поставлено...
ТОНКОСТЕННЫЙ ЕВРЕЙ. Вот-вот, я и говорю. Игорь стал жертвою типичной истории. То есть, она нетипична для людей прямых и напористых, которые своего не упустят. А для слюнтяев - сколько угодно! С выводами он поспешил, а усилий особых не приложил. И не сошлась мечта с действительностью.
Больше Игорь в то лето в театры не ходил. Все свободное время он торчал возле Ермоловского в надежде увидеть Полину - вдруг снова на спектакль придет...
ТОЛСТОВАТЫЙ ЕВРЕЙ. И они больше никогда не виделись? За все двадцать лет?
ТОНКОВАТЫЙ ЕВРЕЙ. Нет.
ТОЛСТУНЧИК - ЕВРЕЙ. И он до сих пор ее помнит?
ХУДОЙ ЕВРЕЙ. Он ее ищет.
УТОЛЩЕННЫЙ ЕВРЕЙ. Где!? Возле Ермоловского театра?! (хохочет, резко обрывает смех и насупливается) Ид -диот.
ПАУЗА
Мне эта история напоминает "Белые ночи" Достоевского. Там, правда, девушка дежурство несла, а парню все некогда было.
ХУДОЩАВЫЙ ЕВРЕЙ. Ну -у...там хоть "хэппи энд",а тут...Короче, уехал Игорь мой в свою Горловку несолоно хлебавши...
ЖИРНЫЙ ЕВРЕЙ. В Горловку? Он из Горловки? Хе! У меня же там родня! Вот тесен мир! Так может, я знаю этого деятеля?
ХУДЕНЬКИЙ ЕВРЕЙ (долго смотрит на собеседника) Вряд ли.
ПОЛНЫЙ ЕВРЕЙ. Бывал я в Горловке, и не раз. Шахтерский город. Но шебутно-ой!
ХУДЮЩИЙ ЕВРЕЙ. Да, химия, заводы...
ПОЛНОВАТЫЙ ЕВРЕЙ. Я и говорю - заводной! Чуть какая заваруха на Донбассе - сразу "Горловка, Горловка"...
ОТОЩАВШИЙ ЕВРЕЙ. Ну, естественно, Вы как нагрянете туда - сразу заваруха и начинается.
КРУПНЫЙ ЕВРЕЙ (беззлобно) Ладно, беседуем. Кстати! Знавал я одного сумасшедшего из Горловки! Все мечтал "Гамлета" на идиш поставить...
НЕПРИМЕТНЫЙ ЕВРЕЙ. Ну и как, поставил?
МАСТИТЫЙ ЕВРЕЙ. Да, у себя на столе. До сих пор, наверно, играет. Сам с собой.
ПРОЗРАЧНЫЙ ЕВРЕЙ. Неудивительно. Чем дальше от столицы, тем ближе к идеалу. Так вот, уехал, значит, Игорь в Горловку. И стали происходить с ним очень нехорошие вещи. Просто как наказание какое-то. Ровно через год, летом, он чуть не утонул в море. Ровно через два года, тоже летом, женился на душевнобольной. А ровно через три года - опять летом! - сильно заболел. Понял тогда Игорь, что все это неспроста, и решил он бежать из Горловки. Но куда? От себя-то не убежишь. Кочевал он по разным городам, пока судьба опять не занесла его в Москву. И начинает он работать актером в театре - каком бы вы думали? - да, в том самом, имени Ермоловой, была такая великая русская актриса!..
МОРДАТЫЙ ЕВРЕЙ. Погодите, Вы же говорили, он учился в политехническом...
ЖИЛИСТЫЙ ЕВРЕЙ. И учился, и закончил, но работать стал в театре! Актером! Не перебивайте!.. И всякий раз после спектакля он выходит на улицу не через служебный, а через парадный вход, с толпой зрителей, и снова ощущает этот трепет, и опять видит впереди короткую черную стрижку, ускользающую от него в темноту ночи, и идет в соседний бар пропустить рюмочку, чтобы заглушить проклятую память.
КРУПНОВАТЫЙ ЕВРЕЙ. Да... грустно.
ХИЛЫЙ ЕВРЕЙ. Это еще не все! Вы думаете, этот чудак смирился? Не-ет! Пошел он к ясновидящему и выяснил, что красавица Полина давно вышла замуж и укатила с семьей за рубеж. А он-то думал, она его ждать будет все двадцать лет!
СОЛИДНЫЙ ЕВРЕЙ. (задумчиво) Ну почему же... история знает подобные случаи.
ХЛИПКИЙ ЕВРЕЙ. Но это, увы, другой случай! Иначе бы она дождалась его у выхода театра. Тогда, двадцать лет назад.
МОЩНЫЙ ЕВРЕЙ. Тоже могла постесняться. Неудобно девушке брать инициативу на себя (помолчав). Интересно, в момент знакомства она была замужем?
ТОЩИЙ ЕВРЕЙ. Ясновидящий сказал, что нет.
ТУЧНЫЙ ЕВРЕЙ. А еще какие-нибудь подробности ? Ну, например, в каком городе она сейчас живет? "Полина" вообще имя редкое... Можно как-то попробовать...
СУБТИЛЬНЫЙ ЕВРЕЙ. Этого Игорь не сказал, хоть я и допытывался. Но одну тайну он все же выдал. Сказано ему было, что встреча эта действительно планировалась небесами. В прошлой жизни он и Полина были мужем и женой. ОН УЗНАЛ ЕЕ. Потому и забыть не может до сих пор. Но узнала ли она его - вот вопрос!
ПУЗАТЫЙ ЕВРЕЙ (раздумчиво) Может, и узнала, но, как гордая и сдержанная девушка, ждала от него инициативы. Такая навязываться не будет.
ДОХОДЯГА-ЕВРЕЙ. Так что не имел он права ее терять, но вот - потерял. А уж ждала она его у выхода или нет, одному Б- гу известно...
ОГРОМНЫЙ ЕВРЕЙ....который это срежиссировал, да исполнитель сплоховал.
ХУДОСОЧНЫЙ ЕВРЕЙ. Может. и ждала, да он в другую сторону за ней кинулся.
ГРОМАДНЫЙ ЕВРЕЙ (упрямо) Такая ждать не будет!
( Оба молчат. Каждый думает о своем, точнее, о своей.)
( оживленно) Значит, встреча была предопределена! Г -дь сделал все, что мог. А дальше вступили в силу, точнее, в бессилие стеснительность Вашего дурака плюс законы арифметики ( чертит хвостом толстого льва на песке): расстояние длиною в половину театрального ряда, это, допустим, мест 15...берем примерно 15 метров, плюс ширина трех рядов, это еще метров 5. То есть около 20 метров. Значит, Вашему Ромео необходимо было покрыть всего каких-то 20 метров! Растолкать толпу, перелететь по воздуху, но что-то сделать! Нельзя же быть таким беспечным, видя, как твое счастье уплывает из рук. Смотрите, сколько препятствий пришлось преодолеть Г-ду! Забросить Вашего недотепу из Горловки в Москву, выбрать для него и Полины свободный вечер, свести их в одном месте огромного города, дать достаточное количество времени для беседы, найти, в конце концов именно для них два лишних билета, оставив с носом огромную толпу желающих - и все это ради того, чтобы этот лопух все испортил! Ну так вот что я Вам скажу - недостоин он этой красавицы! И правильно Г- дь сделал, что в дальнейшем не устроил им встречи и отдал Полину другому, я так думаю, более настойчивому юноше. А Вашему артисту все пути к ней перекрыл - видите, даже за рубеж ее отправил! Вот это и есть - наказание! Самоуверенность губит, равно как и неуверенность. Он почему-то решил, что Полина уже ему принадлежит, безо всяких усилий. А надо ведь не только принять подарок из дланей Г-да, но и уметь еще его удержать в своих руках.
ХРУПКИЙ ЕВРЕЙ. Думаю, что перечисленных Вами условий недостаточно для полной гармонии. Если все было заранее предусмотрено Б - гом, то и эти злополучные 20 метров - тоже.
ГРУЗНЫЙ ЕВРЕЙ. Ну тогда это не судьба, а случайность. Б- г просто подразнил Вашего друга.
ИССОХШИЙ ЕВРЕЙ (обиженно) Зачем?
ПОЛНОТЕЛЫЙ ЕВРЕЙ. Не знаю. Может быть для того, чтобы он ценил в дальнейшем каждую секунду жизни.(Горячо) Ну конечно! Эти 20 метров и есть любезная сердцу свобода выбора, данная Г -дом! Хочешь - преодолевай 20 метров и будь счастлив, а хочешь - не преодолевай и будь одинок. Что тоже неплохо. Если событие неизбежно, то свободы выбора у его участников нет. Но как только событие совершается, то Г - дь оставляет человека перед свободным выбором. В конце концов, у Г -да ведь много и других забот! Не может же Он все за человека делать, да и не хочет! Мы все ругаем Его, вечно с претензиями, а сами-то каковы? Так что многое зависит и от нашего поведения. С момента знакомства с Полиной Ваш друг стал выбирать - нужна или не нужна ему эта девушка, и надо ли продолжить знакомство...
ВЫСОХШИЙ ЕВРЕЙ. Он-то решил, что надо, но почему-то не довел эту идею до конца. Кто-то ему помешал. Может быть, Сатана сбил его с толку и заставил говорить не те слова. Пока он болтал да тянул время, счастье растворилось во тьме.
ДОРОДНЫЙ ЕВРЕЙ. Так можно вообще снять с него всю ответственность! Но если там и присутствовал Сатана, то экзамен на святость Ваш герой все равно не сдал. Значит, виноват опять-таки он, а не Сатана. Большое свинство - взваливать инициативу на девушку. Вот тут Г - дь его не поддержал и больше шанса не дал. И выходит, что никакого выбора юноша так и не сделал. Точнее, сделал - в пользу одиночества.
ПАУЗА
ДОХЛЫЙ ЕВРЕЙ. Да... Игорь сейчас известный актер, режиссер, и все такое прочее... Но он никогда не был счастлив в личной жизни. По-прежнему одинок и одержим лишь одной мыслью - найти Полину.
УПИТАННЫЙ ЕВРЕЙ. Зачем? У нее же семья, дети! Дважды в одну реку не войдешь и судьбу не перевыберешь.
ИСХУДАЛЫЙ ЕВРЕЙ. Видимо, это любовь.
ОТКОРМЛЕННЫЙ ЕВРЕЙ. И прекрасно! Пусть любит ее как мечту, как недостижимый идеал. Пусть будет счастлив в неведении. Пусть это вдохновляет его! Кто сказал, что с Полиной ему было бы хорошо? Первое впечатление обманчиво, да и второе тоже. Мало ли что покажется человеку в полутьме! Вы уверены, что она ответила бы ему взаимностью? Ясновидящие тоже ошибаются. Они за деньги такое понарасскажут! Может наоборот - не Г -дь, а именно Сатана подстроил эту встречу. Может, Полина - это великое искушение, и его надо было преодолеть. А вдруг она погубила бы Игоря в первый же вечер - равнодушием, презрением? Какой-то провинциал с хохляцким акцентом и подбитым глазом...
КОСТЛЯВЫЙ ЕВРЕЙ. Бровью...
ПУХЛЫЙ ЕВРЕЙ. Ну бровью! Не в глаз, так в бровь. В конце концов, она уже могла иметь жениха, и не дала бы ни адреса, ни телефона, не сообщила бы фамилии и провожать бы запретила!.. Да может, она и не Полина вовсе, а Клара!..
ПОДЖАРЫЙ ЕВРЕЙ.(вздрогнув) Почему Клара?
ПУХЛЕНЬКИЙ ЕВРЕЙ. А так! Она же была еврейка?
СУХОПАРЫЙ ЕВРЕЙ (бледнея) Откуда вы знаете?
ДЕБЕЛЫЙ ЕВРЕЙ. А чего тут знать?
ПАУЗА
ТЩЕДУШНЫЙ ЕВРЕЙ. Игорь попытался ей намекнуть на родство крови. Сделал он это довольно неуклюже. Он сказал ей: "У меня есть бабушка, ее тоже зовут Полина".
ОЖИРЕВШИЙ ЕВРЕЙ (ерничая). Надо было сказать на идиш. Она бы поняла. "Ду бист а идишке, ё?"
Оба смеются, СУХОЙ ЕВРЕЙ машет рукой.
ОТОЩАЛЫЙ ЕВРЕЙ. Ну что Вы! Кто сейчас понимает идиш?
ОПЛЫВШИЙ ЕВРЕЙ. Но Игорь-то хоть понимает?
ХЛЮПИК √ ЕВРЕЙ (иронично) Да, со словарем. Но эту фразу он бы сказал... А! "Слова, слова, слова..." Все решают дела, а не слова.
ТОЛСТОПУЗЫЙ ЕВРЕЙ. Так вот, я продолжаю развивать свою идею по поводу женского равнодушия: и выловили бы труп Вашего дружка в грязной Москве-реке дня через три, и не стал бы он знаменитым актером! Значит то, что он не преодолел эти несчастные 20 метров - и есть его правильный выбор!
ПАУЗА
ХУДОРОДНЫЙ ЕВРЕЙ. Я вспомнил .
ТОЛСТОБРЮХИЙ ЕВРЕЙ. Что?
ДОШЕДШИЙ ЕВРЕЙ. Вспомнил название того спектакля.
ШИРОКИЙ ЕВРЕЙ. Ну?
ДИСТРОФИК - ЕВРЕЙ. "Ван Гог ".
КОЛОССАЛЬНЫЙ ЕВРЕЙ. "Ван Гог "?
УПРЯМЫЙ ЕВРЕЙ. Да. "Ван Гог ".
ДОБРОДУШНЫЙ ЕВРЕЙ. Почему "Ван Гог "?
УПОРНЫЙ ЕВРЕЙ. Не знаю.
МЯГКИЙ ЕВРЕЙ (пожав плечами) Тоже был сумасшедший.
ПАУЗА
ТОНКИЙ КЛОУН, он же ВЛЮБЛЕННЫЙ ЕВРЕЙ. Все-таки я верю в то, что это была судьба. И выбор был правильный. Потому что он полюбил. На всю жизнь. Любовь - вот главный выбор (обращается к публике) Полина! Если ты находишься сейчас в этом зале, вспомни нашу встречу 20-летней давности. Я понимаю, что это трудно, но все же - постарайся! (касается правой брови) Видишь - бровь давно зажила, и даже шрам незаметен. Я уже не такой безобразный, как тогда, правда? Вспомни - и откликнись. Поверь, твой отклик стоит 20 лет ожидания. Для меня, по крайней мере. А тебя это вовсе ни к чему не обяжет. Но если тебя нет в этом зале, я буду ждать еще 20 лет. Я буду искать тебя всю жизнь. И буду любить тебя даже после смерти. Потому что это мой самый главный выбор.
(ТОНКИЙ КЛОУН, он же ВЛЮБЛЕННЫЙ ЕВРЕЙ спускается со сцены и идет по залу, напряженно всматриваясь в лица. Наконец, он не выдерживает, и тишина лопается от зова, похожего на вопль, на заклинание, на молитву.)
Полина!! Полина!!! Отзовись, прошу тебя!!! Полина -а -а -а-а!!!!!!!!!!
(Он кричит все громче, крик переходит в рыдание, в истерику. ТОЛСТЫЙ КЛОУН в испуге сбегает со сцены, обнимает его, пытается успокоить).
ТОЛСТЫЙ КЛОУН. Ну Игорек, родной, ну перестань! Ее наверняка здесь нет! А если и есть, то муж рядом, детки! Ну неудобно же ей! Не ставь женщину в дурацкое положение (ВЛЮБЛЕННЫЙ ЕВРЕЙ бьется в его объятиях и рыдает) Ну ты же такой умный, талантливый... (сам рыдает, обращается к публике) Среди вас нет врача? Успокоить этого психа... Каждый раз такое. Ничего не могу с ним поделать. Уже пол-Европы объехали с этой репризой, Америку, Израиль, - а Полины все никак не найдем. Пять лет играем, давно хочу бросить, да жалко этого чудика. Может быть, она и видела нас, может даже здесь сидит, да постесняется ведь за кулисы зайти после спектакля... Или хотя бы позвонить... Телефон можно у администрации узнать. А имена наши- в программках┘ Да скорее всего забыла она этого растяпу! И не нужен он ей вовсе. Слышь, Гарик? Сколько баб красивых на свете, свистни - все твои будут! А? Ну свистни!.. (плачет) Что тебе одна-то сдалась! Несчастье ты мое! Жертва собственных фантазий! Э- эх! Сколько же мне еще с тобой мучиться? (сильно встряхивает своего партнера). Гарик! Ты мужик или баба? Ну идем, идем. Угораздило тебя... летом 78-го... в Москве оказаться... Ид -диот...(взваливает ВЛЮБЛЕННОГО ЕВРЕЯ себе на плечо, публике) Извините...Вечно он финал испортит...(вытирает слезы) Извините... (уходит за кулисы, унося ВЛЮБЛЕННОГО ЕВРЕЯ ).
КОНЕЦ
1998 . Москва.
Проголосуйте за это произведение |
|
<< У него была всего одна молитва, только одна. Раньше он не молился совсем, даже тогда, когда жизнь вырывала из смятенной души крики бессилия и ярости. А теперь, сидя у открытого окна, вечером, когда город зажигает немые, бесчисленные огни, или на пароходной палубе, в час розового предрассветного тумана, или в купе вагона, скользя утомленным взглядом по бархату и позолоте отделки - он молился, молитвой заключая тревожный грохочущий день, полный тоски. Губы его шептали:
|